Автор: Пользователь скрыл имя, 08 Апреля 2012 в 15:45, курсовая работа
Целью работы является анализ системы организации финансов бюджетного образовательного учреждения и разработка рекомендаций по совершенствованию системы организации финансов исследуемого объекта.
Для реализации вышеуказанной цели поставлены следующие задачи:
Определить сущность организации финансово - хозяйственной деятельности бюджетных организаций;
Обосновать необходимость проведения финансово – хозяйственного анализа в государственном образовательном учреждении;
Проанализировать хозяйственная деятельность бюджетной организации;
Дать оценку финансового состояния и финансовых результатов образовательной организации, финансируемой из бюджета;
Разработать комплекс рекомендаций по улучшению финансового состояния
Динамика изменения показателей оценки имущественного состояния позволяет судить о том, что величина фактических расходов на капитальный ремонт зданий из бюджетных источников имеет тенденцию к сокращению, что отражается на росте показателя износа зданий и сооружений.
Показатели деловой активности имеют тенденцию к снижению, что свидетельствует о снижении эффективности использования финансовых ресурсов ГОУ «ПУ-37».
За прошедший период коэффициент финансовой устойчивости не претерпел существенных изменений, но тенденция к снижению наметилась. Это – негативный фактор.
Вышеперечисленные
тенденции свидетельствуют о
назревшей необходимости руководству
ГОУ «ПУ-37» обратить внимание на оценку
финансового состояния учреждения.
ГЛАВА
3. СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ОРГАНИЗАЦИИ
ФИНАНСОВ ГОУ «ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
УЧИЛИЩЕ № 37»
3.1.
Совершенствование
предпринимательской
деятельности образовательного
учреждения
Рыночные условия хозяйствования привели к появлению нового для бюджетных учреждений явления как предпринимательская деятельность.
В соответствии со ст. 50 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждения такого типа могут осуществлять предпринимательскую деятельность постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых они создано, и соответствующую этим целям. В соответствии с главой 25 части второй Налогового кодекса РФ (НК РФ), вступившей в действие с 1 января 2002 года, к доходам от предпринимательской деятельности, например образовательных, бюджетных организаций относятся доходы, получаемые от оказания платных услуг юридическим и физическим лицам. Услуги, относимые к предпринимательской деятельности бюджетных учреждений, определяются законодательными актами Российской Федерации в области образования.
Таким образом, бюджетное учреждение может иметь два источника получения имущества и денежных средств:
-
выделение бюджетных средств
на целевое финансирование
-
получение доходов от ведения
предпринимательской
В соответствии со ст. 47 Закона Российской Федерации "Об образовании" (в ред. от 13.01.96 г. N 12-ФЗ) к предпринимательской деятельности образовательных учреждений относятся:
- продажа и сдача в аренду основных фондов и имущества образовательного
учреждения;
- торговля покупными товарами, оборудованием;
- оказание посреднических услуг;
-
долевое участие в
образовательных) и организаций;
- приобретение акций, облигаций, иных ценных бумаг и получение доходов
(дивидендов, процентов) по ним;
- ведение приносящих доход иных внереализационных операций,
непосредственно
несвязанных с собственным
предусмотренных уставом продукции, работ, услуг и с их реализацией. [4, c.3]
В нашем случае доходы от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37» получает от:
- сдачи в аренду квартир по улице Тополева, 9 (общежитие ГОУ «ПУ-37») общей площадью 524 кв.м. и помещений учебных корпусов;
-
поступлений от платной
- добровольных пожертвований и взносов.
Доходы
от предпринимательской
Динамика доходов от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37» за период с 2001 года по 2003 год представлена в Таблице 2.4.
Рассмотрим
динамику по каждой составляющей структуры
доходов (см. Рис.3.1, 3.2, 3.3).
Рис. 3.1. Динамика доходов ГОУ «ПУ-37» от сдачи помещений в аренду,
тыс. руб.
Как
видно из диаграммы 3.1. доход от сдачи
в аренду помещений растет из года
в год. Также растет и доля доходов от аренды
в общей структуре доходов от предпринимательской
деятельности с 27,12 % в 2001 году до 60,54 % в
2003 году.
Рис. 3.2. Динамика поступлений от
платной образовательной
тыс. руб.
Как показывает диаграмма 3.2. динамика поступлений от платной образовательной деятельности весьма нестабильна и имеет тенденцию к снижению. Также снижается и доля доходов от платной образовательной деятельности в общей структуре доходов от предпринимательской деятельности ГОУ «ПУ-37», в 2001 г. -49,44 %, в 2002 году – 39,18 % в 2003 году – 34,26 %.
