Пути повышения рентабельности на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Декабря 2010 в 18:29, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе будут проанализированы показатели рентабельности, рассмотрены методы и модели факторного анализа рентабельности продукции и рентабельности производства.
В первой главе выясним, что же такое рентабельность, рассмотрим ее цели, задачи и виды. Во второе главе будут рассмотрены методы анализа и оценки рентабельности, а также методы и инструменты ее повышения.

Работа содержит 1 файл

фин мен.docx

— 80.09 Кб (Скачать)

   Какое предприятие сегодня и в будущем имеет больше шансов на успех? Очевидно, что то, которое сумеет достичь поставленных перед собой целей с максимальным качеством продукта, минимальным временем, затраченным на получение результата, и оптимальными затратами.

   Рассмотрим  современные приёмы и методы оптимизации, которые позволят влиять на показатели рентабельности предприятия.

   Цель  № 1 – Повысить качество продукта

   Одна  из основных целей всех коммерческих предприятий — обеспечить и, по возможности, увеличивать количество клиентов, поскольку клиенты являются конечной целью деятельности предприятий. Именно они приносят прибыль предприятиям. Для обеспечения стабильной клиентской базы необходимо предоставлять услуги/товары качества, удовлетворяющего и, желательно, предвосхищающего ожидания потребителей. Придерживаясь данной аксиомы, можно оптимизировать процессы исходя из обеспечения требований клиентов, то есть начать анализировать бизнес-процесс с конца производственной цепочки — ожиданий клиентов, а затем последовательно предъявлять требования каждому предыдущему процессу и его участникам и так до самого начала.

   Разберём  применение такой технологии, например, в автошколе. Основными требованиями потребителей являются квалификация персонала  и чёткость работы (отсутствие накладок в расписании, переносов занятий). Был проведён опрос среди клиентов, оказалось, что нарекания на уровень квалификации обучающего персонала отсутствуют, однако есть масса претензий к организации процесса обучения, а именно: в случае отмены или переноса занятий клиентов не предупреждают, возникает путаница в расписании занятий и другие подобные проблемы. Было принято решение оптимизировать процесс по предлагаемой методике. Шаг за шагом разрабатывали требования к их устранению, например, необходимо, чтобы сотрудник офиса был в курсе расписаний и всех изменений, информировал об этом клиентов, для учёта информирования требуется создать инструмент регистрации факта общения с клиентом, нужна новая эффективная система учёта расписаний занятий. Соответствующие изменения были внедрены, и через полгода поток входящих клиентов по рекомендациям от уже прошедших обучение в автошколе увеличился на 30%, что в конечном итоге очень выгодно, поскольку отсутствуют дополнительные расходы на рекламу и активное продвижение услуг автошколы.

   Цель  № 2 – Снизить время на реализацию процесса и получение продукта

   Для экономии времени, затрачиваемого на выполнение бизнес-процессов организации, можно  использовать метод запараллеливания работ. Суть метода состоит в том, что часть работ можно выполнять  параллельно, а не последовательно. Часто в организациях исторически  складывается последовательное выполнение работ, потому что таким образом  легче управлять. При запараллеливании работ необходимо обратить внимание на обеспечение своевременного обмена информацией.

   В качестве примера возьмём обследование предприятия с целью разработки техническо-проектной документации для реализации проекта поставки, проектирования и реализации оборудования. Обследование проводилось последовательно  по всем участкам, далее также последовательно  составлялась техническо-проектная  документация. В итоге реализация указанных этапов занимала от 2-х  до 4-х недель. Данный срок был слишком  длителен, больше, чем у конкурентов, также со временем часть клиентов на данном этапе попросту отказывались от дальнейшей работы. Была организована рабочая группа с целью разработки оптимизированной методики проведения обследования и подготовки техническо-проектной документации. В результате весь цикл работ стал занимать от 1–2 недели.

   Существует  другая, часто встречающаяся задача — устранение временных разрывов. На предприятии, занимающемся оптовой торговлей, согласование договора выполняют 7 сотрудников. Естественно, согласование договора растягивалось надолго, особенно если учитывать, что почти все сотрудники являются менеджерами, в том числе, высшего звена. После проведённого анализа выяснилось, что оптимально согласовывать договор 4-ём сотрудникам, которые обладают требуемой компетенцией в соответствии с разработанным регламентом. В результате скорость прохождения договоров в компании увеличилась в 3 раза, качество при этом не пострадало, время сотрудников было сэкономлено.

   Комплексные методы по оптимизации бизнес-процессов.

