Стратегии формирования оборотного капитала организации

Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2011 в 12:41, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы - исследовать теоретические основы и действующую практику формирования оборотного капитала на предприятии. В соответствии с целью курсовой работы были поставлены задачи:
* исследовать теоретические основы формирования;
* проанализировать модель формирования и оборотного капитала на АО «Омега»;
* изучить возможности оптимизации модели управления оборотным капиталом на предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………...……...3
1. Теоретические основы формирования оборотного капитала……..........5
1. Сущность и структура оборотного капитала ……………………….........5
2. Кругооборот оборотных средств………………………………………….8
1.3 Источники формирования оборотного капитала……………………….11
2. Анализ модели формирования и использования оборотного
капитала на предприятии АО "Омега"……………………… ………….15
2.1 Анализ структуры оборотных активов…………………………………..15
2.2 Анализ использования оборотного капитала предприятия…………….20
2.3 Анализ чистого оборотного капитала и модели кредитного финансирования………………………………………………………...…22
3. Оптимизация управления оборотным капиталом путем привлечения
заемных средств………………...……………………………………………..25
Заключение…………………………..…………………………………………...42
Список использованных источников…………………………...……………..45
Приложение 1…………………………………...……………………………....…47
Приложение 2………………………...………………………………………....…49
Приложение 3………………………………...…………………………………....51

Работа содержит 1 файл

Курсовик.docx

— 129.56 Кб (Скачать)

     Приведенные в таблице 8 данные показывают, что на начало 2009 года оборотный капитал предприятия АО «Омега» был на 99,8% сформирован за счет собственных средств, на конец 2009 года доля заемных средств в формировании текущих активов составила 0,3%, а собственных – 99,7%. Это свидетельствует о финансовой независимости предприятия АО «Омега» от внешних источников финансирования.

     Отразим математические уравнения существующих моделей стратегии финансирования текущих активов:

  1. Идеальная модель - чистый оборотный капитал равен нулю. В результате этой модели долгосрочные пассивы устанавливаются на уровне долгосрочных активов, т.е. базовое балансовое уравнение имеет вид: ДП=ДА.
  2. Агрессивная модель – чистый оборотный капитал в точности равен системной части оборотных активов (ОК=СЧ). Базовое балансовое уравнение имеет вид: ДП=ДА+СЧ.
  3. Консервативная модель - чистый оборотный капитал равен по величине текущим активам (ОК=ТА). Эта стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ДА+СЧ+ВЧ.
  4. Компромиссная модель - чистый оборотный капитал равен по величине сумме системной части текущих активов и половине их варьирующей части (ОК=СЧ+0,5*ВЧ). Стратегия предполагает установление долгосрочных пассивов на уровне, задаваемом следующим базовым балансовым уравнением: ДП=ДА+СЧ+0,5*ВЧ [5].

    Проведем  анализ на соответствие политики управления оборотным капиталом на предприятии  АО «Омега» вышеперечисленным моделям.

    Для анализа представим рассчитанные данные чистого (собственного) оборотного капитала и системой части текущих активов, а также балансовые данные в виде таблицы (таблица 9).

Показатель Обозначение на 01.01.08 на 01.01.09
Текущие активы ТА 33056,9 34424,9
Долгосрочные  активы ДА 21547,0 20987,7
Системная часть оборотного капитала СЧ 32982,8 34334,8
Вариативная часть оборотного капитала ВЧ 74,1 90,1
Чистый (собственный) оборотный капитал  ОК 32982,8 34334,8

Таблица 9 – Данные для оценки политики управления оборотным капиталом

  за 2008-2009 года 

     Согласно  таблице 9 и базовому балансовому уравнению агрессивной модели, где чистый оборотный капитал в точности равен системной части оборотных активов (ОК=СЧ), сделаем вывод о том, что в нашем случае за весь рассматриваемый период предприятия выбрало агрессивную политику управления оборотными средствами. Эта модель не считается оптимальной и для ее удовлетворения необходимо соблюдение второго базового уравнения, при котором ДП=ДА+СЧ, т.е. долгосрочные пассивы должны быть сформированы в сумме, равной сумме стоимостей долгосрочных активов и системной части текущих активов.

     Таким образом, для оптимального финансирования деятельности предприятия, необходимо сформировать долгосрочные пассивы, т.е. дополнительно воспользоваться  заемными средствами, поскольку собственных  средств предприятия не достаточно для проведения агрессивной политики управления оборотным капиталом.

     Таким образом, поскольку у АО «Омега» не выполняется второе базовое уравнение в части формирования долгосрочных пассивов, то необходимо модифицировать политику финансового обеспечения предприятия.

 

3 Оптимизация управления оборотным капиталом путем привлечения заемных средств

     В результате проведенного исследования политики управления оборотным капиталом  было выявлено, что предприятие выбрало агрессивную политику управления оборотными средствами. Данная модель работает при соблюдении следующего условия: долгосрочные пассивы должны быть сформированы в сумме, равной сумме стоимостей долгосрочных активов и системной части текущих активов, а в нашем случае у предприятия вообще отсутствуют долгосрочные пассивы. В теории финансового менеджмента считается, что наиболее оптимальным вариантом долгосрочных пассивов являются привлеченные заемные средства.

     Эффективная хозяйственная деятельность предприятия  невозможна без постоянного привлечения  заемных средств. Использование  этих средств позволяет существенно  расширить объем реализации товаров  и формируемых товарных запасов, обеспечить более эффективное использование  собственного капитала, ускорить образование  различных целевых фондов, а в  конечном счете - повысить рыночную стоимость  предприятия.

     Хотя  отправную точку любого бизнеса  составляет собственный капитал, на предприятиях торговли объем заемных  средств значительно превосходит  объем собственного капитала. В связи  с этим управление привлечением заемных  средств является одной из важнейших  функций торгового менеджмента, направленной на достижение высоких  конечных результатов деятельности предприятия.

     Управление  привлечением заемных средств представляет собой целенаправленный процесс  их формирования из различных источников и в разных формах в соответствии с потребностями торгового предприятия  на различных этапах его развития. Основная цель этого управления состоит  в обеспечении наиболее эффективных  условий и форм привлечения этих средств и рационального их использования.

     Политика  привлечения заемных средств представляет собой часть общей финансовой стратегии, заключающейся в обеспечении наиболее эффективных форм и условий привлечения заемного капитала из различных источников в соответствии с потребностями развития предприятия.

     Существует  четыре основных способа внешнего финансирования:

     1. Закрытая подписка на акции (если она проводится между прежними акционерами, то, как правило, по заниженной в сравнении с рыночным курсом цене; при этом у предприятия возникает упущенная выгода – тот же расход).

     2. Привлечение заемных средств в форме кредита, займов, эмиссии облигаций.

     3. Открытая подписка на акции.

     4. Комбинация первых трех способов [1]. Если первый способ оказывается неприемлемым из-за недостатка средств у сегодняшних акционеров или их уклонения от дальнейшего финансирования, то критерием выбора между вторым и третьим вариантами является сведение к минимуму риска утраты контроля над предприятием.

     Внешние и внутренние виды финансирования тесно взаимозависимы. Это не означает, тем не менее, взаимозаменяемости. Так, внешнее долговое финансирование ни в коем случае не должно подменять привлечение и использование собственных средств. Только достаточный объем собственных средств может обеспечивать развитие предприятия и укреплять его независимость, а также свидетельствовать о намерении акционеров разделять связанные с предприятием риски и «подпитывать» тем самым доверие партнеров, поставщиков, клиентов и кредиторов.

     Процесс формирования политики привлечения  предприятием заемных средств включает следующие основные этапы.

     1. Анализ привлечения и использования заемных средств в предшествующем периоде.

