Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Марта 2012 в 12:07, курсовая работа
Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
Введение
1. Понятие банкротства предприятия
2. Признаки банкротства
3. Причины банкротства
4. Реакция предприятия на кризисное состояние
5. Подбор стратегии предотвращения банкротства
6. Диагностика финансового состояния предприятия
6.1 Краткая характеристика предприятия
6.2 Расчёт финансовых коэффициентов
6.3 Анализ финансовой устойчивости
6.4 Анализ платежеспособности и ликвидности
6.5 Анализ расчетных коэффициентов и рекомендации по стабилизации финансового положения предприятия
Выводы
Перечень ссылок
БАНКРОТСТВО, СТРАТЕГИЯ, ТАКТИКА, ЛИКВИДАЦИЯ, КРИЗИСНОЕ СОСТОЯНИЕ, ФИНАНСОВОЕ СОСТОЯНИЕ ПРЕДПРИЯТИЯ.
Содержание
Введение
1. Понятие банкротства предприятия
2. Признаки банкротства
3. Причины банкротства
4. Реакция предприятия на кризисное состояние
5. Подбор стратегии
6. Диагностика финансового состояния предприятия
6.1 Краткая характеристика предприятия
6.2 Расчёт финансовых
6.3 Анализ финансовой устойчивости
6.4 Анализ платежеспособности и ликвидности
6.5 Анализ расчетных
Выводы
Перечень ссылок
Введение
Неотъемлемой частью рыночного хозяйства является институт банкротства. Он служит мощным стимулом эффективной работы предпринимательских структур, гарантируя одновременно экономические интересы кредиторов, а также государства как общего регулятора рынка.
В мировой практике законодательство о банкротстве изначально развивалось по двум принципиально различным направлениям. Одно из них основывалось на принципах британской модели, которая рассматривала банкротство как способ возврата долгов кредитором, что сопровождалось ликвидацией должника-банкрота. Иное начало было заложено в американской модели. Основная цель законодательства здесь состоит в том, чтобы реабилитировать компанию, восстановить ее платежеспособность. Однако в современных условиях в законодательстве развитых рыночных стран прослеживается линия на сближение, совмещение приведенных начал.
В любой цивилизованной стране
с развитой экономической системой
одним из основных элементов механизма
правового регулирования
Существующая до 1999 г. нормативно-правовая
база (опирающаяся в основном на
обширный зарубежный опыт), регламентирующая
процесс банкротства, оказалась
неработоспособной в
Актуальность и практическая значимость темы курсовой обусловлена рядом причин.
Во-первых, в настоящее время, в экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению рынка.
Во-вторых, с проблемой
банкротства предприятий
Своими корнями институт несостоятельности уходит в далекое прошлое. Первые отголоски конкурсных отношений можно обнаружить в римском праве. Поскольку у древних отсутствовали развитые хозяйственные и имущественные связи, а также механизм оценки имущества, обеспечение обязательств в то время носило личностный характер: “...чтобы добыть кредит, плебею оставалось только заложить себя и детей в кабалу кредиторов”. В случае неисполнения требований о возврате кредита, должник поступал в личное распоряжение кредитора, причем последний был вправе убить должника и разрубить его тело на части. С течением времени в римском праве появляются нормы, дающие право кредитору обратить взыскание на имущество должника, но, тем не менее, это не избавляло его от личной долговой расправы.
В Украине истоки зарождения
института несостоятельности
Дальнейшее упоминание об
институте несостоятельности
Переломным моментом в
регулировании отношений
Устав, состоящий из двух
частей: “Для купцов и другого звания
торговых людей, имеющих право обязываться
векселями” и “Для дворян и чиновников”,
выделял три вида несостоятельности:
несчастную, неосторожную и злостную,
содержал новые нормы о порядке
признания недействительными
Устав о банкротах 1832 года
четко определивший в качестве критерия
несостоятельности
После революции понятие несостоятельности в российском праве отсутствовало, однако в период НЭПа судам приходилось рассматривать иски, связанные с несостоятельностью должников, пользуясь при этом нормами Устава 1832 года. Во избежание таких недоразумений в ряд статей Гражданского Кодекса 1922 г. о залоге, поручительстве, займе, было введено понятие несостоятельности, но отсутствие механизма применения данных норм не дало никакого положительного результата.
1. Понятие банкротства предприятия
С момента возникновения частной собственности, существующие законы никогда не были милосердны к несостоятельным должникам. В древние и феодальные времена, например, длительное время в качестве гаранта обеспечения возвратности долга было нс имущество, а сам должник: его жизнь, личная свобода и неприкосновенность. Так, в Римском праве еще в 12 столетии было записано, что кредиторы, не получившие удовлетворение своих претензий, имеют право разрубить должника на части.
