Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 22:25, курсовая работа

Описание работы

В условиях рынка Беларуси основное положение зачастую занимают покупатели и заказчики, которым выгодно сначала получить товар или принять работу (услугу), и только потом расплатиться за них. Для того чтобы удержать свои позиции на рынке, поставщики все чаще используют предоставление коммерческого кредита в виде отсрочки платежей и т.д.

Работа содержит 3 файла

1 глава.doc

— 235.00 Кб (Скачать)

    При принятии решения о типе кредитной  деятельности фирмы стратегические направления в области кредитной  политики можно выявить с помощью  матричного метода, одного из признанных методов анализа стратегии в  менеджменте.

    Срок  кредита – это предельный период времени, который фирма дает клиентам для того, чтобы внести плату; например: кредит может предоставляться на 30, 60 или 90 дней. Одним из направлений совершенствования системы кредитных условий – это предоставления скидки за ранние платежи (за более раннюю оплату счета покупатель может получить скидку, например – 10 дней). Стоит отметить, что скидки за оплату счетов (на 5 – 10 день) в большинстве стран Европы составляют 3 %.

    Развитие  рыночных отношений и инфраструктуры финансового рынка позволяют  использовать рефинансирование дебиторской задолженности, т. е. ускоренный перевод в другие формы оборотных активов предприятия: денежные средства и высоколиквидные краткосрочные ценные бумаги. Основные формы рефинансирования дебиторской задолженности – факторинг, учет векселей, форфейтинг, секъюритизация.

    Факторинг — продажа дебиторской задолженности специализированному финансовому институту, факторинговой компании, обычно без права обратного требования. Факторинговая компания имеет кредитный отдел и проводит кредитные операции по счетам. Основываясь на своих данных кредитного анализа, факторинговая компания может отказаться от покупки счетов, которые она сочтет слишком ненадежными. При помощи факторинга фирма часто избегает расходов, связанных с поддержанием кредитного отдела и инкассированием средств. За несение риска и обслуживание дебиторской задолженности факторинговая компания получает комиссионные, которые обычно составляют около 1% номинальной стоимости дебиторской задолженности. Основные источники факторинга — коммерческие банки, факторинговые филиалы банковских холдинговых компаний и факторинговые компании со стажем. Основной недостаток этого метода состоит в том, что он может оказаться дорогим. Однако необходимо учитывать, что факторинговая компания зачастую освобождает фирму от учетных операций, связанных с коммерческим кредитом, издержек по обслуживанию дебиторской задолженности и расходов по инкассированию. [5, с.328-329]

    Различают насколько разновидностей факторинга, например факторинг с регрессом, когда в случае невозврата дебиторами долгов в установленный срок фактор - фирма востребует у предприятия ранее предоставленную авансовую сумму. В факторинге без регресса предприятие получает финансирование независимо от последующих платежей дебиторов. В частности, АСБ «Беларусбанк» предоставляет услуги факторинга с правом регресса. Обоснование целесообразность факторинга должна строиться на тех же принципах, что и привлечение кредитов, но с учетом определенных выше особенностей факторинга. Например, целесообразность факторинга с регрессом для дебиторской задолженности в национальной валюте может быть определена по формулам (1.7) и (1.8). 

    ДЗ*ФК1+В*ФК2<ДЗ* +ИЦ-1,                                         (1.7)

    или

    ФК1 + < +ИЦ-1,                                               (1.8) 

где ДЗ - среднегодовая сумма дебиторской  задолженности, руб.;

    В - выручка предприятия, руб.;

    Пд, - переменные затраты в себестоимости  реализации, руб;

    ОД - среднегодовая сумма оборотных  активов, руб.;

    ИЦ - среднегодовой индекс цен, долей;

      ФК1 - часть факторинговой комиссии за пользование авансируемыми денежными средствами, долей к авансируемой сумме;

    ФК2 - часть факторинговой комиссии за оказание услуг, далей к выручке;