     Целью такого анализа является выявление объема, состава и форм привлечения заемных средств предприятием, а также оценка эффективности их использования.

     На  первом этапе анализа изучается динамика общего объема привлечения заемных средств в рассматриваемом периоде; темпы этой динамики сопоставляются с темпами прироста суммы собственных финансовых ресурсов, объемов операционной и инвестиционной деятельности, общей суммы активов предприятия.

     На  втором этапе анализа определяются основные формы привлечения заемных средств, анализируются в динамике удельный вес сформированных финансового кредита, товарного кредита и внутренней кредиторской задолженности в общей сумме заемных средств, используемых предприятием.

     На  третьем этапе анализа определяется соотношение объемов используемых предприятием заемных средств по периоду их привлечения. В этих целях проводится соответствующая группировка используемого заемного капитала по этому признаку, изучается динамика соотношения кратко- и долгосрочных заемных средств предприятия и их соответствие объему используемых оборотных и внеоборотных активов.

     На  четвертой стадии анализа изучается состав конкретных кредиторов предприятия и условия предоставления ими различных форм финансового и товарного (коммерческого) кредитов. Эти условия анализируются с позиций их соответствия конъюнктуре финансового и товарного рынков.

     На  пятой стадии анализа изучается эффективность использования заемных средств в целом и отдельных их форм на предприятии. В этих целях используются показатели оборачиваемости и рентабельности заемного капитала. Первая группа этих показателей составляется в процессе анализа со средним периодом оборота собственного капитала [15].

     Проведенный анализ по АО «Омега» показал, что на данном предприятии в рассматриваемом периоде 2008-2009 годах заемные средства не использовались. Кредиторская задолженность складывается из задолженности бюджету и задолженности персоналу по оплате труда, причем обязательства по налогам превышают обязательства по оплате труда.

     Таким образом, нет возможности проводить  анализ эффективности использования  заемных средств предприятия  за прошлый период, поскольку заемные  средства не сформированы.

     2. Определение целей привлечения  заемных средств в настоящем периоде. Основными целями привлечения заемных средств предприятиями являются:

     а) пополнение необходимого объема постоянной части оборотных активов. В настоящее время большинство предприятий, осуществляющих производственную деятельность, не имеют возможности финансировать полностью эту часть оборотных активов за счет собственного капитала. Значительная часть этого финансирования осуществляется за счет заемных средств;

     б) обеспечение формирования переменной части оборотных активов. Какую бы модель финансирования активов не использовало предприятие, во всех случаях переменная часть оборотных активов частично или полностью финансируется за счет заемных средств;

     в) формирование недостающего объема инвестиционных ресурсов. Целью привлечения заемных средств в этом случае выступает необходимость ускорения реализации отдельных реальных проектов предприятия (новое строительство, реконструкция, модернизация) обновление основных средств (финансовый лизинг) и т.п.

     г) обеспечение социально-бытовых потребностей своих работников. В этих случаях заемные средства привлекаются для выдачи ссуд своим работникам на индивидуальное жилищное строительство, обустройство садовых и огородных участков и на другие аналогичные цели;

     д) другие временные нужды. Принцип  целевого привлечения заемных средств обеспечивается и в этом случае, хотя такое их привлечение осуществляется обычно на короткие сроки и в небольших объемах.

     В результате определения целей руководством АО «Омега» было решено заемные средства привлечь для обновления основных средств.

     Таким образом, первоначальными этапами  формирования политики привлечения  заемных средств являются: анализ привлечения и использования  заемных средств в предшествующем периоде и определение целей для привлечения в будущем. На следующих этапах процедуры привлечения заемных средств детализируются, устанавливаются и рассчитываются основные параметры и принимается управленческое решение о привлечении заемных средств.

     Следующим этапом политики привлечения заемных  средств является определение предельного  объема привлечения заемных средств. Максимальный объем этого привлечения  диктуется двумя основными условиями:

Информация о работе Стратегии формирования оборотного капитала организации