Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:41, курсовая работа
Цель курсовой работы - исследовать теоретические основы и действующую практику формирования оборотного капитала на предприятии. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены задачи:
* исследовать теоретические основы формирования;
* проанализировать модель формирования и оборотного капитала на АО «Омега»;
* изучить возможности оптимизации модели управления оборотным капиталом на предприятии.
Введение…………………………………………………………………...……...3
1. Теоретические основы формирования оборотного капитала……..........5
1. Сущность и структура оборотного капитала ……………………….........5
2. Кругооборот оборотных средств………………………………………….8
1.3 Источники формирования оборотного капитала……………………….11
2. Анализ модели формирования и использования оборотного
капитала на предприятии АО "Омега"……………………… ………….15
2.1 Анализ структуры оборотных активов…………………………………..15
2.2 Анализ использования оборотного капитала предприятия…………….20
2.3 Анализ чистого оборотного капитала и модели кредитного финансирования………………………………………………………...…22
3. Оптимизация управления оборотным капиталом путем привлечения
заемных средств………………...……………………………………………..25
Заключение…………………………..…………………………………………...42
Список использованных источников…………………………...……………..45
Приложение 1…………………………………...……………………………....…47
Приложение 2………………………...………………………………………....…49
Приложение 3………………………………...…………………………………....51
а) предельным эффектом финансового левериджа. Так как объем собственных финансовых ресурсов формируется на предшествующем этапе, общая сумма используемого собственного капитала может быть определена заранее. По отношению к ней рассчитывается коэффициент финансового левериджа (коэффициент финансирования), при котором его эффект будет максимальным. С учетом суммы собственного капитала в предстоящем периоде и рассчитанного коэффициента финансового левериджа вычисляется предельный объем заемных средств, обеспечивающий эффективное использование собственного капитала;
б) обеспечением достаточной финансовой устойчивости предприятия. Она должна оцениваться не только с позиций самого предприятия, но и с позиций возможных его кредиторов, что обеспечит впоследствии снижение стоимости привлечения заемных средств [11].
С учетом этих требований предприятие устанавливает лимит использования заемных средств в своей хозяйственной деятельности.
Наиболее
обобщающим из финансовых показателей
является коэффициент финансового
левериджа, все остальные показатели
в той или иной мере определяют
его величину. Нормативов соотношения
заемных и собственных средств
практически не существует, поскольку
имеются значительные различия между
деятельностью отдельных
Показатель
«финансовый леверидж»
Иными словами, финансовый леверидж представляет собой объективный фактор, возникающий с появлением заемных средств в объеме используемого предприятием капитала, позволяющий ему получить дополнительную прибыль на собственный капитал.
Показатель, отражающий уровень дополнительно генерируемой прибыли на собственный капитал при различной доле использования заемных средств, называется эффектом финансового левериджа. Он рассчитывается по следующей формуле:
ЭФЛ = (1-СНП)*(КВРА-ПК)*ЗК/СК, (3)
где ЭФЛ — эффект финансового левериджа, заключающийся в приросте коэффициента рентабельности собственного капитала, %;
СНП — ставка налога на прибыль, выраженная десятичной дробью;
КВРА — коэффициент валовой рентабельности активов (отношение валовой прибыли к средней стоимости активов), %;
ПК — средний размер процентов за кредит, уплачиваемых предприятием за использование заемного капитала, %;
ЗК — средняя
сумма используемого
СК — средняя сумма собственного капитала предприятия.
В данной формуле можно выделить три основные составляющие:
1)
Налоговый корректор
2)
Дифференциал финансового
3)
Коэффициент финансового
Выделение этих составляющих позволяет целенаправленно управлять эффектом финансового левериджа в процессе финансовой деятельности предприятия.
Дифференциал финансового левериджа является главным условием, формирующим положительный эффект финансового левериджа. Этот эффект проявляется только в том случае, если уровень валовой прибыли, генерируемой активами предприятия, превышает средний размер процента за используемый кредит (включающий не только его прямую ставку, но и другие удельные расходы по его привлечению, страхованию и обслуживанию), т.е. если дифференциал финансового левериджа является положительной величиной. Чем выше положительное значение дифференциала финансового левериджа, тем выше при прочих равных условиях будет его эффект [24].
Формирование отрицательного значения дифференциала финансового левериджа по любой из вышеперечисленных причин всегда приводит к снижению коэффициента рентабельности собственного капитала. В этом случае использование предприятием заемного капитала дает отрицательный эффект.
Коэффициент финансового левериджа является тем рычагом, который мультиплицирует (пропорционально мультипликатору или коэффициенту изменяет) положительный или отрицательный эффект, получаемый за счет соответствующего значения его дифференциала. При положительном значении дифференциала любой прирост коэффициента финансового левериджа будет вызывать еще больший прирост коэффициента рентабельности собственного капитала, а при отрицательном значении дифференциала прирост коэффициента финансового левериджа будет приводить к еще большему темпу снижения коэффициента рентабельности собственного капитала. Иными словами, прирост коэффициента финансового левериджа мультиплицирует еще больший прирост его эффекта (положительного или отрицательного в зависимости от положительной или отрицательной величины дифференциала финансового левериджа). Аналогично снижение коэффициента финансового левериджа будет приводить к обратному результату, снижая в еще большей степени его положительный или отрицательный эффект [7].