Это негативная тенденция – так как платные образовательные услуги должны занимать львиную долю в структуре доходов образовательного учреждения. В целях выравнивания ситуации предлагается провести ряд мероприятий:
- разработать рекламную кампанию по продвижению образовательных услуг ГОУ «ПУ-37» на Волгоградском рынке;
-
организовать работу по
-
провести просветительскую
-
организовать день открытых
Рис.
3.3. Динамика добровольных пожертвований
и взносов, тыс. руб.
Как показывает диаграмма 3, динамика добровольных пожертвований и взносов к 2003 году становится отрицательной. Также снижается и доля в структуре доходов с 23,44 % в 2001 году до 5,2 % в 2003 году. Этот факт свидетельствует о снижении интереса потенциальных инвесторов и благотворительных организаций к профессиональному образованию.
Для улучшения сложившейся ситуации рекомендуется:
-
разработать ПР – кампанию
для привлечения
- внедрить ПР - кампанию на территории г. Волгограда и Волгоградской области.
Развитие новых форм внебюджетной деятельности учреждений предопределили необходимость трансформации бухгалтерского учета в бюджетных учреждениях в соответствии с требованиями рыночной экономики.
С введением новых форм хозяйствования в системе бюджетной организации существенно увеличился поток документов, проходящих через бухгалтерию, поэтому традиционные формы бухгалтерского учета уже не способны в должной мере обеспечить развитие учета. В этих условиях для обеспечения эффективной финансово-хозяйственной деятельности учреждения необходима рациональная организация системы бухгалтерского учета, адекватная его современному состоянию развития. Поэтому основным критерием оценки эффективности того или иного варианта организации бухгалтерского учета следует принять степень его соответствия условиям деятельности бюджетного учреждения.
Методика
ведения бухгалтерского учета в
бюджетных учреждениях имеет
свои особенности, обусловленные
Основной
задачей организации
Бухгалтерский
учет предпринимательской
Во избежание вышеперечисленных проблем рекомендуется создание информационной системы бухгалтерского учета, учитывающей специфику ведения учета, которая отражается в плане счетов, формах первичных документов, формах месячной, квартальной, годовой отчетности, методике начисления износа и системе налогообложения. Естественно такая система должна создаваться с учетом таких требований, как одновременное ведение разных систем учета, каждая из систем должна соответствовать требованиям законодательства, использование различных программных платформ и т.д.
В современном обществе без информационных технологий невозможно наладить эффективную работу структуры управления, повысить скорость обработки и принятия решений и снизить вероятность управленческих ошибок.
Новые условия хозяйствования требуют внедрение современных средств вычислительной техники и обработки учетно-финансовой информации. Рыночная экономика обуславливает развитие прогрессивных информационных технологий в практике бухгалтерского учета.
Одной их таких технологий является - автоматизированная система «Смета», разработанная НПО «Криста», которую предлагается внедрить в ГОУ «ПУ-37». «Смета» является универсальной системой автоматизации бухгалтерского учета в бюджетном учреждении. Данная система позволяет автоматизировать учет от ввода первичных документов до формирования отчетности. В базовую конфигурацию АС «Смета» входят следующие рабочие места, Кадры, Заработная плата и табель, Касса, Банк и смета, Основные средства, материалы продукты питания, МБП и Общая бухгалтерия.
Достоинствами
системы является ее прозрачность, многопользовательский
доступ к базе данных, большой спектр документов
и выходных форм, соответствующих законодательству
РФ, а также возможность разграничения
прав пользователей, ведение журнала бухгалтерских
операций с многоуровневой аналитикой.
3.2.
Совершенствование
бюджетного финансирования
и контроля за
расходами бюджетных
средств.
Современное
состояние бюджетного финансирования
образования принято
Такая оценка распределения значимости обеспечения расходов связана с тем, что действующее законодательство установило достаточно большую зону ответственности государства за обеспечение определенного уровня финансирования образования:
Выполнение всех обязательств, взятых на себя государством, требует увеличения ассигнований на образование только из федерального бюджета по разным оценкам в 2—4 раза, что, очевидно, невыполнимо. Таким образом, бюджет применительно к сфере образования находится в состоянии «перенапряжения».
Установленный Бюджетным кодексом Российской Федерации порядок финансирования образования имеет некоторые противоречия с действующим законодательством об образовании. Это снижает эффективность использования бюджетных средств, приводит к значительным трансакционным издержкам (т.е. расходам, связанным с обеспечением движения бюджетных средств «по инстанциям» бюджетного процесса — содержанием органов казначейства, оформлением документов, снижением скорости перемещения денег, расходам на контроль соблюдения бюджетных назначений и т.п.) [1, c.4]