Платежный баланс государства и методики его составления

Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Апреля 2012 в 22:06, курсовая работа

Описание работы

Как известно, в макроэкономике исследуются результаты и последствия совместной экономической деятельности всех участников народного хозяйства одновременно. При этом в центре внимания оказываются многие показатели функционирования экономики. Одним из важнейших макроэкономических показателей является состояние государственного бюджета и платежного баланса страны. Актуальность данного показателя заключается в следующем: во-первых, состояние платежного баланса страны в значительной мере определяет степень свободы ее жителей в передвижении через государственные границы, на основании платежного баланса страны дается оценка сбалансированности внешних расчетов, на основании которых, в свою очередь, решается вопрос о корректировке валютных курсов. Колебания валютных курсов оказывают влияние на изменения совокупного спроса и совокупного предложения, т.е. имеют свои макроэкономические последствия.

Содержание

Перечень сокращений и обозначений……………………………………………………………………3

Введение…………………………………………………………………………………………………...4

1. Платежный баланс как отражение международных экономических отношений страны…………6

1.1 Международные экономические отношения и их сущность……………………………….6

1.2 Понятие и содержание платежного баланса государства…………………………………..8

1.3 Структура платежного баланса и его основные показатели………………………………10

1.4 Факторы, влияющие на платежный баланс………………………………………………...14

2. Методические аспекты составления платежного баланса………………………………………….19

2.1 Принципы построения платежного баланса……………………………………………….19

2.2 Способы измерения сальдо платежного баланса…………………………………….…….24

2.3 Основные методы балансирования платежного баланса страны…………………………28

3. Исследование платежного баланса различных стран……………………………………………….31

3.1 Украина……………………………………………………………………………………….31

3.2 Развитые страны……………………………………………………………………………..36

3.3 Развивающиеся страны………………………………………………………………………41

Заключение……………………………………………………………………………………………….54

Список использованных источников…………………………………………………………………...56

Работа содержит 1 файл

К.р. Платежный баланс государства и методики его составления.doc

— 804.00 Кб (Скачать)

1) общий эффект воздействия импорта капитала на платежный баланс развивающейся страны колеблется в зависимости от тем­пов увеличения иностранных инвестиций, нормы прибыли на капи­тал и соотношения между прибылью, переводимой за границу и оставляемой в стране;

2) когда темп роста прибыли, переводимой за границу, превы­шает прирост новых иностранных капиталовложений, платежный баланс неизбежно на определенном отрезке времени испытывает кумулятивный отрицательный эффект;

3) наступление этого эффекта будет тем скорее, чем хуже для страны будет складываться соотношение между притоком нового капитала и доходами, переводимыми за границу;

4) и наоборот, более быстрый приток капитала по сравнению с темпом роста нормы прибыли и отчисляемых за рубеж доходов смягчает отрицательное влияние на платежный баланс притока иностранного капитала.

Анализируя статью «Кредиты и займы», необходимо иметь в виду, что получение кредитов и даров из-за границы на обычные цели не рассматривается в качестве показателя дефицитности пла­тежного баланса. Во-первых, для большинства развивающихся стран кредиты и займы носят регулярный характер; во-вторых, кредиты, как правило, выдаются под определенные проекты. По­казателем валютно-финансового неблагополучия являются значи­тельные финансовые кредиты и займы, среди них - новые поступ­ления для погашения старых долгов (рефинансирование). Доля кредитов на рефинансирование в общей сумме привлеченных фи­нансовых средств является важным показателем валютного поло­жения страны.

Главная цель анализа баланса движения капиталов заключает­ся в определении источников покрытия дефицита текущих опера­ций платежного баланса, а также направлений использования суммы активного сальдо. Если баланс текущих сделок сводится с пассивом, то по балансу движения капиталов необходимо полу­чить актив для уравновешивания платежного баланса прежде все­го за счет статьи «Движение краткосрочного капитала».

Общее сальдо платежного баланса включает валютные и безвалютные операции, а также балансирующие статьи, т.е. разнородные элеме­нты. Это делает показатель общего сальдо платежного баланса довольно искусственным и снижает его ценность при соответст­вующем анализе. Поэтому наряду с этим показателем необходимо одновременно иметь в виду сальдо баланса текущих операций, которое дает более достоверную картину международных рас­четов развивающейся страны.

