Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа
Как известно, в макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания оказываются многие показатели функционирования экономики. Одним из важнейших макроэкономических показателей является состояние государственного бюджета и платежного баланса страны. Актуальность данного показателя заключается в следующем: во-первых, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы, на основании платежного баланса страны дается оценка сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь, решается вопрос о корректировке валютных курсов. Колебания валютных курсов оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют свои макроэкономические последствия.
Перечень сокращений и обозначений……………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………………………………...4
1. Платежный баланс как отражение международных экономических отношений страны…………6
1.1 Международные экономические отношения и их сущность……………………………….6
1.2 Понятие и содержание платежного баланса государства…………………………………..8
1.3 Структура платежного баланса и его основные показатели………………………………10
1.4 Факторы, влияющие на платежный баланс………………………………………………...14
2. Методические аспекты составления платежного баланса………………………………………….19
2.1 Принципы построения платежного баланса……………………………………………….19
2.2 Способы измерения сальдо платежного баланса…………………………………….…….24
2.3 Основные методы балансирования платежного баланса страны…………………………28
3. Исследование платежного баланса различных стран……………………………………………….31
3.1 Украина……………………………………………………………………………………….31
3.2 Развитые страны……………………………………………………………………………..36
3.3 Развивающиеся страны………………………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………………………………...56
Основу концепции платежного баланса составляют также несколько принципов, которые приводятся ниже в кратком изложении.
Концепции экономической территории, резидентности и центра экономических интересов. Эти концепции используются как при построении платежного баланса, так и в системе национальных счетов. Смысл их состоит в том, чтобы определить, каких экономических субъектов относить к субъектам внешнего мира, а каких — к внутренним, какие экономические операции и потоки считать внешнеэкономическими.
Руководство по составлению платежного баланса МВФ в абзаце 21 определяет экономическую территорию страны как территорию, находящуюся под юрисдикцией правительства страны, в пределах которой возможна свободное перемещение людей, товаров и финансовых ресурсов. При этом можно отметить, что эта территория не всегда совпадает с географической границей государства, так как в пределы экономической территории включаются территориальные анклавы вне основной государственной границы: посольства, консульства, военные базы, научные станции, информационные, иммиграционные или благотворительные агентства, расположенные на территории других государств и находящиеся в распоряжении правительства страны, которое владеет или арендует эти объекты.
Согласно пятому изданию "Руководства .", экономический субъект имеет центр экономических интересов на территории данного государства, если в каком-то месте, находящемся на экономической территории страны, существует имущество, производственные помещения, иные строения, которые этот экономический субъект использует и намеревается использовать в течение определенного длительного периода времени прямым или косвенным образом для осуществления экономических операций или сделок в достаточно большом масштабе. Из приведенного определения центра экономических интересов видно, что формулировки достаточно расплывчаты, чтобы применять их напрямую на практике. Вследствие этого МВФ утверждает, что в большинстве случаев для определения центра экономических интересов достаточно признака ведения экономической деятельности и операций в течение годичного срока.
Оба предыдущих понятия — экономической территории и центра экономических интересов субъекта — необходимы для определения ключевого понятия в системе платежного баланса — резидентности, то есть установление критериев, в соответствии с которыми того или иного экономического субъекта было возможно отнести к категории резидента данной страны. В связи с этим важно подчеркнуть, что концепция резидентности в системе платежного баланса не основывается на критериях национальной принадлежности экономического субъекта либо на юридических критериях определения резидентов того или иного государства.
В соответствии с пятым изданием "Руководства ." экономический субъект является резидентом данной страны, если он имеет центр экономических интересов на экономической территории страны.
МВФ подразделяет всех экономических субъектов на две категории: домашние хозяйства и физические лица, составляющие домашние хозяйства, а также юридические лица и иные организационно-правовые формы ведения коммерческой деятельности, некоммерческие организации и органы государственной власти данной страны. Пятое издание "Руководства ." подробно описывает наиболее общие случаи применения критериев резидентности к обеим категориям (например, вопросы резидентства международных либо межправительственных организаций и т.д.).
Принципы оценки экономической сделки и времени записи. Для целей сравнительного анализа и агрегирования статистических данных при составлении балансов международных расчетов требуется единая система оценки сделок с реальными и финансовыми активами и пассивами, а также оценки активов и обязательств на определенный момент времени. МВФ рекомендует производить оценку всех сделок, а также активов и обязательств, по рыночным ценам, согласованным участниками экономической операции. Обычно учет в системе платежного баланса производится по фактическим ценам (причем, как правило, экспорт учитывается в ценах CIF, а импорт — в ценах FOB).
Тем не менее, МВФ определяет рыночную цену как денежную сумму, которую покупатель, добровольно желающий купить товар, услугу и т.д., готов уплатить продавцу, добровольно желающему продать товар, услугу и т.д., в обмен на предмет сделки при условиях независимости сторон сделки друг от друга и коммерческой обоснованности сделки. Вместе с тем, в пятом издании "Руководства ." перечислены случаи, когда рыночную цену в соответствии с приведенными критериями установить невозможно — бартерные операции, налоговые платежи, сделки между дочерним и материнским предприятиями, международный лизинг, гранты от государственных и некоммерческих организаций. В таких случаях оценка сделок производится по ценам аналогичных сделок или товаров, существовавших на рынке в период времени, за который проводится оценка. Также МВФ дает рекомендации по поводу выявления трансфертного ценообразования в сделках между аффилированными предприятиями — резидентами разных стран.
Сами же операции находят свое отражение в балансе в момент создания, трансформации, обмена, передачи или исчезновения экономической стоимости. При этом считается, что требования и обязательства всегда возникают при смене собственника за некоторыми исключениями, такими как передача имущества в рамках договора лизинга, перемещение продукции из одной страны в другую в пределах одной корпорации или сети аффилированных предприятий или перемещение давальческого сырья в страну в целях переработки (толлинг).
Концепция и типы экономических операций. В широком смысле, смена экономического состояния объекта операции, отражаемая в платежном балансе, вытекает из сделки между резидентом и нерезидентом (по крайней мере, все сделки между ними фиксирует платежный баланс). Основными типами действий экономических субъектов, которые можно найти в балансе, являются не платежи, несмотря на название баланса, а экономические операции или сделки, которые могут вовсе не сопровождаться денежным платежом. Учет в системе платежного баланса таких операций и составляет основное его отличие от баланса международных платежей страны. МВФ выделяет следующие виды экономических операций, которые отражаются в платежном балансе:
1) Обмен. Такого рода сделки обычно составляют большую часть операций, фиксируемых в платежном балансе. Сделка обмена заключается в предоставлении одним контрагентом другому экономической стоимости в обмен на эквивалентную стоимость в другой форме. При этом экономическая стоимость определяется в широком смысле как реальные ресурсы (товары, услуги, доход) либо инструменты денежного, валютного и финансового рынков.
2) Трансферты. Отличаются от сделок обмена тем, что контрагент не предоставляет взамен полученной стоимости ее эквивалента.
3) Миграция. В силу того, что экономическая система определена в терминах экономических субъектов, ее производительность наверняка будет подвержена изменению вместе с изменением количества субъектов, относящихся к данной экономике. Миграция возникает, когда домашнее хозяйство перемещается на продолжительное время в другую страну. Данное явление имеет значение для платежного баланса в силу того, что вместе с домашним хозяйством перемещаются также и некоторые виды активов, которые как бы импортируются в ту страну, куда переезжает экономический субъект.
4) "Вмененные" операции. В некоторых случаях в платежном балансе могут учитываться так называемые «вмененные» экономические операции, не сопровождаемые движением стоимости от резидента к нерезиденту и наоборот. Примером является реинвестирование полученной прибыли иностранным акционером предприятия. Несмотря на то, что эта операция не сопровождается международным движением стоимостей, реинвестированная прибыль в доле, пропорциональной доле иностранного инвестора в акционерном капитале, отражается в платежном балансе как доход от прямых инвестиций с балансирующей проводкой "реинвестированная прибыль" по финансовому счету.
В заключение рассмотрения основных принципов составления платежного баланса необходимо остановиться на том, в каких денежных единицах вести учет. С точки зрения МВФ, стандартная единица учета должна быть достаточно стабильной, чтобы изменения ее курса в течение учетного периода не отражались на итоговых показателях, также единица учета должна быть стабильной на протяжении как можно большего числа учетных периодов для обеспечения сравнимости и анализа их динамики. Таким образом, не существует идеальной единицы учета, а для представления отчета в МВФ от стран требуется составление платежного баланса в тех единицах, которые утверждены в самой стране для этих целей. При этом МВФ в своих целях может пересчитывать отчеты, представленные странами-участницами в денежные единицы, которые его эксперты считают наиболее подходящими в сложившихся обстоятельствах, учитывая рыночные, официальные обменные курсы, а в некоторых случаях — и обменные курсы так называемого "черного" рынка. Но следует отметить, что в подавляющем большинстве стран учет и публикация показателей платежного баланса ведется в валюте США.
Таким образом, в настоящее время большинство стран мира составляют свои платежные балансы в соответствии с методологией и принципами, разработанными Международным валютным фондом. Такой подход значительно облегчает сопоставление и анализ платежных балансов разных стран за разные промежутки времени, а также позволяет унифицировать процесс составления платежного баланса.
