Бюджетирование в системе финансового управления предприятием

Автор: Пользователь скрыл имя, 23 Декабря 2011 в 14:59, курсовая работа

Описание работы

Последние несколько лет популяризации бюджетирования уделялось большое влияние. Бюджетирование позволяет согласовать деятельность подразделений внутри компании и подчинить её общей стратегической цели. Бюджеты охватывают все стороны хозяйственной деятельности и включают плановые и отчетные (фактические) данные. В бюджетах отражены цели и задачи компании. Поэтому в процессе бюджетирования обеспечивается текущий контроль за решениями и процедурами по достижению запланированных финансовых показателей в результате образования, распределения и использования хозяйственных средств компании на всех стадиях ее создания, деятельности, реорганизации и ликвидации, а также в результате формирования и изменения стоимостных оценок и пропорций активов и пассивов компании.
Целью данной работы явилось изучение теоретических аспектов бюджетирования, а также рассмотрена система бюджетирования на конкретном предприятии.

Содержание

Введение…………………………………………………………………..3
1.Основные направления процесса бюджетирования финансовой деятельности предприятия………………………………………………………5
2.Краткая организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………………………17
2.1. Статус предприятия и структура аппарата управления………….17
2.2. Основные экономические показатели хозяйственной деятельности фирмы…………………………………………………………………………..19
3.Формирование операционного бюджета предприятия……………..24
4. Разработка финансового бюджета предприятия…………………….33
Заключение………………………………………………………………..36
Литература………………………………………………………………..38

Работа содержит 1 файл

КУРСОВАЯ 5 КУРС.doc

— 372.00 Кб (Скачать)

       В силу уменьшения рентабельности основных средств и незначительного увеличения фондоотдачи сократился на 14,2 единиц интегральный показатель эффективности использования основных фондов, который в 2008 году составил 191,7 единиц.

       За  рассматриваемый период торговая площадь не менялась и составляла 42 квадратных метров. Выручка на один квадратный метр в 2008 году составляла 338,1 тысяч рублей, что на 11 тысяч рублей ниже аналогичного показателя 2007 года (349,1 тысяч рублей).

       Так как оборачиваемость оборотных  средств в 2008 году (18,3 оборота) по сравнению с 2007 годом (24,85 оборота) замедлилась на 6,55 оборота. Это повлияло на снижение выручки от реализации.

     Рентабельность  оборотных средств сократилась  с 59,3 процентных пунктов  в 2007 году до 34 процентных пунктов  в 2008 году (отклонение составило 25,5 процентных пункта). 
 
 

     3. ФОРМИРОВАНИЕ  ОПЕРАЦИОННОГО БЮДЖЕТА  ПРЕДПРИЯТИЯ.

     Бюджет  продаж является отправной точкой во всем процессе составления общего бюджета. Объем продаж и его товарная структура  предопределяют уровень и общий характер всей деятельности предприятия.

     Почти у всех компаний разработка бюджета  продаж является наиболее сложным звеном в процессе планирования. Это связано  с тем, что объем продаж и , следовательно, выручка от продажи определяется не столько производственными возможностями компании, сколько возможностями сбыта на реальном рынке, который подвержен влиянию неконтролируемых факторов, среди которых:

     - деятельность конкурентов,

     - общее положение на конкретном рынке продаж,

     - стабильность поставщиков и покупателей,

     - результативность рекламы,

     - политика ценообразования,

     - рентабельность продукта.

     Существуют  два основных способа определения  оценок, лежащих в основе бюджета  продаж:

     1. Статистический прогноз на основе математического анализа общеэкономических условий, конъюнктуры рынка, кривых роста производства и т.п.

     2. Экспертная оценка, полученная путем сбора мнений управляющих и персонала отдела сбыта. В некоторых компаниях персонал по сбыту оценивает сбыт каждого товара каждому из клиентов.

     Большинство крупных компаний используют комбинацию этих методов, но многие компании считают, что использование сложных методик не дает более точного прогноза, чем опыт персонала, анализ и изучение результатов прошлых периодов.

     Составление бюджета продаж:

         - Бюджет продаж - важный шаг в составлении основного бюджета; оценка объёма продаж влияет на все последующие бюджеты.

         - Бюджет продаж отражает месячный  или квартальный объём продаж  в натуральных и в стоимостных  показателях.

         - Бюджет продаж составляется с учётом: уровня спроса на продукцию предприятия, географии сбыта, категорий покупателей, сезонных факторов.

         - Бюджет продаж включает в  себя ожидаемый денежный поток  от продаж, который в дальнейшем  будет включён и в доходную  часть бюджета потока денежных средств.

