Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:23, курсовая работа
Одной из главных задач финансового менеджмента служит направление на формирование системы финансовых отношений в хозяйственных процессах и механизмах предприятий и организаций, освоение технологий управления финансовой деятельностью субъекта хозяйствования. Финансовый менеджмент можно представить в виде структуры рационального и эффективного использования денежных средств или как слаженный механизм управления движением финансовых потоков. В основном, финансовый менеджмент имеет целью увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания оборотного капитала.
Введение………………………………………………………………………..
3
1
Сущность финансовой стратегии и тактики предприятия и методы её разработки
1.1
Понятие стратегии предприятия, принципы и последовательность её разработки………………………………………………………………..
5
1.2
Тактика финансового менеджмента……………………………………
12
1.3
Сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента …………
16
2
Мероприятия по совершенствованию финансового менеджмента
2.1
Проблемы стратегии и тактики финансового менеджмента …………
25
2.2
Совершенствование тактики финансового менеджмента ……………
27
2.3
Оптимизация структуры капитала и эффективности вложений……...
34
Заключение........................................................................................................
38
Список использованной литературы………………………………………
40
2.3 |
Оптимизация структуры капитала и эффективности вложений |
Благополучие фирмы в области финансов обеспечивается за счет действия как внешних, так и внутренних факторов, причем для предпринимателя особое значение приобретают прежде всего внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться. Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.
Анализ внешней среды
служит инструментом, при помощи которого
менеджеры контролируют внешние
по отношению к организации
Внешняя среда - это все те внешние факторы, которые влияют на деятельность фирмы и, в свою очередь, испытывают на себе ее воздействие. К ним относятся географические, международные, национальные, политические, правовые, экономические, социальные и другие факторы. Перечислим основные факторы, оказывающие определяющее влияние на формирующуюся в Казахстане рыночную экономику, на функционирующие в ней предпринимательские структуры: природные ресурсы Казахстана, трудовые ресурсы Казахстана (количество, демографическая ситуация, уровень образования, квалификация, культура), территория страны (размеры, региональные и национальные особенности), национальный менталитет (образ жизни, деятельности, психология, традиции, привычки населения), международные отношения (международное положение страны, интерес различных стран мира к ресурсам и экономике Казахстана), государственно-политическое устройство Казахстана (отношение органов государственной власти и управления к предпринимательству), состояние правопорядка в стране, отношения собственности (защищенность, гарантии), степень монополизации экономики, состояние развития конкуренции (внутренней и внешней), развитие инфраструктуры (информации, транспорта, связи, банковской системы, товароснабжения, маркетинга, рекламы, страхового дела, аудита), уровень экономического развития страны (объемы и динамика производства, производительность труда), инфляция (уровень и динамика), налогообложение (уровень и динамика), уровень, состояние социальной защищенности населения (системы трудоустройства, подготовки и переподготовки кадров, уровень минимальной зарплаты, пенсий, пособий, стипендий), конвертируемость тенге (параллельное обращение национальной валюты), технические и технологические факторы. [17 c. 14].
Различные опасности могут проявляться в разных областях внешнего окружения. Исследование этих сфер позволяет получить полное представление о складывающихся тенденциях развития внешней среды организации. При анализе экономических факторов, характерных для Казахстана, обычно рассматривают темпы инфляции, налоги, характер и уровень занятости населения, платежеспособность предприятий-партнеров, состояние денежных расчетов и т. д.
При анализе политических
факторов рассматривают состояние
и динамику изменений законодательства,
нормативных актов местных
Рыночные факторы оказывают
непосредственное влияние на эффективность
работы компании. Их изучение позволяет
руководству фирмы уточнить стратегию
и укрепить ее позиции на рынке. Здесь
исследуют изменение
Руководство фирмы призвано постоянно следить и за технологической внешней средой, чтобы не упустить момент появления в ней изменений, которые могли бы представить осложнения для существования организации. [18 c. 19].
Анализ факторов конкуренции предполагает постоянный контроль со стороны руководства фирмы за действиями соперников. В этой сфере выделяют четыре диагностические зоны: анализ будущих целей конкурентов, оценка их текущей стратегии, оценка реальных возможностей конкурентов, изучение сильных и слабых сторон конкурентов.
