Принятие управленческих решений по данным финансовой отчетности на примере предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 24 Сентября 2011 в 21:00, дипломная работа

Описание работы

Объектом исследования является финансовая отчетность за 2003-2005 гг.

В процессе работы был проведен финансовый анализ отчетности предприятия, рассчитаны показатели финансового состояния предприятия.

Достигнута цель: проведен анализ финансового состояния предприятия и предложены корректирующие и рекомендательные мероприятия по улучшению финансового состояния.

Содержание

Введение 9

1 Сущность финансового менеджмента в организации 11

1.1 Финансовый менеджмент: содержание, цели и функции 11

1.2 Финансовый анализ как база принятия

управленческих решений 13

1.3 Методы финансового анализа 14

2 Финансовая отчетность предприятия – информационная база

финансового анализа 15

2.1 Сущность, назначение и виды отчетности 15

2.2 Состав финансовой отчетности и принципы ее составления 17

2.3 Пользователи финансовой отчетности 21

3 Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского учета 23

3.1 Расчет и оценка финансовых коэффициентов рентабельности 27

3.2 Анализ обеспеченности запасов источниками их формирования 29

3.3 Расчет и оценка финансовых коэффициентов рыночной устойчивости 31

3.4 Расчет и оценка финансовых коэффициентов ликвидности 34

3.5 Расчет и оценка показателей платежеспособности 39

4 Принятие управленческих решений по данным

финансовой отчетности 41

4.1 Управленческое решение и структура его принятия 42

4.2 Управление заемным капиталом 46

4.3 Управление кредиторской задолженностью 46

4.4 Управление оборотными средствами 48

4.5 Управление дебиторской задолженностью 49

4.6 Управление формированием рентабельности 51

4.7 Управление формированием прибыли 51

4.8 Управление затратами 53


5 Анализ финансового состояния на примере

55

5.1 Краткая экономическая характеристика предприятия 55

5.2 Анализ финансовой отчетности 58

6 Корректирующие и рекомендательные мероприятия по улучшению

финансового состояния предприятия 100

Заключение 107

Перечень использованных источников 114

Приложение

Работа содержит 1 файл

Диплом Фед-ое агентство по образованию.doc

— 935.50 Кб (Скачать)

     -   принять решение о целесообразности и условиях ведения дел с тем или иным партнером;

     -    избежать выдачи кредитов ненадежным  клиентам;

     - оценить целесообразность приобретения  активов того или иного предприятия;

     -   правильно построить отношения  с имеющимися заказчиками;

     -   оценить финансовое положение потенциальных партнеров;

     -   принять в расчеты возможные  риски предпринимательства и  т.д. [4] 

     2.2 Состав финансовой отчетности  предприятия и принципы ее  составления 

     Состав  и формы финансовых отчетов предприятий  и организаций  устанавливаются Министерством финансов Российской Федерации. В настоящее время годовой финансовый отчет включает следующие формы:

     1. Форма № 1 «Баланс предприятия». В нем фиксируются стоимость  (денежное выражение) остатков  имущества, материалов, финансов, образованный капитал, фонды, прибыль, займы, кредиты и прочие долги и обязательства. Для баланса характерно наличие информации о состоянии и составе хозяйственных средств предприятия, входящих в актив, и источников их образования, составляющих пассив. Эта информация представляется «На начало года» и «На конец года», что и дает возможность анализа, сопоставления показателей, определяя их рост или снижение. Однако отражение в балансе только остатков не дает возможность ответить на все вопросы собственников и прочих заинтересованных служб. Нужны дополнительные подробные сведения не только об остатках, но и о движении хозяйственных средств и их источников. Это достигается введением следующих форм отчетности ;

     2.  Форма № 2 «Отчет о прибылях  и убытках»;

     3. Форма № 3 «Отчет об изменениях капитала»;

     4. Форма № 4 «Отчет о движении  денежных средств»;

     5. Форма № 5 «Приложение к бухгалтерскому  балансу»;

     6. Пояснительная записка с изложением  основных факторов, повлиявших в  отчетном году на итоговые  результаты деятельности предприятия, и освещением финансового состояния предприятия;

     7. Итоговая часть аудиторского  заключения, удостоверяющая степень  достоверности сведений, включаемых  в бухгалтерскую отчетность предприятия.