   Существует  также очень простой метод  оптимизации бизнес-процессов предприятия, который не требует дополнительных знаний и навыков и поэтому  достаточно легко может быть выполнен заинтересованной группой сотрудников. Для успешного применения рекомендуется  провести «мозговой штурм» из не менее 3-х и не более 7-ми сотрудников  из числа участников и потребителей процесса. Выбранный процесс необходимо проанализировать с точки зрения комплекса показателей — цель, сотрудники, место, время, технология. Для этого задать 5 групп вопросов к выбранному для оптимизации  процессу.

  • Цель. Для чего выполняется данный процесс? Какая цель преследуется при выполнении анализируемой работы? Кто является потребителем процесса?
  • Сотрудники. Кто является исполнителем? Почему именно он? Кто ещё смог бы сделать данную работу? Мог бы кто-нибудь выполнить работу лучше?
  • Место. Где выполняется работа? Почему именно в этом месте? Можно ли делать эту работу в другом месте? Есть ли более подходящее место для выполнения процесса?
  • Время. Когда выполняется работа? Почему она выполняется именно в это время? Можно ли выполнять работу в другое время? Можно ли выполнять работу в более подходящее время?
  • Технология. Как сейчас выполняется работа? Почему она выполняется именно так? Как ещё можно было бы выполнить данную работу? Как можно выполнить её лучше?

   Результатом анализа процесса по пяти показателям  являются, например, выявление лишних функций, которые исторически сложились  и по прошествии времени никому не нужны или наоборот определение  работ, которые не обеспечиваются сотрудниками требуемой квалификации, определение  более оптимального времени или  места выполнения.

   В качестве примера можно рассмотреть  процесс приёма заказов предприятия, занимающегося розничной торговлей. В какой-то момент времени поток заказов снизился, участники процесса, и представители руководства провели мозговой штурм по предложенной технологии. В результате выявили существенные несоответствия: нехватка компетенции операторов, принимающих и распределяющих входящие заказы, неудобный график приёма заказов, скорость реакции на обращения клиентов ниже, чем у конкурентов. После проделанной работы по оптимизации бизнес-процесса ситуация значительно улучшилась.

   Цель  № 3 – Оптимизировать затраты 

   Фактически  каждый из приведённых примеров является также примером и оптимизации  затрат. Затраты либо уменьшаются, как  это показано на примере с автошколой или проектной организацией, либо компенсируются удовлетворенностью клиентов от высокого качества и скорости (в иллюстрации магазина розничной и оптовой торговли).

   Приведённые технологии и упрощённые примеры  их применения наглядно демонстрируют, что оптимизировать бизнес-процессы и повышать рентабельность предприятия  возможно, и подобные действия принесут пользу предприятию и в долгосрочном плане. Одним из инструментов обеспечения успеха предприятия может послужить периодический анализ и оптимизация бизнес-процессов, ведь ситуация на внешнем рынке меняется достаточно быстро, и предприятие не должно стоять на месте, оно должно достойно адаптироваться и улучшаться для своих клиентов. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Выводы  и предложения 

   Итак, мы выяснили, что рентабельность предприятия  является относительным показателем, напрямую зависит от прибыли. Так, если предприятие получает прибыль, оно  считается рентабельность. Вопрос только в том насколько высока рентабельность предприятия.

   За  счет прибыли осуществляется финансирование мероприятий по их научно-техническому и социально-экономическому развитию, увеличение фонда оплаты труда их работников; прибыль является не только источником обеспечения внутрихозяйственных потребностей организации, но и приобретает все большее значение в формировании бюджетных ресурсов, внебюджетных и благотворительных фондов.

   Анализ, проведённый в курсовой работе, показал, что рентабельность представляет собой  сложную систему, требующую постоянного  совершенства.

   По  итогам работы можно выделить следующие  важнейшие выводы.

   Изучая конечные финансовые результаты деятельности предприятия, важно анализировать не только динамику, структуру, факторы и резервы роста прибыли, но и соотношение эффекта (прибыли) с имеющимися или использованными ресурсами, а также с доходами предприятия от его обычной и прочей хозяйственной деятельности. Необходимость данного сравнения можно также объяснить тем, что многие предприятия, получившие одинаковую сумму прибыли, имеют различные объёмы товарооборота, разные издержки ресурсы.

   Рентабельность  можно определить как показатель эффективности предприятия, выражающий относительную величину прибыли  и характеризующий степень отдачи средств, используемых в производстве.

