Платежный баланс государства и методики его составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Как известно, в макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания оказываются многие показатели функционирования экономики. Одним из важнейших макроэкономических показателей является состояние государственного бюджета и платежного баланса страны. Актуальность данного показателя заключается в следующем: во-первых, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы, на основании платежного баланса страны дается оценка сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь, решается вопрос о корректировке валютных курсов. Колебания валютных курсов оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют свои макроэкономические последствия.

Содержание

Перечень сокращений и обозначений……………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………………………………...4

1. Платежный баланс как отражение международных экономических отношений страны…………6

1.1 Международные экономические отношения и их сущность……………………………….6

1.2 Понятие и содержание платежного баланса государства…………………………………..8

1.3 Структура платежного баланса и его основные показатели………………………………10

1.4 Факторы, влияющие на платежный баланс………………………………………………...14

2. Методические аспекты составления платежного баланса………………………………………….19

2.1 Принципы построения платежного баланса……………………………………………….19

2.2 Способы измерения сальдо платежного баланса…………………………………….…….24

2.3 Основные методы балансирования платежного баланса страны…………………………28

3. Исследование платежного баланса различных стран……………………………………………….31

3.1 Украина……………………………………………………………………………………….31

3.2 Развитые страны……………………………………………………………………………..36

3.3 Развивающиеся страны………………………………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………………………………………….54

Список использованных источников…………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

К.р. Платежный баланс государства и методики его составления.doc

— 804.00 Кб (Скачать)

В целях регулирования платежей и поступлений по «невиди­мым» операциям развивающиеся страны принимают следующие меры:

                   привлечение иностранных туристов путем создания туристи­ческой инфраструктуры;

                   регулирование миграции рабочей силы;

                   уменьшение расходов по статьям «Транспорт», «Страхова­ние» и др.

Для уменьшения зависимости от иностранных компаний в об­ласти страхования в некоторых развивающихся странах (Сирия, Алжир, Шри Ланка, Танзания, Замбия и др.) созданы национальные страховые компании в государственном секторе, устанавливается контроль за деятельностью иностранных страховых компаний. В ряде стран (Бирма, Иран, Аргентина) государство берет на себя значительную часть риска по страхованию. С 1965 г. действует трехстороннее соглашение между Турцией, Ираном и Пакистаном о создании четырех пулов перестрахования рисков от несчастных случаев, с 1960 г. - Азиатский синдикат по морскому страхованию и т. д. Арабские страны создали Страховую федерацию арабских стран, которая особое внимание уделяет страхованию операций, связанных с разведкой, добычей и транспортировкой нефти.

Регулирование движения капиталов обычно направлено на при­ток иностранных капиталов, сдерживание их отлива и перевода прибылей.

Межгосударственное регулирование платежных балансов раз­вивающихся стран осуществляется через МВФ, который разраба­тывает программы стабилизации в виде макроэкономических агрегатов, количественных ориентиров с поквартальной разбивкой. Стандартизация этих мероприятий Фонда, не учитывающая наци­ональные особенности, усиливает их слабую избирательность. Применение рекомендуемых Фондом традиционных дефляцион­ных мер сжатия спроса подрывает возможности экономического роста. Жесткие программы стабилизации экономики, в том числе платежного баланса, вынуждают развивающиеся страны жертво­вать капиталовложениями, что сдерживает экономический рост. В условиях огромной внешней задолженности освободившихся стран государства-кредиторы (Парижский клуб) соглашаются на урегулирование долга лишь при условии принятия страной-заем­щиком стабилизационной программы Фонда.

