Финансы
некоммерческих организаций
Построение социально-ориентированной
рыночной экономики предполагает возрастание
роли некоммерческих организаций, оказывающих
различные виды социальных услуг. В
Гражданском кодексе РФ некоммерческая
организация определяется как организация,
не имеющая извлечение прибыли в
качестве основной цели деятельности
и не распределяющая полученную прибыль
между участниками. Некоммерческие
организации создаются для достижения
социальных, благотворительных, образовательных,
научных и управленческих целей,
охраны здоровья граждан, развития физической
культуры и спорта, удовлетворения
духовных и иных нематериальных потребностей
граждан и организаций, разрешения
споров и конфликтов, оказания юридической
помощи, а также в иных целях, направленных
на достижение общественных благ.
Финансы некоммерческих
организаций представлены разнообразными
финансовыми отношениями, складывающимися
по поводу формирования и использования
денежных фондов различного назначения:
• с органами
государственной власти и органами
местного самоуправления по поводу
получения бюджетных средств
и их использования;
• с другими
организациями и физическими
лицами по поводу формирования
внебюджетных источников доходов
(взносов учредителей, паевых
и членских взносов, целевых
поступлений, включая гранты, пожертвования,
а также доходов от осуществления
предпринимательской и иной приносящей
доход деятельности) и их использования;
• с органами
государственной власти и органами
местного самоуправления по поводу
выполнения обязательств перед
бюджетами разных уровней и
бюджетами внебюджетных фондов
путем уплаты налоговых платежей,
а также страховых взносов
на обязательное пенсионное и
социальное страхование;
• со своими
работниками по поводу формирования
и использования фондов оплаты
труда и фондов целевого назначения
(материального поощрения, производственного
и социального развития и др.).
Исходя из этого
финансы некоммерческих организаций
— это отношения, связанные
с формированием и использованием
финансовых ресурсов организаций
для достижения целей деятельности,
предусмотренных в уставе организации.
При этом некоммерческая организация
может выполнять один или несколько
видов деятельности, не запрещенных
законодательством РФ и соответствующих
целям деятельности организации1.
Предпринимательскую деятельность некоммерческая
организация может осуществлять лишь
в целях, ради которых она создана. Подобное
ограничение устанавливается законодательством,
чтобы предотвратить занятие более прибыльной
деятельностью в ущерб основной, отвечающей
целям ее создания.
Содержание финансовых
отношений в каждой из групп
определяется организационно-правовой
формой, в которой создается некоммерческая
организация, особенностями целей
и характера их деятельности
в процессе оказания услуг.
Это обуславливает специфику
состава финансовых ресурсов
некоммерческих организаций, порядка
их формирования и использования.
Некоммерческие
организации могут создаваться
в различных организационно-правовых
формах: потребительских кооперативов,
общественных или религиозных
организаций (объединений), финансируемых
собственником учреждений, благотворительных
и иных фондов, объединений юридических
лиц (ассоциаций и союзов), некоммерческих
партнерств, автономных некоммерческих
организаций и других формах,
разрешенных законодательством
(ст. 50 ГК РФ) .
В Российской
Федерации большинство некоммерческих
организаций созданы в форме
бюджетных учреждений, правовой
статус которых впервые определен
Бюджетным кодексом РФ. Необходимость
законодательного определения статуса
бюджетного учреждения было вызвано
тем, что Гражданский кодекс
РФ содержит определение только
учреждения как организационно-правовой
формы некоммерческой организации.
При этом в определении учреждения
не конкретизированы собственник
и источник финансирования учреждения.
Бюджетный кодекс РФ уточняет
эти моменты и определяет бюджетное
учреждение как организацию, созданную
органами государственной власти
РФ, субъектов Федерации, органами
местного самоуправления для
осуществления управленческих, социально-культурных,
научно-технических или иных функций
некоммерческого характера, деятельность
которой финансируется из соответствующего
бюджета или бюджета государственного
внебюджетного фонда на основе сметы доходов
и расходов (ст. 161 БК РФ). К бюджетным учреждениям
относятся учреждения общего и профессионального
образования, здравоохранения и социального
обеспечения, научно-исследовательские
учреждения, органы государственной власти
и органы местного самоуправления, суды
и прокуратура, учреждения обороны, правопорядка
и безопасности государства.
Содержание отношений
некоммерческих организаций с
бюджетами разных уровней зависит
главным образом от правового
статуса организации. Для бюджетных
учреждений ввиду необходимости их финансирования
собственником характерны двусторонние
отношения в части получения финансирования
из бюджета соответствующего уровня в
зависимости от подчиненности учреждения
и уплаты налогов в бюджетную систему.
Двусторонние отношения возникают независимо
от того, осуществляет бюджетное учреждение
предпринимательскую и иную приносящую
доход деятельность или нет. В случае отсутствия
внебюджетных источников доходов учреждение,
получая бюджетное финансирование, тем
не менее уплачивает налоги, связанные
с бюджетной деятельностью (налог на доходы
физических лиц, единый социальный налог),
ассигнования на уплату которых предусмотрены
в соответствующих статьях сметы доходов
и расходов. Если учреждение помимо бюджетной
осуществляет еще и предпринимательскую
деятельность, оно уплачивает налоги,
связанные с этой деятельностью (налог
на добавленную стоимость, налог на прибыль,
земельный налог и др.), при этом источником
уплаты налогов является выручка или прибыль
от реализации продукции, работ или услуг.
Односторонние отношения с соответствующим
бюджетом возникают только у учреждений,
не финансируемых собственником за счет
бюджетных средств (например, у органов
вневедомственной охраны), в части уплаты
налогов, связанных с оказанием платных
услуг организациям и гражданам.
Отношения некоммерческих
организаций иных организационно-правовых
форм (кроме бюджетных учреждений)
с бюджетами также могут быть
двусторонними или односторонними.
Для некоторых организаций (общественных,
религиозных организаций, фондов)
предусмотрена как возможность
получения бюджетных средств
на определенные цели, предусмотренные
законодательством о некоммерческих
организациях, так и необходимость
уплаты налогов. Отношения остальных
некоммерческих организаций с
бюджетами ограничиваются только
уплатой налогов в соответствии
с действующим законодательством.
Разная организационно-правовая
форма некоммерческих организаций,
получающих бюджетное финансирование,
определяет и различные формы
предоставления бюджетных средств.
Для некоммерческих организаций,
созданных в форме бюджетного
учреждения, законодательство предусматривает
единственную форму финансирования
— ассигнования на содержание
бюджетных учреждений (ст. 69 БК РФ).
Некоммерческим организациям иных
организационно-правовых форм (общественные,
религиозные организации, фонды),
бюджетные средства предоставляются
не на их содержание, а в
рамках выполнения ими федеральных
целевых программ в форме субсидии.
Разные формы
финансирования, применяемые в отношении
некоммерческих организаций определенных
организационно-правовых форм, обусловливают
и различный механизм предоставления
средств из бюджета.