Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа
Как известно, в макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания оказываются многие показатели функционирования экономики. Одним из важнейших макроэкономических показателей является состояние государственного бюджета и платежного баланса страны. Актуальность данного показателя заключается в следующем: во-первых, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы, на основании платежного баланса страны дается оценка сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь, решается вопрос о корректировке валютных курсов. Колебания валютных курсов оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют свои макроэкономические последствия.
Перечень сокращений и обозначений……………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………………………………...4
1. Платежный баланс как отражение международных экономических отношений страны…………6
1.1 Международные экономические отношения и их сущность……………………………….6
1.2 Понятие и содержание платежного баланса государства…………………………………..8
1.3 Структура платежного баланса и его основные показатели………………………………10
1.4 Факторы, влияющие на платежный баланс………………………………………………...14
2. Методические аспекты составления платежного баланса………………………………………….19
2.1 Принципы построения платежного баланса……………………………………………….19
2.2 Способы измерения сальдо платежного баланса…………………………………….…….24
2.3 Основные методы балансирования платежного баланса страны…………………………28
3. Исследование платежного баланса различных стран……………………………………………….31
3.1 Украина……………………………………………………………………………………….31
3.2 Развитые страны……………………………………………………………………………..36
3.3 Развивающиеся страны………………………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………………………………...56
В целях регулирования платежей и поступлений по «невидимым» операциям развивающиеся страны принимают следующие меры:
привлечение иностранных туристов путем создания туристической инфраструктуры;
регулирование миграции рабочей силы;
уменьшение расходов по статьям «Транспорт», «Страхование» и др.
Для уменьшения зависимости от иностранных компаний в области страхования в некоторых развивающихся странах (Сирия, Алжир, Шри Ланка, Танзания, Замбия и др.) созданы национальные страховые компании в государственном секторе, устанавливается контроль за деятельностью иностранных страховых компаний. В ряде стран (Бирма, Иран, Аргентина) государство берет на себя значительную часть риска по страхованию. С 1965 г. действует трехстороннее соглашение между Турцией, Ираном и Пакистаном о создании четырех пулов перестрахования рисков от несчастных случаев, с 1960 г. - Азиатский синдикат по морскому страхованию и т. д. Арабские страны создали Страховую федерацию арабских стран, которая особое внимание уделяет страхованию операций, связанных с разведкой, добычей и транспортировкой нефти.
Регулирование движения капиталов обычно направлено на приток иностранных капиталов, сдерживание их отлива и перевода прибылей.
Межгосударственное регулирование платежных балансов развивающихся стран осуществляется через МВФ, который разрабатывает программы стабилизации в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. Стандартизация этих мероприятий Фонда, не учитывающая национальные особенности, усиливает их слабую избирательность. Применение рекомендуемых Фондом традиционных дефляционных мер сжатия спроса подрывает возможности экономического роста. Жесткие программы стабилизации экономики, в том числе платежного баланса, вынуждают развивающиеся страны жертвовать капиталовложениями, что сдерживает экономический рост. В условиях огромной внешней задолженности освободившихся стран государства-кредиторы (Парижский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заемщиком стабилизационной программы Фонда.
С конца 70-х годов в концепциях межгосударственного регулирования платежного баланса, основанных на признании структурного характера его дефицита, удлинился период стабилизации экономики и изменилось его содержание. Стабилизационные программы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение по линии модернизации отраслевой структуры экономики, исправления дефектов совокупного предложения в увязке со стратегией экономического роста, капиталовложений. Расширение набора методов регулирования платежного баланса, рекомендуемых Фондом, способствовало усилению его сотрудничества с МБРР в разработке новой схемы стабилизационных программ путем устранения неравновесий в отраслевой структуре экономики страны-заемщика. Кроме того. Фонд с начала 90-х годов стал выступать в роли координатора по оказанию экстренной финансовой помощи странам, оказавшимся в особо тяжелом экономическом положении. В «пакеты» предоставлявшихся ресурсов входят не только средства МВФ, но и правительств ряда развитых государств (прежде всего США, Японии и ФРГ) и крупных частных банков. Так в 1995 г. для спасения экономики Мексики МВФ организовал предоставление этой стране финансовых ресурсов в объеме 48,0 млрд долл. В 1997 г. аналогично 17,2 млрд долл. было выделено Таиланду, 40,0 млрд долл. - Индонезии и 58,0 млрд долл. - Республике Корее. Подобные экстренные меры Фонда, хотя и способствовали стабилизации экономического положения в этих странах, показали, что деятельность МВФ страдает крупными недостатками в плане выявления и предупреждения негативных сдвигов в экономике и валютно-финансовом положении развивающихся государств.
