Использование лизинга на транспорте

Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Ноября 2011 в 15:04, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является изучение лизинга как источника финансирования предприятия.
Основными задачами, которые предполагается решить в процессе выполнения настоящей работы является следующие: раскрытие сущности лизинга и его классификация; рассмотрение законодательных основ лизинговых отношений в Российской Федерации; изучение лизинга как источника финансирования предприятий и его значения для экономического развития; выявление причин сдерживающих развитие лизинга в России; изучение методики расчета лизинговых сделок; анализ рынков лизинга авиатехники и автотранспорта в Российской Федерации.

Содержание

Введение………………………………………………………….........................3
1 Теоретические основы лизинга……………………………………………….6
1.1 Сущность лизинга, его классификация…………………………………6
1.2 Правовые основы лизинговых отношений……………………………14
2 Лизинг в системе источников финансирования предприятия…………….19
2.1 Источники финансирования предприятия и их классификация…….19
2.2 Общая характеристика лизинга………………………………………..20
2.3 Методика расчета лизинговых сделок………………………………...27
2.3.1 Метод финансовых рент (аннуитетов)……………………….28
2.3.2 Метод составляющих………………………………………….30
2.3.3 Метод Министерства экономики……………………………..31
2.3.4 Метод подбора графика погашения кредита………………...32
3 Использование лизинга на транспорте……………………………………...34
3.1 Лизинг авиатехники…………………………………………………….34
3.2 Лизинг автотранспортных средств………………………………….…39
4 Заключение…………………………………………………………………...50
5 Список литературы……………

Работа содержит 1 файл

Курсовая по лизингу-1400.doc

— 290.50 Кб (Скачать)

     Возвратный  лизинг выступает в данном случае, как альтернатива залоговой операции. Продавец собственности - лизингополучатель, немедленно получает в свое распоряжение от покупателя взаимно согласованную сумму сделки купли-продажи, а покупатель продолжает участвовать в этой операции, но уже в качестве лизингодателя.

     В отечественной практике возвратный лизинг необходим, прежде всего, для тех  хозяйствующих объектов, которым срочно требуются значительные объемы оборотных средств. Для предприятия, владевшего ранее этой собственностью, важно, став лизингополучателем, продолжать пользоваться своей прежней собственностью на годовых условиях лизинга. В финансовом отношении это напоминает заемную операцию, при которой  расчеты производятся по согласованному графику лизинговых платежей. В случае же предоставления займа под залог финансовая компания  рассчитывала бы на получение серии равновеликих платежей, достаточных как для погашения займа, так и для  получения заимодавцем обусловленной ставки за инвестированную сумму.

     Важным  преимуществом возвратного лизинга  является использование уже находящегося  в эксплуатации оборудования в качестве источника финансирования строящихся новых объектов с вытекающей из этого  возможностью использовать налоговые льготы, предоставляемые для участников лизинговых операций. Возвратный лизинг дает возможность рефинансировать капитальные вложения с меньшими затратами, чем при привлечении банковских ссуд, особенно, если платежеспособность предприятия ставится кредитующими организациями под сомнение из-за неблагоприятного соотношения  величин его уставного капитала и заемных фондов. Вместе с тем при проектировании сделки возвратного лизинга необходимо учитывать, как отнесутся к ней кредиторы предприятия – продавца имущества.

       Оперативный лизинг предполагает, что лизингодатель закупает на свой страх и риск имущество и передает его лизингополучателю в качестве  предмета лизинга  за определенную плату, на определенный срок и на определенных условиях во временное владение и пользование. Срок, на который передается в лизинг, устанавливается на основании договора лизинга. По истечении срока действия  и при выполнении выплаты лизингополучателем полной суммы, предусмотренной  договором, предмет лизинга возвращается лизингодателю, при этом лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга. При оперативном лизинге некий предмет может быть передан неоднократно в течение полного срока его амортизации. Причем необходимо обратить внимание на то, лизингополучатель не имеет права требовать перехода права собственности на предмет лизинга.

     При оперативном лизинге расходы  лизингодателя, связанные с приобретением и содержанием сдаваемых в лизинг объектов, не покрываются лизинговыми платежами в течение одного лизингового договора. Причем риск правильности приобретения имущества, риск порчи или утери объекта лежит в основном  на лизингодателе. Ставка  лизинговых платежей обычно выше, чем при финансовом лизинге, из-за отсутствия гарантии окупаемости затрат6.

     Ранее операции, связанные с оперативным  лизингом, не имели тех преимуществ, которые  предоставлялись участникам сделок по финансовому лизингу. На оперативный лизинг не распространялось действие «Временного положения о лизинге», утвержденное постановлением Правительства РФ от 29.06.95 г. № 633.

     При осуществлении внутреннего лизинга лизингодатель, лизингополучатель и продавец (поставщик) являются резидентами Российской Федерации. Внутренний лизинг регулируется законодательством Российской Федерации. При осуществлении международного лизинга лизингодатель или лизингополучатель является нерезидентом Российской Федерации.

