Использование лизинга на транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение лизинга как источника финансирования предприятия.
Основными задачами, которые предполагается решить в процессе выполнения настоящей работы является следующие: раскрытие сущности лизинга и его классификация; рассмотрение законодательных основ лизинговых отношений в Российской Федерации; изучение лизинга как источника финансирования предприятий и его значения для экономического развития; выявление причин сдерживающих развитие лизинга в России; изучение методики расчета лизинговых сделок; анализ рынков лизинга авиатехники и автотранспорта в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………….........................3
1 Теоретические основы лизинга……………………………………………….6
1.1 Сущность лизинга, его классификация…………………………………6
1.2 Правовые основы лизинговых отношений……………………………14
2 Лизинг в системе источников финансирования предприятия…………….19
2.1 Источники финансирования предприятия и их классификация…….19
2.2 Общая характеристика лизинга………………………………………..20
2.3 Методика расчета лизинговых сделок………………………………...27
2.3.1 Метод финансовых рент (аннуитетов)……………………….28
2.3.2 Метод составляющих………………………………………….30
2.3.3 Метод Министерства экономики……………………………..31
2.3.4 Метод подбора графика погашения кредита………………...32
3 Использование лизинга на транспорте……………………………………...34
3.1 Лизинг авиатехники…………………………………………………….34
3.2 Лизинг автотранспортных средств………………………………….…39
4 Заключение…………………………………………………………………...50
5 Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по лизингу-1400.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     На  основании приведенных данных можно  говорить не только о росте лизинга автотранспорта в течении 6 лет, но и о том, что в период с 2000 г. по 20006 годы, темпы роста лизинга автотранспорта опережали рост лизингового рынка в целом.

     Рост "автолизинга" последних лет  объясняется рядом обстоятельств. Во-первых, в целом благоприятные макроэкономические изменения, такие как развитие предпринимательства и снижение стоимости заемного капитала. Развитие предпринимательства расширило спрос на лизинговые услуги, а уменьшение стоимости заемного капитала способствовало большей доступности заимствований по договорам финансовой аренды (лизинга). Показательно в этом смысле снижение ставок рефинансирования ЦБ РФ с более чем 20% в начале 2000 гг. до 12 % в начале 2006 года. Во-вторых, в условиях усиливающийся конкуренции на рынке автотранспортных средств, производители и дилеры все чаще предлагают автотранспорт на условиях покупки в кредит или на условиях лизинга. Наиболее заметны в этом смысле производители и дилеры легковых иномарок Ford, Toyota, Volvo, Volkswagen и Audi; из грузовых IVECO. Из отечественных марок чаще всего в лизинг предлагаются грузовые автомобили КАМАЗ и ЗИЛ и, кроме того, уже можно сказать традиционным предметом лизинга для многих лизинговых компаний стали автомобили "Газель" и пассажирские автобусы. В-третьих, в условиях конкуренции на рынке банковских услуг, банки расширили свои "линейки" кредитных продуктов и, произошло существенное увеличение предложений "автолизинга" через аффилированные с банками лизинговые компании. В-четвертых, иногда государство предоставляет субсидии преференции лизинговых сделок на федеральном и на региональном уровнях. Это касается субсидирования процентных ставок по связанным с лизингом кредитам, субсидий на погашение, непосредственно, лизинговой задолженности, региональных льгот по налогу на имущество и (или) льгот по налогу на прибыль при наличии определенных обстоятельств в хозяйственной деятельности арендаторов по договорам лизинга (лизингополучателей).

     И еще несколько немаловажных факторов увеличения автолизинга обусловлено особыми характеристиками автотранспорта как этого класса имущества, развитием инфраструктуры лизингового рынка и бизнес - технологий самих лизинговых компаний. В-пятых, традиционно более высокая ликвидность автотранспортных средств, по сравнению с иными предметами лизинга, такими как технологическое оборудование, например. Высокая ликвидность и наличие вторичного рынка автотранспортных средств значительно облегчает условия передачи такого имущества в кредит или в лизинг. В-шестых, произошли изменения в законодательстве для лизинговой деятельности, расширяющие легальные возможности оформления лизинговых сделок и их реализации.

     В-седьмых, оптимизация технологий подготовки и проведения лизинговых сделок лизинговыми  компаниями. Все чаще используются упрощенные и ускоренные техники взаимодействия лизинговых компаний с потенциальными клиентами, например, скоринговые модели рассмотрения заявок на лизинг. В-восьмых, все большую роль начинает играть финансовое и торговое посредничество в лизинговой деятельности, а также развитие схем страхования рисков.

     С каждым годом растет число лизинговых компаний, предоставляющих лизинг автотранспорта. По данным ассоциации "Рослизинг", к середине этого года таковых уже более 400. По состоянию на конец 2006 г., совокупная величина переданного в лизинг автотранспорта составила примерно 28,6 тыс. шт., в т.ч.: легковые автомобили 12,6 тыс. шт., не легковые автомобили 14 тыс. шт. и спецавтотехника 2 тыс. шт. В стоимостном выражении, самым капиталоемким сегментом российского автолизинга является лизинг нелегковых автомобилей - 26,5 млрд. руб., лизинг легковых автомобилей и спецавтотехники имеет показатели 11,7 млрд. руб. и 5,8 млрд. руб., соответственно.

