Пути повышения рентабельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе будут проанализированы показатели рентабельности, рассмотрены методы и модели факторного анализа рентабельности продукции и рентабельности производства.
В первой главе выясним, что же такое рентабельность, рассмотрим ее цели, задачи и виды. Во второе главе будут рассмотрены методы анализа и оценки рентабельности, а также методы и инструменты ее повышения.

Работа содержит 1 файл

фин мен.docx

— 80.09 Кб (Скачать)

   Каждый  из перечисленных показателей легко  моделируется по факторным  зависимостям Рассмотрим   следующую очевидную зависимость:

      (8)

   Эта формула раскрывает связь между  рентабельностью  всех активов. рентабельностью  реализации и оборачиваемостью активов  Экономически связь, заключается в  том, что формула прямо указывает  пути повышения рентабельности при  низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов.

   Рассмотрим  еще одну факторную модель рентабельности.

          (9)

   Как видим, рентабельность собственного (акционерного) капитала зависит от изменения уровня рентабельности продукции, скорости оборота совокупного капитала и соотношения собственного  и заемного капитала Изучение. подобных зависимостей имеет большое значение для оценки влияния различных факторов на показатели рентабельности. Из приведенной зависимости. следует, что при прочих равных условиях отдача акционерного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала.(7, С.640)

   Вторая  группа показателей формируется  на основе расчета уровней и рентабельности   по показателям прибыли, отражаемым в отчетности предприятий. Например,

     (10)

   Данные  показатели характеризуют прибыльность продукции базисного ( ) и отчетного ( ) периодов. Например, рентабельность продукции по прибыли от реализации

   (11)

   (12)

   Или

   ;  (13)

   ;  (14)

   ,  (15) 

   Где

   , -  прибыль от реализации отчетного и базисного периодов; 
 

      , - реализация продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

       , - себестоимость продукции (работ, услуг) отчетного и базисного периодов;

       - изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом.

   Влияние фактора изменения объема реализации определяется расчетом (по методу цепных подстановок)

      (16)

   Соответственно  влияние изменения себестоимости  составит

     (17)

   Сумма факторных отклонений дает общее  изменение рентабельности в отчетном периоде по сравнению с базисным периодом;

       (18)

   Третья  группам показателей рентабельности формируется аналогично первой и  второй группам, однако вместо прибыли  в расчет принимается чистый приток денежных средств.

      (19)

   где ЧПДС - чистый приток денежных средств.

   Данные  показатели дают представление о  степени возможности предприятия  расплатиться с кредиторами, заемщиками и акционерами денежными средствами в связи с использованием имеющего места денежного притока. Концепция  рентабельности исчисляемой на основе притока денежных средств, широко применяется  в странах с развитой рыночной экономикой. Она приоритетна, потому, что операции с денежными потоками, обеспечивающие платежеспособность, является существенным признаком состояния  предприятия. 
 

    1. Методы  и инструменты  повышения рентабельности на предприятии
 

   Для правильного формирования прибыли  и повышения рентабельности предприятие  должно искать пути совершенствования.

   Использование системы обобщающих показателей  эффективности предприятия, каждый из которых отражает различные аспекты  производственно-хозяйственной деятельности предприятия, позволяет получить всестороннюю, многогранную оценку эффективности.(5, С.647)

   В системе обобщающих показателей  важнейшим является рентабельность. Повышение этого показателя обеспечивается, во-первых, увеличением массы прибыли, а, во-вторых, улучшением использования соответствующего вида ресурсов или уменьшением затрат.

   Так как рентабельность находится в  прямой зависимости от величины прибыли, поиск путей роста рентабельности должен рассматриваться  в синтезе  с ростом прибыли. Важнейшими путями роста прибыли являются увеличение доходов от продаж продукции, а также  от других видов производственно-коммерческой деятельности предприятия. Однако на промышленных предприятиях основным видом доходов является выручка от реализации продукции, рост которой достигается за счет:

    • изучения рынка продукции на основе маркетинговых исследований и обеспечения производства продукции в соответствии с требованиями потребителя;

    • обеспечения конкурентоспособности производимой продукции путем повышения ее качества, снижения себестоимости, а также сервисного послепродажного обслуживания;

    • рост цен на основе повышения качества продукции в результате инновационной деятельности предприятий и создания товаров рыночной новизны.

   Рентабельность  продукции, кроме того, зависит от себестоимости реализованной продукции. Чем ниже себестоимость, тем выше при прочих равных условиях этот показатель.

   Рентабельность  производства и рентабельность капитала кроме массы прибыли зависят  от эффективности использования  производства. Чем выше эффективность  использования, тем выше его рентабельность.

   Для повышения эффективности работы предприятия первостепенное значение имеет выявление резервов увеличения объемов производства и реализации, снижения себестоимости продукции (работ, услуг), увеличения прибыли и повышения рентабельности.(1, С.27)

   Для определения основных направлений  поиска резервов увеличения прибыли  и повышения рентабельности факторы, влияющие на них, классифицируют по различным  признакам (рис. 3). 

       

       

       

       

       

       

         

Рис. 3. Классификация факторов, влияющих на резервы  увеличения прибыли  и повышения рентабельности

   К внешним факторам относятся природные условия, государственное регулирование цен, тарифов, процентов, налоговых льгот, штрафных санкций, инфляция и др. Эти факторы не зависят от деятельности предприятий, но могут оказывать значительное влияние на величину прибыли и рентабельность.