    Тдз - ожидаемый срок погашения дебиторской задолженности, лет. [11, с.25-26]

     Форфейтинг  представляет собой финансовую операцию по рефинансированию дебиторской задолженности  по экспортному товарному (коммерческому) кредиту путем передачи (индоссамента) переводного векселя в пользу банка (факторинговой компании) с уплатой последнему комиссионного вознаграждения. Банк (факторинговая компания) берет на себя обязательство по финансированию экспортной операции путем выплаты по учтенному векселю, который гарантируется предоставлением аваля банка страны импортера. Форфейтинг используется при осуществлении долгосрочных (многолетних) экспортных поставок и позволяет экспортеру немедленно получать денежные средства путем учета векселей. Однако его недостатком является высокая стоимость.

    

    

    

      

    

    

      

Рис. 1.1 Финансовый механизм осуществления форфейтинговой операции рассмотрим на следующей схеме

    Учет  векселей, выданных покупателями продукции  представляют собой финансовую операцию по их продаже банку по определенной цене, устанавливаемой в зависимости от их номинала, срока погашения и учетной вексельной ставки. Данная операция может быть осуществлена только с переводным векселем.

    Также обратим внимание на возможность  передачи дебиторской задолженности  налоговому органу в счет погашения задолженности по налоговым платежам. Статья 58 Налогового кодекса Республики Беларусь предусматривает, что налог, сбор, пеня могут быть взысканы за счет средств дебиторов плательщика-организации в бесспорном порядке на основании решения руководителя (его заместителя) налогового органа по месту постановки на учет плательщика. Для использования такой формы погашения дебиторской задолженности необходимо, чтобы ко дню уплаты налогов у самого кредитора не было на счету денежных средств, поскольку иначе взыскание будет обращено в первую очередь на его деньги. [12, с.48-49]

    За  границей широко используется еще одна современная форма рефинансирования активов, в частности, дебиторской  задолженности – секъюритизация. Это процесс объединения прибыльных активов в пул с последующей продажей долей в этом пуле в форме ценных бумаг, обеспеченных активами (asset-backed securities - ABS).

    Страхование дебиторской задолженности предполагает страхование риска убытков от несвоевременного возврата денежных средств  покупателем или его банкротства. Использование этого метода может быть эффективно для торговых и производственных компаний, действующих на конкурентных рынках. К преимуществам страхования относят повышение финансовой независимости компании, так как компаниям, застраховавшим свою дебиторскую задолженность, как правило, значительно проще получить более выгодные условия по банковским кредитам. Среди основных недостатков страхования дебиторской задолженности можно отметить достаточно высокую стоимость этой услуги. [21]

    Для того чтобы правильно выстроить взаимоотношения с клиентами, необходимо постоянно контролировать текущее состояние взаиморасчетов и отслеживать тенденции их изменения в средне- и долгосрочной перспективе. При этом контроль должен быть дифференцирован по отношению к различным группам клиентов, каналам сбыта, регионам и формам договорных отношений. На примере конфигурации «Управление торговлей» системы программ «1С:Предприятие 8.0» рассмотрим основные механизмы поддержки принятия решений по управлению дебиторской задолженностью.

    Для анализа текущего состояния взаиморасчетов с клиентами в конфигурации «Управление  торговлей» можно использовать имеющиеся  в ней отчеты. Например, с помощью  «Отчета по клиентам» можно получить сведения о состоянии взаимных задолженностей с различной степенью детализации. По данным отчета «Анализ заказов» можно получить исчерпывающую информацию по состоянию каждого конкретного заказа: сколько отгружено, оплачено, осталось отгрузить и оплатить. Для представления руководству оперативной информации о важнейших показателях в сводном виде, характеризующих состояние предприятия, в том числе и состояние взаиморасчетов, предназначен отчет «Рапорт руководителя.

