Использование лизинга на транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение лизинга как источника финансирования предприятия.
Основными задачами, которые предполагается решить в процессе выполнения настоящей работы является следующие: раскрытие сущности лизинга и его классификация; рассмотрение законодательных основ лизинговых отношений в Российской Федерации; изучение лизинга как источника финансирования предприятий и его значения для экономического развития; выявление причин сдерживающих развитие лизинга в России; изучение методики расчета лизинговых сделок; анализ рынков лизинга авиатехники и автотранспорта в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………….........................3
1 Теоретические основы лизинга……………………………………………….6
1.1 Сущность лизинга, его классификация…………………………………6
1.2 Правовые основы лизинговых отношений……………………………14
2 Лизинг в системе источников финансирования предприятия…………….19
2.1 Источники финансирования предприятия и их классификация…….19
2.2 Общая характеристика лизинга………………………………………..20
2.3 Методика расчета лизинговых сделок………………………………...27
2.3.1 Метод финансовых рент (аннуитетов)……………………….28
2.3.2 Метод составляющих………………………………………….30
2.3.3 Метод Министерства экономики……………………………..31
2.3.4 Метод подбора графика погашения кредита………………...32
3 Использование лизинга на транспорте……………………………………...34
3.1 Лизинг авиатехники…………………………………………………….34
3.2 Лизинг автотранспортных средств………………………………….…39
4 Заключение…………………………………………………………………...50
5 Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по лизингу-1400.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     Общепринятым  в мировой практике является выделение в структуре лизинговых отношений операций финансового и операционного лизинга. Критерии отнесения лизинговой сделки к той или иной категории в разных странах различны, но в целом можно сказать, что финансовый лизинг — это вид арендных отношений, которые, как правило, заканчиваются переходом права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю. Этот критерий выступает в роли основного при классификации лизинговых операций, но не является достаточным. Строго говоря, экономическая суть финансового лизинга заключается в том, что лизингополучатель возмещает лизингодателю все его инвестиционные затраты, а также комиссионное вознаграждение, причем делает это не одномоментным платежом, а в течение определенного срока, сопоставимого со сроком полезной эксплуатации предмета лизинга. Именно срок договора и возмещение инвестиционных затрат лизингодателя являются достаточными признаками финансового лизинга.

     К категории операционного лизинга  относится практически любой  иной вид лизинговой сделки, не подпадающей  под определение лизинга финансового. Основными признаками операционного лизинга является довольно короткие сроки договора (не сопоставимые со сроком полной амортизации имущества), а также возврат имущества лизингодателю по окончании сделки.

     В экономически развитых странах большое  распространение получили сделки возвратного лизинга (См. Рис. 2). По договору о возвратном лизинге компания, владеющая каким-либо имуществом, продает право собственности на этот объект лизинговой компании (операция 1). Одновременно оформляется договор о его аренде на определенный срок с выполнением некоторых условий (операция 2). Фирмой, предоставляющей капитал, может быть, в частности, страховая компания, банк, специализированная лизинговая компания и т. д. (операция 3). 

      Схема возвратного лизинга11 

Рисунок 2 

     В результате подобной операции у предприятия  появляются дополнительные финансовые средства. Причем данный вид аренды предусматривает, как правило, переход права собственности на объект соглашения к предприятию после совершения последнего платежа. По экономическому смыслу данная операция сходна с кредитованием лизингополучателя, когда объект лизинга выступает в качестве гарантии, залога. Тем не менее, существует и весьма существенное различие, а именно объект лизинга формально является собственностью лизингодателя. Указанное обстоятельство в определенном, смысле способствует повышению гарантии выполнения своих обязательств лизингополучателем.

     Ни  один из видов деятельности не найдет широкого применения, если он не будет  приносить выгод всем участникам договорных отношений. Среди преимуществ, которые дает лизинг участникам сделки, выделим следующие:

  • Инвестирование в форме имущества в отличие от денежного кредита снижает риск невозврата средств, предмет лизинга в течение всего договора остается собственностью лизингодателя.
  • Банковский кредит выдается, как правило, на 70-80% стоимости приобретаемого оборудования, в то время как его лизинг предполагает соответственно 100%-ное кредитование и не требует немедленного начала платежа, что позволяет без резкого финансового напряжения обновлять материально-техническую базу предприятия.
  • Условия договора лизинга по-своему более вариабельны, чем кредитные отношения, так как позволяют участникам выработать удобную для них схему выплат.
  • Договор лизинга часто содержит в себе условия о технической поддержке оборудования лизингодателем, например осуществление ремонта, обновление в случае появления более совершенных образцов, в результате чего уменьшается риск морального износа, и т. д. В том случае, если оборудование приобретается в собственность путем его покупки, указанные расходы организация должна нести самостоятельно.
  • В некоторых случаях объект лизинга может и не числиться на балансе лизингополучателя, в связи с этим он не платит по этому оборудованию налог на имущество; кроме того, улучшаются показатели, характеризующие его финансовое положение, поскольку, с одной стороны, степень финансовой зависимости вуалируется — в балансе показывается только текущая задолженность по лизинговым платежам, а с другой стороны, кредитные обязательства отражаются в балансе заемщика полностью.
  • За рубежом при осуществлении лизинговых операций участники имеют возможность воспользоваться достаточно гибкими амортизационными и налоговыми льготами. В России, к сожалению, наблюдается прямо противоположная ситуация: в соответствии с действующим налоговым законодательством лизинговые компании при приобретении имущества и дальнейшей сдаче его в аренду льготой по налогу на прибыль, связанной с финансированием капитальных вложений, воспользоваться не могут.
  • Наконец, производитель имущества получает дополнительные возможности сбыта своей продукции, что представляется, весьма, немаловажным фактором в условиях жесткой конкурентной борьбы.
  • Привлекательность лизинга за рубежом определяется еще и особыми взаимоотношениями между лизингодателем и лизингополучателем при банкротстве последнего. С началом процедуры банкротства имущество, переданное на условиях лизинга, не участвует в формировании конкурсной массы, таким образом, лизингодатель имеет неоспоримые преимущества перед другими кредиторами.

     Основными препятствиями для развития лизинга в России являются: высокие ставки и короткие сроки кредитования; высокий уровень налогов; отсутствие значительного стартового капитала для лизинговой компании, т.к., она приобретает оборудование за полную стоимость; отсутствие системы информационного обеспечения о предложениях лизинговых услуг; неразвитость инфраструктуры лизингового рынка

     Тем не менее, лизинг является более перспективным источником долгосрочного финансирования для отдельного предприятия, чем долгосрочный банковский кредит.  

     2.3 Методика расчета  лизинговых сделок

     Лизинговые  платежи представляют собой в  концентрированном виде всю финансовую часть лизингового проекта. Именно они определяют для лизингодателя как возможность погашения понесенных затрат, так и возможность получения прибыли по сделке. Методы расчета лизинговых платежей и формы представления их результатов должны быть адекватны уровню лизингового проекта.

     При лизинге взаимоотношения сторон существенным образом разнесены  во времени, и движение денежных средств кардинально отличается от формируемых результатов доходов и расходов по компании. Поэтому каждый расчет лизинговых платежей вносит свой вклад в формирование судьбы лизинговой компании на ряд лет. Лизинговая деятельность является сложной и долгосрочной. Лизинговая сделка представляет собой совокупность финансовых взаимоотношений большого количества сторон, имеющих длительный характер. Одновременный учет интересов всех сторон и является процессом расчета лизинговой сделки. Каждый лизинговый договор фактически представляет собой отдельный инвестиционный проект, разрабатываемый по своим правилам с учетом маркетинговой, производственной и финансовой части12.

     В настоящее время чаще всего практикуются три основных методики расчета лизинговых платежей:

     1. Метод финансовых рент (аннуитетов);

     2. Метод составляющих;

     3. Методика, рекомендованная Министерством  экономики РФ.

     Каждая  методика строится на одном из двух подходов. Первый подход заключается в том, что с помощью определенной формулы задается график лизинговых платежей и на его основе рассчитывается график погашения основного долга по кредиту (Метод финансовых рент). Второй подход заключается в том, что график лизинговых платежей рассчитывается на основе заданной совокупности расходов (Метод составляющих или Метод Министерства экономики).

     2.3.1 Метод финансовых  рент (аннуитетов)

     Этот  метод использует процентный подход к определению лизинговых платежей. Предполагается, что все лизинговые платежи одинаковы в каждом периоде в течение срока лизинга и единовременный лизинговый платеж включает в себя частичное погашение стоимости имущества, сданного в лизинг, а также процент с неоплаченной части стоимости имущества. Весь расчет лизингового договора представляет расчет кредитного договора с определенной ставкой без учета налогов лизинговой компании и иных сопутствующих сделке расходов. После расчета общей суммы платежей и единовременного платежа лизинговый платеж не разбивается на составляющие, а определяется как возврат кредита и процентов за него. Данный процент получил название “Лизинговый процент”, но так как методика не получила однозначного толкования в кругах лизингодателей, то и понятие “Лизинговый процент” понимается по-разному. Как определять этот лизинговый процент, в методике не говорится, но предполагается, что за счет него покрываются все расходы лизинговой компании.