С конца 70-х годов в концепциях межгосударственного регули­рования платежного баланса, основанных на признании структур­ного характера его дефицита, удлинился период стабилизации экономики и изменилось его содержание. Стабилизационные про­граммы МВФ по аналогии с программами МБРР стали включать меры воздействия не только на спрос, но и на предложение по линии модернизации отраслевой структуры экономики, исправле­ния дефектов совокупного предложения в увязке со стратегией экономического роста, капиталовложений. Расширение набора ме­тодов регулирования платежного баланса, рекомендуемых Фон­дом, способствовало усилению его сотрудничества с МБРР в раз­работке новой схемы стабилизационных программ путем устране­ния неравновесий в отраслевой структуре экономики страны-заемщика. Кроме того. Фонд с начала 90-х годов стал выступать в роли координатора по оказанию экстренной финансовой помо­щи странам, оказавшимся в особо тяжелом экономическом поло­жении. В «пакеты» предоставлявшихся ресурсов входят не только средства МВФ, но и правительств ряда развитых государств (пре­жде всего США, Японии и ФРГ) и крупных частных банков. Так в 1995 г. для спасения экономики Мексики МВФ организовал предоставление этой стране финансовых ресурсов в объеме 48,0 млрд долл. В 1997 г. аналогично 17,2 млрд долл. было выделено Таиланду, 40,0 млрд долл. - Индонезии и 58,0 млрд долл. - Республике Корее. Подобные экстренные меры Фонда, хотя и спо­собствовали стабилизации экономического положения в этих стра­нах, показали, что деятельность МВФ страдает крупными недо­статками в плане выявления и предупреждения негативных сдви­гов   в   экономике   и   валютно-финансовом   положении развивающихся государств.

Проблемы платежных балансов развивающихся стран. При ана­лизе платежных балансов развивающихся стран целесообразно разграничить их на две основные группы. С одной стороны, это большинство развивающихся стран-импортеров нефти, пла­тежные балансы которых хронически дефицитны (56,5 млрд - в 1980 г., 17,8 млрд долл. - в 1990 г., более 40 млрд долл. в 1997 г.) Другая группа - производители и экспортеры нефти, входящие в ОПЕК. Их платежные балансы на протяжении дли­тельного периода (до 1982 г.) были активны, что привело к накоп­лению ими значительных инвалютных резервов. В результате падения цен на нефть и сокращения спроса на нее, ухудшения условий воспроизводства в ведущих странах активный платежный баланс этой группы стран сменился дефицитом.

Платежные балансы развивающихся стран - импортеров неф­ти. Хронический дефицит их платежных балансов обусловлен зависимым типом экономического развития, неравноправным участием в международном разделении труда. Ограниченные экспортные возможности и растущие потребности в импорте машин и оборудования, полуфабрикатов, продовольствия, то­варов широкого потребления вызывают неуравновешенность торговых балансов. Несбалансированность внешней торгов­ли определяется также условиями торговли - неблагоприят­ным соотношением экспортных и импортных цен. Завышение цен на товары развитых государств и занижение цен на ряд товаров традиционного экспорта развивающихся стран - одно из проявлений неблагоприятных условий торговли. В результате переплат по импорту и недополучения выручки по экспорту раз­вивающиеся страны теряют от 10 до 15 млрд долл. в год, а также не менее 10 млрд долл. - от нетарифных ограничений на их экспорт.

Развивающиеся страны несут валютные потери, переплачивая развитым государствам по «невидимым» операциям, например при страховании и перестраховании внешнеторговых операций, где господствуют страховые компании ведущих держав, при ис­пользовании иностранных судоходных линий. Особенно велики расходы развивающихся стран по переводу процентов и дивиден­дов: дефицит по переводу прибылей растет (37 млрд долл. - в 1983 г., 64 млрд долл. - в 1996 г.). В целом отрицательное сальдо баланса «невидимых» операций сохраняется на высоком уровне (43,2 млрд долл. - в 1986 г., 39,5 млрд долл. - в 1990 г., 48,1 млрд долл. - в 1997 г.)

Платежный баланс по текущим операциям развивающихся стран - импортеров нефти систематически сводится с пассивным сальдо (68 млрд долл. - в 1982 г., 21 млрд долл. - в 1990 г., более 80 млрд долл. - в 1997 г.).

Эти страны для покрытия дефицита платежного баланса при­бегают к импорту капиталов и кредитам банков развитых стран и международных валютно-кредитных и финансовых организаций. Ежегодно нетто-приток долгосрочных ресурсов в развивающиеся страны-импортеры нефти превышал 40 млрд долл. во второй половине 90-х годов.