    При организации контроля взаимных задолженностей удобно пользоваться классификацией клиентов по степени их важности. Для этого часто применяется так называемый ABC-анализ, позволяющий разбить клиентов на три группы. В первую группу выделяются наиболее важные клиенты, приносящие основную часть выручки (прибыли). Ко второй группе относят тех клиентов, закупки которых относительно невелики, но достаточно стабильны и приносят пусть и небольшую, но все же значимую часть выручки. И, наконец, в третью группу выделяют тех клиентов, которые осуществляют незначительные или разовые закупки.

    В конфигурацию «Управление торговлей» встроены специальные отчеты для проведения АВС-анализа покупателей. По результатам его проведения программа автоматически расставляет метки «важности» клиентов. Разделение клиентов на группы может быть использовано как ориентир для организации контроля взаиморасчетов с ними, а также для принятия решений по дифференциации предоставляемых клиентам скидок, максимальным размерам кредита, проценту необходимой предоплаты, установке специальных бонусов и т.д. [18] 

    1.4. Зарубежный опыт управления дебиторской задолженностью 

    Дебиторская задолженность бывает: текущей, погашаемой в срок до одного года или в течение  операционного цикла; не текущей. Основное внимание уделяется текущей задолженности. Управлением дебиторской задолженностью занимается финансовый менеджер при участии главного бухгалтера. В среднем доля дебиторской задолженности в оборотных активах фирмы составляет 1/3.

    Дебиторская задолженность в мировой практике является достаточно надежным обеспечением кредита в качестве залога. Кредитор имеет полное право обеспечить дебиторской задолженностью выпускаемый вексель со всеми вытекающими отсюда последствиями.

    Правила стандартов финансового учета в  США, касающиеся дебиторской задолженности:

    1. Выделение различных типов дебиторской  задолженности, если это существенно;

    2. Обеспечение правильного расположения  оценочных (корректирующих) статей  рядом с соответствующими статьями  дебиторской задолженности;

    3. Дебиторская задолженность, отраженная  в разделе «Оборотные активы»,  должна быть превращена в деньги в течение одного года или операционного цикла;

    4. Раскрытие любых непредвиденных  убытков, связанных с дебиторской  задолженностью;

    5. Раскрытие любой дебиторской  задолженности, право на которую  передано или отдано в залог  в качестве обеспечения;

    6. Раскрытие всех значительных  рисков, связанных с дебиторской  задолженностью.

    В балансе предприятия дебиторская  задолженностью отражается по следующим  видам:

    • счета к получению;

    • векселя к получению;

    • не связанная с реализационной деятельностью.

    Задолженность «Счета к получению» возникает при  расчетах по «открытому счету», что  означает выставление покупателю для  оплаты подписанного им счета. Задолженность  «Векселя к получению» возникает  при отсрочке платежа и выдаче покупателем векселя, т.е. письменного долгового обязательства.

    Вся дебиторская задолженность делится  на два вида:

    • связанная с реализацией продукции, товаров, работ, услуг;

    • связанная с нереализационной деятельностью, это выданные авансы работникам или  филиалам, различные депозиты, дивиденды и проценты к получению, претензии по возврату излишне уплаченных налогов.

    Значительное  влияние на дебиторскую задолженность  оказывают применяемые скидки с  цены товара, которые бывают двух видов: торговые и за оплату в срок.

    Торговые  скидки используются в следующих случаях:

    • постоянным покупателям;

    • за определенное количество товара;

    • в связи с сезонными и иными  колебаниями потребительского спроса;

    • при потере товаром качества или  других потребительских свойств;

    • при приближении даты окончания  срока годности или реализации товара;

    • при продвижении на рынки новых  товаров, не имеющих аналогов, или  товаров на новые рынки;

    • при реализации опытных моделей  и образцов товаров в целях  ознакомления с ними потребителей.

    Таким образом, с помощью торговых скидок учитываются все возможные ситуации, возникающие у продавца.

2 глава.doc

— 428.50 Кб (Открыть, Скачать)

ГЛАВА 3.doc

— 309.00 Кб (Открыть, Скачать)

Информация о работе Теоретические аспекты управления дебиторской задолженностью на предприятии