Оборотные активы

Автор: Татьяна Мурзайкина, 29 Ноября 2010 в 15:42, реферат

Описание работы

Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого управления ими во многом зависит успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в работе финансового менеджера, поскольку является постоянным, ежедневным и непрерывным процессом.

Наличие у предприятия оборотного капитала, его состав, структура, скорость оборота и эффективность использования оборотного капитала во многом предопределяют финансовое состояние предприятия и устойчивость его положения на финансовом рынке.

Содержание

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3

1.ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
1.Управление оборотными активами…………………….4
2.Разработка политики управления оборотными
активами…………………………………………………..13

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….16

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….17

Работа содержит 1 файл

Оборотные активы.docx

— 33.01 Кб (Скачать)

     СОДЕРЖАНИЕ:

     ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………..3

  1. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ
    1. Управление оборотными активами…………………….4
    2. Разработка политики управления оборотными

      активами…………………………………………………..13

          ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………….16

     СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………….17 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     ВВЕДЕНИЕ

     Оборотные активы составляют существенную долю всех активов предприятия. От умелого  управления ими во многом зависит  успешная предпринимательская деятельность хозяйственного объекта. Управление оборотными активами занимает особое место в  работе финансового менеджера, поскольку  является постоянным, ежедневным и  непрерывным процессом.

     Наличие у предприятия оборотного капитала, его состав, структура, скорость оборота  и эффективность использования  оборотного капитала во многом предопределяют финансовое состояние предприятия  и устойчивость его положения  на финансовом рынке. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  1. ОБОРОТНЫЕ АКТИВЫ

     1.1.Управление  оборотными активами

     Оборотные активы – активы, характеризующие совокупность имущественных ценностей предприятия, обслуживающих операционную деятельность и полностью потребляемых или реализуемых в течение одного операционного цикла (если операционный цикл меньше года, то полностью потребляемых или реализуемых в течение 12 месяцев с отчетной даты). К оборотным активам относятся дебиторская задолженность сроком погашения до 12 месяцев, запасы, незавершенное производство, денежные средства на счетах и краткосрочные финансовые вложения.

     На  предприятиях торговли оборотные активы составляют подавляющую долю совокупных активов (на отдельных предприятиях торговли их удельный вес доходит  до 80-90%). Это определяет высокую роль и сложность задач управления оборотными активами на предприятиях торговли.

     Рассмотрим, какие этапы включает процесс управления оборотными активами на предприятиях торговли:

     1. Анализ оборотных активов. Целью  этого анализа является выявление  тенденций динамики общего их  объема и состава, а также  изучение эффективности их использования.

     На  первом этапе анализа рассматривается  динамика общего объема оборотных активов  торгового предприятия – темпы изменения общей суммы оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема реализации товаров; удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

     На  втором этапе анализа рассматривается  динамика состава оборотных активов  торгового предприятия в разрезе  следующих их видов:

     а) средства, авансированные в товарные запасы;

     б) средства, отвлеченные в дебиторскую  задолженность;

     в) денежные средства;

     г) прочие виды оборотных активов.

     В процессе этого анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения  их суммы, а также удельный вес  отдельных видов оборотных активов  в общей их сумме. Анализ состава  оборотных активов торгового  предприятия по отдельным их видам  позволяет оценить уровень их ликвидности.

     На  третьем этапе анализа изучается  эффективность использования оборотных  активов торгового предприятия. Эта эффективность характеризуется тремя важнейшими показателями – коэффициентом оборачиваемости оборотных активов; периодом оборота оборотных активов; уровнем рентабельности оборотных активов.

     Коэффициент оборачиваемости оборотных активов  определяется по следующей формуле:

     Кооа = Р / ОА, где КОоа - коэффициент оборачиваемости оборотных активов в рассматриваемом периоде; Р - объем реализации товаров на предприятии в рассматриваемом периоде; ОА - средняя сумма оборотных активов в рассматриваемом периоде.

     Период  оборота оборотных активов рассчитывается по следующим формулам: Пооа = ОА / Ро или Пооа = Д / КОоа, где ПОоа - период оборота оборотных активов в днях; Ро - однодневный объем реализации товаров в рассматриваемом периоде; Д - число дней в рассматриваемом периоде (360 - в году, 90 - в квартале, 30 - в месяце).

     Уровень рентабельности оборотных активов  вычисляется по следующей формуле:

     Уроа = П х 100 / ОА

     где УРоа - уровень рентабельности оборотных активов, в %;

     П - сумма прибыли предприятия в рассматриваемом периоде.

     В процессе анализа динамики показателей  эффективности использования оборотных  активов изучаются основные факторы, вызвавшие их изменение (изменение объема реализации товаров; изменение общей суммы и состава этих активов и т.п.).

     2. Оптимизация структуры оборотных  активов. Процесс этой оптимизации охватывает два основных этапа.

     На  первом этапе оптимизации на торговом предприятии рассчитываются нормативы отдельных видов оборотных активов, в первую очередь, средств, авансируемых в товарные запасы, отвлекаемых в дебиторскую задолженность и хранимых в форме остатка денежных средств. Объем нормируемых средств отдельных видов оборотных активов определяется в первую очередь планируемым объемом реализации товаров и периодом их оборота на данном торговом предприятии.

