Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 08:35, курсовая работа
Целью работы является изучение техники управления затратами в рамках маркетинговой стратегии предприятия.
Достижение данной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Необходимо рассмотреть сущность процесса управления затратами: какие внешние и внутренние факторы влияют на уровень затрат и каким образом их можно использовать в интересах предприятия; основные элементы издержек, подлежащие регулированию (на основе применяемых группировок); направление снижения себестоимости продукции.
2. Изучить, каким образом результаты анализа потребительского рынка влияют на затраты предприятия. Здесь необходимо особое внимание уделить процессу составления производственной программы, в которой определены основные направления вложения средств предприятия.
3. Проанализировать данные о финансовых результатах деятельности конкретного предприятия: нижнетагильского хлебозавода ОАО “Тагилхлеб”. Выполнение этой задачи необходимо для того, чтобы на практике ознакомится с процессом составления себестоимости продукции, расчетом прибыли и рентабельности и сделать выводы об основных моментах по управлению затратами.
Выбор политики в определенной области деятельности фирмы отражает ее стратегию и поэтому часто является следствием компромисса между снижением затрат и дифференциацией (см п.1.1.1). Наибольшее значение для затрат имеет политика предприятия в следующих областях:
Наибольшую проблем, связанную с выбором политики, для российских предприятий представляет недостаточное внимание, уделяемое менеджерами вопросам, связанным с маркетингом, подготовкой персонала, техническим перевооружением операций. С одной стороны, это сужает возможности предприятий при создании конкурентного преимущества, а с другой стороны, там, где высшие менеджеры понимают значение вышеуказанных областей деятельности, часто наблюдается скачкообразный рост эффективности и конкурентоспособности благодаря простому следованию основным принципам поведения предприятия на рынке.
Данный фактор может влиять на затраты различными путями: за счет стоимости рабочей силы в регионе, наличия квалифицированных управленческих кадров и специалистов, наличие источников сырья, энергии и т.п. Кроме того, климат, культурные нормы и потребительские вкусы зависят от местоположения. Причем они влияют не только на потребность в том или ином товаре, но и на способ выполнения вида деятельности внутри цепочки ценности (например, виды льгот персоналу частично определяются местными обычаями). Наконец, и расходы по логистике часто тесно связаны с местоположением компании.
Таким образом, местоположение оказывает влияние почти на каждую деятельность в цепочке ценности. При этом его изменение часто приводит к увеличению одного вида затрат и уменьшению другого (например, расположение с целью уменьшения транспортных расходов часто приводит к потере экономии масштаба). Однако изменения в технологии, уровне заработной платы и других факторов могут изменить соотношение разных видов затрат. А это, в свою очередь, может оказаться благоприятной возможностью для получения конкурентного преимущества тем предприятиям, которое вовремя заметило эти изменения (например, создание виртуального офиса с помощью компьютерной сети и экономия за счет арендной платы за помещение).
Основная проблема, с которой сталкивается ряд российских предприятий, состоит в том, что они находятся вдали от рынков сбыта своей продукции (следствие монополизации советской экономики и неравномерности развития регионов). Поэтому им необходимо создавать свои торговые представительства, например, в Москве или Санкт Петербурге, что требует крупных единовременных вложений, которых часто у предприятий нет. В результате они лишаются возможности вести эффективную маркетинговую политику и таким образом теряют преимущество перед конкурентами или попадают под власть посредников.
Институциональные факторы, включающие в себя правительственное регулирование, налоговую и финансовую политику, деятельность профсоюзов, таможенное законодательство и т.д. представляют собой последний фактор, влияющий на динамику затрат.
В условиях переходной экономики в России этот фактор превосходит по значению все предыдущие. Объясняется это отсутствием или противоречивостью правовой базы во многих областях деятельности фирмы и, как следствие, непредсказуемостью многих решений властей разных уровней. В результате создается ситуация, тогда основные угрозы потерь для предприятия происходят не от конкурентной борьбы на рынках, а от других факторов. Во-первых, это кризис неплатежей, который сделал собственность в России чрезвычайно текучей. Во-вторых, это налоговая система, не оставляющая возможностей на полноценное существование предприятия в случае полной уплаты им всех налогов.
Таким
образом, складывается ситуация, когда
отсутствуют легальные правила для сохранения
собственности предприятий. Это обстоятельство
приводит к тому, что даже самые успешные
предприятия в России не уверены в прочности
своего владения собственностью. Поэтому
основные их усилия и ресурсы направлены
на ее сохранение, а не на эффективное
управление. Таким образом, российские
предприятия, за немногим исключением,
не имеют долгосрочной стратегии своего
бизнеса, а значит - и стратегии конкурентного
преимущества.
Динамика затрат, связанных с тем или иным видом деятельности, зависит от перечисленных выше факторов, степень влияния которых различна. Например, маркетинг и продажа товаров народного потребления длительного пользования определяется двумя главными факторами: масштаб и схема использования ресурсов (при организации торговых представительств, которая зависит от плотности покупателей). Российские предприятия в стремлении сохранить свое конкурентное преимущество чаще всего опираются на масштаб (там, где сохранилась монополизация отрасли со времен директивной экономики) и на институциональные факторы (например, попытки добиться запредельных пошлин на импорт продовольствия и автомобилей). Однако такой подход является мало эффективным перед миром конкурентов, делающих ставку на другие, более надежные, источники преимущества.