Проблемы платежных балансов развивающихся стран. При анализе платежных балансов развивающихся стран целесообразно разграничить их на две основные группы. С одной стороны, это большинство развивающихся стран-импортеров нефти, платежные балансы которых хронически дефицитны (56,5 млрд - в 1980 г., 17,8 млрд долл. - в 1990 г., более 40 млрд долл. в 1997 г.) Другая группа - производители и экспортеры нефти, входящие в ОПЕК. Их платежные балансы на протяжении длительного периода (до 1982 г.) были активны, что привело к накоплению ими значительных инвалютных резервов. В результате падения цен на нефть и сокращения спроса на нее, ухудшения условий воспроизводства в ведущих странах активный платежный баланс этой группы стран сменился дефицитом.
Платежные балансы развивающихся стран - импортеров нефти. Хронический дефицит их платежных балансов обусловлен зависимым типом экономического развития, неравноправным участием в международном разделении труда. Ограниченные экспортные возможности и растущие потребности в импорте машин и оборудования, полуфабрикатов, продовольствия, товаров широкого потребления вызывают неуравновешенность торговых балансов. Несбалансированность внешней торговли определяется также условиями торговли - неблагоприятным соотношением экспортных и импортных цен. Завышение цен на товары развитых государств и занижение цен на ряд товаров традиционного экспорта развивающихся стран - одно из проявлений неблагоприятных условий торговли. В результате переплат по импорту и недополучения выручки по экспорту развивающиеся страны теряют от 10 до 15 млрд долл. в год, а также не менее 10 млрд долл. - от нетарифных ограничений на их экспорт.
Развивающиеся страны несут валютные потери, переплачивая развитым государствам по «невидимым» операциям, например при страховании и перестраховании внешнеторговых операций, где господствуют страховые компании ведущих держав, при использовании иностранных судоходных линий. Особенно велики расходы развивающихся стран по переводу процентов и дивидендов: дефицит по переводу прибылей растет (37 млрд долл. - в 1983 г., 64 млрд долл. - в 1996 г.). В целом отрицательное сальдо баланса «невидимых» операций сохраняется на высоком уровне (43,2 млрд долл. - в 1986 г., 39,5 млрд долл. - в 1990 г., 48,1 млрд долл. - в 1997 г.)
Платежный баланс по текущим операциям развивающихся стран - импортеров нефти систематически сводится с пассивным сальдо (68 млрд долл. - в 1982 г., 21 млрд долл. - в 1990 г., более 80 млрд долл. - в 1997 г.).
Эти страны для покрытия дефицита платежного баланса прибегают к импорту капиталов и кредитам банков развитых стран и международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Ежегодно нетто-приток долгосрочных ресурсов в развивающиеся страны-импортеры нефти превышал 40 млрд долл. во второй половине 90-х годов.
Стремясь предотвратить дальнейшее ухудшение платежного баланса и валютного положения, развивающиеся страны прибегают к валютным ограничениям по текущим и финансовым операциям, к дефляционной политике. Однако эта политика оборачивается ограничением импорта машин и оборудования, необходимых для экономического роста, и снижением жизненного уровня населения развивающихся стран. Таким образом, меры большинства стран - импортеров нефти по регулированию платежного баланса оказываются недостаточно эффективными в силу их зависимого и подчиненного положения в мировом хозяйстве.
Платежные балансы развивающихся стран - экспортеров нефти. Несмотря на накопление значительных валютных резервов, платежные балансы и этой группы стран отличаются неустойчивостью. Крупное активное сальдо баланса их международных расчетов, характерное для 70-х годов, сменилось дефицитом в начале 90-х годов в результате снижения спроса и цены на нефть.
Сокращение доходов от экспорта нефти повлекло изъятие вкладов ряда стран ОПЕК из банков ведущих западных стран. Ряд государств (Нигерия, Иран, Ирак, Ливия) был вынужден увеличить заимствования на мировых рынках ссудных капиталов.
Баланс «невидимых» операций большинства развивающихся стран - экспортеров нефти обычно пассивен (переводы прибылей по иностранным капиталам, кредитам, фрахт, страховое дело и др.). Некоторые из них, в частности Саудовская Аравия, имеют активное сальдо по статье «Туризм».
Баланс движения капиталов большинства нефтедобывающих стран сводится со значительным активом, поскольку иностранные монополии стремятся вложить сюда капиталы из-за высоких прибылей. Некоторые страны ОПЕК, будучи крупным экспортером капитала, имеют пассивное сальдо по этому разделу платежного баланса.
