Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2011 в 08:35, курсовая работа
Целью работы является изучение техники управления затратами в рамках маркетинговой стратегии предприятия.
Достижение данной цели предполагает выполнение следующих задач:
1. Необходимо рассмотреть сущность процесса управления затратами: какие внешние и внутренние факторы влияют на уровень затрат и каким образом их можно использовать в интересах предприятия; основные элементы издержек, подлежащие регулированию (на основе применяемых группировок); направление снижения себестоимости продукции.
2. Изучить, каким образом результаты анализа потребительского рынка влияют на затраты предприятия. Здесь необходимо особое внимание уделить процессу составления производственной программы, в которой определены основные направления вложения средств предприятия.
3. Проанализировать данные о финансовых результатах деятельности конкретного предприятия: нижнетагильского хлебозавода ОАО “Тагилхлеб”. Выполнение этой задачи необходимо для того, чтобы на практике ознакомится с процессом составления себестоимости продукции, расчетом прибыли и рентабельности и сделать выводы об основных моментах по управлению затратами.
Из приведенных примеров можно сделать вывод, что на скорость обучения часто отрицательно сказывается падение прибыли компании. Поэтому обучение для некоторых видов деятельности может замедляться по мере того, как область бизнеса входит в стадию зрелости, и конкуренция возрастает. Это явление характерно для многих предприятий Российской экономики, столкнувшихся с резким падением прибылей в результате макроэкономических преобразований и сократившим (а часто и вовсе прекратившим) финансирование инфраструктуры фирмы. Положение часто усугубляется неправильным распределением средств: закупка слишком дорогой и сложной информационной системы, бессистемный подход к повышению квалификации и т.д. специалистов.”[6,c37]
Данный фактор динамики затрат особенно важен для российских предприятий. В настоящее время ответственные фирмы обладают большими ресурсами, но эффективность их использования очень мала. Так, для многих предприятий характерна слишком высокая численность персонала, получающего фиксированный оклад, но работающих неэффективно (наследство советской эпохи). Это существенно ухудшает схему использования ресурсов. Положение усугубляется экономическим спадом и тем обстоятельством, что работники часто являются акционерами предприятия, влияющими на его политику (результат проведенной приватизации).
Кроме
того, серьезную проблему представляет
широкое распространение
Экономисты
западных предприятий уделяют
большое внимание анализу
Затраты,
связанные с некоторой
цепочка ценностей поставщика | цепочка ценностей фирмы | цепочка ценностей посредника | цепочка ценностей покупателя |
рис 6
Система ценностей фирмы
по М.Портеру.
Когда виды деятельности внутри цепочки ценности связаны между собой, то существует возможность уменьшения суммарных затрат путем изменения одной из них. Реальна даже ситуация, когда увеличение расходов на один вид деятельности приводит к общему снижению затрат. Это обстоятельство открывает широкие перспективы для оптимизации работы предприятий. Однако многие их них часто не видят (или не хотят видеть) эти возможности. Например, типична ситуация, когда предприятие имеет излишние запасы сырья и материалов, а так же готовой продукции, что повышает затраты по входной и выходной логистике, часто это можно объяснить объективными обстоятельствами, связанными с несовершенством рыночных механизмов. Однако есть и другие причины: некомпетентность работников снабжения и сбыта (отсутствует соответствующая система найма и обучения персонала), не ведется изучение рынка (отсутствует служба маркетинга), отсутствует информационная система (нет развития технологии) и т.д.
Вертикальные
связи отражают взаимосвязи между
видами деятельности фирмы и цепочками
ценности поставщиков и покупателей (рис 6).
Их можно идентифицировать, исследуя,
как поведение партнеров влияет на каждый
вид деятельности фирмы и наоборот. Связи
с поставщиками обычно сосредоточены
вокруг таких аспектов их деятельности,
как проектирование продукции, сопровождение
услуги, деятельность по обеспечению качества,
упаковка, доставка, работа с заказами.
Связи с поставщиками могут так же возникать,
когда поставщики выполняют виды деятельности,
которые фирма способна делать самостоятельно.
Типичные примеры связей с поставщиками,
влияющих на затраты предприятия связь
между частотой и своевременностью поставок
и величиной запасов сырья и материалов
на складе предприятия (рис 7).
Рис7
Поведение запасов
При управлении запасами, приходится постоянно принимать два решения: решение о времени выдачи заказа на закупку или производство товара для получения запаса и решение о количестве или объеме заказа.
Решение, принимаемые при управлении запасами (по Мескону) влияют на четыре вида производственных издержек: стоимости предметов закупки; хранение материально-технических запасов; издержки, вызванные отсутствием запасов (потерянное производственное время и др.). [9, c393] Ясно, что управление материально-техническими запасами имеет весьма важное значение для организации. Оно прямым образом влияет на маркетинг, финансовую службу и производственную функцию.
Типичной
проблемой в эффективном
Другой проблемой является трудность формирования вертикальных связей для любых фирм вследствие неблагоприятных факторов внешнего окружения. Например, тайваньская фирма Асер (поставляющая в Россию компьютеры), несмотря на свою политику, заключающуюся в организации производства компьютеров в местах их продажи, отказалась строить завод в России из-за трудностей управления запасами. Причины этих трудностей таковы: противоречивое налоговое законодательство, преступность, бюрократия и коррупция. В результате фирма построила завод в Финляндии и стала продавать свои компьютеры российским дистрибьюторам со склада. При этом не могло идти речи о сокращении времени между сборкой и доставкой компьютеров потребителю, что является одним из главных факторов, влияющих на затраты (поскольку стоимость деталей имеет тенденцию падать, и, следовательно, компьютеры, сделанные позднее, станут дешевле)[6,c35].