     Если  лизингодателем является резидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности резидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется законодательством Российской Федерации. Если лизингодателем является нерезидент Российской Федерации, то есть предмет лизинга находится в собственности нерезидента Российской Федерации, то договор международного лизинга регулируется федеральными законами в области внешнеэкономической деятельности.

     При выделении видов лизинга, исходят, прежде всего, из признаков их классификации, которые характеризуют: отношение к арендуемому имуществу; тип финансирования лизинговой операции; тип лизингового имущества; состав участников лизинговой сделки; тип передаваемого в лизинг имущества; степень окупаемости лизингового имущества; сектор рынка, где проводятся лизинговые операции; отношение к налоговым, таможенным и амортизационным льготам и преференциям; порядок лизинговых платежей.

     По  отношению к арендуемому  имуществу (или по объему обслуживания) лизинг делится на: чистый (net leasing), когда все расходы по обслуживанию имущества принимает на себя лизингополучатель. При этом лизингополучатель переводит лизингодателю чистые, или нетто, платежи. Большинство услуг на отечественном лизинговом рынке оборудования являются чистыми; полный, или, как его еще называют “мокрый” лизинг (wet leasing), когда лизингодатель принимает на себя все расходы по обслуживанию имущества. Его используют, как правило, сами изготовители оборудования. По стоимости полный лизинг один из самых дорогих, так как у лизингодателя увеличиваются расходы на техническое обслуживание, сопровождение квалифицированным персоналом, ремонт, поставку необходимого сырья и комплектующих изделий и др.; частичный (с частичным набором услуг), когда на лизингодателя возлагаются лишь отдельные функции по обслуживанию имущества.

     По  типу финансирования лизинг делится на: срочный, когда имеет место одноразовая аренда имущества; возобновляемый (револьверный), при котором после истечения первого срока договор лизинга продлевается на следующий период. При этом объекты лизинга через определенное время в зависимости от износа и по желанию лизингополучателя меняются на более совершенные образцы. Лизингополучатель принимает на себя все расходы по замене оборудования. Количество объектов лизинга и сроки их использования по возобновляемому лизингу заранее сторонами не оговариваются.

     В зависимости от состава  участников (субъектов) сделки различают следующие виды лизинга: прямой лизинг, при котором собственник имущества (поставщик) самостоятельно сдает объект в лизинг (двухсторонняя сделка).  По сути, эту сделку нельзя назвать классической лизинговой сделкой, так как в ней не участвует лизинговая компания; косвенный лизинг, когда передача имущества в лизинг происходит через посредника. Такого рода сделка схожа с классической лизинговой операцией, так как в ней участвуют поставщик, лизингодатель и лизингополучатель, причем каждый из них выступает самостоятельно; раздельный лизинг (лизинг с участием множества сторон) - leveraged leasing. Этот вид лизинга распространен как форма финансирования сложных, крупномасштабных объектов, таких, как авиатехника, морские и речные суда, железнодорожный и подвижной состав, буровые платформы и т.п. Такой лизинг называется еще групповым, или акционерным, лизингом с участием нескольких компаний поставщиков, лизингодателей и привлечением кредитных средств у ряда банков, а также страхованием лизингового имущества и возврата лизинговых платежей с помощью страховых пулов. Этот вид лизинга считается наиболее сложным, так как ему присуще многоканальное финансирование. Специфической особенностью данного вида лизинга является то, что лизингодатели обеспечивают лишь часть суммы, которая необходима для покупки объекта лизинга. Эти средства привлекаются и аккумулируются путем выпуска акций и распространения их среди лизингодателей, принимающих участие в финансировании сделки. Оставшаяся часть контрактной стоимости объекта лизинга финансируется кредиторами (банками, другими инвесторами).  Характерно, что при этом кредиторы не имеют, как правило, права востребования задолженности по кредитам непосредственно у лизингодателей. В этих сделках ввиду множества участвующих сторон присутствуют: поверенный кредиторов - для координации действий займодателей, и поверенный лизингодателей - для управления совместными действиями контрагентов. Поверенный лизингодателей действует в качестве номинального лизингодателя и получает титул собственника оборудования. Он же распределяет прибыль между акционерами.

     По  типу имущества  различают: лизинг движимого имущества (оборудование, техника, автомобили, суда, самолеты и т.п.), в том числе нового и бывшего в употреблении; лизинг недвижимости (здания, сооружения).

     По  степени окупаемости  имущества лизинг подразделяется на: лизинг с полной окупаемостью (или близкой к полной), когда в течение срока действия лизингового договора происходит полная или близкая к полной амортизация имущества и, соответственно, выплата лизингодателю стоимости имущества; лизинг с неполной окупаемостью, при котором в течение срока действия одного лизингового договора происходит частичная амортизация имущества и окупается только часть ее.

