Автор: Пользователь скрыл имя, 07 Января 2012 в 14:01, реферат
Глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способствовали активному развитию финансового права и формированию законодательных основ регулирования финансовых отношений.
Введение……………………………………………………. 3
1. Некоммерческие организации и их виды…………… 4
2. Правовое регулирование финансов
общественных и религиозных организаций………. 6
3. Правовое регулирование финансов учреждений…… 9
Список литературы………………………………………………… 12
МОСКОСКАЯ АКАДЕМИЯ ЭКОНОМИКИ И ПРАВА
РЯЗАНКИЙ
ФИЛИАЛ
КОНТРОЛЬНАЯ
РАБОТА
По предмету:
Финансовое
право
На тему:
«Правовое
регулирование финансов
некоммерческих организаций»
Рязань
2009 г.
Содержание
Введение……………………………………………………. 3
1. Некоммерческие организации и их виды…………… 4
2. Правовое регулирование финансов
общественных и религиозных организаций………. 6
3. Правовое регулирование финансов учреждений…… 9
Список
литературы…………………………………………………
12
Введение
Глубокие экономические и политические преобразования, затронувшие все стороны жизнедеятельности страны, связанные с переходом России к рыночной системе хозяйствования, свободному развитию всех форм собственности при утверждении равенства прав хозяйствующих субъектов независимо от их организационно-правовых норм способствовали активному развитию финансового права и формированию законодательных основ регулирования финансовых отношений.
Финансовое право вполне закономерно вызывает интерес управленческих структур во всех областях хозяйственных отношений, органов государственной власти и местного самоуправления, предпринимателей и обычных граждан, поскольку именно эта область права регулирует отношения и в бюджетной сфере, и в налоговой, и в сфере государственного кредита, банковской деятельности и банковского кредита, и в вопросах страхования.
В
соответствии с тем, какое регулирующее
влияние оказывают нормы финансового
права на все эти институты государства
в целом и на каждый в отдельности, и построена
структура учебника. Это обусловлено тем,
что финансовое право, основываясь на
приоритете общегосударственных задач,
призвано прежде всего содействовать
активному развитию рыночных отношений
в стране, но в то же время оно способствует
и государственному регулированию. Именно
поэтому автор поставил перед собой основную
задачу - дать развернутую характеристику
содержанию финансового права, рассказать
о его особенностях, законодательной базе
финансового регулирования того или иного
института государства.
1.
Некоммерческие организации
и их виды.
Все юридические лица делятся на два вида – коммерческие и некоммерческие организации, в зависимости от цели осуществляемой деятельности. Коммерческие организации имеют своей основной целью извлечение прибыли и ее распределение между участниками.
Некоммерческие
организации создаются для достижения
образовательных, научных, благотворительных
целей, для удовлетворения духовных и
иных нематериальных потребностей граждан
и организаций, а также в иных целях, направленных
на достижение общественных благ; они
не преследуют цели извлечения прибыли
и ее распределения между участниками.
В отличие от коммерческих организаций,
которые существуют за счет получаемой
ими прибыли, некоммерческие организации
развиваются за счет целевого финансирования
или за счет добровольных пожертвований.
Некоммерческим организациям разрешается
заниматься предпринимательством, но
при условии, что эта деятельность носит
вспомогательный характер, служит достижению
целей, поставленных перед организацией,
и по своему характеру соответствует этим
целям.
Юридические лица могут быть созданы только
в какой-либо из предусмотренных законодательством
организационно-правовой форме.
К числу некоммерческих юридических лиц
ГК РФ и иные федеральные законы относят:
• потребительские
кооперативы;
• общественные и религиозные организации
(объединения);
• фонды;
• учреждения;
• объединения юридических лиц (ассоциации
и союзы);
• некоммерческие партнерства;
• государственные корпорации;
• автономные некоммерческие организации
и др.
Некоммерческие организации
В ГК РФ выделены три группы юридических
лиц в зависимости от прав учредителей
(участников) на имущество:
1) юридические лица, обладающие правом
собственности на имущество организации.
Их учредители (участники) имеют обязательственные
права требования (передавая имущество
юридическому лицу, они утрачивают на
него право собственности). При выходе
из числа учредителей (участников) они
имеют право требовать передачи им части
имущества, причитающейся на их долю. Это
большинство коммерческих организаций
(за исключением унитарных предприятий)
и некоторые некоммерческие организации
– потребительские кооперативы, некоммерческие
партнерства;
2) юридические лица, не обладающие правом
собственности на имущество организации.