Помимо этого, создание вертикальных связей предполагает достижения высокой степени доверия между партнерами, что, особенно в условиях становления рыночных отношений в России, происходит весьма нечасто.
Важнейшей разновидностью таких взаимосвязей является разделение той или иной деятельности между деловыми единицами.
Распределение на виды деятельности между несколькими бизнес-единицами компании (обработка заказов, организация сети сбыта, маркетинг и т.д.) может повысить эффективность данного вида деятельности за счет увеличения ее масштаба, более быстрого движения затрат фирмы вниз по кривой обучения или оптимизации схемы использования ресурсов. Другая форма взаимосвязи (по М.Портеру) - использование одного НОУ-ХАУ в разных областях бизнеса компании. Эта взаимосвязь может привести к снижению затрат, если виды деятельности в деловых единицах, использующих НОУ ХАУ, подобны, и если наличие НОУ ХАУ имеет большое значение для повышения эффективности этой деятельности [10, c97]. Однако создание взаимосвязей между бизнес-единицами всегда сопряжено с затратами, которые необходимо сравнивать с потенциальными выгодами от их использования.
Часто на затраты фирмы в той или иной деятельности влияет время ее выхода со своей продукцией на рынок.
Так, например, перед одной из российских компаний, оказывающей услуги по сотовой связи, стояла задача максимализации прибыли. По словам М.Давыдова, “Эту проблему нельзя решить без учета фактора времени… Если речь идет о сроке в один месяц, то самым привлекательным будет устроить распродажу телефонов и аксессуаров к ним. Если же горизонт планирования увеличить до года, то нужно будет считаться с тем, что скидки приведут к увеличению числа клиентов, что в свою очередь потребует инвестиций для увеличения мощности передающей станции. Причем инвестиции нужны уже сейчас, так как если качество связи будет неудовлетворительным, то привлеченные скидками клиенты уйдут к конкурентам. Получается, что у компании уже два направления бизнеса: продажа телефонов и абонентское обслуживание ”[5, c33].
Предприятие может получить преимущество благодаря более раннему, чем у конкурентов, началу своей деятельности в определенной области бизнеса. Например, создание торгового знака требует меньших расходов на ранних стадиях развития отрасли, чем на поздних. Эффект обучения также тесно связан с выбором времени, поскольку чем раньше фирма начнет свою деятельность, тем большее преимущество перед конкурентами она получит благодаря снижению затрат вдоль кривой обучения.
Однако поздний выход на рынок также имеет свои плюсы. Во-первых, это возможность приобрести более новое оборудование, чем у конкурентов (как это происходи в компьютерной индустрии). Во-вторых, фирма избегает больших расходов при освоении новых рынков и товаров, которые неизбежно будут нести первопроходцы. В- третьих, предприятие получает возможность заранее спроектировать свою “цепочку ценности”, исходя из учета основных факторов, влияющих на затраты в отрасли. Первопроходцы могут это себе позволить далеко не всегда. И, наконец, поздний выход на рынок может дать преимущество, состоящее в найме более молодой, и, значит, более дешевой рабочей силы.
Выбор времени может быть важен для затрат предприятия не только с точки зрения выхода на рынок, но и с точки зрения покупки основных средств и других активов (в период спада деловой активности по минимальным ценам). Однако при этом необходимо иметь в виду, что данное преимущество может оказаться недолговечным, если предприятию придется осуществлять обновление своих фондов в условиях экономического роста. Это может привести к резкому ухудшению конкурентного положения по затратам. Именно такая ситуация имеет место на многих приватизированных предприятиях в России, где основная проблема - это устаревшее оборудование. По словам Экономиста М.Е Анненкова, “низкая стоимость приобретения таких предприятий с лихвой компенсируется огромными затратами, которые требуются для их реструктуризации”[2, c70].
Уровень вертикальной интеграции часто влияет на затраты того или иного вида деятельности. Поскольку каждая деятельность использует или может использовать ресурсы, закупаемые со стороны, перед менеджерами, управляющими ее эффективностью, стоит проблема выбора, связанная со степенью интеграции.
Интеграция может уменьшить затраты по следующим причинам: во первых, она избавляет предприятие от необходимости расходов по снабжению, транспортировке и другим видам деятельности, связанным с рынком. Во- вторых, интеграция уменьшает рыночную власть, поставщиков или покупателей. В третьих, интеграция может создать условия для непрерывного производства, которое приводит к экономии затрат за счет устранения дорогостоящих производственных этапов.
Интеграция также может привести и к росту затрат из-за недостаточно гибкого управления; дороговизны выполнения данной деятельности внутри предприятия по сравнению с независимыми поставщиками, повышению выходных барьеров из отрасли и др.
Таким образом, рост, снижение или неизменность уровня затрат при интеграции зависит от конкретного вида деятельности и используемых ресурсов. Часто оптимальным решением может быть дезинтеграция. Например, в молочной промышленности России большую проблему представляют поставки молока с ферм на предприятия. Их объем катастрофически уменьшился за период с 1990 по 2000 годы и продолжал снижаться в начале 2001 года. В этих условиях для многих молочных заводов выходом явилась покупка собственных животноводческих хозяйств, обеспечивающих гарантированные поставки сырья. С другой стороны, высокий уровень конкуренции в розничной и оптовой торговле продовольствием заставил многие молочные заводы продать собственные магазины как нерентабельные и сосредоточится на работе с независимыми посредниками.
Информация о работе Эффективное управление затратами на предприятии