     Все элементы финансового отчета связаны  между собой, поскольку отражают, как правило, разные аспекты одних и тех же хозяйственных операций и явлений. Например, информация, представленная в балансе (форма № 1), дополняет сведения, содержащиеся в отчете о финансовых результатах и их использовании (форма № 2), и наоборот.

     Финансовая  отчетность предприятия служит основным источником информации о его деятельности. Тщательное изучение финансовых отчетов  раскрывает причины достигнутых  успехов, а также недостатков  в работе предприятия, помогает наметить пути совершенствования его деятельности.

     Наиболее  информативной формой для анализа  и оценки финансового состояния  предприятия является бухгалтерский  баланс (форма № 1). Актив баланса  характеризует имущественную массу  предприятия, то есть состав и состояние  материальных ценностей, находящихся в непосредственном владении хозяйства. Пассив баланса характеризует состав и состояние прав на эти ценности, возникающих в процессе хозяйственной деятельности предприятия у различных участников коммерческого дела (предпринимателей, акционеров, государства, инвесторов, банков и др.).

     Баланс  отражает состояние хозяйства в  денежной оценке.

     Наиболее  важными задачами анализа баланса  являются:

     - оценка доходности (рентабельности) капитала;

     - оценка степени деловой (хозяйственной)  активности предприятия;

     - оценка рыночной устойчивости;

     - оценка ликвидности баланса и  платежеспособности предприятия.

     Баланс  позволяет оценить эффективность  размещения капитала предприятия, его  достаточность для текущей и  предстоящей хозяйственной деятельности, оценить размер и структуру заемных источников, а также эффективность их привлечения.

     Некоторые наиболее важные статьи баланса расшифровываются в приложении к балансу (форма  № 5).

     Данные  формы № 5 вместе с балансом и  показателями формы №2 «Отчет о прибылях и убытках» используются для оценки финансового состояния предприятия.

     Форма № 2 содержит сведения о текущих  финансовых результатах деятельности предприятия за отчетный период. Здесь  показаны величина балансовой прибыли  или убытка и слагаемые этого  показателя:

     - прибыль (убыток) от реализации  продукции;

     - финансовый результат от прочей  реализации (от реализации основных  средств и нематериальных активов)  и других финансовых операций;

     - доходы и расходы от прочих  внереализационных операций (штрафы, убытки от безнадежных долгов и т.п.).

     В форме № 2 представлены также затраты  предприятия на производство реализованной  продукции (работ, услуг) по полной или  производственной себестоимости, коммерческие расходы, управленческие расходы, выручка  нетто от реализации продукции, товаров, работ, услуг.

     Показаны  суммы налога на прибыль и отвлеченных  средств.

     Отчет о финансовых результатах является важнейшим источником информации для  анализа показателей рентабельности предприятия, рентабельности реализованной  продукции, рентабельности производства продукции, определения величины чистой прибыли, остающейся в распоряжении предприятия и других показателей. [5]

     Большое значение для правильного понимания  и интерпретации «Бухгалтерского  баланса», «Отчета о прибылях и  убытках» и их использовании имеют пояснительная записка и расшифровки к отдельным показателям отчета. Назначение этих элементов годовой отчетности – раскрыть содержание и подходы к формированию тех или  иных показателей финансовых отчетов, а также учетную политику предприятия за истекший период и ее изменения (с указанием причин) в следующем операционном периоде.

     Важной  чертой пояснительной записки является то, что она служит не только отчетностью  органа хозяйственного управления предприятия  перед учредителями, трудовым коллективом, но и в равной степени адресуется внешним пользователям (инвесторам, кредиторам и др.). Поэтому выводы в пояснительной записке должны быть четкими, ясными и обозримыми. Так, в разделе «Общие показатели, характеризующие масштабы деятельности предприятия» следует указать: общий доход, чистую прибыль, капитальные вложения, количество работающих на конец года, чистый доход на одну обычную акцию за год.