     К настоящему моменту, лизинговые компании способны предложить своим потенциальным  клиентам, преимущественно юридическим  лицам, условия сделок, вполне конкурентоспособные относительно автокередитования. Конкретнее, в среднем, маржа (наценка) лизинговых компаний относительно базовых стоимостей активов (транспортных средств) составляет от 8 до 20 %, сроки сделок достаточно коротки - от 19 до 27 мес., а средняя доля авансов, уплачиваемых арендаторами (лизингополучателями) составляет 12-15% от стоимостей сделок, указанных в договорах.

     Ввиду благоприятных экономических условий  и быстрого распространения автолизинга  в последние годы, стала возможна стандартизация таких услуг, и, соответственно, сроки принятия решений о лизинге автотранспорта обычно коротки.

     Однако  региональная структура лизинга  автотранспортных средств все еще  имеет явный дифферент в пользу Центрального федерального округа, который занимает почти 83%, в т.ч. Москва 4,3%. Остальные регионы, исключая Поволжский ФО с 7,5%, представлены несущественно. Т.е. новая практика авитолизинга, отработанная лизинговыми компаниями в Центральном Федеральном округе, пока еще слабо используется в других регионах страны. Компании-лидеры российского автолизинга уже имеют немаленькую филиальную сеть в регионах страны и продолжают ее развивать, но это новая тенденция последних нескольких лет и, для развития автолизинга в регионах, просто, важен фактор времени - несколько лет.

     Все тенденции развития автолизинга можно обобщить в две группы, первая из которых - рост спроса на лизинговые услуги, а вторая - усиление конкуренции для лизинговых компаний. Заметен рост спроса на автолизинг со стороны бизнеса разных масштабов:

    • Со стороны представителей малого бизнеса. По данным консалтинговой группы KPMG, объем рынка лизинга для малого бизнеса ежегодно удваивается; 2/3 лизинговых сделок с малым бизнесом - сделки автолизинга; доля сделок с малым бизнесом достигает 27% в общем объеме российского автолизинга.
    • Со стороны представителей среднего и крупного бизнеса. Происходит периодическое обновление корпоративных автопарков. По данным консалтинговой группы KPMG, около 30% корпоративных автопарков в лизинге; около 10-15% легковых автомобилей передается в лизинг для их использования руководством компаний и, в этой части автолизинга видится тенденция к росту.

     Увеличивается спрос на лизинг автотранспорта в  регионах, особенно в условиях дорогих заемных ресурсов с одной стороны и распространения информации о лизинге с другой стороны. Усиление конкуренции на рынке лизинга автотранспорта характеризуется следующими обстоятельствами:

    • Активный выход на рынок лизинговых услуг иностранных производителей и дилеров автотранспорта.
    • Лизинговые компании, не первый год работающие на российском лизинговом рынке, для увеличения своего бизнеса и повышения его эффективности создают и наращивают региональные филиальные сети.
    • Поскольку автолизинг становится все более и более стандартной услугой, и новые и уже работающие лизинговые компании делают ставку на стандартизацию бизнес-процессов и на информационные технологии в управлении. Ввиду указанных обстоятельств, в ближайшие годы состав компаний-лидеров российского автолизинга может измениться.

     Автолизинг  является относительно молодой услугой  на финансовом рынке России, но продолжает интенсивно развиваться и наращивать обороты. Если раньше основными потребителями данной услуги были, нерезиденты и компании с иностранным капиталом, то в течение последних двух лет к услуге автолизинга для пополнения корпоративного автопарка все чаще прибегают российские предприятия. Популярность автолизинга эксперты объясняют тем, что малый и средний бизнес стал более информирован, и таким образом успешно переходит на европейские стандарты сопровождения бизнеса.

     По  разным оценкам, прирост объема новых  сделок в автолизинге за последние годы составляет от 40% и более ежегодно. Эксперты отмечают, что переломным в этой сфере стала половина 2005 года. В 2006 году объем новых договоров финансового лизинга составил 15-17 млрд. долларов, при этом сегмент автолизинга составил 3,5-3,9 млрд. долларов, то есть одну третью часть. По оценкам автодилеров, объем продаж автомобилей в лизинг в общем объеме продаж автомобилей на протяжении последних трех лет сохраняется на уровне 20-25%, тогда как продажи в кредит - почти 50%. К 2015 году суммарный объем продаж автомобилей в кредит и лизинг может достичь 50%, в то время как объем продаж новых автомобилей прогнозируется на уровне 3 млн. автомобилей в год.

     На  сегодняшний день рынок лизинга  в России нельзя назвать насыщенным, несмотря на то, что на российской площадке работает около 200 лизинговых компаний. Из них крупными игроками считаются не больше 20-ти, говоря об автолизинге, эксперты выделяют от 6 до 10-ти профильных операторов. Среди игроков, занимающихся продажей автомобилей в лизинг, можно выделить несколько групп: это банки, универсальные лизинговые компании, а также автодилеры, которые сотрудничают со многими лизинговыми компаниями и предлагают так называемый мультилизинг (обычно 5-6 предложений от разных лизинговых операторов).

     Бурный  рост автомобильного рынка приводит к тому, что с каждым годом игроков  становится все больше, а приход новых участников неминуемо влечет рост здоровой конкуренции и делает услугу более дешевой и качественной. Активизация деятельности лизинговых операторов обусловлена также тенденцией укрепления рубля и переходом многих хозяйствующих субъектов на взаиморасчеты в российской валюте. "Сейчас практически все клиенты, генерирующие рублевую выручку, ориентированы на графики лизинговых платежей в рублях, что дает неоспоримое преимущество для российских лизинговых компаний, имеющих стабильное финансирование", - отмечают в объединенной лизинговой компании "Центр-Капитал".

     На  данный момент на рынке существует два основных вида автолизинга, которые  активно развиваются и пользуются популярностью - это финансовый (после  окончания срока лизинга автомобиль переходит в собственность юридическому лицу) и оперативный (после окончания срока лизинга юридическое лицо может выкупить автомобиль за остаточную стоимость).

     По  популярности автолизинг уже вполне может конкурировать с автокредитом, тем более что обладает многими преимуществами. Во-первых, это удобно: быстрое оформление документов (в течение 1 дня), продолжительные сроки действия контракта. Максимальный срок банковского кредита на рынке банковских услуг составляет 12-24 месяцев, при покупке в лизинг срок финансирования может варьироваться от 24 до 60 месяцев. Как правило, банками предъявляются дополнительные требования для получения кредита (открытие счетов, перевод оборотов и т.д.), а для получения требуется ликвидный залог и история расчетного счета в банке-кредиторе. При лизинге этих документов предоставлять не требуется, ведь автомобиль после заключения сделки останется числиться на балансе лизингодателя. Покупателю достаточно иметь 25-30% от стоимости автомобиля для оплаты авансового платежа, при этом залог не требуется.

     Во-вторых, покупка транспорта в лизинг для предприятий выходит выгоднее, чем в кредит. Действующим законодательством, регламентирующим лизинговые операции на территории РФ, предусмотрена ускоренная амортизация предмета лизинга и отнесение лизинговых платежей на затраты, что существенно снижает налогооблагаемую базу юридических лиц. Если выдерживаются четкие соглашения по корпоративным дисконтам той или иной марки между представительством и лизинговой компанией, то можно рассчитывать на скидки, а при покупке партии автомобилей - это хороший плюс. В-третьих, приобретая машину в лизинг, покупатель полностью избавлен от сопутствующих хлопот: уплаты транспортного налога и налога на имущество, оплаты страховки, всех затрат по постановке и снятию с учета в ГИБДД, прохождению технического осмотра - всем этим занимается лизингодатель, поскольку автомобиль отражается на балансе лизинговой компании.

     Объем продаж легковых автомобилей в лизинг у лизинговых операторов составляет в среднем 100-150 автомобилей ежемесячно. Как правило, малые и средние предприятия заключают контракт сроком на три года, сумма контракта обычно не превышает 300 тыс. долларов США. Наиболее востребованными марками считаются автомобили массового спроса в ценовом сегменте от 15 до 35 тыс. долларов США. Фаворитом корпоративных продаж сегодня единодушно считается марка Ford. Среди востребованных марок также: Hyundai, Renault, Volkswagen, Opel, Chevrolet, Toyota, Nissan, Mitsubishi, в сегменте премиум это Volvo, Audi, Lexus. С активным развитием российского коммерческого транспорта, отечественные автомобили также держат высокий рейтинг. В первую очередь, речь идет о продукции Горьковского автомобильного завода: это модели "Волга", "Газель", "Maxus".

     В последнее время стало больше сделок и по лизингу грузового  автотранспорта, используемого для международных перевозок. Это связано, с одной стороны, с резким ростом спроса на автомобили в России, а, следовательно, и средствам их доставки; с другой стороны, с тем, что для данного вида транспорта разрешен льготным режим налогообложения при использовании лизинговой схемы - международного лизинга.

     Несмотря  на то, что автолизинг с каждым годом  демонстрирует прирост, на данный момент для этого сегмента все еще актуальны сдерживающие факторы, отмечают эксперты. Прежде всего, это отсутствие опыта взаимодействия с широким спектром контрагентов для выполнения условий по обслуживанию переданного в лизинг автотранспорта, а также низкая квалификация и недостаточная численность персонала. В итоге, далеко не каждой лизинговой компании под силу обслуживание крупных автолизинговых контрактов не только в центральной части России, но тем более в отдаленных регионах. Еще одна актуальная проблема кроется в существовании двойной отчетности на многих предприятиях, официальная часть которой часто не дает возможности получить одобрение лизингодателя. Пытаясь идти навстречу клиентам, многие лизинговые компании в последнее время принимают в расчет неофициальные доходы клиентов и упрощают свои требования.

Информация о работе Использование лизинга на транспорте