Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:00, дипломная работа
Объектом исследования является финансовая отчетность за 2003-2005 гг.
В процессе работы был проведен финансовый анализ отчетности предприятия, рассчитаны показатели финансового состояния предприятия.
Достигнута цель: проведен анализ финансового состояния предприятия и предложены корректирующие и рекомендательные мероприятия по улучшению финансового состояния.
Введение 9
1 Сущность финансового менеджмента в организации 11
1.1 Финансовый менеджмент: содержание, цели и функции 11
1.2 Финансовый анализ как база принятия
управленческих решений 13
1.3 Методы финансового анализа 14
2 Финансовая отчетность предприятия – информационная база
финансового анализа 15
2.1 Сущность, назначение и виды отчетности 15
2.2 Состав финансовой отчетности и принципы ее составления 17
2.3 Пользователи финансовой отчетности 21
3 Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского учета 23
3.1 Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности 27
3.2 Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования 29
3.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости 31
3.4 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности 34
3.5 Расчет и оценка показателей платежеспособности 39
4 Принятие управленческих решений по данным
финансовой отчетности 41
4.1 Управленческое решение и структура его принятия 42
4.2 Управление заемным капиталом 46
4.3 Управление кредиторской задолженностью 46
4.4 Управление оборотными средствами 48
4.5 Управление дебиторской задолженностью 49
4.6 Управление формированием рентабельности 51
4.7 Управление формированием прибыли 51
4.8 Управление затратами 53
5 Анализ финансового состояния на примере
55
5.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 55
5.2 Анализ финансовой отчетности 58
6 Корректирующие и рекомендательные мероприятия по улучшению
финансового состояния предприятия 100
Заключение 107
Перечень использованных источников 114
Приложение
У кредиторской задолженности должны быть объективные лимиты и критерии. Ее неоправданный рост недопустим. Последнее возможно только по отношению к наименее значимым для предприятия контрагентам. Объем кредиторской задолженности должен быть увязан с финансовым положением предприятия, сопоставим с дебиторской задолженностью, соответствовать размерам предприятия.
Превышение
дебиторской задолженности
Управление кредиторской задолженностью означает применение предприятием наиболее приемлемых для него форм, сроков, а также объемов расчетов с контрагентами. Например, при оплате полученной продукции необходимо добиваться оплаты поставок с отсрочкой (либо оплаты по мере поставки). В этом случае весьма эффективными также являются расчеты при помощи векселей. Различные аспекты расчетов должны быть согласованы с контрагентами.
Управление
кредиторской задолженностью предполагает
избирательный подход к контрагентам
предприятия. Они должны быть разграничены
по степени их приоритетности для
деятельности предприятия. Соответствующим
образом следует построить и
расчеты с ними. Кредиторская задолженность
по истечении срока исковой давности списывается
на финансовые результаты хозяйствующего
субъекта. Порядок списания регулируется
Гражданским Кодексом Российской Федерации
и актами Президента Российской Федерации.
4.4
Управление оборотными средствами
В состав управления оборотными средствами входят:
-
анализ управления ими в
-
управление процессом их
-текущее регулирование, распоряжение, использование и маневрирование;
- контроль за их использование и оборотом.
Управление оборотными средствами, во-первых, заключается в поиске эффективных форм их финансирования, во-вторых, в оптимизации объема, в-третьих, в совершенствовании структуры (направлений использования, расходования), в–четвертых, в обеспечении приемлемой ликвидности, в-пятых, в повышении эффективности использования.
Успешность финансирования оборотных средств зависит от множества причин. В частности, важно соотношение между сроком расчета за сырье и материалы, с другой стороны, и временем расчетов за готовую продукцию, с другой. От этого соотношения нередко зависит наличие или недостаток собственных средств у предприятия. Соотношение может быть в пользу предприятия (время оплаты за готовую продукцию меньше сроков расчета за сырье) и наоборот. Последнее нередко означает рост дебиторской задолженности.
Одной из главных задач является оптимизация величины оборотных средств. Во-первых, необходимо исключить возможность их острого дефицита, который может привести к финансовому кризису. В тоже время нежелательно превышение текущих активов над текущими обязательствами, так как это ухудшает ликвидность предприятия, замедляет оборачиваемость оборотных средств, минимизирует прибыль.
Путями
такой оптимизации могут
Оптимизация состава и структуры оборотных средств предполагает совершенствование нормирования оборотных средств, оптимизацию соотношения между их составными элементами, определение общей потребности в оборотных средствах, определение оптимального размера текущих платежных средств. Необходимо совершенствовать соотношения между постоянной и переменной частями оборотных средств. Структура оборотных активов должна соответствовать выбранной предприятием модели их финансирования. [17]
4.5
Управление дебиторской
Управление дебиторской задолженностью должно входить составным элементом в общую политику управления оборотными средствами предприятия и корреспондировать с другими ее элементами.