Стремясь предотвратить дальнейшее ухудшение платежно­го баланса и валютного положения, развивающиеся страны прибегают к валютным ограничениям по текущим и финансо­вым операциям, к дефляционной политике. Однако эта полити­ка оборачивается ограничением импорта машин и оборудования, необходимых для экономического роста, и снижением жизненно­го уровня населения развивающихся стран. Таким образом, меры большинства стран - импортеров нефти по регулированию платежного баланса оказываются недостаточно эффективными в силу их зависимого и подчиненного положения в мировом хозяйстве.

Платежные балансы развивающихся стран - экспортеров не­фти. Несмотря на накопление значительных валютных резервов, платежные балансы и этой группы стран отличаются неустой­чивостью. Крупное активное сальдо баланса их международных расчетов, характерное для 70-х годов, сменилось дефицитом в на­чале 90-х годов в результате снижения спроса и цены на нефть.

Сокращение доходов от экспорта нефти повлекло изъятие вкла­дов ряда стран ОПЕК из банков ведущих западных стран. Ряд государств (Нигерия, Иран, Ирак, Ливия) был вынужден увели­чить заимствования на мировых рынках ссудных капиталов.

Баланс «невидимых» операций большинства развивающихся стран - экспортеров нефти обычно пассивен (переводы прибылей по иностранным капиталам, кредитам, фрахт, страховое дело и др.). Некоторые из них, в частности Саудовская Аравия, имеют активное сальдо по статье «Туризм».

Баланс движения капиталов большинства нефтедобывающих стран сводится со значительным активом, поскольку иностранные монополии стремятся вложить сюда капиталы из-за высоких при­былей. Некоторые страны ОПЕК, будучи крупным экспортером капитала, имеют пассивное сальдо по этому разделу платежного баланса.

Состояние платежных балансов стран-членов ОПЕК неодноз­начно в силу их дифференциации. Саудовская Аравия, Кувейт и Объединенные Арабские Эмираты в середине 90-х годов имели активное сальдо платежных балансов и крупные золото-валютные резервы. Одновременно Нигерия, Венесуэла, Алжир, Габон и дру­гие страны сводят свои внешние платежи с дефицитом и выступа­ют заемщиками на мировом рынке ссудных капиталов.

Таким образом, нестабильность платежных балансов развива­ющихся стран имеет фундаментальные причины, вытекающие из особенностей их зависимого и неравноправного участия в между­народном разделении труда. Кроме того, важной причиной нерав­новесия международных расчетов этих государств является их острая потребность в валютных ресурсах в целях стимулирования индустриализации и экономического роста.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

 

 

После рассмотрения платежного баланса как основной экономической категории, характеризующий состояние внешнеэкономических связей страны и основных принципов его составления, подходов к анализу платежного баланса, истории экономических учений о платежном балансе, а также анализа состояния и динамики основных показателей платежного баланса Украины можно сделать следующие выводы.

Во-первых, платежный баланс, кроме экономической категории, является еще и сложной статистической системой, непрерывно развивающейся и охватывающей учет все большего количества разнообразных экономических операций. Развитие системы платежного баланса отражается в новых изданиях Руководства по составлению платежного баланса, которое составляется Международным валютным фондом. По методике, принятой МВФ, записи в платежном балансе производятся согласно принципу двойной записи, при этом запись с положительным знаком производится при отражении в платежном балансе экспорта, уменьшения зарубежных активов страны либо увеличения зарубежных обязательств, а записи с отрицательным знаком -- в противоположных случаях.

Во-вторых, анализ платежного баланса производится, прежде всего, с точки зрения рассмотрения сальдо по различным статьям баланса или их группировкам. В настоящее время общепринято анализировать три основных показателя сальдо платежного баланса -- торговый баланс, баланс по текущим операциям и общий платежный баланс, хотя существуют и другие трактовки сальдо по статьям платежного баланса. Таким образом, сальдо платежного баланса, его величина и динамика являются важнейшим элементами платежного баланса как экономической категории, необходимым для понимания экономических процессов в современных условиях открытой экономики.

