Формирование бюджета предприятия

Автор: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2011 в 11:07, курсовая работа

Описание работы

Целью данного курсового проекта является изучение вопроса формирования бюджета предприятия и его составление на примере треста «Сургутнефтеспецстрой» структурного подразделения ОАО «Сургутнефтегаз».
Следовательно, необходимо решить следующие задачи:
- Изучить состав и содержание работ по формированию бюджета предприятия, его цели и задачи;
- Ознакомиться с концептуальной схемой бюджетирования;
- Рассмотреть методику расчета бюджета затрат;
- Определить источники информации для формирования бюджета предприятия;

Содержание

Введение 3
1 Система бюджетного управления и ее роль в эффективности хозяйственной деятельности
1.1 Целевые задачи бюджетного управления и организация их управления 4
1.2 Характеристика состава и содержания работ по формированию бюджета предприятия
7
2 Технология формирования бюджета предприятия
2.1 Концептуальная схема формирования бюджета
12
2.2 Методика расчета бюджета затрат 17
2.3 Информационная база бюджетного планирования 23
3 Формирование планового бюджета предприятия

3.1 Оценка ресурсоемкости выполнения производственной программы

26
3.2 Расчет операционного бюджета затрат
27
Заключение
39
Список литературы

Работа содержит 1 файл

Готовая работа.doc

— 417.00 Кб (Скачать)

МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ

 ВЫСШЕГО  ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ НЕФТЕГАЗОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Институт  менеджмента и бизнеса 
 
 
 

                                      Кафедра МТЭК 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

КУРСОВОЙ  ПРОЕКТ

По дисциплине ФИНАНСОВЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ

на тему: «Формирование бюджета предприятия» 
 
 
 
 

   Выполнил: ст. гр. МТЭК-07-1

    Сергеев А.В.

                                                                                   Научный руководитель: к.э.н.,

доцент  Лебедев А.С. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Тюмень, 2011

       СОДЕРЖАНИЕ

Введение               3 
1 Система  бюджетного управления и ее  роль в эффективности хозяйственной  деятельности         
          1.1 Целевые задачи бюджетного управления и организация их управления          4
          1.2 Характеристика состава и содержания работ по формированию бюджета предприятия  
       7
2 Технология  формирования бюджета предприятия         

          2.1 Концептуальная схема формирования бюджета

       12
          2.2 Методика расчета бюджета затрат 17
          2.3 Информационная база бюджетного планирования 23

3 Формирование планового бюджета  предприятия

 

          3.1 Оценка ресурсоемкости выполнения производственной программы

 
26

          3.2 Расчет операционного бюджета затрат

27

Заключение

       39
Список  литературы        41
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       ВВЕДЕНИЕ 

       В результате перехода экономики России к рыночным отношениям изменилась внешняя  среда функционирования производственных организаций, отношения собственности, а вместе с ним возникла необходимость в качественно ином подходе к вопросам финансового планирования. Формирование бюджета предприятия является центральным моментом всего процесса финансового планирования и управления.

       Условия, в которых оказались сегодня нефтяные компании требуют от руководителей всех ее структурных подразделений целенаправленной работы в области бюджетирования, которое позволяет предприятию поддерживать все ее сферы деятельности: управление, производство, закупки материалов, продажи, кадры. В связи с этим актуальность данного вопроса заключается в том, что бюджет позволяет руководителю планировать деятельность предприятия, следить за выполнением работ, финансовым состоянием и тем самым способствует достижению поставленных целей: максимизации прибыли, минимизации затрат, улучшению качества продукции, росту объемов продаж и др.

       Целью данного курсового проекта является изучение вопроса формирования бюджета предприятия и его составление на примере треста «Сургутнефтеспецстрой» структурного подразделения ОАО «Сургутнефтегаз».

       Следовательно, необходимо решить следующие задачи:

       - Изучить состав и содержание  работ по формированию бюджета  предприятия, его цели и задачи;

       - Ознакомиться с концептуальной  схемой бюджетирования;

       - Рассмотреть методику расчета бюджета затрат;

       - Определить источники информации  для формирования бюджета предприятия;

       - Рассчитать ресурсоемкость производственной программы и составить операционный бюджет треста «Сургутнефтеспецстрой».

       1 СИСТЕМА БЮДЖЕТНОГО  УПРАВЛЕНИЯ И ЕЕ РОЛЬ В ЭФФЕКТИВНОСТИ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 

       1.1 Целевые задачи  бюджетного управления и организация  их выполнения 

       В современных условиях для успешной деятельности любого предприятия возникла необходимость в финансовом планировании, которое позволяет спрогнозировать объем производства и реализации продукции, развитие научно-технического прогресса, внедрение новых управленческих решений и финансовые ресурсы их обеспечения. Одним из новых видов финансового планирования на наших предприятиях стало в настоящее время бюджетирование.

       Бюджет - это количественное воплощение плана, характеризующее доходы и расходы  на определенный период, и капитал, который необходимо привлечь для  достижения заданных планом целей. Данные бюджета планируют будущие финансовые операции, т.е. бюджет создается до выполнения предполагаемых действий. Это определяет роль бюджета как основы для контроля и оценки эффективности деятельности предприятия.

