Тактика финансового менеджмента фирмы

Автор: Пользователь скрыл имя, 15 Ноября 2012 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Одной из главных задач финансового менеджмента служит направление на формирование системы финансовых отношений в хозяйственных процессах и механизмах предприятий и организаций, освоение технологий управления финансовой деятельностью субъекта хозяйствования. Финансовый менеджмент можно представить в виде структуры рационального и эффективного использования денежных средств или как слаженный механизм управления движением финансовых потоков. В основном, финансовый менеджмент имеет целью увеличение финансовых ресурсов, инвестиций и наращивания оборотного капитала.

Содержание

Введение………………………………………………………………………..
3
1
Сущность финансовой стратегии и тактики предприятия и методы её разработки

1.1
Понятие стратегии предприятия, принципы и последовательность её разработки………………………………………………………………..

5
1.2
Тактика финансового менеджмента……………………………………
12
1.3
Сочетание стратегии и тактики финансового менеджмента …………
16
2
Мероприятия по совершенствованию финансового менеджмента

2.1
Проблемы стратегии и тактики финансового менеджмента …………
25
2.2
Совершенствование тактики финансового менеджмента ……………
27
2.3
Оптимизация структуры капитала и эффективности вложений……...
34
Заключение........................................................................................................
38
Список использованной литературы………………………………………
40

Работа содержит 1 файл

КурРаб ТФМ.docx

— 96.15 Кб (Скачать)

Общее представление о  финансовом менеджменте как о  механизме управления движением  финансовых ресурсов. Конечная цель такого управления соответствует целевой  функции хозяйствующего субъекта - получению прибыли. Ведь любые экономические  отношения (в том числе и мировые) базируются на стремлении получить прибыль. Прибыль (выгода) потребителя появляется в том случае, когда он покупает по самой низкой цене при наилучшем  соотношении качества и цены. Такое  положение способствует развитию наиболее совершенных производств и хозяйствующих  субъектов. Хозяйствующие субъекты-производители  или продавцы могут удержаться на рынке только тогда, когда в условиях конкуренции им удается реализовать  хотя бы минимальную прибыль, чтобы  обеспечить свое выживание, т. е. рассчитаться по своим обязательствам и долгам и закупить средства для дальнейшего  производства товаров или торговли. Известны две основные возможности  увеличения прибыли: рост объема выпуска  и реализации товаров (выручка) и уменьшение затрат (себестоимость), так как прибыль в общем виде - это разница между выручкой и себестоимостью. [5 с. 46].

Финансовый менеджмент, управляя движением капитала, может направить  его на увеличение производственных мощностей, а следовательно, выручки; при управлении движением финансовых ресурсов, появляется возможность использовать их для снижения себестоимости и увеличения капитала.

Финансовый менеджмент направлен  на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих  между хозяйствующими субъектами в  процессе движения финансовых ресурсов. Вопрос, как искусно руководить этими  движением и отношениями, составляет содержание финансового менеджмента. Финансовый менеджмент представляет собой  процесс выработки цели управления финансами и осуществление воздействия  на финансы с помощью методов  и рычагов финансового механизма  для достижения поставленной цели.

Таким образом, финансовый менеджмент включает в себя стратегию и тактику  управления. Под стратегией в данном случае понимаются общее направление  и способ использования средств для достижения поставленной цели. Этому способу соответствует определенный набор правил и ограничений для принятия решений. Стратегия позволяет сконцентрировать усилия на вариантах решения, не противоречащих принятой стратегии, отбросив все другие варианты. После достижения цели стратегия как направление и средство ее достижения прекращает свое существование. Новые цели ставят задачу разработки новой стратегии. Тактика - это конкретные методы и приемы для достижения поставленной цели в конкретных условиях. Задачей тактики управления является выбор наиболее оптимального решения и наиболее приемлемых в данной хозяйственной ситуации методов и приемов управления. [6 c. 47].

Финансовый менеджмент как  экономический орган управления хозяйствующего субъекта представляет собой часть аппарата управления, часть руководства этим хозяйствующим  субъектом. На крупных предприятиях в акционерных обществах таким  аппаратом управления может быть финансовая дирекция во главе с финансовым директором или главным финансовым менеджером. Финансовая дирекция является одной из центральных служб аппарата управления, создаваемых правлением или дирекцией хозяйствующего субъекта. Финансовая дирекция состоит из различных подразделений, например финансового отдела, планово-экономического отдела, бухгалтерии, лаборатории (бюро, сектор) экономического анализа, отдела (сектор) внутрихозяйственного подряда, отдела валютных операций и др. Дирекция и каждое ее подразделение функционируют на основе Положения о финансовой дирекции или подразделении, которое включает в себя общие моменты ее организации, задачи, структуру, функции, взаимоотношения с другими подразделениями (дирекциями) и службами хозяйствующего субъекта, права и ответственность дирекции.

