Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа
Как известно, в макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания оказываются многие показатели функционирования экономики. Одним из важнейших макроэкономических показателей является состояние государственного бюджета и платежного баланса страны. Актуальность данного показателя заключается в следующем: во-первых, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы, на основании платежного баланса страны дается оценка сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь, решается вопрос о корректировке валютных курсов. Колебания валютных курсов оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют свои макроэкономические последствия.
Перечень сокращений и обозначений……………………………………………………………………3
Введение…………………………………………………………………………………………………...4
1. Платежный баланс как отражение международных экономических отношений страны…………6
1.1 Международные экономические отношения и их сущность……………………………….6
1.2 Понятие и содержание платежного баланса государства…………………………………..8
1.3 Структура платежного баланса и его основные показатели………………………………10
1.4 Факторы, влияющие на платежный баланс………………………………………………...14
2. Методические аспекты составления платежного баланса………………………………………….19
2.1 Принципы построения платежного баланса……………………………………………….19
2.2 Способы измерения сальдо платежного баланса…………………………………….…….24
2.3 Основные методы балансирования платежного баланса страны…………………………28
3. Исследование платежного баланса различных стран……………………………………………….31
3.1 Украина……………………………………………………………………………………….31
3.2 Развитые страны……………………………………………………………………………..36
3.3 Развивающиеся страны………………………………………………………………………41
Заключение……………………………………………………………………………………………….54
Список использованных источников…………………………………………………………………...56
Национальный доход в системе национальных счетов определяется как:
Y = C + I + (X - M) , где (1)
Y — национальный доход;
C — совокупное потребление;
I — совокупные инвестиции;
Х — экспорт товаров и услуг;
М — импорт товаров и услуг;
(X - M)— сальдо по счету текущих операций.
В закрытой экономике, автаркии, совокупные расходы (C+I) не могут превышать национальный доход (Y). В экономике, вовлеченной в мирохозяйственные связи, превышение совокупных расходов над национальным доходом возможно только в случае дефицита счета текущих операций (M>X). Превышение импорта над экспортом может быть истолковано как то, что страна живет не по средствам. То же самое можно показать с помощью перегруппировки равенства (1):
S - I = X - M, где (2)
S (=Y - C) — совокупные сбережения.
В закрытой экономической системе сбережения должны равняться инвестициям, в открытой же экономике эти два показателя могут различаться в зависимости от состояния счета текущих операций. Превышение импорта над экспортом (M>X) подразумевает, что инвестиции превышают сбережения на сумму дефицита, что не может иметь место без притока долгосрочного иностранного капитала для финансирования этого дефицита.
Тем не менее, существует опасность сохранения дефицита счета текущих операций за счет притока долгосрочного капитала по следующим причинам. Во‑первых, в случае высокой ликвидности инструментов, обслуживающих этот приток капитала, экономика страны находится в сильной зависимости от состояния мировых финансовых и денежных рынков, которые подвержены сильным спекулятивным колебаниям цен. Во-вторых, если финансирование дефицита счета текущих операций финансируется за счет кредитов МВФ, то свобода действий правительства страны в области экономической политики может быть также существенно ограничена путем выполнения предписаний Фонда, обуславливающих получение кредита.
Общий платежный баланс (баланс официальных расчетов). Тот факт, что дефицит по счету текущих операций финансируется путем привлечения долгосрочного иностранного капитала привел к возникновению понятия общего сальдо платежного баланса как критерия равновесия. Эта концепция использовалась в США до 1955 года, а в Великобритании — до сентября 1970 г. Так же, как и сальдо по счету текущих операций, общее сальдо служит измерителем тенденций развития платежного баланса по отношению к динамике развития реальной экономики (не учитывая движение краткосрочного капитала). В случае использования этой концепции сальдо можно записать как (Х-М+LTC), где LTC — сальдо по счетам движения краткосрочного капитала. Тем не менее, такое определение сальдо платежного баланса подразумевает, что все операции, связанные с движением капитала на краткосрочной основе, являются операциями "под чертой", то есть финансирующими дефицит платежного баланса. С развитием рынков краткосрочных ссудных контрактов, в 1970х годах, эта точка зрения изменилась и стало принятым считать, что только операции с официальными резервами являются финансирующими операциями, что привело к следующему понятию сальдо платежного баланса.
Баланс совокупного потока иностранной валюты (баланс официальных расчетов). Сальдо платежного баланса в такой интерпретации может быть выражено как (X - M) + LTC + STCp, где STCp — сальдо по счетам движения краткосрочного частного капитала. Такая концепция сальдо платежного баланса предусматривает, что финансирующими операциями являются операции с резервными активами и так называемые операции исключительного финансирования, то есть накопление/погашение просроченной задолженности и прочие операции с ней, операции по реструктуризации существующего государственного долга, займы официальных органов, предоставленные для финансирования дефицита платежного баланса, некоторые капитальные трансферты, такие, как прощение долгов, а также ряд других операций государственных органов.