Таким
образом, при неизменном дифференциале
коэффициент финансового
Знание
механизма воздействия
Для расчета эффекта финансового левериджа необходимо значение показателя рентабельности собственного капитала и данные о среднем проценте на кредит. Информация о кредитной истории представлена в таблице 10.
Банк | Сумма
тыс. тг |
Годовой процент | Дата
выдачи кредита |
Дата погашения договорная | Дата факт погашения |
Альфа-банк | 14500 | 15 | Декабрь 2005 | Март 2006 | Апрель 2005 |
Альфа-банк | 10000 | 13 | Январь 2005 | Март 2006 | Май 2006 |
Альфа-банк | 35000 | льготный 10 | Июнь 2006 | Июнь 2006 | Досрочное погашение, декабрь 2006 |
Таблица
10 - Информация о кредитной
истории АО «Омега»
с 2005 года
Таким образом, анализируя данные таблицы 10, можно увидеть, что средний процент в 2006 году составляет – 10% годовых. В 2008 году и в 2009 году предприятие не пользовалось заемными средствами.
Рентабельность (доходность) активов исчисляется отношением чистого дохода к среднегодовой стоимости собственного капитала и определяется по формуле:
где
П – прибыль предприятия
Ас – сумма среднегодовой стоимости собственного капитала.
Рассчитаем рентабельность собственного капитала для предприятия АО «Омега». Для расчета использовались данные из отчета о доходах и расходах и балансов предприятия (Приложения 1,2,3).
Выведем
сумму средних активов
Ра2008 =
Ра2009 =
Рассчитаем эффект финансового левериджа для предприятия АО «Омега» с условием того, что предприятие получило заемные средства в размере 35000 тыс.рублей. Многовариантный расчет эффекта финансового левериджа позволяет определить оптимальную структуру капитала с позиций наиболее эффективного его использования, т.е. выявить границу предельной доли использования заемного капитала.
ЭФЛ2008 = (1-0,3) × (6,3-10) × (35000/54268,5) = 0,7×(-3,7) ×0,64 = -1,66.
ЭФЛ2009 = (1-0,3) × (10,3-10) × (35000/54926) = 0,7×(0,3) ×0,64 = 0,13
Таким образом, в результате расчета выявлено, что:
Следовательно, по результатам расчета эффекта финансового левериджа было выявлено, что если бы предприятие воспользовалось заемными средствами в размере 35000 тыс.рублей в 2008 году, то это бы не только бы не повысило рентабельность собственного капитала, но произошло бы даже его снижение, а в 2009 году предприятие уже могло использовать заемные средства.
На следующем этапе проводится оценка стоимости привлечения заемного капитала из различных источников. Такая оценка проводится в разрезе различных форм заемного капитала, привлекаемого предприятием из внешних и внутренних источников. Результаты такой оценки служат основой разработки управленческих решений относительно выбора альтернативных источников привлечения заемных средств, обеспечивающих удовлетворение потребностей предприятия в заемном капитале [8].
На практике для большинства российских организаций практически единственным источником получения финансовых ресурсов является банковский кредит. Это обусловлено рядом объективных причин.
Финансовый лизинг представляет интерес для тех компаний, которые наращивают свою производственную мощность. Для удовлетворения иного рода потребностей в заемных средствах данный источник финансирования не подходит.
Для АО «Омега» необходим именно финансовый лизинг, поскольку иные заемные средства не обеспечивают оптимального соотношения цены и срока, а также целью привлечения заемных средств является наращивание объемов производства за счет увеличения ресурсной базы в части основных средств. На долгосрочный период (свыше 1 года) заемные средства привлекаются, как правило, для расширения объема собственных основных средств и формирования недостающего объема инвестиционных ресурсов (хотя при консервативном подходе к финансированию активов заемные средства на долгосрочной основе привлекаются и для обеспечения формирования оборотного капитала). На краткосрочный период заемные средства привлекаются для всех остальных целей их использования.
Также финансовый лизинг обеспечивает долгосрочную основу погашения.
На следующем этапе определяется состав кредиторов. Этот состав определяется формами привлечения заемных средств. По условию финансового лизинга кредитором предприятия АО «Омега» является ОАО «Континент».
Одним
из самых важных этапов является формирование
эффективных условий
Для
прямого закупа пяти зерноуборочных
комбайнов РСМ-101 «Вектор» непосредственно
в представительстве «
Проект финансируется на 75% -35625 тыс. рублей за счет банка и на 25% - 11875 тыс. рублей за счет собственных средств предприятия АО «Омега» и средств, полученных в результате операционной деятельности.
Информация о работе Стратегии формирования оборотного капитала организации