Эффективное управление затратами на предприятии

Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 08:35, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является изучение техники управления затратами в рамках маркетинговой стратегии предприятия.
Достижение данной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Необходимо рассмотреть сущность процесса управления затратами: какие внешние и внутренние факторы влияют на уровень затрат и каким образом их можно использовать в интересах предприятия; основные элементы издержек, подлежащие регулированию (на основе применяемых группировок); направление снижения себестоимости продукции.
2. Изучить, каким образом результаты анализа потребительского рынка влияют на затраты предприятия. Здесь необходимо особое внимание уделить процессу составления производственной программы, в которой определены основные направления вложения средств предприятия.
3. Проанализировать данные о финансовых результатах деятельности конкретного предприятия: нижнетагильского хлебозавода ОАО “Тагилхлеб”. Выполнение этой задачи необходимо для того, чтобы на практике ознакомится с процессом составления себестоимости продукции, расчетом прибыли и рентабельности и сделать выводы об основных моментах по управлению затратами.

Работа содержит 1 файл

Эффективное управление затратами на предприятии.doc

— 755.00 Кб (Скачать)

Успех мероприятий по снижению себестоимости  зависит прежде всего от роста  производительности труда рабочих,  обеспечивающим в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих.

Увеличение  выработки продукции на одного рабочего может быть достигнуто либо за счет организационно- технических мероприятий (благодаря чему изменяется, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполнение работы), либо за счет перевыполнения установленных норм выработки (без проведения организационно-технических мероприятий).

В первом случае, когда изменяются нормы выработки  и расценки, предприятие получает экономию на заработной плате рабочих. Объясняется это тем, что в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как проводимые организационно-технические мероприятия с соответствующим пересмотром норм выработки позволяет снизить себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы рабочих.

Во втором случае, когда установленные нормы  выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату  рабочих в себестоимости единицы  продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда увеличивается объем производства, что приводит к экономии  по другим статьям расходов, в частности сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (в общезаводских почти полностью)- условно-постоянные расходы. Это значит, что их общая сумма почти не изменяется в зависимости от выполнения плана производства. Отсюда следует, что, чем больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских расходов в ее себестоимости.

Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия.

Материальные  затраты, как известно, в большинстве отраслей промышленности занимают большой удельный вес, поэтому даже незначительное сбережение сырья, и материалов, топлива и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом по предприятию дает крупный эффект.

При улучшении использования основных фондов снижение себестоимости происходит в результате повышения надежности и долговечности оборудования; совершенствования системы планово предупредительного ремонта. Экономия исчисляется как произведение абсолютного сокращения затрат (кроме амортизации) на единицу оборудования (или других основных фондов) на среднедействующее количество оборудования (или других основных фондов).

Сокращение  цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и на другие нужды.

Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводственных расходов. Изучение причин брака, выявление  его виновника дают возможность осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее полному использованию отходов производства.

3 Изменение  объема и структуры  продукции,  которые могут привести к относительному уменьшению условно-постоянных расходов (кроме амортизации), относительному уменьшению амортизационных отчислений, изменению  номенклатуры и ассортимента продукции и повышению ее качества.

Изменение  номенклатуры и ассортимента продукции  является одним из важных факторов, влияющих на уровень затрат на производство. При различной рентабельности отдельных изделий сдвиги в составе продукции, связанные с совершенствованием ее структуры и повышением эффективности производства, могут приводить и к уменьшению и к увеличению затрат на производство. Расчет влияния структуры производимой продукции на себестоимость необходимо увязать с показателями повышения производительности труда.

4 Улучшение  использования природных ресурсов. Здесь учитывается: изменение  состава и количества сырья, изменение продуктивности месторождений, объемов подготовительных работ при добыче или выращивании сырья; изменение других природных условий. Эти факторы отражают влияние естественных (природных) условий на величину переменных затрат.

5 Отраслевые  и прочие факторы. К ним относятся:  ввод и освоение новых цехов, производственных единиц, подготовка и освоение производства на действующих предприятиях; прочие факторы.

Выявленные  в результате анализа  факторы  снижения себестоимости и резервы  необходимо суммировать в окончательных выводах, определить суммарное влияние всех факторов на снижение общей величины затрат на единицу продукции.

Затраты на один рубль товарной продукции  – наиболее известный на практике обобщающий показатель, который отражает себестоимость единицы продукции в стоимостном выражении обезличенно, без разграничения ее по конкретным видам. Он широко используется при анализе снижения себестоимости  и позволяет, в частности, характеризовать уровень и динамику затрат на производство продукции в целом по промышленности и рассчитывается по формуле:

 
 
 
 

Где Втп-выпуск товарной продукции (руб.)

С- себестоимость  товарной продукции (руб.)

Абсолютная  экономия от снижения себестоимости  товарной продукции в планируемом периоде рассчитывается:

 
 
 
 
 

Исходя  из тех же данных определяют и процент снижения затрат на 1 рубль товарной продукции в планируемом периоде в сравнении с отчетным периодом (С’тп.):

 
 
 
 

,где 

Зб(п)- затраты  на 1 рубль товарной продукции в  отчетном (плановом) периоде

Бплтп – стоимость продукции в плановом периоде, тыс. руб. 