Особенности методологии составления платежных балансов раз­вивающихся стран. Стандартная схема платежного баланса преду­сматривает составление баланса с охватом возможно большего числа внешнеэкономических операций, каждая из которых имеет свой порядковый номер. Схема МВФ включает показатели не только платежного, но и расчетного баланса. Валютные расчеты по текущим операциям платежного баланса объединяются с без­валютными операциями, движением капиталов, а также с непога­шенными взаимными операциями, по которым за отчетный пери­од (обычно год) не было движения валютных средств. Стандарт­ная схема платежных балансов предусматривает единую номенклатуру статей. Так, в балансе текущих операций каждая статья имеет эти записи: дебетовую (платежи), кредитовую (посту­пления) и результативную (сальдо). В балансе движения капиталов и золота в каждой статье отражена запись, увеличивающая обя­зательства (приток капитала +) или уменьшающая (отлив капита­ла -). Аналогично имеются записи, увеличивающие (отлив капи­тала -) или уменьшающие (приток капитала +) активы страны, а также сальдовая запись.

Кроме схемы МВФ, некоторые страны составляют балансы с разбивкой операций по валютам. В первую очередь это относит­ся к развивающимся странам, входящим в валютную группировку или ориентирующимся на определенную валюту в своих междуна­родных расчетах. Ряд особенностей методологии составления пла­тежных балансов развивающихся стран вытекает из недостаточно высокого уровня их статистического учета. В связи с этим некото­рые операции могут не находить отражения в балансах или быть пропущены. Иногда операция отражается лишь частично, напри­мер только в виде дебетовой или кредитовой записи. Размеры сумм, проходящих по статьям платежного баланса, зачастую бы­вают завышены или занижены.

Поскольку методология составления платежных балансов по схеме МВФ требует совпадения итогов кредитовых и дебетовых записей, развивающиеся страны в этих целях широко пользуются статьей «Ошибки и пропуски». Посредством ее валютные власти ряда стран покрывают статистические неточности или ошибки первичного учета. Поэтому по указанной статье зачастую прохо­дят значительные суммы, не отражающие реального положения международных расчетов развивающихся стран и искажающие достоверность их платежных балансов. В связи с этим МВФ считает, что платежный баланс составлен удовлетворительно, если сумма, проходящая по указанной статье, не превышает 10% экс­порта или импорта данной страны (в расчет принимается большая из этих величин), исчисленных на базе валютных платежей. Боль­шое сальдо по статье «Ошибки и пропуски» свидетельствует о том, что платежный баланс составлен с существенными погрешностями. Однако даже небольшое сальдо рассматриваемой статьи не является гарантом точности, так как если сделка целиком минует платежный баланс (например, контрабанда), данные его будут неточны, но неравновесия, которое нужно устранять статьей «Ошибки и пропуски», не возникнет. Величина этой статьи связана также с состоянием валютного контроля в стране и статистики. В целом данные платежных балансов развивающихся стран зачас­тую менее достоверны, чем в развитых странах.

Большинство развивающихся стран составляют и расчетные балансы (соотношение международных требований и обяза­тельств). Сальдо этих балансов обычно не совпадает. Например, расчетный баланс стран - членов ОПЕК, осуществляющих вывоз капиталов, активен, а платежный баланс пассивней при снижении цены за нефть, например, в середине 80-х - конце 90-х годов. Для развивающихся стран - импортеров нефти характерно пассивное сальдо обоих балансов.

Факторы, влияющие на платежный баланс развивающихся стран. Различаются внутренние и внешние факторы, влияющие на пла­тежный баланс. С одной стороны, он складывается под влиянием процессов, происходящих в экономике данной страны, и дает представление об ее участии в международном разделении труда, масштабах, структуре и характере внешнеэкономических связей. С другой стороны, платежный баланс развивающихся стран ис­пытывает сильное воздействие внешних факторов, связанных с состоянием мирового хозяйства, валютной системы, политикой раз­витых стран. На состояние платежного баланса влияют следу­ющие основные факторы.

1. Зависимое положение развивающихся стран в мировом хо­зяйстве. На их долю приходится 37,6% мирового экспорта. В экс­порте большинства этих стран по-прежнему преобладают сырье, энергоносители, тропические монокультуры, цены на которые ис­пытывают большие колебания.