Финансовая дирекция и  ее подразделения выполняют следующие  основные функции: обеспечивают финансовую деятельность (использование финансовых ресурсов, получение прибыли и  т.п.) хозяйствующего субъекта и его  подразделений. [ 6 c.122].

Финансовый менеджер должен знать теорию финансов, кредита и  финансового менеджмента, бухгалтерский  учет, действующее законодательство в области финансовой, кредитной, банковской, биржевой и валютной деятельности, порядок совершения операций на финансовом рынке (рынке капитала, рынке кредитных  ресурсов, рынке ценных бумаг, валютном рынке), основы экономики хозяйствующего субъекта, внешнеэкономической деятельности, налогообложения, методику и методологию  экономического анализа. Особо важно для финансового менеджера уметь читать бухгалтерский баланс, так как последний является конкретным отчетным документом, характеризующим использование финансовых средств хозяйствующего субъекта.

Финансовый менеджер должен уметь разбираться в финансовой информации (отечественной и зарубежной), анализировать результаты финансовой деятельности и эффективность мероприятий  по вложению капитала, составлять финансовый план, рассчитывать и прогнозировать результаты от использования капитала, оценивать рациональность и эффективность  разрабатываемых финансовых программ, составлять отчет по использованию  финансовых ресурсов.

Целью финансового менеджмента  является управление движением финансовых ресурсов, которое осуществляется с  помощью разных приемов. Общим содержанием  всех приемов финансового менеджмента  является воздействие финансовых отношений  на величину финансовых ресурсов. К приемам управления движением финансовых ресурсов и капитала относятся: системы расчетов и их формы; кредитование и его формы; депозиты и вклады (в том числе в драгоценные металлы и за рубежом); операции с валютой; страхование (включая хеджирование); залоговые операции; трансферт; трастовые операции; текущая аренда; лизинг; селенг; инжиниринг; транстинг; франчайзинг; эккаутинг. [6 c. 252].

Финансы - не только экономическая  категория. Одновременно финансы выступают инструментом воздействия на производственно-торговый процесс хозяйствующего субъекта. Это воздействие осуществляется финансовым механизмом. Финансовый механизма - действия финансовых рычагов, выражающихся в организации, планировании и стимулировании использования финансовых ресурсов. В структуру финансового механизма входят пять взаимосвязанных элементов: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

Финансовый метод можно  определить как способ действия финансовых отношений на хозяйственный процесс, которые действуют в двух направлениях: по линии управления движением финансовых ресурсов и по линии рыночных коммерческих отношений, связанных с соизмерением затрат и результатов, с материальными стимулированием и ответственностью за эффективным использованием денежных фондов. Рыночное содержание в финансовые методы вкладывается не случайно.

Это обусловлено тем, что  функции финансов в сфере производства и обращения тесно связаны  с коммерческим расчетом. Коммерческий расчет представляет собой соизмерение  в денежной (стоимостной ) форме затрат и результатов хозяйственной деятельности. Целью применения коммерческого расчета является получение максимальных доходов или прибыли при минимальных затратах капитала в условиях конкурентной борьбы. Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственно-торговую деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. При этом необходимо рассчитать и сопоставить различные варианты вложения капитала по заранее принятому критерию выбора (максимум дохода или максимум прибыли на рубль капитала, минимум денежных расходов и финансовых потерь и др.). В зарубежной хозяйственной практике требования соизмерения размеров вложенного в производство капитала с результатами хозяйственной деятельности обозначают термином  INPUT-OUTPUT. Действие финансовых методов проявляется в образовании и использовании денежных фондов. [8 c. 186].

Финансовый рычаг представляет собой прием действия финансового  метода. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по ссудам, депозитам, облигациям, паевые взносы, вклады в уставный капитал, портфельные инвестиции, дивиденды, дисконт, котировка валютного курса тенге и т. п.

Правовое обеспечение  функционирования финансового механизма  включает законодательные акты, постановления, приказы, циркулярные письма и другие правовые документы органов управления.

Нормативное обеспечение  функционирования финансового механизма  образуют инструкции, нормативы, нормы, тарифные ставки, методические указания и разъяснения и т. п.