     На  втором этапе оптимизации структура  оборотных активов уточняется с  позиций их ликвидности. Хотя все  виды оборотных активов в той  или иной степени являются ликвидными, общий уровень их ликвидности  должен обеспечивать необходимый уровень  платежеспособности торгового предприятия  по текущим финансовым обязательствам на протяжении всего планового периода. В целях управления ликвидностью оборотные активы торгового предприятия  подразделяются на три группы:

     а) активы в готовых средствах платежа (денежные средства в кассе, на расчетных  счетах и в иных формах; краткосрочные финансовые вложения);

     б) активы в быстроликвидной форме (краткосрочная дебиторская задолженность по текущим хозяйственным операциям);

     в) активы в слабо ликвидной форме (товарные запасы; запасы материалов; запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов; безнадежная дебиторская  задолженность; другие виды).

     В процессе этого этапа оптимизации  с учетом объема и графика платежного оборота торгового предприятия  должна быть определена неснижаемая  сумма оборотных активов в  форме готовых средств платежа.

     3. Обеспечение ускорения оборачиваемости  оборотных активов. Ускорение  оборачиваемости оборотных активов  позволяет торговому предприятию существенно снизить потребность в них, так как между скоростью оборота этих активов и их размером существует обратно пропорциональная зависимость. Сумму оборотных активов, высвобождаемых в процессе ускорения их оборота, можно рассчитать по следующей формуле:

     Эоа = (ПОоаф — ПОоап) х Ро, где Эоа - достигаемая экономия суммы оборотных активов в процессе ускорения их оборота; ПОоаф - период оборота оборотных активов в предплановом периоде, в днях; ПОоап - планируемый период оборота оборотных активов, в днях; Ро - планируемый однодневный объем реализации товаров.

     В целях эффективного управления оборачиваемостью оборотных активов их принято  подразделять на предприятиях торговли на следующие три группы:

     а) высокооборачиваемые оборотные активы (денежные активы; краткосрочные финансовые вложения со сроком до 3-х месяцев; краткосрочная дебиторская задолженность со сроком погашения до 3-х месяцев; текущие запасы товаров, пользующиеся высоким спросом с периодом оборота до 3-х месяцев);

     б) оборотные активы с нормальным периодом оборачиваемости (дебиторская задолженность  со сроком погашения от 3 до 6 месяцев; краткосрочные финансовые вложения с этим же периодом; все текущие  запасы товаров с периодом оборота  более 3 месяцев);

     в) низкооборачиваемые оборотные активы (дебиторская задолженность со сроком погашения более 6 месяцев и безнадежная; краткосрочные финансовые вложения на период свыше 6 месяцев; запасы товаров сезонного хранения, досрочного завоза, специального назначения; другие виды оборотных активов).

     Регулируя состав оборотных активов по периоду  их обращения, можно добиться ускорения  общей их оборачиваемости на предприятии.

     4. Обеспечение повышения рентабельности  оборотных активов. Как и любой  вид активов, оборотные активы  должны приносить торговому предприятию  определенную прибыль. Эта прибыль  генерируется в процессе обслуживания  оборотными активами всей хозяйственной  деятельности торгового предприятия.  Вместе с тем, отдельные виды  оборотных активов способны приносить  торговому предприятию и прямой  доход в форме процентов и  дивидендов в процессе их использования.

     Для управления рентабельностью оборотных  активов их принято подразделять на две группы:

     а) оборотные активы, приносящие прямой доход в форме процентов и  дивидендов (краткосрочные финансовые вложения в форме депозитных вкладов  и отдельных фондовых инструментов; денежные активы на расчетном счете, по которым предусмотрено начисление депозитных процентов по размеру  положительного их остатка);

     б) оборотные активы, не приносящие прямой доход (все иные их виды и формы).

     5. Обеспечение минимизации потерь  оборотных активов в процессе  их использования. Все виды  оборотных активов в той или  иной степени подвержены риску  потерь. Так, денежные активы в  значительной мере подвержены  риску инфляционных потерь; краткосрочные финансовые вложения – риску потери части дохода в связи с неблагоприятной конъюнктурой финансового рынка, а также риску потерь от инфляции; дебиторская задолженность – риску невозврата или несвоевременного возврата, а также риску инфляционных потерь; запасы товаров и других материальных ценностей – потерям от естественной убыли и др. Поэтому процесс управления оборотными активами должен быть направлен на минимизацию риска их потерь, особенно в условиях действия инфляционных факторов. 

     Для учета этих факторов в процессе управления оборотными активами их принято подразделять на две группы:

     а) оборотные активы, подверженные инфляции (денежные активы в национальной валюте; краткосрочные финансовые вложения в форме депозитных вкладов и  отдельных фондовых инструментов; дебиторская  задолженность);

     б) оборотные активы, не подверженные инфляции (запасы товаров; запасы материалов; запасы малоценных и быстроизнашивающихся предметов и некоторые другие).

     В процессе управления оборотными активами торгового предприятия, подверженными  инфляции, необходимо обеспечивать соответствующие  меры их противоинфляционной защиты.

     Процесс управления отдельными видами оборотных  активов характеризуется определенными  отличительными особенностями. С учетом этих особенностей на предприятиях торговли дифференцируются методы управления тремя  основными видами оборотных активов:

     1) средствами, авансируемыми в товарные  запасы;

Информация о работе Оборотные активы