Учредители таких юридических лиц сохраняют
за собой право собственности на имущество
организации. Это унитарные предприятия
и учреждения. В случае ликвидации такого
юридического лица учредитель получает
оставшееся имущество;
3) юридические лица, обладающие правом
собственности в отношении переданного
им имущества. Их учредители (участники)
не сохраняют никаких (ни обязательственных,
ни вещных) прав в отношении имущества
организации. К ним относится большинство
некоммерческих организаций – общественные,
религиозные организации, фонды и некоторые
другие (за исключением потребительских
кооперативов и некоммерческих партнерств).
При выходе из организации или при ее ликвидации
учредитель (участник) не получает никаких
прав на имущество.
2. Правовое регулирование
финансов общественных
и религиозных организаций.
Общественными
и религиозными организациями (объединениями)
признаются добровольные объединения
граждан, созданные в установленном законом
порядке на основе общности их интересов
для удовлетворения духовных и иных нематериальных
потребностей (ст. 117 ГК РФ).
Деятельность общественных организаций
регламентируется федеральными законами
«Об общественных объединениях», «О политических
партиях», «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях» и
др., религиозных объединений – Федеральным
законом «О свободе совести и о религиозных
объединениях». Различий между общественными
организациями и объединениями законодательством
не установлено. Однако эти понятия разграничиваются
в Законе «Об общественных объединениях»,
в котором общественная организация признается
одной из форм общественного объединения
наряду с общественным движением, общественным
фондом, общественным учреждением и органом
общественной самодеятельности.
Общественная
организация – это основанное на членстве
общественное объединение, созданное
на основе совместной деятельности для
защиты общих интересов и достижения уставных
целей объединившихся граждан. Ее членами
могут быть физические лица и юридические
лица – общественные объединения, если
иное не установлено законами об отдельных
видах общественных объединений. Высшим
руководящим органом общественной организации
является съезд (конференция) или общее
собрание; постоянно действующим руководящим
органом – выборный коллегиальный орган,
подотчетный съезду (конференции) или
общему собранию.
орган, подотчетный съезду (конференции)
или общему собранию.
Религиозные объединения могут создаваться
в форме религиозных групп и религиозных
организаций. При этом религиозная группа
не обладает правами юридического лица.
Общим признаком общественных и религиозных
организаций (объединений) является единство
интересов лиц, объединившихся в эти организации:
они создаются для удовлетворения духовных
потребностей объединившихся лиц. Однако
это не исключает возможности оказывать
материальную поддержку своим членам
или отдельным группам граждан. Например,
союзы художников, архитекторов предоставляют
своим членам помещения для мастерских,
устраивают выставки и т.п. Законодательство
разрешает общественным и религиозным
организациям (объединениям) заниматься
предпринимательством, но лишь для достижения
целей, ради которых они созданы, и соответствующих
этим целям. Так, согласно Федеральному
закону «О некоммерческих организациях»
общественные и религиозные организации
(объединения) вправе участвовать в хозяйственных
обществах и товариществах на вере в качестве
вкладчиков, приобретать ценные бумаги
и реализовывать их, осуществлять иную
деятельность, приносящую прибыль. Федеральными
законами для отдельных видов организаций
могут быть установлены ограничения на
осуществление предпринимательства. Например,
Закон «О благотворительной деятельности
и благотворительных организациях» запрещает
благотворительным организациям создавать
хозяйственные общества совместно с другими
лицами. В рамках общественных и религиозных
организаций объединяются, как правило,
граждане РФ. Однако положения специальных
федеральных законов значительно расширяют
это правило. Так, Закон «О свободе совести
и о религиозных объединениях» распространяет
право на объединение по религиозному
признаку на иностранных граждан, а также
лиц без гражданства, законно находящихся
на территории РФ. Кроме того, федеральный
закон допускает участие в общественных
объединениях и юридических лиц, но только
тех, которые действуют в форме общественного
объединения.
Учредительным документом общественных
и религиозных организаций служит устав.
Общественные и религиозные объединения
могут существовать в форме юридических
лиц или осуществлять свою деятельность
без государственной регистрации (например,
религиозные группы). В последнем случае
они не приобретают статуса юридического
лица.
При создании общественной или религиозной
организации (объединения) формируется
ее имущественная база. В собственности
общественной и религиозной организации
(объединения) может находиться имущество,
приобретенное или созданное за счет собственных
средств, вступительных и членских взносов
членов, пожертвованное гражданами или
юридическими лицами, переданное государством,
полученное по иным допускаемым законом
основаниям. В соответствии с Законом
«О свободе совести и о религиозных объединениях»
передача в собственность религиозным
организациям для использования в функциональных
целях культовых зданий и сооружений с
относящимися к ним земельными участками
и иного имущества религиозного назначения,
находящегося в государственной или муниципальной
собственности, осуществляется безвозмездно.