     Рассмотрим  бюджет продаж основной продукции ЗАО  «ПТК «Нива-Супермаркет» №4» составленный экономическим отделом на 2009 год, представленный в таблице 3.

Таблица 3

Бюджет продаж основной продукции ЗАО «ПТК «Нива-Супермаркет» №4» на 2009 год. 

№ п/п Вид продукции Ед. изм. 2008 г. План2009г. Изменение План2009г  к  2008 г.
1 2 3 4 5 6 7
1 Основная продукция в тыс. руб 14201,0 14413,3 212,3 101,5
2 Мясо и птица в тыс. руб 13205,0 13404,0 199,0 101,5
3 Колбасные  и  копчёные  изделия в тыс. руб 523,7 531,3 7,6 101,5
4 Рыба и морепродукты в тыс. руб 2,0 2,0 0,0 102,0
5 Масло сливочное в тыс. руб 19,8 20,2 0,4 101,8
6 Масло растительное в тыс. руб 2,1 2,1 0,0 101,2
7 Молоко и  молочная продукция в тыс. руб 188,7 190,9 2,2 101,2
8 Сыр в тыс. руб 71,4 72,5 1,1 101,5
9 Консервы рыбные в тыс. руб 5,0 5,1 0,1 101,4
10 Макаронные  изделия в тыс. руб 5,8 5,9 0,1 101,0
11 Пиво в тыс. руб 98,8 100,2 1,4 101,5
12 Безалкогольные  напитки в тыс. руб 7,0 7,1 0,1 100,8
13 Прочие     продов.     товары в тыс. руб 62,3 62,7 0,4 100,7
14 Табачные изделия в тыс. руб 8,4 8,4 0,0 100,5
15 Прочие непродов. Товары в тыс. руб 1,0 1,0 0,0 101,0
             
 

     Проанализировав таблицу 3 можно сделать вывод, что планируется увеличить объем товарооборота за счет роста продаж основной продукции с 14201 тысяч рублей в 2008 году до 14413,3 тысяч рублей в 2009 году. Значительный рост ожидается по таким наименованиям, как мясо и птица, колбасные и копчёные  изделия, молоко и молочная продукция, а так же пиво и сыр. Мясо и птица является основной продукцией предприятия и обеспечивает наибольший прирост выручки от реализации.

     Следующим шагом в составлении операционного  бюджета является прогноз поступления  денежных средств от реализации основной продукции.

     Бюджет  поступления денежных средств – это план движения расчётного счёта и наличных денежных средств в кассе предприятия, отражающий все прогнозируемые поступления и денежных средств в результате хозяйственной деятельности. Сумма поступлений денежных средств непосредственно зависит от прогноза объема реализации (отгрузки), а также от состояния дебиторской задолженности. Прогноз объема реализации - результат изучения таких факторов, как: прошлый объем продаж; рыночная конъюнктура и ее возможное изменение; общая экономическая ситуация, доходность продукции; ценовая политика, имеющиеся производственные мощности, долгосрочные тенденции продаж различных видов продукции.

     Рассмотрим  бюджет поступления денежных средств  от реализации основной продукции представленный в таблице 4.

Таблица 4

Бюджет поступления  денежных средств от реализации основной продукции ЗАО «ПТК «Нива-Супермаркет» №4» на 2009 год.

    № п/п Показатели Ед.изм 2008 год  2009 год план Изменение за год План 2009г к 2008г
    1 2 3 4 5 4
    1 1 . Объем реализации  с НДС тыс. руб 16757,2 17007,7 250,5 101,4
    2 2. Авансы, полученные от покупателей (на  конец периода) тыс. руб 577,9 456,9 -121,0 79
    3 дней 11 10 -1,00 90
      1 2 3 4 5 6
    4 Дебиторская задолженность за основную продукцию  сроком до 6 месяцев (на конец периода) тыс. руб - - - -
    5 дней - - - -
    6 4 Дебиторская  задолженность за основную продукцию   сроком выше 6 месяцев (на конец  периода) тыс. руб 79,0 64,8 -14,2 82
    7 дней 16 13 -3,00 81,25
    8 ИТОГО: Объем  поступлений за основную продукцию  с НДС тыс. руб 17414,08 17529,42 115,34 100,7
 

     Как видно из таблицы предприятие  планирует в 2009 году увеличения объема реализации с учетом налога на добавленную  стоимость в размере 17007,7 тысяч  рублей что на 250,5 тысяч рублей выше того же показателя 2008 года. Планируется так же снижение дебиторской задолженности на 14,2 тысяч рублей почти на 18 процентов. В результате объем поступления денежных средств за основную продукцию в плановом 2009 году составит 17529,42 тысяч рублей, что на 112,34 тысяч рублей больше чем в базисном.

     Следующий этап – это планирование затрат на оплату труда работников предприятия. Планирование заработной платы включает определение фонда оплаты труда. При планировании заработной платы  учитываются суммы, исчисленные  по тарифным ставкам, окладам, основным расценкам, а также все виды доплат. Предприятие само вправе выбирать системы и формы оплаты труда. Планирование фонда заработной платы производится на весь списочный состав предприятия. Разделяют фонд заработной платы промышленно-производственного и непромышленного персонала. Фонд заработной платы определяется по категориям работающих (основные рабочие, вспомогательные, служащие и т.д.). Система оплаты труда работников конкретного подразделения организации разрабатывается специалистами отдела организации труда исходя из перечисленных условий и требований. Главное требование к системе оплаты труда — объективность и согласие работника с установленной ему формой оплаты. Чем выше уровень специализации работников, тем больше должно быть учтено фондообразующих факторов. Систему оплаты труда рекомендуется ежегодно корректировать, ориентируя ее на высокое качество работ, эффективность и своевременность их выполнения, достижение целей, поставленных перед работником и организацией в соответствии с ее миссией.

     Рассмотрим планируемый фонд оплаты труда на 2009 год с помощью таблицы 5.

Таблица 5

Фонд оплаты труда ЗАО «ПТК «Нива-Супермаркет» №4» на 2009 год.

 
    № п/п Показатели   2008 год 2009 год план Изменение за год План 2009 г к 2008 г.
    1 2 3 4 5 6
    1 1 Заработная  плата основных рабочих тыс. руб 234,6 253,4 18,8 108,0
    2 2 Заработная  плата вспомогательных рабочих тыс. руб 104,1 112,4 8,3 108,0
    3 6 Заработная  плата пр. (б/листы, декретные отпуска,  отпуска по ухлдк за ребенком) тыс. руб 401,3 337,2 -64,1 84,0
    4 ИТОГО ФОТ (до удержаний) тыс. руб 740,0 703,0 -37,0 95,0
    5 Удержания: тыс. руб 103,6 98,4 -5,2 95,0
    6 - подоходный  налог (13%) тыс. руб 96,2 91,4 -4,8 95,0
    7 - профсоюзные  взносы (1%) тыс. руб 7,4 7,0 -0,4 95,0
    8 ИТОГО ФОТ (после  удержаний) тыс. руб 636,4 604,6 -31,8 95,0
 

     Руководство предприятия планирует в будущем  году увеличить численность рабочих  основного производства, наняв двух работников прилавка. В результате чего сумма заработной платы рабочих  основного производства увеличится на 18,8 тысяч рублей или 8 процентов. Но также планируется сократить дополнительные выплаты на 64 тысячи рублей, почти на 16 процентов. И общая сумма фонда оплаты труда до удержания подоходного налогов и правсоюзных взносов в планируемом 2009 году снизится 37 тысяч рублей по сравнению с базовым 2008 годом. После удержания фонд оплаты труда составит 604,6 тысяч рублей.

     Следующий этап бюджетирования – это разработка сметы издержек обращения предназначенная  для обобщения информации об издержках  произведенных продавцом в процессе продвижения товаров к покупателю за планируемый период времени. Затраты торговых предприятий группируются по статьям типовой номенклатуры:

     - транспортные расходы; 

     - расходы на оплату труда; 

     - отчисления на социальные нужды; 

     - расходы на аренду и содержание  зданий, сооружений, помещений, оборудования и инвентаря;

     Рассмотрим  смету издержек обращения с помощью  таблицы 6.

Таблица 6

Смета издержек обращения ЗАО «ПТК «Нива-Супермаркет» №4» на 2009 год.

    Статьи  издержек Сумма, тыс. руб. Изменение за год План 2009г  к 2008г.
    2008 год 2009 год
    1 2 3 4 5
    Фонд  оплаты труда 636,4 604,6 -31,8 95,0
    Отчисления  в пенсионный фонд 71,0 77,4 6,4 109,0
    Коммунальные  услуги 138,8 158,2 19,4 114,0
    Транспортные  услуги 1,1 1,3 0,2 120,0
    Аренда  земли и помещения 210,1 252,1 42,0 120,0
    Охрана 37,0 42,6 5,6 115,0
    Обслуживание  оборудования 24,4 25,6 1,2 105,0
    Услуги  связи 30,6 32,4 1,8 106,0
    Прочие  услуги 18,4 22,1 3,7 120,0
    Хознужды 12,2 12,4 0,2 102,0
    Итого 1180,0 1228,8 48,8 104,1

Информация о работе Бюджетирование в системе финансового управления предприятием