В случае, если операциями по финансированию дефицита платежного баланса считать только операции с официальными резервами, то сальдо платежного баланса дает представление о финансовом давлении на монетарные власти с целью поддержания курса национальной валюты, если действует режим фиксированных валютных курсов. В случае действия режима плавающих валютных курсов, такой баланс всегда будет находится в равновесии так как дефицит всегда может быть профинансирован с помощью девальвации национальной валюты. Но, хотя, как уже отмечалось, в мире в настоящее время преобладает политика удержания курса национальной валюты в определенных границах, анализ баланса совокупного потока иностранной валюты все еще имеет некоторое значение.
Финансовые отношения страны с остальным миром могут быть также продемонстрированы расчетом позиции по международным инвестициям, которую можно характеризовать как “баланс внешней задолженности”. Он представляет собой активы и пассивы нерезидентов на некоторый момент времени и дает значения по статьям движения капиталов и резервов, делая возможным сопоставление платежных позиций страны, как банка.
2.3 Основные методы балансирования платежного баланса
Платежный баланс издавна является одним из объектов государственного регулирования. Это обусловлено следующими причинами.
Во-первых, платежным балансам присуща неуравновешенность, проявляющаяся в длительном и крупном дефиците у одних стран и чрезмерном активном сальдо у других. Нестабильность баланса международных расчетов на динамику валютного курса, миграцию капиталов, состояние экономики. Например, покрывая дефицит текущих операций платежного баланса национальной валютой, США способствовали экспорту инфляции в другие страны, созданию избытка долларов в международном обороте, что подорвало Бреттонвудскую систему в середине 70-х годов.
Во-вторых, после отмены золотого стандарта в 30-х годах ХХ в. стихийный механизм выравнивания платежного баланса путем ценового регулирования действует слабо. Поэтому выравнивание платежного баланса требует целенаправленных государственных мероприятий.
В-третьих, в условиях интернационализации хозяйственных связей повысилось значение платежного баланса в системе государственного регулирования экономики. Задача его уравновешивания входит в круг основных задач экономической политики государства наряду с обеспечением темпов экономического роста, сдерживанием инфляции и безработицы.
Материальной основой регулирования платежного баланса служат:
государственная собственность, в том числе официальные золото-валютные резервы;
возрастание доли (до 40-50%) национального дохода, перераспределяемого через государственный бюджет;
непосредственное участие государства в международных экономических отношениях как экспортера капиталов кредитора, гаранта, заемщика;
регламентация внешнеэкономических операций с помощью нормативных актов и органов государственного контроля.
Государственное регулирование платежного баланса - это совокупность экономических, в том числе валютных, финансовых, денежно-кредитных мероприятий государства, направленных на формирование основных статей платежного баланса, а также покрытие сложившегося сальдо. Cуществует разнообразный арсенал методов регулирования платежного баланса, направленных либо на стимулирования экспорта, либо на ограничение внешнеэкономических операций в зависимости от валютно-экономического положения и состояния международных расчетов страны.
Страна, которая имеет отрицательное сальдо (дефицит) по основным статьям платежного баланса, встает перед необходимостью стимулирования экспорта национальных и одновременного сдерживания импорта иностранных товаров и услуг, а также привлечение долгосрочных иностранных капиталов и ограничения вывоза капиталов национальных. Если этих мер недостаточно для уменьшения объема дефицита по основным статьям баланса, должны быть использованы методы балансирования платежного баланса с помощью балансируя статей.
Важным в группировки статей платежного баланса и измерении его сальдо является вопрос: какие статьи отнести к основным, а какие - к балансируя.
Считается, что основными статьями платежного баланса есть такие, которые, воздействуя на сальдо платежного баланса, характеризуются относительной самостоятельностью. К ним, как правило, относят статьи, которые отражают текущие операции и движение долгосрочного капитала. Сальдо основных статей отождествляют с понятием «сальдо платежного баланса».
К балансируя статей платежного баланса относят такие, которые характеризуются ограниченной самостоятельностью. Это, как правило, статьи, отражающие изменения в валютных резервах, краткосрочных активах, отдельные виды иностранной помощи, внешние займы, кредиты международных финансовых организаций. Итоговые показатели основных и балансируя статей взаимно погашаются. Следовательно, если объемы платежей по основным статьям платежного баланса превышают суммы поступлений по ним, то государство должно прибегать к балансируя статей. Методы балансирования сальдо платежного баланса могут быть разделены на временные и окончательные.
К временных методов балансировки относятся:
- Получение иностранных займов и ввоз предпринимательского капитала;
- Использование краткосрочных кредитов за взаимными соглашениями между центральными банками стран по системе «своп»;
- Использование нефтедолларов путем перераспределения валютной выручки нефте.. стран от экспорта нефти;
- Предоставление МВФ государствам-членам резервных кредитов (резервная позиция в МВФ);
- Мобилизация средств на мировом финансовом рынке (кредиты банковских консорциумов, облигационные займы);
- Льготные кредиты по линии программ иностранной «помощи».