Законом не допускается обращение взыскания
по претензиям кредиторов религиозной
организации на движимые и недвижимые
вещи богослужебного назначения.
Участники общественных и религиозных
организаций не обладают какими-либо имущественными
правами по отношению к созданным ими
организациям. В связи с этим имущество,
переданное в собственность организаций,
включая членские взносы, учредителям
и участникам не возвращается. Участники
общественных и религиозных организаций
не несут ответственности по обязательствам
организации, равно как и организации
не отвечают по долгам своих учредителей
и участников. После ликвидации общественных
и религиозных организаций оставшееся
после удовлетворения требований кредиторов
имущество между участниками (членами)
этих организаций не распределяется, а
передается другим организациям, созданным
для достижения таких же целей, что и ликвидированные.
3. Правовое
регулирование финансов
учреждений
Учреждение – это некоммерческая организация,
созданная собственником для осуществления
управленческих, социально-культурных
или иных функций некоммерческого характера
и финансируемая им полностью или частично.
Оно может быть создано любым собственником
– государством, муниципальным образованием,
хозяйственным товариществом или обществом
и т.п. Многообразие существующих учреждений
не поддается описанию. Учреждениями являются
органы государственного и муниципального
управления, организации культуры и образования,
здравоохранения и спорта, органы социальной
защиты, правоохранительные органы и многие
другие (например, школы, больницы, библиотеки)
и др.
Законодательство не устанавливает единых
требований к учредительным документам
учреждений. Некоторые учреждения действуют
на основании устава, другие – на основании
типового положения о данном виде организаций,
а некоторые – в соответствии с положениями,
утвержденными собственником (учредителем).
В учредительных документах закрепляется
организационная структура учреждения,
фиксируются права и обязанности руководителей
и прочего персонала учреждения и др.
Отметим, что учреждение – единственный
вид некоммерческой организации, не являющейся
собственником своего имущества. Собственник
передает имущество учреждению лишь в
оперативное управление. При этом собственник
ограничен в возможностях распоряжаться
имуществом учреждения. Он вправе лишь
изъять лишнее, неиспользуемое либо используемое
не по назначению имущество и распорядиться
им по своему усмотрению. Других оснований
для изъятия имущества собственником
закон не предусматривает. Кроме того,
собственник имеет право контролировать
использование переданного имущества,
поскольку предоставляет его для определенных
целей. Учреждения, имеющие имущество
на праве оперативного управления, владеют,
пользуются и распоряжаются им, во-первых,
в пределах, установленных законом, во-вторых,
в соответствии с целями своей деятельности,
в-третьих, в соответствии с заданиями
собственника, в-четвертых, в соответствии
с назначением имущества.
Учреждение не вправе отчуждать или иным
способом распоряжаться закрепленным
за ним имуществом и имуществом, приобретенным
за счет средств, выделенных ему по смете.
Доходы от использования имущества, находящегося
в оперативном управлении, а также имущество,
приобретенное учреждением по договору
или иным основаниям, не являются собственностью
учреждения, а поступают только в оперативное
управление учреждения.
Основным источником имущества учреждения
являются средства, полученные им от собственника
по смете. Смета и характеризует их имущественную
обособленность. Собственник может финансировать
свое учреждение и частично, предоставив
ему возможность получать дополнительные
доходы от предпринимательства.
Если учредительными документами учреждению
предоставлено право осуществлять деятельность,
приносящую доход, то доходы, полученные
от этой деятельности, и приобретенное
за счет этих доходов имущество поступают
в самостоятельное распоряжение учреждения
и учитываются на отдельном балансе. Учреждения
могут быть участниками хозяйственных
обществ и вкладчиками в товариществах
на вере с разрешения собственника.
Учреждение несет ограниченную имущественную
ответственность: оно отвечает по своим
обязательствам только находящимися в
его распоряжении денежными средствами.
При их недостаточности собственник соответствующего
имущества несет субсидиарную (дополнительную)
ответственность по обязательствам учреждения.
Законодательство не предусматривает
случаев принудительной ликвидации учреждений
по требованию его кредиторов, в том числе
путем банкротства. При недостаточности
денежных средств учреждения его кредиторы
предъявляют соответствующие требования
к его собственнику, который полностью
и всем своим имуществом отвечает по долгам
созданного им учреждения.
Список литературы:
Информация о работе Правовое регулирование финансов некоммерческих организаций