Состояние платежных балансов стран-членов ОПЕК неоднозначно в силу их дифференциации. Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты в середине 90-х годов имели активное сальдо платежных балансов и крупные золото-валютные резервы. Одновременно Нигерия, Венесуэла, Алжир, Габон и другие страны сводят свои внешние платежи с дефицитом и выступают заемщиками на мировом рынке ссудных капиталов.
Таким образом, нестабильность платежных балансов развивающихся стран имеет фундаментальные причины, вытекающие из особенностей их зависимого и неравноправного участия в международном разделении труда. Кроме того, важной причиной неравновесия международных расчетов этих государств является их острая потребность в валютных ресурсах в целях стимулирования индустриализации и экономического роста.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После рассмотрения платежного баланса как основной экономической категории, характеризующий состояние внешнеэкономических связей страны и основных принципов его составления, подходов к анализу платежного баланса, истории экономических учений о платежном балансе, а также анализа состояния и динамики основных показателей платежного баланса Украины можно сделать следующие выводы.
Во-первых, платежный баланс, кроме экономической категории, является еще и сложной статистической системой, непрерывно развивающейся и охватывающей учет все большего количества разнообразных экономических операций. Развитие системы платежного баланса отражается в новых изданиях Руководства по составлению платежного баланса, которое составляется Международным валютным фондом. По методике, принятой МВФ, записи в платежном балансе производятся согласно принципу двойной записи, при этом запись с положительным знаком производится при отражении в платежном балансе экспорта, уменьшения зарубежных активов страны либо увеличения зарубежных обязательств, а записи с отрицательным знаком -- в противоположных случаях.
Во-вторых, анализ платежного баланса производится, прежде всего, с точки зрения рассмотрения сальдо по различным статьям баланса или их группировкам. В настоящее время общепринято анализировать три основных показателя сальдо платежного баланса -- торговый баланс, баланс по текущим операциям и общий платежный баланс, хотя существуют и другие трактовки сальдо по статьям платежного баланса. Таким образом, сальдо платежного баланса, его величина и динамика являются важнейшим элементами платежного баланса как экономической категории, необходимым для понимания экономических процессов в современных условиях открытой экономики.
Проанализировав платежный баланс Украины за 2009 год, можно сказать, что продолжается негативное влияние мирового финансового кризиса. В 2009 году снижение внешнего спроса и мировых цен в результате глобального кризиса обусловили существенное уменьшение поступлений от экспорта товаров и услуг - на 36,7%. Но отсутствие внешнего финансирования, сокращение внутреннего спроса и девальвация обменного курса гривни в конце 2008 года определили еще большее падение импорта - на 43,1%. Дефицит внешней торговли товарами в 2009 году составил $5,329 млрд, сократившись с $16,091 млрд в 2008 году. В декабре-2009 он возрос по сравнению с ноябрем до $892 млн с $582 млн. Профицит торговли услугами в 2009 году составил $2,607 млрд, увеличившись с $1,741 млрд в 2008 году. В то же время, в декабре-2009 он сократился до $125 млн с $234 млн в ноябре.
В итоге, очевидно, что платежный баланс - это один из основных источников о состоянии макроэкономической ситуации в стране, а состояние платежного баланса не может быть игнорировано при принятии решений как в области макроэкономической политики, так и на микроуровне.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
1. Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2000.
2. Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М., 1999.
3. Давыденко Е.Л. Международные экономические отношения: Пособие для студентов. - Мн., 2001.
4. Дефицит платежного баланса Украины в 2009 году [Электронный источник]. – Режим доступа: http://news.finance.ua/ru/~/1/
5. Жуков Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 485 с.
6. Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т.-Калининград, 2000.- 124 с.
7. Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 474 с.
8. Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Л.Н.Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2001, 608 с.:ил.
9. Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - 515 с.
10. Муталимов М.Г., Муталимов С.М., Дурович А.П. Мировая экономика и МЭО. - Мн., 2000, 431 с.
11. Николаева И. П. Мировая экономика: Учебник / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова [и др. ]; под ред. И. П. Николаевой. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240 с.
12. Овчинников Г.П. «Международная экономика», издательства «Полиус», Санкт-Петербург, 1998 г.
13. Платежный баланс Украины за январь-июль 2008 года [Электронный источник]. – Режим доступа: http://banker.ua/articles/64/
14. Платежный баланс и внешний долг Украины за 2009 год [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.bank.gov.ua/
15. Руководство по платежному балансу/Международный валютный фонд. – 1995, 250с.
16. Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения: Учебник для вузов (под ред. проф. Рыбалкина В.Е.) Изд. 5-е, перераб., доп.
Информация о работе Платежный баланс государства и методики его составления