     Методика  состоит в том, что рассчитываются равномерные платежи в течение всего срока договора. Величина одного (одинакового) платежа вычисляется на основе суммы выданного кредита с использованием теории финансовых рент. После определения суммы одного платежа производится расчет долей возврата кредита и процентов за него в данном платеже. По мере увеличения номера платежа доля возвращаемого кредита увеличивается, а доля процентов за него снижается.  
          Кроме того, методика позволяет рассчитывать платежи с учетом авансов и выкупной стоимости с незначительной корректировкой формулы. Данный метод с равномерными лизинговыми платежами получил большое распространение, особенно для лизинга автотранспорта. Его удобство в том, что его очень просто преподносить в рекламных материалах и описывать в договорах.

     Метод финансовых рент оперирует понятием поступления лизинговых платежей и процедуры разделения этих платежей на погашение основного долга и процентов по кредиту. Методика не говорит о том, как зачитывать аванс и какие лизинговые платежи будут начислены по договору лизинга. Она говорит только о графике перечисления денежных средств по договору лизинга, но не об отражении их как начисления лизинговых платежей в доходах лизинговой компании. Кроме того, данная методика не гарантирует, что лизинговой компании хватит денежных средств для погашения своих обязательств, особенно если кроме погашения кредита у лизинговой компании есть иные расходы (НДС, налог на имущество). 
        Необходимо отметить, что, с учетом вышеизложенных особенностей, равномерные лизинговые платежи являются привилегией исключительно крупных лизинговых компаний, в которых отдельные лизинговые договоры являются малыми по сравнению с общим портфелем договоров. В этом случае убытки одних сделок могут перекрываться прибылью других сделок. Наиболее опасно применять подобный метод расчета лизинговых платежей к крупным сделкам.

     2.3.2 Метод составляющих

     Метод основан на том, что лизинговый платеж в каждом периоде формируется из суммы денежных расходов лизинговой компании исходя из статей Бюджета движения денежных средств.

     В отличие от предыдущих методик, в  данной методике определяющими являются не заданные лизинговые платежи, а заданная структура расходов лизинговой компании. Схема обратная. Сначала задаются графики расходов: график погашения кредита, проценты по нему, налог на имущество, вознаграждение лизинговой компании, НДС в бюджет, а после этого с помощью суммирования данных расходов определяется лизинговый платеж в каждом периоде. Внимание уделяется исключительно графику перечисления денежных средств без учета формирования налога на прибыль и соблюдения корректных источников погашения кредита. Кроме того, может быть учтен аванс по договору лизинга и выкупная стоимость по окончании договора лизинга, но при этом ничего не говорится о начислении лизинговых платежей и зачете аванса.

     Если  сравнивать его с методикой финансовых рент, то получается, что в лизинговый процент должны войти проценты по кредиту, налог на имущество, вознаграждение и НДС. Рассчитанный таким образом лизинговый платеж учитывает только движение денежных средств и не учитывает, что НДС в начальные периоды не будет платиться в бюджет, а будет зачитываться с НДС, возмещаемым из бюджета. Данный расчет не показывает финансового состояния лизинговой компании по “Бюджету Доходов и Расходов”, а так как кредит гасится равномерно и нарушены корректные источники погашения кредита, то возникают определенные сложности.

     Данный  метод может быть использован  только при приемлемом влиянии его  результатов на финансовое состояние компании.

     2.3.3 Метод Министерства  экономики

     “Методические рекомендации по расчету лизинговых платежей”, утвержденные Минэкономики, были приняты 16 апреля 1996 г. Методика учитывает, что весь лизинговый платеж (ЛП) включает в себя сумму амортизационных отчислений (АО) за лизинговое имущество за весь срок действия договора, плату за используемые лизингодателем кредитные ресурсы (ПК), комиссионное вознаграждение (КВ) и плату за дополнительные услуги (ДУ) лизингодателя, предусмотренные договором, а также налог на добавленную стоимость.

     ЛП=АО+ПК+КВ+ДУ+НДС         (1)

     Кроме того, методика предусматривает несколько  вариантов платежей: с авансовым  платежом и без него, с выкупом  оборудования по остаточной стоимости по истечении срока договора и без выкупа, но им не уделено должного внимания. Методикой предлагается очень упрощенный способ расчета амортизационных отчислений, платы за кредит, комиссионного вознаграждения. Можно модифицировать методику и рассчитывать составляющие лизинговых платежей точно, а не примерно. Это особенно важно с учетом того, что чаще всего кредит берется не только на сумму стоимости имущества, а также на НДС, уплачиваемый поставщикам, а, следовательно, и проценты начисляются на сумму долга по кредиту, включающему НДС.

Информация о работе Использование лизинга на транспорте