Учет социальных факторов внешней среды связан с изменяющимися общественными ценностями, отношениями, ожиданиями и нравами. В условиях экологической нестабильности именно в социальной среде зарождаются многие проблемы, представляющие большую угрозу для фирмы. Чтобы эффективно справиться с этими проблемами, она как социальная система сама должна меняться, приспосабливаясь к внешней среде.
Наконец, рассмотрение международных факторов приобрело особо важное значение для отечественных организаций после отмены государственной монополии на внешнюю торговлю. Многие крупные и средние компании активно действуют на международном рынке. Руководство фирм призвано следить за ситуацией, которая складывается в этом сегменте. [18 c. 32].
Анализ внешней сферы, исследование рассмотренных выше ее сфер облегчает руководству фирмы подготовку ответов на следующие вопросы: Какие изменения во внешнем окружении воздействуют на стратегию фирмы? Какие факторы представляют особую угрозу для текущей стратегии организации? Какие возможности представляют интерес для достижения общефирменных целей?
За системным рассмотрением в динамике важнейших аспектов внешней обстановки фирмы следует анализ ее собственных потенциалов, ее сильных и слабых сторон. Здесь важно оценить: обладает ли фирма такими внутренними силами, чтобы эффективно воспользоваться возникающими возможностями, какие ее слабости, затруднения могут осложнить решение проблем, связанных с внешними опасностями. Метод, который используют для диагностики внутренних проблем, называется управленческим обследованием. Оно основано на комплексном исследовании различных функциональных зон организации и в зависимости от поставленной задачи может быть простым или более сложным. В обследование обычно входит изучение пяти функциональных зон: маркетинг, финансы и учет, производство-персонал, а также организационная культура и имидж организации.
При анализе системы маркетинга фирмы, как правило, выделяют семь важнейших сегментов исследования. Первый - доля рынка и конкурентоспособность. Доля рынка в процентах к его общей емкости является одним из важнейших показателей, характеризующих уровень деятельности организации, поскольку имеется определенная зависимость между долей рынка фирмы и эффективностью ее работы (прибыльностью).
Особое значение имеют разнообразие и качество ассортимента, которые во многом определяют устойчивость организации. Здесь возможны различные подходы. Одна фирма ориентируется на ограниченный ассортимент, оценивая свой главный успех в обеспечении качества продукции. Другая фирма ежегодно осваивает десятки и сотни новых изделий.
Трудно переоценить значение рыночной демографии. Исследование изменений такого рода на рынке и в структуре клиентов - весьма трудная задача для фирмы. Ее осложняет социальное расслоение общества, изменение уровня доходов основной массы населения, трансформация общественных ценностей. [19 c. 46].
Очень важны рыночные исследования и разработки. Для поддержания постоянной конкурентоспособности фирме необходимо вести широкие конъюнктурные исследования, осуществлять разработки новых товаров и услуг, поиск новых рынков.
Все более важную роль играет
предпродажное и послепродажное
обслуживание клиентов. Эффективное
и добротное послепродажное обслуживание
способствует увеличению объема продаж,
оно формирует и укрепляет
лояльность покупателей к фирме,
позволяет устанавливать
В последнее время все более важное значение приобретают сбыт, реклама, продвижение товара. Эти показатели занимают одно из центральных мест в анализе. Фирма может рассчитывать на успех на рынке только в том случае, если она имеет активных и компетентных реализаторов ее товаров и услуг, агрессивную, творчески разработанную рекламу, целостную систему продвижения товаров и услуг к покупателю.
Но, конечно, самое главное - это анализ прибыльности. Прибыль - обобщающий показатель эффективности деятельности любой коммерческой организации. Поэтому постоянный контроль за прибылью от всех направлений деятельности, разных товаров и услуг является важной функцией управления.
Финансовое состояние
организации во многом определяет,
какую тактику и стратегию
выберет руководство на рынке. Детальный
анализ финансового состояния помогает
выявить уже имеющиеся и
Методика анализа
Если учесть, что менеджмент нередко трактуют как умение делать большие деньги с помощью подчиненных, то решение многих проблем современной компании в огромной степени зависит от обеспеченности и производства и управления квалифицированными и энергичными специалистами. Сбалансированная команда на рынке способна на очень многое при хорошем руководстве. [20 c. 49].
Для того, чтобы выжить предприятию в сегодняшней ситуации в Казахстане, необходимо просчитывать на рынке каждый шаг, постоянно вводить инновации в управление кадрами и предприятием. Необходимо уметь разумно рисковать и находить оптимальные выходы из самых сложных ситуаций. Потому столь важна работа квалифицированного менеджера фирмы и всей его команды.
Эффективное управление и
высокое качество команды всегда
может вывести предприятие из
кризиса. Весь механизм управления фирмой
должен быть лаконичным и в то же
время всеохватывающим; в него обязана
входить и система управления
ассортиментом продукции, и система
управления издержками предприятия, и
система финансового и
Заключение
Переход от стратегических целей к тактическим, две “цепочки” такого перехода. Инвестиции (реализация инвестиционного проекта) - структура средств предприятия в краткосрочном периоде. Инвестиции - скачок постоянных затрат и их влияние на величину финансово-эксплуатационных потребностей предприятия и экономическую рентабельность активов. Финансовая устойчивость предприятия и формы ее проявления (долгосрочный временной интервал) - основные балансовые пропорции (характеристика краткосрочного периода), их экономическая интерпретация. Анализ финансово-хозяйственного положения предприятия при помощи различных показателей (коэффициентов), их экономический смысл и оптимальные значения.
Выше мы рассматривали отдельно вопросы стратегии финансового менеджмента и тактики финансового менеджмента. Теперь настало время рассмотреть эти вопросы вместе.
Прежде всего, необходимо
вновь вернуться к жизненному
циклу фирмы. Дело в том, что он
в действительности и представляет
собой совокупность (сочетание) долгосрочных
и краткосрочных процессов в
жизни фирмы. Толчками циклов фирма
движется вперед. В основе жизненного
цикла лежит реализация инвестиционного
проекта, которая происходит в череде
краткосрочных периодов, когда фирма
решает задачи тактического плана. Без
преломления стратегических действий
через ряд сменяющих друг друга
тактических действий фирма не сможет
существовать. Без грамотного выбора
инвестиционного проекта у
Таким образом, мы просто обязаны анализировать и стратегические и тактические процессы в жизни фирмы одновременно, учитывая возможности перехода одних процессов в другие и наоборот.
Существует два вида таких переходов (трансформаций). Их можно представить в виде двух “цепочек”. Первая: инвестиции (выбор и реализация инвестиционного проекта) - рост постоянных издержек (затрат) - финансово-эксплуатационные потребности предприятия - структура средств предприятия (его капитала). Вторая: проблема финансовой устойчивости предприятия - платежеспособность, кредитоспособность, рентабельность, ликвидность баланса - основные балансовые пропорции - анализ финансово-хозяйственного положения предприятия при помощи показателей, коэффициентов.
Обе эти “цепочки” начинаются со стратегического действия или цели и заканчиваются тактическими действиями и тактическими целями.
Начнем с подробного рассмотрения первой из представленных “цепочек”.
Инвестиции - это основа всего жизненного цикла предприятия. Инвестиции - отправная точка, с которой начинается новый жизненный цикл фирмы, поэтому фирма не может отказаться от инвестиций. Но инвестиционный проект - это всегда скачок постоянных затрат фирмы (иначе его и нельзя воспринимать), сопровождаемый снижением прибыли предприятия. Этот тезис специально не стоит доказывать, так как если происходит перераспределение издержек между постоянными и переменными в пользу постоянных, то это может происходить только за счет прибыли.
Рост постоянных затрат фирмы не может не отразиться на величине финансово-эксплуатационных потребностей и экономической рентабельности активов (а это уже вопрос, решаемый в рамках тактического финансового менеджмента). Все определяется типом инвестиционного проекта, который реализует фирма.