2. Циклические колебания экономики развитых стран. Мировые экономические и финансовые кризисы в 70-90-х годах усилили нестабильность платежных балансов развивающихся стран, прежде всего в результате падения спроса на их продукцию и цен на нее.

3. Военные расходы. Увеличение импорта товаров военного назначения ухудшает состояние торговых балансов развивающих­ся стран. В первой половине 90-х годов эти страны ежегодно тратили более 30 млрд долл. на закупку вооружений за рубежом, в основном в США, Франции и Великобритании.

4. Зависимость развивающихся стран от внешних источников финансирования. Приток иностранных капиталов оказывает двоякое влияние на их платежные балансы: вначале увеличиваются поступ­ления, но с наступлением сроков платежей страны-должники вынуж­дены уплачивать сумму долга, а также проценты и дивиденды.

5. Изменения в условиях международной торговли. Неравно­правная торговля развитых стран с освободившимися отрица­тельно влияет на торговый баланс последних. В результате по­литики взвинчивания цен монополиями на мировом рынке рост индекса цен на товары, экспортируемые в развивающиеся страны, значительно превышает увеличение индекса цен на продукцию, вывозимую из этих стран. Кроме того, цены на товары, поста­вляемые в счет «связанной» помощи, обычно на 20-40% выше среднерыночных. Деятельность ТНК усиливает диспропорции и нестабильность экономики и платежных балансов развиваю­щихся стран. Международные монополии используют в своих целях растущий внутрифирменный оборот. Это накладывает от­печаток на уровень цен, структуру международных экономических отношений, распределение выгод от международного разделения труда, способствует таможенному протекционизму в ущерб мо­лодым государствам. Скрытые и явные операции ТНК отрица­тельно влияют на платежные балансы развивающихся стран.

Периодические взрывы мировых цен на ряд товаров по линии их резкого повышения или снижения усиливают нестабильность платежных балансов большинства развивающихся стран. Так, в условиях энергетического кризиса и мировой инфляции рост цен на энергоносители, прежде всего нефть, неблагоприятно отразился на платежных балансах развивающихся стран - импортеров не­фти. Временно образовалось крупное положительное сальдо нефтеэкспортирующих стран ОПЕК. В середине 80-х годов резкое снижение цены на нефть (с 33,8 долл. в 1982 г. до 14-16 долл. за баррель в конце 80-х, во второй половине 90-х годов) вызвало ухудшение платежного баланса стран - членов ОПЕК.

6. Валютно-финансовые факторы. Неустойчивость ведущих ва­лют, в частности доллара США, и цен усиливает нестабильность платежных балансов развивающихся стран. Две девальвации доллара в 1971 и 1973 гг., периодическое снижение его курса принесли им дополнительные потери, обесценив валютную выруч­ку. В связи с повышением курса доллара в первой половине 80-х годов развивающиеся страны понесли убытки как импортеры и должники, так как им дороже обходилось приобретение амери­канской валюты для погашения международных обязательств. Снижение курса иены во второй половине 90-х годов существенно ухудшило валютно-финансовое положение ряда государств ЮВА, в частности Индонезии, Таиланда, Филиппин. В результате по­следние были вынуждены провести значительные девальвации сво­их денежных единиц. Девальвация национальной валюты развива­ющихся стран в принципе поощряет экспорт и сдерживает импорт товаров. Но экспортный потенциал и конкурентоспособность то­варов большинства этих государств невелики, а потребности в им­порте огромны, что снижает позитивное влияние девальвации на их платежный баланс.

7. Инфляция в развивающихся странах отрицательно влияет на их платежный баланс, так как повышение цен снижает конкурен­тоспособность национальных фирм, затрудняет экспорт, поощря­ет импорт товаров и способствует отливу капиталов.

8. Торгово-политическая дискриминация некоторых развива­ющихся стран со стороны развитых государств. Нормальному развитию торгово-экономических отношений препятствует прово­димая США и их партнерами политика экономических санкций вплоть до бойкота некоторых освободившихся стран. На протяже­нии 80-х - 90-х годов такого рода санкции осуществлялись против Ливии, Никарагуа, Кубы, Афганистана, Ирана, Ирака и др. [8, с.354]