Информационное обеспечение  функционирования финансового механизма  состоит из разного рода и вида экономической, коммерческой, финансовой и прочей информации. К финансовой информации относится осведомление о финансовой устойчивости и платежеспособности своих партнеров и конкурентов, о ценах, курсах, дивидендах, процентах на товарном, фондовом и валютном рынках и т. п.; сообщение о положении дел на биржевом, внебиржевом рынках, о финансовой и коммерческой деятельности любых достойных внимания хозяйствующих субъектах; различные другие сведения. Тот, кто владеет информацией, владеет и финансовым рынком. Информация (например, сведения о поставщиках, о покупателях и др.) может являться одним из видов интеллектуальной собственности (ноу-хау) и вноситься в качестве вклада в уставный капитал акционерного общества или товарищества.[8 c. 193].

 

 

1.3 Сочетание стратегии  и тактики финансового менеджмента

 

В современных условиях финансовому  менеджеру постоянно приходится сталкиваться с дилеммой, которая  заключается во взаимосвязи и  противоречии показателей рентабельности и ликвидности. Эволюция финансового  менеджмента свидетельствует о  том, что указанные показатели постоянно  изменяют свои соотношения. В условиях рынка низкие коэффициенты ликвидности  могут свидетельствовать не о  финансовых трудностях и неплатежеспособности хозяйствующего субъекта, а о расширении сферы его деятельности, наращивании  темпов роста объема продаж, диверсификации новых рынков сбыта и т.д. И  наоборот, высокие коэффициенты ликвидности  зачастую свидетельствуют о недальновидной стратегии руководства организации, которое не умеет и боится вкладывать свободные денежные средства в инвестиционные проекты, в расширении сферы деятельности организации и наращивании оборотов. Вследствие этого имеет фантастические показатели ликвидности и особенно абсолютной ликвидности, которая по некоторым предприятиям превышает 1,0.

Следовательно, стратегия  и тактика финансового менеджмента  на современном этапе имеют взаимосвязи  и противоречия, которые должны разрешаться  по мере совершенствования теории и  практики управления финансами. [9 c. 52].

Основной проблемой финансового  менеджмента является определение  необходимых и возможных для  организации темпов прироста оборота. Решение этой проблемы возможно с  учетом следующих направлений:

Наращивание оборота за счет самофинансирования

а) если вся чистая прибыль  остается нераспределенной и структура  представлена в большей степени  собственным капиталом. В этом случае, темп прироста объема продаж (оборота) ограничен уровнем чистой рентабельности активов;

б) если выплачиваются дивиденды, то темпы прироста объема продаж (оборота) ограничиваются процентом, который  определяется по формуле:

 

 

                                 Пр = П н / А х 100 %,                                                   (1)

  где

          Пр - процент ограничения темпов прироста оборота;

            П н - прибыль нераспределенная;

            А – актив

 

Наращивание оборота за счет самофинансирования и внешний заимствований.

а) если структура пассивов неизменна, то темп прироста объема продаж (оборота) совпадает с темпом прироста собственных и заемных средств.

б) если темп прироста оборота  превышает темп прироста собственных  средств, то в этом случае приходится привлекать внешние источники финансирования, что связано с дополнительными  затратами.

Для оптимального сочетания  вопросов стратегии и тактики  управления финансами необходимо, по мнению авторского коллектива учебника «Финансовый менеджмент», двигаться  по двум главным направлениям:

1) неотвратимость инвестиций, постоянные и переменные затраты инвестиционного процесса, финансово-эксплуатационные потребности, структура капитала;

2) финансовая устойчивость, платежеспособность, ликвидность баланса, кредитоспособность, рентабельность, балансовые пропорции, финансовые коэффициента.

Нарушение порядка направлений  может существенно сказаться  на всех результатах деятельности хозяйствующего субъекта.

Рассмотрим последовательность первого направления.

В рыночных условиях неотвратимость инвестиций является объективной необходимостью, что предполагает наличие рисков и в данном случае, финансовых рисков. Риски возникают всегда, когда имеются инвестиционные проекты, связанные с расширением рынков сбыта, реорганизацией производства, внедрением новых технологий и т.д. Все многообразие рисков должно быть просчитано, даже при условии их необратимости. Возникающие при внедрении инвестиционных проектов неблагоприятные ситуации и их последствия финансовый менеджер может либо усилить, либо уменьшить в зависимости от своевременности принимаемых финансовых и управленческих решений.

Информация о работе Тактика финансового менеджмента фирмы