   Для расчета уровня доходности предприятия  все показатели рентабельности могут  быть объединены в следующие группы:

   1. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности деятельности предприятия в целом. Методика их расчета основана на применении показателей прибыли предприятия или прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей реализованной продукции, себестоимости, величины акционерного капитала, вложенного капитала, собственного капитала, заемного капитала или совокупного капитала (в знаменателе).

   2. Показатели, рассчитываемые для  оценки доходности продукции, а также используемых ресурсов производства и затрат. Методика их расчета также базируется на применении показателей прибыли предприятия, прибыли от реализации продукции, чистой прибыли (в числителе) и показателей совокупных затрат себестоимости, основных фондов, оборотных средств, оплаты труда, численности работников, производственных площадей и т.д.

   Наиболее  распространенными показателями в  практике отечественных предприятий являются:

    • рентабельность продукции – определяется как отношение прибыли предприятия (прибыли от реализации продукции или чистой прибыли) к себестоимости продукции (изготовленной, товарной или реализованной);

    • рентабельность изделия – определяется как отношение прибыли, закладываемой в цену изделия, к себестоимости изделия.

   Расчёт  влияния факторов первого порядка  на изменение уровня рентабельности в целом по предприятию можно  выполнить способом цепной подстановки. С этой целью определяют ряд условных величин результативного показателя, которые учитывают изменение одного, затем двух, трех и последующих факторов, допуская, что остальные не меняются. Сравнение величины результативного показателя до и после изменения уровня того или другого фактора позволяет элиминировать влияние всех факторов, кроме одного, и определить воздействие последнего на прирост результативного показателя.

   Повышение рентабельности предприятия не только возможно, но и необходимо. Так как  это обуславливает платежеспособность, конкурентоспособность предприятия. Повышение рентабельности осуществляется не только путем снижения основных статей затрат, но и с помощью совершенствования бизнес-процессов, обновления материально-технической базы предприятия, обучения и мотивации сотрудников.

   Автор курсовой работы считает, что оценка рентабельности на предприятии необходима. Так как чтобы достичь определенной цели необходимо регулярно проводить  анализ уже достигнутых показателей  и целей. Показатели являются неотъемлемой частью анализа. Цель предприятия должна быть измеримой, что и обеспечивают показатели, в частности – показатель рентабельности, напрямую зависящий  от прибыли и затрат (чем ниже затраты и выше прибыль, тем выше рентабельность предприятия). Соответственно, каждое предприятие для повышения  рентабельности, должно стремиться к  увеличению прибыли и снижению затрат на производство. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   Список  использованной литературы 

  1. Аносов  В. Реформирование управления затратами: как сохранить лучшее // Финансы, учёт, аудит – 2004, №4 – 26-32 с.
  2. Воронин С., Оленицкая Л. О методике расчёта рентабельности в реальном секторе экономики // Общество и экономика – 2005, №2 – с. 84-88.
  3. Грузинов В.П., Грибов В.Д. Экономика предприятия: Учеб. пособ. – М.: «Финансы и статистика», 2002.-208с.
  4. Коваленко Е.М. Методы оценки рентабельности и факторов, влияющих на её уровень // Экономика. Финансы. Управление – №2, 2004 – с. 9-15.
  5. Крылов Э.И. Анализ финансовых результатов, рентабельности и себестоимости. М.: Маркетинг, 2005 – 647 с.
  6. Раицкий К.А. Экономика предприятия: Учеб. –М.: «ДАШКОВ и Ко», 2002.- 1010с.
  7. Савицкая Г.В. Экономический анализ. М.: “Новое знание”, 2004 – 640 с.
  8. Управление затратами на предприятии / Под общ. ред. Г.А. Краюхина. СПб.: Бизнес-пресса, 2000 – 264 с.
  9. Управление финансами: Учеб. / А.А.Володин и др. М.: Инфра-М, 2004. – 502 с.
  10. Экономика предприятия: Учеб. / Под ред. А.Е. Карлика, М.Л. Шухгальтера. М.: Инфра-М, 2002. – 432с.
  11. Экономика предприятия / В.Я. Хрипач, Г.З. Суша, Г. К. Оноприенко и др. – Мн.: «Экономпресс», 2000. – 464с.
  12. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / В.М.Селезнев и др. – М.: ЦЭМ, 2001.-352с.
  13. Экономика предприятия: Учеб. для вузов / Под ред. Н.А.Сафронова – М,: «ЮРИСТЪ», 2002-608с.

Информация о работе Пути повышения рентабельности на предприятии