2.2 Способы измерения сальдо платежного баланса
После рассмотрения принципов составления и структуры платежного баланса перейдем к изложению подходов к определению сальдо платежного баланса — основного показателя, используемого для анализа как практиками, так и экономистами-теоретиками.
Проблема в данном случае заключается в том, что по сути платежный баланс является чисто учетным документом, основной целью составления которого служит получение наиболее точных сведений о состоявшихся внешних платежах страны. Этот принцип составления платежного баланса — общая сумма кредита должна быть равна общей сумме дебета — часто не удовлетворяет экономистов и политиков, и для разработки конкретных мер требуется сальдо по агрегированным группам операций внутри общего баланса. При этом ситуация аналогична анализу бухгалтерского баланса, когда аналитик строит баланс-нетто и исчисляет различные финансовые коэффициенты.
В связи с этим МВФ рекомендует странам составлять платежный баланс в двух вариантах: в соответствии со стандартными компонентами (нейтральное представление) и в аналитическом представлении. В нейтральном представлении операции классифицируются с точки зрения безусловных экономических критериев. В аналитическом представлении составители могут определенным образом перегруппировывать статьи для целей получения, например, общего сальдо платежного баланса, которое в нейтральном представлении всегда должно быть равно нулю.
Анализ сальдо платежного баланса важен также и при определении экономической политики, основной целью которой с теоретической точки зрения является достижение равновесного состояния, которое в современной экономической теории означает такую ситуацию, когда экономические агенты не имеют побудительных причин к изменению своего поведения. В связи с этим возникает вопрос, какие компоненты платежного баланса должны находится в равновесии.
В экономической науке выделяют три основных аналитических группировки статей платежного баланса, результатом которых является соответствующее сальдо:
I. Торговый баланс
II. Баланс текущих операций
III. Общий баланс или баланс официальных расчетов
Говорят, что имеет место положительное сальдо, когда кредит превосходит дебет и наоборот — отрицательное сальдо, или дефицит, когда дебет превосходит кредит.
Традиционно принято говорить о подведении черты, разграничивающей операции, результат которых составляет анализируемый показатель сальдо платежного баланса и операции по финансированию этого сальдо. Таким образом, сальдо платежного баланса является в определенной мере субъективным понятием и его определение зависит как от целей анализа, так и от роли, которую играет страна и ее национальная валюта в международных экономических отношениях.
Торговый баланс — наиболее часто публикуемый — представляет собой чистую стоимость экспорта только товаров (так называемого "видимого" экспорта) за вычетом их импорта. Изменение торгового баланса комментировать можно по-разному: считается, что превышение экспорта над импортом показывает, что усиливается мировой спрос на товары данной страны. Если весь мир покупает экспортные товары данного государства и покупатели на внутреннем рынке также предпочитают отечественные товары импортным, то экономика данной страны в хорошем состоянии. И наоборот, дефицит показывает, что товары данной страны недостаточно конкурентоспособны, и ее жители должны что-то предпринять, чтобы защитить свой уровень жизни.
Но вместе с тем следует отметить, что такой анализ справедлив, если причиной изменения торгового баланса повышение или понижение спроса на товары данной страны. Однако на торговый баланс действуют и другие силы, о чем речь пойдет далее, но в качестве примера можно привести хороший инвестиционный климат, который может повлечь рост инвестиций в страну, а вместе с тем и рост закупок оборудования за рубежом, что может привести к дефициту торгового баланса, хотя на самом деле состояние экономики государства далеко не ухудшается.
Баланс по текущим операциям — наиболее информативный баланс, отражающий все потоки активов, как частные, так и официальные, связанные с движением товаров и услуг. Положительное сальдо текущего платежного баланса означает, что кредит страны больше дебета по статьям движения товаров, услуг и даров и показывает объем обязательств нерезидентов по отношению к резидентам. Другими словами, положительное сальдо говорит о том, что страна является нетто-инвестором по отношению к другим государствам. И наоборот, дефицит по текущим операциям означает, что страна становится чистым должником, чтобы расплачиваться за дополнительный чистый импорт товаров.
В период развития экономической школы меркантилистов равновесие определялось в терминах баланса по счету текущих операций. При этом указанное сальдо не учитывает движение капитала и изменения в золотовалютных резервах страны. Таким образом, цель экономической политики, с точки зрения школы меркантилистов, заключается в максимизации положительного сальдо по счету текущих операций с целью накопления золота в стране. В настоящее время видно, что такое утверждение не лишено оснований, так как именно состояние счета текущих операций влияет на реальный доход страны и уровень жизни ее населения. Так, при интеграции счета текущих операций в систему национальных счетов можно увидеть, что дефицит по счету текущих операций означает, что расходы страны превышают ее доходы, что не может быть профинансировано иначе, чем путем притока иностранного заемного капитала на долгосрочной основе.
Информация о работе Платежный баланс государства и методики его составления