     В разделе «Отчет администрации предприятия  с анализом положения предприятия» дается:

     - характеристика производственной деятельности за отчетный год;

     - общая характеристика коммерческой  деятельности в отчетном году (основные рынки, конкурентоспособность  продукции (работ, услуг) и т.д.);

     - оценка финансового положения  за отчетный период (анализ показателей платежеспособности, устойчивости финансового состояния, рентабельности отдельных видов продукции (работ, услуг) и т.д.);

     - характеристика инвестиционной  деятельности в отчетном году  и ее перспективы (будущие капиталовложения, описание основных проектов);

     - характеристика мероприятий, осуществленных  в отчетном году для повышения  квалификации персонала, и социальных  мероприятий.

     Одно  из центральных мест в пояснительной  записке должно занимать описание учетной  политики. При этом раскрываются не все составляющие учетной политики, а лишь те, которые существенно влияют на интерпретацию данных и отличны от общепринятых правил.

     В пояснительной записке должны обязательно  найти отражение изменения в  учетной политике предприятия, происшедшие  в отчетном году, а также корректировки вступительного баланса. Сообщения об изменениях в учетной политике целесообразно сопровождать данными в стоимостном выражении о том, как эти изменения повлияли на финансовое состояние предприятия и результаты его деятельности. [6] 

     2.3 Пользователи финансовой отчетности 

     Финансовая  отчетность представляет интерес для  двух групп внешних и одной  группы внутренних пользователей:

     1) непосредственно заинтересованных  в деятельности организации;

     2) опосредованно заинтересованных  в ней.

     К первой группе внешних пользователей относятся следующие пользователи:

     а) государство, в лице налоговых органов, которые проверяют правильность составления отчетных документов;

     б) существующие и потенциальные кредиторы, использующие отчетность для оценки целесообразности предоставления или продления кредита;

     в)   поставщики и покупатели, определяющие надежность деловых связей с данным клиентом;

     г)  существующие и потенциальные собственники средств организации, которым необходимо определить увеличение или уменьшение доли собственных средств и оценить эффективность использования ресурсов руководством организации;

     д)  служащие, интересующиеся данными отчетности с точки зрения их заработной платы  и перспектив работы в данной организации.

     Вторая  группа внешних пользователей финансовой отчетности – это те, кто непосредственно не заинтересован в деятельности организации. Однако изучение отчетности им необходимо для того, чтобы защитить интересы первой группы пользователей отчетности. К этой группе относятся:

     а)  аудиторские службы, проверяющие соответствие данных отчетности установленным правилам с целью защиты интересов инвесторов;

     б)   консультанты по финансовым вопросам, использующие отчетность в целях  выработки рекомендаций своим клиентам относительно помещения их капиталов в ту или иную компанию;

     в)    законодательные органы;

     г)  юристы, нуждающиеся в отчетной информации для оценки выполнения условий контрактов, соблюдения законодательных норм при  распределении прибыли и выплате  дивидендов, а также для определения  условий пенсионного обеспечения;

     д) государственные организации по статистике, использующие отчетность для статистических обобщений по отраслям и сравнительного анализа  и оценки результатов деятельности на отраслевом уровне.

     К внутренним пользователям отчетности относятся:

     а)    высшее руководство организации;

     б)   общее собрание участников;

     в)   работники – с точки зрения перспектив работы в данной организации;

     г) управляющие соответствующих уровней, которые по данным отчетности определяют правильность принятых инвестиционных решений  и эффективность структуры капитала, определяют основные направления дивидендной политики, составляют прогнозные формы отчетности и осуществляют предварительные расчеты финансовых показателей предстоящих отчетных периодов. [7] 
 
 
 
 

     3 Анализ финансового состояния по данным бухгалтерского учета 

     Анализ  финансового состояния осуществляется в основном по данным годовой финансовой отчетности, в первую очередь по данным баланса и отчета о прибылях и убытках.

     На  рисунке 1 приведена краткая последовательность анализа. 
 
 
 
 
 

Информация о работе Принятие управленческих решений по данным финансовой отчетности на примере предприятия