Управление дебиторской задолженностью подразумевает:
- выработку политики управления и принципов формирования;
-
планирование дебиторской
- формирование оптимальных форм расчетов с покупателями, максимальное использование предоплаты, оформление возможно большей доли дебиторской задолженности векселями;
-
формирование
-
постоянный мониторинг влияния
дебиторской задолженности на
финансовую устойчивость; контроль
за соотношением дебиторской
и кредиторской задолженности,
за долей отвлекаемых в
- стимулирование досрочной оплаты за продукцию;
-
стимулирование своевременной
-
создание резерва ликвидных
- компенсацию потерь от дебиторской задолженности путем их возможного включения в цену реализуемой продукции, стоимость векселя;
-
осуществление возможностей
- использование бартерных отношений для уменьшения взаимной задолженности;
- полное использование правовых мер для взыскания дебиторской задолженности;
-
контроль за эффективностью
В
целом управление дебиторской задолженностью
сводится к формированию отношений
с покупателями, способствующих оптимизации
ее общего размера и скорейшему возвращению
долгов. [18]
4.6 Управление
формированием рентабельности
Оно включает в себя управление повышением рентабельности, профилактику снижения, планирование рентабельности, учет факторов рентабельности. Если управление рентабельностью представить как систему, то ее подсистемами будут управление прибылью (положительными денежными потоками, доходами, выручкой, сбытом, приростом пассивов), с одной стороны, и управление расходами предприятия (отрицательными денежными потоками, затратами, себестоимостью, приростом активов), с другой. В управлении рентабельностью важно соотношение доходности собственных операций и цены привлечения заемных средств. Если последние приносят больше прибыли, чем сумма уплачиваемых процентов на заемный капитал, то разница будет «работать» на повышение рентабельности собственного капитала. Но если соотношение обратное, то привлечение заемных средств ухудшит показатель рентабельности и потому допустима только экстренная мера.
Существует
специфика управления процессом
повышения отдельных видов
4.7
Управление формированием
Данный вид управления должен входить составным элементом в процесс управления рентабельностью и быть подчинен последнему. Технико-экономический анализ производства, изучение спроса и предложения и другие виды анализа предшествуют управлению формированием прибыли. При этом следует использовать внутренние и внешние факторы, влияющие на валовую прибыль. В первую очередь необходимо задействовать факторы, зависящие от предприятия. В части внутренних условий это означает использование мер, способствующих росту выручки от реализации, а в ее составе – объема прибыли, а также прочих операционных доходов, прочих внереализационных доходов, процентов к получению. Необходимы повышение качества продукции, увеличение ее объема и минимизация затрат.
Внешние
факторы, влияющие на прибыль: высокая
степень стабильности конкурентной
среды, наличие достаточно емкого рынка,
использование природно-
Для обеспечения нормальной прибыли должно быть своевременное финансирование всех этапов движения товара – от производства до реализации. На процесс формирования прибыли также влияет выбранный предприятием тип учетной политики. Так, метод учета производственных запасов ФИФО, занижая себестоимость, завышает прибыль. Этот метод выгоден лишь в случае, если предприятие пользуется льготами по налогу на прибыль. Для максимизирования реальной прибыли и уменьшения налогооблагаемой рекомендуется применять метод ЛИФО (учет запасов по себестоимости последних закупок), в соответствии с которыми происходит завышение себестоимости и соответственно занижение прибыли.
На формирование прибыли влияет и выбранный предприятием метод амортизации основных средств. Применение ускоренной амортизации уменьшает чистую прибыль (с учетом налоговых льгот по амортизации). Кроме того, предприятие может установить выгодные ему нормативы износа нематериальных активов и так далее. Возможно также использование практики разумных задержек в оплате поставляемой продукции (особенно это эффективно при повышении уровня инфляции). При этом от своих контрагентов предприятие вправе требовать предоплату за реализованную продукцию.
4.8
Управление затратами
Управление затратами представляет собой один из основных факторов, влияющих на образование прибыли, повышение рентабельности и формирование цен. Распределяя затраты по различным группам товаров, можно уменьшать или увеличивать издержки в зависимости от потребности предприятия. Управление затратами предполагает управление затратами в целом и отдельными их видами, как основными, вспомогательными, так и второстепенными. Оно также означает управление динамикой затрат, их соотношением между собой.
На предприятии должна быть определена четкая учетная политика по отношению к затратам на производство и реализации продукции, а также выбран вариант учета затрат на производство и калькулирования себестоимости.
Трудность управления затратами состоит в необходимости увязки этого процесса с ценообразованием, формированием прибыли, политикой в области оплаты труда и другими сторонами деятельности предприятия. Обычно управление затратами сводится к их снижению, но это не всегда правомерно. Управление затратами – это прежде всего их оптимизация. С целью повышения качества товаров (или качества обслуживания клиентов) порой бывает выгоднее пойти на дополнительные затраты, чем снижать издержки, но обслуживать на прежнем (а то и на более низком) уровне. [20]