Проанализировав платежный баланс Украины за 2009 год, можно сказать, что продолжается негативное влияние мирового финансового кризиса. В 2009 году снижение внешнего спроса и мировых цен в результате глобального кризиса обусловили существенное уменьшение поступлений от экспорта товаров и услуг - на 36,7%. Но отсутствие внешнего финансирования, сокращение внутреннего спроса и девальвация обменного курса гривни в конце 2008 года определили еще большее падение импорта - на 43,1%. Дефицит внешней торговли товарами в 2009 году составил $5,329 млрд, сократившись с $16,091 млрд в 2008 году. В декабре-2009 он возрос по сравнению с ноябрем до $892 млн с $582 млн. Профицит торговли услугами в 2009 году составил $2,607 млрд, увеличившись с $1,741 млрд в 2008 году. В то же время, в декабре-2009 он сократился до $125 млн с $234 млн в ноябре.

В итоге, очевидно, что платежный баланс - это один из основных источников о состоянии макроэкономической ситуации в стране, а состояние платежного баланса не может быть игнорировано при принятии решений как в области макроэкономической политики, так и на микроуровне.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

 

 

1.      Авдокушин Е.Ф. Международные экономические отношения. М., 2000.

2.      Буглай В.Б., Ливенцев Н.Н. Международные экономические отношения. - М., 1999.

3.      Давыденко Е.Л. Международные экономические отношения: Пособие для студентов. - Мн., 2001.

4.      Дефицит платежного баланса Украины в 2009 году [Электронный источник]. – Режим доступа: http://news.finance.ua/ru/~/1/0/all/2010/01/29/185587 Среда 5 мая 19:29:12

5.      Жуков Е. Ф. Международные экономические отношения: Учебник для вузов / Е.Ф. Жуков, Т.И. Капаева, Л.Т. Литвиненко и др.; Под ред. проф. Е.Ф. Жукова. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. - 485 с.

6.      Зверев Ю.М. Мировая экономика и международные экономические отношения: Учебное пособие / Калинингр. ун-т.-Калининград, 2000.- 124 с.

7.      Колесов В.П., Кулаков М.В. Международная экономика: Учебник. - М.: ИНФРА-М, 2004. - 474 с.

8.      Красавина Л. Н. Международные валютно-кредитные и финансовые отношения: Учебник для студентов вузов/ Под ред. Л.Н.Красавиной. - М.: Финансы и статистика, 2001, 608 с.:ил.

9.      Кудров В.М. Мировая экономика: Учебник / В.М. Кудров. - Москва: Дело, 2004. - 515 с.

10.  Муталимов М.Г., Муталимов С.М., Дурович А.П. Мировая экономика и МЭО. - Мн., 2000, 431 с.

11.  Николаева И. П. Мировая экономика: Учебник / Л. С. Падалкина, В. В. Клочков, С. В. Тарасова [и др. ]; под ред. И. П. Николаевой. М. : ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007. - 240 с.

12.  Овчинников Г.П. «Международная экономика», издательства «Полиус», Санкт-Петербург, 1998 г.

13.  Платежный баланс Украины за январь-июль 2008 года [Электронный источник]. – Режим доступа: http://banker.ua/articles/64/2008/09/01/1180432482/ Среда 5 мая 16:48:23

14.  Платежный баланс и внешний долг Украины за 2009 год [Электронный источник]. – Режим доступа: http://www.bank.gov.ua/Publication/econom/BALANS/PB_2009.pdf Вторник 4 мая 13:29:30

15.  Руководство по платежному балансу/Международный валютный фонд. – 1995, 250с.

16.  Рыбалкин В. Е. Международные экономические отношения: Учебник для вузов (под ред. проф. Рыбалкина В.Е.) Изд. 5-е, перераб., доп.

Информация о работе Платежный баланс государства и методики его составления