Тактика финансового менеджмента фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных задач финансового менеджмента служит направление на формирование системы финансовых отношений в хозяйственных процессах и механизмах предприятий и организаций, освоение технологий управления финансовой деятельностью субъекта хозяйствования. Финансовый менеджмент можно представить в виде структуры рационального и эффективного использования денежных средств или как слаженный механизм управления движением финансовых потоков. В основном, финансовый менеджмент имеет целью увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания оборотного капитала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1
Сущность финансовой стратегии и тактики предприятия и методы её разработки

1.1
Понятие стратегии предприятия, принципы и последовательность её разработки………………………………………………………………..

5
1.2
Тактика финансового менеджмента……………………………………
12
1.3
Сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента …………
16
2
Мероприятия по совершенствованию финансового менеджмента

2.1
Проблемы стратегии и тактики финансового менеджмента …………
25
2.2
Совершенствование тактики финансового менеджмента ……………
27
2.3
Оптимизация структуры капитала и эффективности вложений……...
34
Заключение........................................................................................................
38
Список использованной литературы………………………………………
40

Работа содержит 1 файл

КурРаб ТФМ.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

 

 

 

2.3

Оптимизация структуры  капитала и эффективности вложений


 

Благополучие фирмы в  области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и  внутренних факторов, причем для предпринимателя  особое значение приобретают прежде всего внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.

Анализ внешней среды  служит инструментом, при помощи которого менеджеры контролируют внешние  по отношению к организации факторы  с целью предвидеть потенциальные  опасности и вовремя задействовать  вновь открывающиеся возможности. Изучение внешней среды позволяет  фирме своевременно спрогнозировать  появление рыночных опасностей, подготовить  ситуационные планы на случай возникновения  непредвиденных обстоятельств, разработать  стратегию, которая позволит компании достигнуть поставленных целей и  превратить потенциальные угрозы в  выгодные возможности.

Внешняя среда - это все  те внешние факторы, которые влияют на деятельность фирмы и, в свою очередь, испытывают на себе ее воздействие. К  ним относятся географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социальные и другие факторы. Перечислим основные факторы, оказывающие определяющее влияние на формирующуюся в Казахстане рыночную экономику, на функционирующие в ней предпринимательские структуры: природные ресурсы Казахстана, трудовые ресурсы Казахстана (количество, демографическая ситуация, уровень образования, квалификация, культура), территория страны (размеры, региональные и национальные особенности), национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населения), международные отношения (международное положение страны, интерес различных стран мира к ресурсам и экономике Казахстана), государственно-политическое устройство Казахстана (отношение органов государственной власти и управления к предпринимательству), состояние правопорядка в стране, отношения собственности (защищенность, гарантии), степень монополизации экономики, состояние развития конкуренции (внутренней и внешней), развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита), уровень экономического развития страны (объемы и динамика производства, производительность труда), инфляция (уровень и динамика), налогообложение (уровень и динамика), уровень, состояние социальной защищенности населения (системы трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень минимальной зарплаты, пенсий, пособий, стипендий), конвертируемость тенге (параллельное обращение национальной валюты), технические и технологические факторы. [17 c. 14].

Различные опасности могут  проявляться в разных областях внешнего окружения. Исследование этих сфер позволяет  получить полное представление о  складывающихся тенденциях развития внешней  среды организации. При анализе  экономических факторов, характерных  для Казахстана, обычно рассматривают  темпы инфляции, налоги, характер и  уровень занятости населения, платежеспособность предприятий-партнеров, состояние денежных расчетов и т. д.

При анализе политических факторов рассматривают состояние  и динамику изменений законодательства, нормативных актов местных органов  власти и центрального правительства, уровень развития правового регулирования  экономики, в частности, антимонопольного законодательства, кредитную политику, ограничения на получение кредитов и наем рабочей силы и др.

Рыночные факторы оказывают  непосредственное влияние на эффективность  работы компании. Их изучение позволяет  руководству фирмы уточнить стратегию  и укрепить ее позиции на рынке. Здесь  исследуют изменение демографических  условий, уровень конкуренции в  отрасли, долю рынка, защищенность его  правительством и пр.