       В общем виде бюджет представляет собой  смету доходов и расходов всех хозяйственных подразделений и  функциональных служб предприятий и организаций. Составление финансовых бюджетов предприятия или фирмы служит основой внутрихозяйственного оперативного планирования, соизмерения затрат и результатов, а также позволяет определить будущие действия по формированию и использованию финансовых ресурсов. Роль и место бюджетирования в общей системе финансового планирования достаточно полно характеризуется целевыми задачами бюджетного управления:

       - Планирование операций, обеспечивающих  достижение целей организации.  Составление бюджета основано на уточнении и детализации стратегических планов на заданный бюджетом период.

       - Коммуникация и координация различных  подразделений предприятия и  видов деятельности, подразумевающие  согласование интересов отдельных  работников и групп в целом по предприятию для достижения намеченных целей. Бюджет способствует выявлению слабых звеньев в организационной структуре, решению проблем коммуникации и распределения ответственности между исполнителями.

       - Ориентация руководителей всех  рангов на достижение задач, поставленных перед их центрами ответственности.

       - Контроль текущей деятельности, обеспечение плановой дисциплины. В качестве основы для оценки  выполнения плана центром ответственности  лучше использовать именно бюджетные  данные, а не отчетные прошлых лет. Это связано с тем, что текущая деятельность может отличаться от прошлой изменениями в технологии, составе персонала, ассортименте продукции или новыми общеэкономическими условиями.

       - Повышение профессионализма менеджеров. Составление бюджетов способствует детальному изучению деятельности своих подразделений и взаимоотношений между центрами ответственности на предприятии.

       Процесс бюджетирования на предприятии позволяет  объединить работу по составлению оперативного, финансового и общего бюджетов, управлению и контролю за выполнением бюджетных показателей.

       Бюджеты имеют множество видов и форм; отдельные бюджеты, характеризующие  промежуточные операции (закупка  сырья материалов, бюджет производства и т.п.), могут нести информацию только о расходах или только о доходах (бюджет продаж), а укрупненный бюджет (бюджетный отчет о прибылях, бюджет денежных средств) показывают как расходы, так и доходы организации.

       Наличие бюджета как финансового образа будущего, дает плоды лишь при сравнении  с результатами исполнения этих бюджетов, на основе этого принимается соответствующее управленческое решение. На предприятии вопросы финансового планирования и финансового учета обычно ведется в разных разделах и входят в компетенцию разных служб: бюджетным планированием может заниматься планово-экономический отдел, финансовой отчетностью - бухгалтерия. В задачи данных служб входит обработка информации в том темпе, который необходим для предоставления вышестоящему руководству для контроля. Имея возможность ежедневно контролировать всю финансовую ситуацию по финансовым отчетам, руководитель может оперативно принимать решение о корректировке бюджета. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

       1.2 Характеристика  состава и содержания работ  по формированию бюджета предприятия 

       Бюджет  является центральным моментом всего процесса планирования и управления. Он помогает руководителю планировать деятельность и следить за выполнением работ и получением прибыли в подразделении. В этой связи к разработке бюджета необходимо подходить основательно, определив методику планирования, форматы и регламенты самой процедуры, а лишь затем решать вопрос, как в этих рамках осуществлять планирование и вести учет. Процесс бюджетирования должен быть стандартизован с помощью бюджетных форм, инструкций и процедур. Для внедрения в предприятие системы бюджетного управления необходимо осуществить следующие мероприятия: 

       1. Экспресс-диагностика деятельности  предприятия.

       1) Организационная диагностика:

       - структурная схема компании;

       - штатное расписание;

       - должностные инструкции;

       - другие организационные документы,  регламентирующие

       деятельность  предприятия;

       2) Финансово-экономический анализ  деятельности компании за предшествующие  периоды - анализ динамики финансово-экономических  показателей.

       3) Функциональная диагностика.

       4) Информационная диагностика - анализ информационных потоков в функциональных разрезах. 

       2. Построение финансово-экономической  модели бюджетирования.

  1. Определение основных целей и задач системы бюджетирования - формирование перечня количественных показателей деятельности предприятия и его подразделений, которыми руководителям необходимо располагать для принятия управленческих решений.
  2. Анализ источников информации, которые можно будет использовать при проведении планово-контрольных расчетов по предприятию и его продразделениям.
  3. Построение информационной модели формирования фактической информации по предприятию.
  4. Построение информационной модели анализа исполнения бюджета предприятия.
  5. Определение перечня и состава аналитических и управленческих отчетов, необходимых для функционирования модели бюджетирования, как по предприятию в целом так и по его функциональным направлениям.
 

       3. Формирование организационных процедур функционирования системы бюджетирования.

  1. Определение порядка формирования плановых показателей бюджета предприятия.
  2. Определение порядка формирования фактических показателей бюджета предприятия.
  3. Определение порядка контроля исполнения бюджета предприятия.
  4. Организационный порядок проведения анализа исполнения бюджета предприятия.
  5. Организационный порядок проведения корректировки планов, целей, мероприятий и бюджетов подразделений и предприятия в целом.
  6. Проведение организационных изменений на предприятии
  7. Открытие дополнительных подразделений для поддержки функционирования системы бюджетирования.
  8. Определение дополнительных функций и обязанностей, связанных с поддержкой функционирования системы бюджетирования.
  9. Формирование и введение в действие пакета организационных документов, регламентирующих функционирование системы бюджетирования на предприятии.

Информация о работе Формирование бюджета предприятия