Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа
Целью данного курсового проекта является изучение вопроса формирования бюджета предприятия и его составление на примере треста «Сургутнефтеспецстрой» структурного подразделения ОАО «Сургутнефтегаз».
Следовательно, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить состав и содержание работ по формированию бюджета предприятия, его цели и задачи;
- Ознакомиться с концептуальной схемой бюджетирования;
- Рассмотреть методику расчета бюджета затрат;
- Определить источники информации для формирования бюджета предприятия;
Введение 3
1 Система бюджетного управления и ее роль в эффективности хозяйственной деятельности
1.1 Целевые задачи бюджетного управления и организация их управления 4
1.2 Характеристика состава и содержания работ по формированию бюджета предприятия
7
2 Технология формирования бюджета предприятия
2.1 Концептуальная схема формирования бюджета
12
2.2 Методика расчета бюджета затрат 17
2.3 Информационная база бюджетного планирования 23
3 Формирование планового бюджета предприятия
3.1 Оценка ресурсоемкости выполнения производственной программы
26
3.2 Расчет операционного бюджета затрат
27
Заключение
39
Список литературы
В ходе постановки бюджетирования:
· используется «Положение об организационной структуре предприятия»;
· используется «Положение о финансовой структуре предприятия» с перечнем центров финансового учета;
· разрабатывается «Положение о бюджетировании»:
- методика бюджетирования;
- перечень и состав отчетных форм (планов, целей, мероприятий, бюджетов и т.д.);
- порядок заполнения отчетных форм;
-
организационно-временной
· при необходимости организуется работа подсистемы оперативного финансового учета для целей информационного обеспечения подготовки и исполнения бюджета:
-
организуется работа по
- организуется подготовка, ведение и использование руководством и службами управления фирмы информации, получаемой в ходе бюджетирования.
Постановка процесса бюджетирования на предприятии может быть осуществлена следующим образом:
1) Формулирование цели и задач.
На данном этапе определяются цели деятельности предприятия, каких результатов необходимо достичь и какие усилия для этого необходимо приложить.
2) Расчет имеющихся ресурсов.
Для выполнения производственной программы необходимо иметь определенные ресурсы (финансовые, трудовые, материальные и др.), расчет которых позволит определить их достаточность для достижения планируемых результатов.
3)
Переговоры между
Цифры в бюджетах не должны быть как слишком жесткими (это привело бы к невозможности исполнения бюджета и недовольству персонала), так и неоправданно заниженными (в этом случае становится допустимой потеря рабочего времени). Они должны быть реалистичными, достижимыми и документально обоснованными.
4)
Координация и проверка
Данный этап позволяет выявить неучтенные в бюджете компоненты (элементы затрат, денежные поступления и др.)
5)
Составление бюджета на
Бюджеты необходимо составлять на три года вперед с разбивкой показателей на первый год по месяцам, на второй - по кварталам и на третий - в целом на год. Каждое предприятие вправе само определять, на какой период и с какой степенью детализации готовить основной бюджет. Лучшим вариантом считается разработка плана на предстоящий год по месяцам.
6)
Окончательное утверждение.
4. Распространение утвержденного бюджета.
Разработанный и окончательно утвержденный бюджет распространяется среди структурных подразделений предприятия с целью их ориентации на достижение запланированных результатов.
Корректировка бюджета по результатам анализа за определенный период.
Одним из основных условий при формировании бюджета является составление реального бюджета. В случае же если по результатам работы предприятия за определенный период выявлено отклонение фактических данных от ожидаемых значений плановых показателей, то необходимо скорректировать бюджет и выявить возможные альтернативы. Данная корректировка позволит улучшить ситуацию или вернет предприятие на желаемый, первоначально спланированный путь.
Таким
образом было выяснено, что составление
бюджета является составной частью
финансового планирования, который
представляет собой смету доходов
и расходов всех хозяйственных подразделений
и функциональных служб предприятий
и организаций. Бюджет позволяет руководителю
более эффективно контролировать за деятельностью
предприятия благодаря задачам, которые
выполняет бюджетное управление, а именно,
планирование, координация, контроль текущей
деятельности, повышение профессионализма
менеджеров. Также было отмечено, что прежде
чем внедрить бюджетное управление на
предприятии необходимо провести ряд
подготовительных мероприятий в ходе
которых осуществляется построение финансово-экономической
модели бюджетирования, разрабатываются
типовые формы и назначаются ответственные.
В процессе формирования бюджета формулируются
его цели и задачи, рассчитываются имеющиеся
ресурсы, составляется и утверждается
сам бюджет с учетом внесенных корректив.
2 ТЕХНОЛОГИЯ ФОРМИРОВАНИЯ
БЮДЖЕТА ПРЕДПРИЯТИЯ
2.1 Концептуальная
схема формирования бюджета
Формирование бюджета предприятия служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерения затрат и результатов. Бюджетирование позволяет определить эффективность каждого из возможных источников финансирования, дает финансовую оценку основных направлений деятельности предприятия и путей получения дохода, а также в отдаленной перспективе открывает возможность изменения структуры капитала, выбора приоритетных направлений вложения и заимствования средств.