Руководство фирмы призвано постоянно следить и за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые могли бы представить осложнения для существования организации. [18 c. 19].

Анализ факторов конкуренции  предполагает постоянный контроль со стороны руководства фирмы за действиями соперников. В этой сфере  выделяют четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка реальных возможностей конкурентов, изучение сильных и слабых сторон конкурентов.

Учет социальных факторов внешней среды связан с изменяющимися  общественными ценностями, отношениями, ожиданиями и нравами. В условиях экологической нестабильности именно в социальной среде зарождаются  многие проблемы, представляющие большую  угрозу для фирмы. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, она  как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней  среде.

Наконец, рассмотрение международных  факторов приобрело особо важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Многие крупные и средние компании активно действуют на международном рынке. Руководство фирм призвано следить за ситуацией, которая складывается в этом сегменте. [18 c. 32].

Анализ внешней сферы, исследование рассмотренных выше ее сфер облегчает руководству фирмы  подготовку ответов на следующие  вопросы: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на стратегию фирмы? Какие факторы представляют особую угрозу для текущей стратегии организации? Какие возможности представляют интерес для достижения общефирменных целей?

За системным рассмотрением в динамике важнейших аспектов внешней обстановки фирмы следует анализ ее собственных потенциалов, ее сильных и слабых сторон. Здесь важно оценить: обладает ли фирма такими внутренними силами, чтобы эффективно воспользоваться возникающими возможностями, какие ее слабости, затруднения могут осложнить решение проблем, связанных с внешними опасностями. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленной задачи может быть простым или более сложным. В обследование обычно входит изучение пяти функциональных зон: маркетинг, финансы и учет, производство-персонал, а также организационная культура и имидж организации.

При анализе системы маркетинга фирмы, как правило, выделяют семь важнейших  сегментов исследования. Первый - доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его  общей емкости является одним  из важнейших показателей, характеризующих  уровень деятельности организации, поскольку имеется определенная зависимость между долей рынка  фирмы и эффективностью ее работы (прибыльностью).

Особое значение имеют  разнообразие и качество ассортимента, которые во многом определяют устойчивость организации. Здесь возможны различные  подходы. Одна фирма ориентируется  на ограниченный ассортимент, оценивая свой главный успех в обеспечении  качества продукции. Другая фирма ежегодно осваивает десятки и сотни  новых изделий.

Трудно переоценить значение рыночной демографии. Исследование изменений  такого рода на рынке и в структуре  клиентов - весьма трудная задача для  фирмы. Ее осложняет социальное расслоение общества, изменение уровня доходов  основной массы населения, трансформация  общественных ценностей. [19 c. 46].

Очень важны рыночные исследования и разработки. Для поддержания  постоянной конкурентоспособности  фирме необходимо вести широкие  конъюнктурные исследования, осуществлять разработки новых товаров и услуг, поиск новых рынков.

Все более важную роль играет предпродажное и послепродажное обслуживание клиентов. Эффективное  и добротное послепродажное обслуживание способствует увеличению объема продаж, оно формирует и укрепляет  лояльность покупателей к фирме, позволяет устанавливать повышенные продажные цены.

В последнее время все  более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Фирма может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю.

Но, конечно, самое главное - это анализ прибыльности. Прибыль - обобщающий показатель эффективности  деятельности любой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления.

Финансовое состояние  организации во многом определяет, какую тактику и стратегию  выберет руководство на рынке. Детальный  анализ финансового состояния помогает выявить уже имеющиеся и потенциальные  резервы организации в этой области. Анализ финансового состояния обычно проводится методами финансовой ревизии.

Методика анализа производственного  потенциала фирмы существенно отличается от обычной методики оценки организационно-технического уровня производства. Это объясняется  в первую очередь направленностью  на стратегическое управление, на развивающиеся  рыночные отношения. Постоянное изучение производства имеет очень большое  значение для своевременной адаптации  внутренней структуры фирмы к  изменениям во внешнем окружении и ее выживания в конкретной среде.