Методы балансирования платежных балансов развивающихся стран. Для погашения дефицита традиционно используются вре­менные методы - иностранные кредиты и ввоз капитала. Развива­ющиеся страны стремятся получить кредиты на еврорынке, но доступ к этому источнику валютных средств ограничен. Обычно евробанки предоставляют кредиты странам, которые получили хотя бы небольшой кредит МВФ и под его контролем выполняют стабилизационную программу. Однако кредиты частных банков дорогие, особенно для стран, имеющих крупную задолженность. С 80-х годов западные банки внесли некоторые из них в «черные» списки. В направлении ограничения доступа развивающихся стран к мировому рынку ссудных капиталов действует также координа­ция деятельности частных банков и международных валютно-кредитных и финансовых организаций, находящихся под контролем ведущих промышленных стран. Активное использование ино­странных кредитов для балансирования платежных балансов при­вело к небывалому росту внешней задолженности развивающихся стран (более 2 трлн долл. в 90-х годах), выплата которой усилива­ет нестабильность их валютного положения.

Окончательным методом покрытия дефицита платежного ба­ланса служит использование официальных золото-валютных резе­рвов. На долю развивающихся стран приходится 41% валютных и 17,9% золотых совокупных резервов мира (1997 г.). Причем большая их часть сосредоточена в странах-членах ОПЕК и неко­торых новых индустриальных государствах. Поскольку инвалют­ные резервы развивающихся стран хранятся в банках преиму­щественно западных держав, то существует опасность их потери в результате валютных ограничений и валютной блокады, пери­одически вводимых США, Великобританией и другими странами в отношении ряда молодых государств.

При крайней необходимости развивающиеся страны использу­ют золото как чрезвычайные мировые деньги для международных расчетов (Иран, Ирак продали несколько десятков тонн золота для оплаты закупок оружия в 80-х годах) и погашения внешней задолженности. Большинство молодых государств продали золо­то, полученное от МВФ в 1980 г. в порядке возврата внесенной ими при вступлении в эту организацию «золотой квоты», равной для них 10-25% взноса капитала. Обычно развивающиеся страны стремятся сохранить и, если возможно, увеличить свои золотые запасы как надежный резервный актив в условиях нестабильности их валютно-экономического положения. Некоторые страны (Мек­сика, Уругвай), как и развитые (Италия, Португалия), иногда предпочитают использовать золото в качестве обеспечения ино­странных кредитов для покрытия дефицита платежного баланса (в середине 70-х и начале 80-х годов).

С 70-х годов для покрытия дефицита платежного баланса используются СДР путем приобретения конвертируемой валюты. Страны обменивают СДР через Фонд на необходимые иностран­ные валюты в пределах квоты, погашая ими свою внешнюю задолженность. Однако на долю развивающихся стран приходится лишь 1/4 совокупной эмиссии СДР. Эти средства распределяются между странами автоматически в зависимости от величины квоты, а не от состояния платежного баланса. Требования развивающих­ся стран об увеличении эмиссии СДР и изменении порядка их распределения как формы помощи тем, кто испытывает острую нехватку валютных ресурсов, встречают сопротивление со сторо­ны ряда развитых государств.

Источником погашения пассивного сальдо платежного баланса служит также иностранная помощь в форме субсидий, даров, льготных кредитов. Используя зависимость большинства развивающихся стран от международных кредитов, западные страны связывают приток внешней помощи с политическими и экономи­ческими требованиями со стороны международных организаций, в первую очередь МВФ.

Методы регулирования платежных балансов развивающихся стран. Развивающиеся страны применяют разнообразные методы регулирования платежного баланса, в основном позаимствован­ные у развитых государств, направленные на стимулирование экспорта, сдерживание импорта товаров, привлечение иностран­ных капиталов, ограничение вывоза капиталов: 1) дефляционная политика; 2) девальвация национальной валюты: для обеспечения ее эффективности развивающиеся страны периодически вводят дифференцированные налоги и субсидии на экспорт и импорт, множественность валютного курса, иногда в форме двойного валютного рынка; 3) валютные ограничения; 4) финансовая и де­нежно-кредитная политика (используются бюджетные субсидии экспортерам, протекционистское повышение налога на импорт, денежно-кредитная политика); 5) специальные меры воздействия государства на платежный баланс в ходе формирования его основных статей. Важным объектом регулирования является то­рговый баланс по линии преодоления монокультурности экспорта и его диверсификации. Регулирование направлено на качественные сдвиги в структуре внешней торговли страны, на ограничение импорта товаров, не являющихся предметом первой необходи­мости.

Информация о работе Платежный баланс государства и методики его составления