Составление бюджетов осуществляется в несколько этапов:
Результатом
проведения данной работы будет являться
скоординированный по всем подразделениям
и функциям план работы предприятия
в целом, объединяющий блоки отдельных
бюджетов и характеризующий
Необходимо отметить, что единственного и правильного пути бюджетирования не существует. Однако, несмотря на то, что бюджет не имеет стандартизированных форм, определяемых государственными органами, наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением двух категорий:
Операционный (оперативный) бюджет - это система бюджетов, характеризующих доходы и расходы по операциям, планируемым на предстоящий период для сегмента или отдельной функции организации.
Рис 2.1
Структура
общего бюджета предприятия
Составление общего бюджета начинается именно с операционного бюджета, первым шагом в котором является бюджет продаж. Целью и заключительным этапом процесса составления операционного бюджета выступает бюджетный отчет о прибылях и убытках. В ходе составления операционного бюджета формируются бюджеты различных расходов (на закупку сырья и материалов, коммерческих и административных расходов и т.д.).
Бюджет продаж - отправная точка в составлении общего бюджета, так как объем продаж влияет практически на все составляющие основного бюджета. Бюджет продаж должен показывать объем продаж в количественном и стоимостном выражениях. При расчете объема продаж могут возникнуть сложности связанные с тем, что объем реализации продукции определяется не только производственными возможностями предприятия, но и факторами конъюнктуры:
- деятельностью конкурентов;
-
общим положением на
- политикой ценообразования;
-
объемом платежеспособного
- результативностью рекламы;
- качеством продукции и т.д.
Расчет объема реализации осуществляется на основе статистических методов с использованием экономико-математических моделей, а также на основе экспертных оценок.
После определения бюджета продаж формируются бюджеты, характеризующие затраты на производство и реализацию продукции (бюджет закупки сырья и материалов, бюджеты коммерческих и административных расходов, бюджет по труду и т.п.). Для составления этих бюджетов необходимо: определить объем затрат; сгруппировать затраты с учетом специфики процесса производства и изменений объема реализации продукции; вычислить нормативы общепроизводственных, коммерческих и административных расходов на предстоящий период.
Бюджет производства представляет собой план выпуска продукции, обычно составляется в физических единицах измерения продукции. В бюджете прогнозируется объем производства в соответствии с бюджетом продаж и требованиями по остаткам готовой продукции. Количество продукции, которая должна быть произведена, равно сумме: ожидаемый объем продаж плюс желаемый остаток готовой продукции на конец периода минус запас готовой продукции на начало периода.
На основе оперативных бюджетов составляется бюджетный отчет о прибылях и убытках. Информация о доходах берется из бюджета продаж.
В
связи с тем, что трест «
Завершающим этапом при формировании бюджета треста «Сургутнефтеспецстрой» является разработка бюджета производственной себестоимости. Данный документ позволяет определить затраты предприятия на выполнение заданного объема работ, а также перерасход или экономию выделенных головным предприятием средств.
2.
Финансовый бюджет - это план, в
котором отражается объем и
структура предполагаемых
Бюджет движения денежных средств - это бюджет составляемый для планирования и управления денежным потоком. Он характеризует притоки и оттоки денежных средств в течении планового периода. Бюджет денежных средств позволяет руководителю поддерживать баланс денежных средств в соответствии с реальными потребностями, предотвращая как их избыток, так и дефицит денежных средств.
В бюджет капитальных вложений описываются ключевые долгосрочные планы и приобретаемые основные средства (постоянные активы). Оцениваются затраты на проект и динамика капиталовложений во времени. Период бюджетирования обычно устанавливается от трех до пяти лет. Бюджет капиталовложений классифицирует проекты по целям - таким, как внедрение новых производств, уменьшение затрат, замена вышедшего из употребления или плохо работающего оборудования, расширение или улучшение ассортимента продукции и др. Информация, содержащаяся в этом бюджете, влияет на бюджет движения денежных средств, на бюджетный отчет о прибылях и убытках, на бюджетный бухгалтерский баланс.
Помимо вышеизложенной последовательности бюджетирования имеется и другая. Сначала составляется бюджет доходов и расходов, который рассчитывается исходя из структуры себестоимости и из количества продаж, цены. Далее, необходимо составить смету капитальных первоначальных затрат - инвестиционный бюджет, определить сколько денежных средств имеется у предприятия чтобы осуществить какие-то инвестиции и сколько необходимо. На основании этого формируется бюджет денежных средств и сверяется с инвестиционным бюджетом, сходятся данные планы по конечному сальдо или нет, с учетом распределения выручки на предоплату и дебиторскую задолженность, режима возврата кредитов и т.д. , то есть то, что невозможно рассчитать в бюджете доходов и расходов. На последнем этапе осуществляется составление бюджетного баланса.