     По  отношению к налоговым, амортизационным  льготам различают  лизинг: с использованием льгот по налогообложению имущества, прибыли, НДС, различных сборов, ускоренной амортизации и т.п.; без использования льгот. 

     1.2 Правовые основы  лизинговых отношений

     Регулирование лизинговых операций в России осуществляется комплексом законодательных актов (Гражданский кодекс) и нормативных  документов (постановления Правительства России и нормативные акты федеральных органов власти). Отдельные виды лизинговых операций (например, международные) осуществляются с соблюдением норм таможенного и валютного законодательства. Лизинговая деятельность, как любая предпринимательская деятельность, осуществляется в рамках норм российского законодательства, регулирующего бухгалтерский учёт и налогообложение. Законодательная база, регулирующая лизинговые операции, развивается одновременно с созданием российского правового поля в целом.

       До  1996  года  в  соответствии  с  российским   гражданским   правом лизинговые  операции  могли  проводиться  в  качестве  сделок  «хотя  и   не предусмотренных законом, но и не противоречащих  ему»  (ст.  4  Гражданского кодекса РСФСР 1964 года,  ст.  8  Гражданского  кодекса  РСФСР  1994  года).

       Наличие   в   финансовой   аренде   элементов   договора   купли-продажи   и имущественного  найма  делало  возможным  применение  по  аналогии  (ст.  10 Гражданско-процессуального кодекса РСФСР, ст.  6  Гражданского  кодекса РФ) норм, регулирующих упомянутые виды договоров.

       Формирование  гражданско-правового   института   лизинга   в   России продолжается и по сей день. Первым актом правового регулирования  лизинговых отношений стал Указ Президента Российской  Федерации  от  17  сентября  1994 года  “О  развитии  финансового  лизинга  в  инвестиционной   деятельности”, носивший во многом порученческий характер. Указ содержал  некоторые  спорные положения,  которые  не  были  восприняты   последующим   законодательством. Например,  допускалось,  что  предметом  договора  о  лизинге   могут   быть имущественные  права.   В   Указе   Президент   предписывал   Правительству, министерствам и ведомствам провести  определенные  мероприятия,  разработать документы и внести предложения по подготовке базы  для  развития  лизинговых отношений в Российской Федерации.

       29 июня  1995  года  Правительство   приняло  постановление  №  633  “О развитии лизинга  в  инвестиционной  деятельности”,  утвердившее  “Временное положение  о  лизинге”  (далее  «Временное  положение  о   лизинге»).   Этот нормативный  акт  положил  начало   конкретному   регулированию   лизинговых отношений,   поскольку   ранее    участники    лизинговых    сделок    могли руководствоваться только общими нормами, регулирующими отношения аренды.

       Следующим актом, регламентирующим лизинговые отношения,  стала  вторая часть Гражданского кодекса РФ, вступившая в действие 1 марта 1996 года. Лизинговые  сделки  описаны  в  параграфе  6   главы   34   («Аренда») Гражданского кодекса РФ. Этот параграф  носит  название  «Финансовая  аренда (лизинг)». Он состоит из шести статей, в которых даны  определение  договора финансовой аренды, предмета договора, порядок  передачи  предмета  договора, перехода к арендатору  риска  случайной  гибели,  ответственности  продавца.

       8 февраля 1998 года  Президентом   Российской  Федерации  был   подписан Федеральный закон № 16-ФЗ “О присоединении Российской Федерации к  конвенции УНИДРУА “О  международном  финансовом  лизинге”  (далее  Конвенция).  Данная конвенция  разрабатывалась  с  1974   года   Международным   институтом   по унификации частного права (UNIDROIT - УНИДРУА). Окончательно ее  согласовали в 1988 году на конференции в Оттаве представители 55 государств.

       Основная  цель  Конвенции   –   унификация   правового   регулирования отношений,  возникающих  в  связи  с   осуществлением   сделок   финансового международного лизинга.     Предметом регулирования  Конвенции  являются  те лизинговые сделки, при которых лизингодатель и пользователь  находятся в разных  странах  и  срок  лизинга  оборудования  приближается  к  сроку  его амортизации.  В Конвенции, в частности, зафиксированы такие  важные  положения,  как самостоятельный характер финансового лизинга по отношению к традиционному договору  аренды.  В  ней   предусмотрено   освобождение   лизингодателя   – собственника  оборудования  от  ответственности   за   ущерб   или   убытки, причиненные  этим  оборудованием  лизингополучателю   или   третьим   лицам.

       Конвенция создала только  общие контуры регулирования международных лизинговых сделок, которые могут дополняться участниками  в  зависимости  от конкретных условий. Участники вправе вообще не применять Конвенцию в  целом, а  также  отступать  от  тех  или  иных  ее  положений,   кроме   специально оговоренных. Россия присоединилась к Конвенции с заявлением  о  том,  что   “вместо положений  п.  3  ст.  8  Конвенции  она  будет   применять   нормы   своего гражданского   законодательства”.  

Информация о работе Использование лизинга на транспорте