Глава 2: Анализ потребительского рынка как основа принятия решений по управлению затратами

 

Экономический успех предприятия прямо зависит  от того, насколько его продукция  удовлетворяет определенные потребности. Потребитель оценивает продукт, сопоставляя приносящую им пользу и затраты на приобретение. Полезность продукта, с точки зрения потребителя, заключается в его способности решать определенные проблемы. В свою очередь, оценка способности продукта решать проблемы зависит не только от его объективных технических. Конструкционных или физических характеристик, но и от психического процесса переработки информации о продукте, от его восприятия. В результате потребитель решает приобретать или не  приобретать товар. А эта “ожидаемая потребность” является результатом воздействия всех элементов маркетинга.

В настоящее  время под маркетингом понимается выражение ориентированного на рынок  управленческого стиля мышления,  для которого характерны творческие, систематические и нередко агрессивные подходы. 

В предпринимательской деятельности используется ряд специфических средств для анализа, ориентированного на стратегические задачи, например  анализ макросистемы (направлен на изучение условий окружающей предприятие среды, одинаково воздействующих на производителей в данном географическом регионе); анализ конкурентов (имеет особенно большое значение в условиях быстрого роста рынка, высокой рентабельности продукции или сравнительно легкого доступа на рынок); анализ потенциала предприятия (предназначен для проверки ресурсов и их соответствия направлениям стратегического плана) и, наконец, анализу рынка (нацелен на получение исчерпывающей информации обо всех элементах рынка). 

Анализ  рынка заключается в систематическом, с привлечением методов исследования рынка, выявлении всех обстоятельств, связанных с реальными и потенциальными партнерами фирмы по рынку. В центре внимания анализа, как правило, стоят потребители (поэтому он часто носит название “потребительского анализа рынка”). В особых случаях повышенное внимание может быть обращено и на другие элементы рынка - на поставщиков, торговлю, посредников. Для анализа используются как имеющаяся уже информация (например, отчеты службы сбыта, заказы клиентов), так и данные, полученные с помощью методов исследования рынка (опрос, наблюдение, эксперимент и др.).

Анализ  потребительского рынка начинается с выделения сегментов, которые  должны служить предметом анализа. Затем исследуется структура  этих объектов и возможные тенденции  их развития. Рассмотрим конкретный пример: анализ потребительского рынка хлеба и хлебобулочных изделий в 2001-2002 годах Красноярским государственным торгово-экономическим институтом по заказу Департамента производственных ресурсов и маркетинга г. Красноярска [3,c83-85].

Исследования  включали в себя изучение состояния производства хлеба и хлебобулочных изделий местными товаропроизводителями; развитие конкуренции на данном региональном потребительском рынке; оценка состояния и тенденций развития розничной торговли хлебопродуктами; выявление предпочтений потребителей и оценка их текущего покупательского спроса на хлеб и хлебопродукты. В ходе проводимых исследований были опрошены 1150 покупателей и 200 работников торговли. Были получены следующие результаты.

Для выявления  мнения потребителей о насыщенности рынка хлеба и хлебобулочных изделий было проведено анкетирование покупателей в производственных магазинах города (рис 9)

Хлеб Оценка  покупателей Хлебобулочные изделия
13.0 Высокая 13.0
54.0 Достаточная 43.0
24.0 Удовлетворительная 29.0
7.0 Слабая 15.0
2.0 Затрудняются ответить

Рис. 9 Оценка потребителями  насыщенности рынка  хлеба и хлебобулочных  изделий. 

Большинство опрошенных потребителей оценивают  насыщенность рынка хлеба  как  достаточную (54 %) и высокую (13%). Положение  на рынке хлебобулочных изделий  несколько хуже: доля достаточных и высоких  оценок составляют 56% что на 11% ниже, чем по рынку хлеба.

Оценка  покупателями широты ассортимента хлеба  и хлебобулочных изделий свидетельствует о высокой степени их удовлетворенности предлагаемыми видами и сортами хлеба: 62% опрошенных считают представленный ассортимент широким,  еще 17% - очень широким, столько же потребителей считают этот же ассортимент ограниченным и только 4% -узким. Следовательно, при  благоприятной в целом ситуации по ассортименту представленных на рынке хлеба и хлебобулочных изделий 21% опрошенных потребителей считают необходимым его дальнейшее расширение.

Оценивая  состояние торговли хлебом и хлебобулочными изделиями, большинство опрошенных покупателей(55.0%) отметили ее улучшение; еще 37.0% считают, что ситуация не изменилась, а 8% отмечали некоторые ухудшения в торговле этими товарами.

Выбор места покупки хлеба объясняется  потребителями в основном (65% опрошенных) близостью к месту проживания или работы. Второй по значимости фактор (32%)- свежесть и ассортимент хлеба и только 4-6% выбора места потребления обусловлено уровнем цен. Таким образом, преобладающее значение имеет время, затрачиваемое на приобретение хлеба. Следует отметить, что для части потребителей (16-20%) не имеет значения, где приобретать хлеб и хлебобулочные изделия. В целом сложилась следующая “география” приобретения хлеба: 44% потребителей покупают в киосках, 40%-в универсамах и продовольственных магазинах и только 16%- в специализированных хлебных магазинах, что связано с небольшим числом данных предприятий.

Анализируя  частоту совершения покупок хлеба  и хлебобулочных изделий, необходимо отметить, что большая часть  опрошенных потребителей делали покупки ежедневно(56%), еще 32% один раз в 2 дня и только 3% - один раз в три дня и реже.

Предлагаемый сегодня производственный развес хлеба и хлебобулочных изделий удовлетворяет только 50% опрошенных покупателей, для 30% вес не имеет значения, а 30% он не удовлетворяет. Следовательно, производителям хлеба необходимо обратить внимание на выбор оптимального развеса хлеба в соответствии с запросами потребителей.

Информация о работе Эффективное управление затратами на предприятии