Постепенно в гражданском и торговом законодательстве большинства стран были введены нормы, которые направлены не на телесные покарания банкрота, а на взыскание его имущества с целью удовлетворения исков и претензии кредиторов. Эти вопросы регулируются, как правило, специальным законом о банкротстве.
Закон "О банкротстве" должен выполнять три основные функции:
1. Служить в качестве механизма предотвращения непродуктивного использования активов предприятий.
2. Быть инструментом
3. Способствовать полной оплате долгов кредиторам.
В переходный к рыночной экономике
период положения Закона "О банкротстве"
относительно государственных предприятий
должны быть несколько лояльными, чтобы
предотвратить в данном периоде
большую волну банкротств. Распространить
лояльный подход на частный сектор
(приватизированные
Согласно статьи 1 Закона Украины "О банкротстве", под банкротством понимается связанная с недостаточностью активов в ликвидной форме неспособность юридического лица - субъекта предпринимательской деятельности - удовлетворить в установленный срок предъявленные к нему со стороны кредиторов требования и выполнить обязательства перед бюджетом.
В законодательной и финансово-
· Реальное банкротство, которое характеризует полную несостоятельность предприятия обновить в ближайший период свою финансовую стабильность через потерю капитала, то есть юридическое банкротство;
· Техническое банкротство
- это несостоятельность
· Преднамеренное банкротство
- это несостоятельность
· Фиктивное банкротство
- характеризуется неправдивым
Закон Украины «О банкротстве» принят ещё 14 мая 1992 года. Этот нормативный акт был подготовлен в условиях отсутствия реального практического опыта и в основном по заграничным аналогам. Поэтому много процедур не были обеспечены механизмом их практической реализации. Как следствие в 1993 году судовых процессов по делам про банкротство практически не было.
В конце августа Леонидом Кучмой был подписан фактически новый закон о банкротстве, хотя документ и назывался "О внесении изменений к Закону Украины "О банкротстве". Он вступил в силу с 31 августа, согласно информации "Интерфакс-Украина" Объем "изменений" 50 страниц значительно превышает объем расплывчатых понятий, изложенных на 5 страницах существовавшего с 1992г Закона, в 8 раз.
Прогнозировать появление обновленного Закона было несложно: этого требовали не только правила существования рынка, которые без отработанной процедуры банкротства просто не действуют, но и устоявшееся развитие Украины по "российскому сценарию". По данным статистики, только на конец прошлого полугодия размер кредиторской задолженности украинских предприятий составлял 207,1 млрд. грн, а дебиторский достиг 155,8 млрд. гривен. С начала года кредиторская задолженность увеличилась на 34,9%, дебиторская - на 44,4%.Так что был бы "повод, а потенциальный банкрот найдется, тем более, что и процесс приватизации подходит к концу, что не только позволит снять запреты на про ведение процедуры банкротства, но и создаст новую ситуацию в борьбе за собственность, что до сих пор, из-за несовершенства законодательной базы, было проблематичным.
Предусмотрена финансовая помощь государственным предприятиям. Однако, общий объем этой помощи должен предусматриваться в бюджете. Обязательным также есть списание налоговыми и другими государственными органами части задолженности в случае, если это предусмотрено мировым соглашением.
Впервые вводится и понятие моратория на удовлетворение требований кредиторов. В новом документе, в отличие от предыдущего, детально описан не только процесс рассмотрения дел о банкротстве, но и все четыре судебные процедуры, которые применяются к должнику: распоряжение имуществом должника, мировое соглашение, санация (обновление платежеспособности) должника, ликвидация банкрота.
Отдельный раздел посвящен особенностям
банкротства специальных
2. Признаки банкротства
Ранними признаками банкротства являются:
а) задержки с представлением
отчетности, которые могут
б) резкие изменения в структуре баланса и отчета о финансовых результатах, особенно:
· резкое уменьшение денег
на счетах (увеличение денег также
может свидетельствовать о
· увеличение дебиторской задолженности (резкое ее снижение также свидетельствует о затруднениях со сбытом, если сопровождается ростом запасов готовой продукции);
· старение дебиторских счетов;
· нарушение баланса дебиторской и кредиторской задолженности; увеличение кредиторской задолженности (резкое ее снижение при наличии денег на счетах также свидетельствует о снижении объемов деятельности);
· снижение объемов продаж
(неблагоприятным может
в) конфликты на предприятии, увольнение кого-либо из руководства, резкое увеличение числа принимаемых решений и т.д. Различают следующие стадии банкротства.
Скрытая стадия, при которой
происходит скрытое (особенно если не
налажен специальный