Таким
образом, первым шагом в возрождении
российских предприятий должна стать
переориентация внимания управляющих
на новые ценности. И прежде всего
руководству необходимо выбрать оптимальную
стратегию своего развития (маркетинговую
стратегию), в рамках которой будет осуществляется
управление затратами на предприятии.
Любое предприятие в процессе своей деятельности производит определенные затраты. Денежное выражение затрат предприятия на производство и реализацию продукции образует её себестоимость.
Себестоимость продукции - один из важнейших экономических показателей, включающий затраты прошлого труда (амортизация основных фондов, стоимость сырья, материалов, топлива и других материальных ресурсов) и расходы на оплату труда работников предприятия (заработная плата).
Группировка затрат (классификация расходов по их виду) наиболее распространена. В соответствии с ней существуют два метода классификации затрат: по экономическим элементам (схема затрат на производство) и по статьям расходов (составление калькуляции).
По данным группировок на предприятиях составляется структура затрат (удельный вес статей в общем объеме), анализируются данные за определенный период времени и принимаются решения (т.е. осуществляется регулирование уровня затрат). При этом особое внимание уделяется выявлению резервов снижения себестоимости и выявлению путей их мобилизации для получения наибольшего эффекта с наименьшими затратами.
Рассмотрим элементы затрат, подлежащие регулированию, на основе анализа сметы затрат и калькуляционных статей расходов.
При группировке затрат по экономическим элементам реализуется принцип - единство экономической природы затрат, т.е. неважно, где они возникли (на каком участке предприятия) и на какие цели направлены. Важно лишь, чтобы затраты, объединенные в одну группу (элемент), имели одинаковую экономическую природу. С помощью данной группировки определяется общая потребность предприятия в материальных ресурсах, сумма амортизации основных фондов, затраты на оплату труда и прочие денежные расходы предприятия.
Данная
группировка имеет общий
В соответствии со сметой затрат определяют структуру себестоимости всей продукции, то есть удельный вес каждого элемента в общем объеме затрат.
Рассмотрим
пример, проанализировав структуру
затрат на производство всей продукции
промышленности в России в 2000 году с затратами
конкретного предприятия г. Нижнего Тагила:
ОАО “Тагилхлеб” в первой половине 2004
года (табл. 1.1)
Таблица 1.1
Структура затрат промышленности России и предприятия ОАО “Тагилхлеб”
Элементы затрат | Промышленность России в 2000 году | ОАО “Тагилхлеб” (1 полугодие 2004г.) |
1 Материальные
затраты, всего:
из них |
61,4 | 62.69 |
1.1 Сырье и материалы | 29,5 | 59,91 |
1.2 Топливо | 12,8 | 2,7 |
1.3 Энергия | 8,7 | 1,77 |
1.4 Покупные изделия и полуфабрикаты | 4,0 | 0,1 |
1.5 Прочие | 4,1 | 0,21 |
2 Затраты на оплату труда | 10,7 | 10,54 |
3 Отчисления на социальные нужды | 4,0 | 3,45 |
4 Амортизация основных фондов | 10,3 | 9,70 |
5 Прочие затраты | 13,7 | 14,62 |
Итого затрат | 100 | 100 |
При анализе структуры затрат, ее сравнении между собой, обращают внимание следующие моменты:
2.1. Удельный
вес расходов на сырье и
материалы ОАО “Тагилхлеб”
2.2. Удельные
веса расходов ОАО “Тагилхлеб”
на топливо и энергию
2.3. На
хлебозаводе почти не
Таким образом, группировка затрат по экономическим элементам позволяет определить наиболее значимые статьи расходов. Чаще всего доминируют затраты на материалы (легкая и пищевая промышленность), энергоресурсы (на промышленных предприятиях), амортизацию (в нефтедобыче) или заработную плату (например, в сфере услуг).
Обычно директорам представляют диаграммы по статьям расходов, где наглядно показано, какие элементы имеют наибольший удельный вес. После анализа представленных материалов разрабатываются мероприятия, направленные на снижение затрат. (По словам А.Бочкарева “большая часть этих мероприятий разрабатывается на уровне здравого смысла и в меру фантазии руководства”). В настоящее время такие шаги, как контроль цен на материалы и комплектующие и организация тендеров на их закупку, установка отдельных цеховых счетчиков потребления электроэнергии и перевод энергоемких производств на работу в ночную смену, становятся нормой. Бывают и нестандартные решения. Например, “Рыбинские моторы” построили собственный генератор и получают таким образом 45% потребляемой электроэнергии. Хотя эта затея обошлась предприятию примерно в 20 миллиардов неденоминированных рублей, по расчетам специалистов, она окупится менее, чем за два года, так как собственная энергия в 2,5 раза дешевле.[5,c33] Кроме того, большой эффект дают оптимизация складских запасов (см.п.1.1.4), контроль за расходом материалов, а так же сокращение затрат на транспортировку продукции или выход на новые рынки, где доставка обойдется дешевле.
Информация о работе Эффективное управление затратами на предприятии