Окончательными методами балансировки считаются:
- Вывоз золота (при золотом монометаллизмы);
- Покупка иностранной валюты в обмен на золото или получения кредита в иностранной валюте под залог золота с дальнейшим использованием валюты для расчетов (после отмены золотого стандарта);
- Использование для окончательных расчетов средств из внутренних валютных резервов страны;
- Обмен СДР на определенное количество необходимой иностранной валюты;
- Получение иностранной «помощи» в виде субсидий и дарований.
3 Исследование платежного баланса различных стран
3.1 Украина
В первом полугодии 2008 года отрицательное сальдо текущего счёта платёжного баланса сформировалось в размере -7.7 млрд. дол. США (-7.2% к ВВП).
В январе-июле отрицательное сальдо текущего счёта увеличилось по сравнению с аналогичным периодом 2007 года в 3.8 раза до уровня -7.2% ВВП. Общее же сальдо платёжного баланса сформировалось позитивным в размере 4.9 млрд. дол. США благодаря значительному притоку долгосрочных ресурсов на финансовый счёт. Увеличение в текущем году прилива иностранного капитала (как долгового, так и в форме прямых иностранных инвестиций) с одной стороны даёт возможность финансировать дефицит текущего счета и увеличивать международные резервы, с другой - давит на валютный рынок в виде ревальвации гривны. (Рисунок 1)
Рисунок 1. – Счет текущих операций
Прямые инвестиции. Объём чистого роста прямых иностранных инвестиций за 7 месяцев 2008 года оценено в 6.9 млрд. дол. США, что на 32.1% больше, чем за аналогичный период прошлого года (5.3 млрд. дол. США). Как и раньше, наиболее привлекательными для иностранных инвесторов остаются финансовый и банковский секторы. Объёмы вкладов прямый иностранный инвестиций в эту сферу за январь-июль 2008 года выросли в сравнении с аналогичным периодом 2007 года в 1.9 раза, а их часть оценена в 53.8% от общего объёма инвестиций (за 7 месяцев прошлого года - 38.9%). [13]
Среднесрочные и долгосрочные кредиты и еврооблигации. За январь-июль 2008 года объём чистых привлечений по долгосрочным кредитам банковского и реального секторов составил 8.9 млрд. дол. США (из них в июле - 3 млрд. дол. США), что на 33.6% больше, чем за аналогичный период 2007 года.
Следует отметить значительное увеличение заинтересованности нерезидентов в размещении денег в украинских банках. За 7 месяцев 2008 года объёмы депозитов банков-
Резервные активы. Увеличение в текущем году притока долгосрочных финансовых ресурсов позволило не только компенсировать растущее отрицательное сальдо текущего счёта, а также увеличить резервные активы Украины за январь-июль 2008 года на 4.7 млрд. дол. США. Объёмы резервных активов на 01.08.2008 составили 37.9 млрд. дол. США, что обеспечило финансирование импорта товаров и услуг в течении 3.9 месяца будущего периода.
Характерной особенностью июля было увеличение темпов роста экспорта над импортом (79% против 64%) (Рисунок 2), а также дальнейшее уменьшение отрицательного сальдо текущего счёта (341 млн. дол. США) в 2.3 раза по сравнению с июнем (793 млн. дол. США). Ежемесячный объём экспорта увеличился до 7.7 млрд. дол. США. В целом за 7 месяцев 2008 года темп прироста экспорта товаров был выше темпа прироста импортан на 11%. Отрицательное сальдо товарного баланса увеличилось по сравнению с аналогичным периодом прошлого года в 2.2 раза и составило 10 млрд. дол. США.
Рисунок 2. – Динамика темпов роста экспорта и импорта товаров
Увеличение объёма экспорта было обеспечено увеличением стоимости объёма экспорта.
Прирост экспорта по категориям:
- металлургическая продукция - на 53.8% (49.5% общего прироста экспорта);
- машиностроительная продукция - на 44.2% (15.1% общего прироста экспорта);
- продукция АПК – на 45.6% (11.8% общего прироста экспорта);
- продукция химической промышленности – на 34% (8.2% общего прироста экспорта).
В январе-июле 2008 года самыми быстрыми темпами выросли экспортные поставки в страны Азии (на 69.5%) и Америки (на 87.3%). Объём в страны СНГ увеличился на 37.8%, Европы – на 36%.
Прирост импорта по категориям:
- машиностроительная продукция - на 58.5% (32.4% общего прироста импорта);
- минеральная продукция - на 60.2% (28.6% общего прироста импорта);
- продукция химической промышленности - на 51.3% (13% прироста импорта).
В географическом распределении импорта товаров держалась тенденция первенства прироста объёма импорта из стран далёкой заграницы (64.4%) над импортом из стран СНГ (48.3%). Часть первой группы стран увеличилась с 56.8% до 59.3% от общего импорта, в основном за счёт стран Европы и Азии.
Информация о работе Платежный баланс государства и методики его составления