Если учесть, что менеджмент нередко трактуют как умение делать большие деньги с помощью подчиненных, то решение многих проблем современной компании в огромной степени зависит от обеспеченности и производства и управления квалифицированными и энергичными специалистами. Сбалансированная команда на рынке способна на очень многое при хорошем руководстве. [20 c. 49].

Для того, чтобы выжить предприятию в сегодняшней ситуации в Казахстане, необходимо просчитывать на рынке каждый шаг, постоянно вводить инновации в управление кадрами и предприятием. Необходимо уметь разумно рисковать и находить оптимальные выходы из самых сложных ситуаций. Потому столь важна работа квалифицированного менеджера фирмы и всей его команды.

Эффективное управление и  высокое качество команды всегда может вывести предприятие из кризиса. Весь механизм управления фирмой должен быть лаконичным и в то же время всеохватывающим; в него обязана  входить и система управления ассортиментом продукции, и система  управления издержками предприятия, и  система финансового и налогового планирования, маркетинговая система  и многое другое.

 

 

Заключение

 

Переход от стратегических целей к тактическим, две “цепочки” такого перехода. Инвестиции (реализация инвестиционного проекта) - структура средств предприятия в краткосрочном периоде. Инвестиции - скачок постоянных затрат и их влияние на величину финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и экономическую рентабельность активов. Финансовая устойчивость предприятия и формы ее проявления (долгосрочный временной интервал) - основные балансовые пропорции (характеристика краткосрочного периода), их экономическая интерпретация. Анализ финансово-хозяйственного положения предприятия при помощи различных показателей (коэффициентов), их экономический смысл и оптимальные значения.

Выше мы рассматривали отдельно вопросы стратегии финансового менеджмента и тактики финансового менеджмента. Теперь настало время рассмотреть эти вопросы вместе.

Прежде всего, необходимо вновь вернуться к жизненному циклу фирмы. Дело в том, что он в действительности и представляет собой совокупность (сочетание) долгосрочных и краткосрочных процессов в  жизни фирмы. Толчками циклов фирма  движется вперед. В основе жизненного цикла лежит реализация инвестиционного  проекта, которая происходит в череде краткосрочных периодов, когда фирма  решает задачи тактического плана. Без  преломления стратегических действий через ряд сменяющих друг друга  тактических действий фирма не сможет существовать. Без грамотного выбора инвестиционного проекта у фирмы  не будет будущего. Но и при верном выборе инвестиционного проекта  фирма не будет иметь будущего, делая постоянно ошибки при принятии краткосрочных финансовых решений.

Таким образом, мы просто обязаны  анализировать и стратегические и тактические процессы в жизни  фирмы одновременно, учитывая возможности перехода одних процессов в другие и наоборот.

Существует два вида таких  переходов (трансформаций). Их можно  представить в виде двух “цепочек”. Первая: инвестиции (выбор и реализация инвестиционного проекта) - рост постоянных издержек (затрат) - финансово-эксплуатационные потребности предприятия - структура средств предприятия (его капитала). Вторая: проблема финансовой устойчивости предприятия - платежеспособность, кредитоспособность, рентабельность, ликвидность баланса - основные балансовые пропорции - анализ финансово-хозяйственного положения предприятия при помощи показателей, коэффициентов.

Обе эти “цепочки” начинаются со стратегического действия или  цели и заканчиваются тактическими действиями и тактическими целями.

Начнем с подробного рассмотрения первой из представленных “цепочек”.

Инвестиции - это основа всего жизненного цикла предприятия. Инвестиции - отправная точка, с которой начинается новый жизненный цикл фирмы, поэтому фирма не может отказаться от инвестиций. Но инвестиционный проект - это всегда скачок постоянных затрат фирмы (иначе его и нельзя воспринимать), сопровождаемый снижением прибыли предприятия. Этот тезис специально не стоит доказывать, так как если происходит перераспределение издержек между постоянными и переменными в пользу постоянных, то это может происходить только за счет прибыли.

Рост постоянных затрат фирмы  не может не отразиться на величине финансово-эксплуатационных потребностей и экономической рентабельности активов (а это уже вопрос, решаемый в рамках тактического финансового менеджмента). Все определяется типом инвестиционного проекта, который реализует фирма.

Информация о работе Тактика финансового менеджмента фирмы