   Внутренние  факторы делятся на производственные и внепроизводственные. Производственные факторы характеризуют наличие и использование средств и предметов труда, трудовых и финансовых ресурсов и в свою очередь могут подразделяться на экстенсивные и интенсивные. Экстенсивные факторы воздействуют на процесс получения прибыли через количественные изменения: объема средств и предметов труда, финансовых ресурсов, времени работы оборудования, численности персонала, фонда рабочего времени и др. Интенсивные факторы воздействуют на формирование и увеличение прибыли, повышение рентабельности через  "качественные" изменения:  повышение производительности оборудования и его качества, использование прогрессивных материалов, совершенствование технологии обработки, ускорение оборачиваемости оборотных средств, повышение квалификации и производительности труда персонала, снижение трудоемкости и материалоемкости продукции, совершенствование организации труда и более эффективное использование финансовых ресурсов и др.

   К внепроизводственным факторам относятся, например, снабженческо-сбытовая и природоохранная деятельность, социальные условия труда и быта и др.

   При осуществлении финансово-хозяйственной  деятельности предприятия все вышеперечисленные  факторы находятся в тесной взаимосвязи и взаимозависимости. "Прямое" влияние на себестоимость продукции, а значит, на прибыль и рентабельность, связано с тем, насколько рационально и экономно расходуются материальные ресурсы: ведь доля материальных затрат в себестоимости значительна и колеблется от 60 до 90%.

   Рентабельность  показывает, насколько прибыльна  деятельность предприятия, соответственно, чем выше коэффициенты рентабельности, тем эффективней деятельность. Поэтому  компания должна стремиться к более  высоким показателям, а руководство  должно определить пути повышения рентабельности.(1, С.29)

   Многообразие  показателей рентабельности определяет альтернативность поиска путей ее повышения. При анализе путей повышения  рентабельности важно разделять влияние внешних и внутренних факторов. В целом одним из условий процветания предприятия является расширение рынка сбыта продукции за счет снижения цены на предлагаемые товары, но это не всегда так. Поэтому внимания этому внешнему фактору следует уделять меньше, чем внутренним: увеличению объемов производства, снижению себестоимости продукции, повышению отдачи основных средств.(1, С.30)

   Итак:

  • при низкой рентабельности продаж необходимо стремиться к ускорению оборота активов;
  • отдача собственного капитала повышается при увеличении доли заемных средств в составе совокупного капитала;
  • рентабельность активов тем выше, чем выше прибыльность продукции, чем выше отдача внеоборотных активов и скорость  оборота оборотных активов, чем ниже общие затраты на 1у.е. продукции и удельные затраты по экономическим элементам (средств труда, материалов, труда).

   Следует заметить, что нельзя отвлеченно рассматривать  влияние отдельных факторов, так  как «на уровень и динамику показателей рентабельности оказывает  влияние вся совокупность производственно-хозяйственных  факторов:

    • уровень организации производства и управления; структура капитала и его источников;
    • степень использования производственных ресурсов;
    • объем, качество и структура продукции;
    • затраты на производство и себестоимость изделий; прибыль по видам деятельности и направления ее использования.

   Наибольшее  внимание надо уделить последнему пункту, а точнее, направлению использования  прибыли, которое определяются предприятием самостоятельно. Прибыль может быть направлена на отчисления в резервный  капитал, образование фондов накопления и фондов потребления, отвлечения на благотворительные и другие цели, с целью расширения деятельности организации за счет собственных источников финансирования. Но существует и другая альтернатива – свои собственные средства  вложить в ценные бумаги других крупных компаний, например, сформировать инвестиционный портфель, грамотно осуществлять управление и через определенное время получить доход и вложить в свое предприятие для улучшения конкурентоспособности, финансового состояния предприятия.

   Основными путями роста рентабельности производства являются:

  • развитие наиболее прогрессивных отраслей,
  • рациональное размещение предприятий,
  • повышение удельного веса специализированного производства,
  • применение современные методов организации производства и труда в соответствии с требованиями научно-технического прогресса,
  • ускорение внедрения и освоения новой, более прогрессивной техники, повышение производительности труда,
  • снижение себестоимости продукции, улучшение ее качества,
  • усиление режима экономии в расходовании материальных, трудовых и финансовых ресурсов и повышение материальной заинтересованности работников в результатах своего труда,

   Все приведенные выше пути повышения  рентабельности предприятия являются следствием оптимизации бизнес-процессов.

   Итак, рассмотрим какие действия необходимо предпринимать руководителям предприятий  и так ли это сложно повысить рентабельность предприятия.

   В переводе с немецкого языка rentabel — выгодный, доходный, прибыльный. Следовательно, основная формула расчёта рентабельности — соотношение прибыли к понесённым затратам. Отсюда вытекают и основные пути повышения рентабельности —  повышение прибыли либо снижение затрат, а ещё лучше, если и то, и другое.

   Чтобы достигнуть поставленной цели, можно  идти самым очевидным и простым  путём — сокращать самые крупные  затраты: фонд оплаты труда, инвестиции и использовать другие подобные инструменты. А можно поступить иначе и  подойти к решению задачи комплексно — не только сокращать затраты, но и пересмотреть устоявшиеся на предприятии технологии выполнения работ с точки зрения их оптимизации/рационализации. Не так давно у предприятий попросту не было времени заниматься подобными задачами, зарабатываемых денег вполне хватало, сейчас же пришло самое время уделить данной проблеме пристальное внимание.(8, С.264)

Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии