Автор: Пользователь скрыл имя, 13 Февраля 2013 в 21:08, реферат
В данной работе расписаны источники формирования финансовых ресурсов некоммерческих организаций и пути распределения доходов.
Актуальность темы определяется тем, что общественные организации являются необходимым элементом для становления гражданского общества, позволяя участвовать в решении важных общественных вопросов. Это и повлияло на моё решение выбрать данную тему.
Цель данной работы - выявить сущность финансов некоммерческих организаций, определить систему организации финансовых ресурсов общественных организаций.
Введение.
На современном этапе развития
российского общества общественные организации
становятся дополнительной и весьма действенной
силой в оказании социальной помощи, поддержки
и защиты различным социальным группам.
Они проникают в те сферы жизни, которые
не затрагиваются или слабо затрагиваются
существующими государственными структурами
и способствуют вовлечению индивида в
социальную деятельность.
Немаловажную
роль в работе общественных организаций
играют финансы. От умения добиваться
финансовой поддержки зависит многое,
но далеко не у всех накоплен положительный
опыт поиска денег. Кроме того, существующий
на сегодняшний день ряд законодательных
и налоговых ограничений не способствует
развитию собственных производств или
предпринимательской деятельности некоммерческих
структур. В результате большинству организаций
не всегда удаётся в полной мере следовать
достижению уставных целей.
Актуальность
темы определяется тем, что общественные
организации являются необходимым элементом
для становления гражданского общества,
позволяя участвовать в решении важных
общественных вопросов. Это и повлияло
на моё решение выбрать данную тему.
Цель данной
работы - выявить сущность финансов некоммерческих
организаций, определить систему организации
финансовых ресурсов общественных организаций.
1.Понятие некоммерческой организации.
В Гражданском кодексе РФ некоммерческая
организация определяется как организация,
не имеющая извлечение прибыли в качестве
основной цели деятельности и не распределяющая
полученную прибыль между участниками.
Правовое положение некоммерческих организаций
определяют следующие основные законы:
1) Гражданский кодекс РФ;
2) Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
3) Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Законодательная база в РФ
предполагает существование
Участники данных организаций (члены) не сохраняют прав на переданное ими этим организациям в собственность имущество, в том числе на членские взносы.
Имущество, переданное фонду его учредителями, является собственностью фонда, попечительский совет осуществляет надзор за его деятельностью
Переданное имущество является собственностью партнерства, члены вправе участвовать в управлении делами, получать при выходе (ликвидации партнерства) часть имущества в пределах переданного в собственность, за исключением членских взносов.
Имущество закрепляется на праве оперативного управления в соответствии с ГК РФ. Учреждение отвечает по своим обязательствам, при недостаточности средств субсидиарную ответственность несет его собственник.
Имущество, переданное НКО ее учредителями, является собственностью, учредители могут пользоваться ее услугами только на равных правах с другими лицами, не сохраняют прав на ее собственность
Члены ассоциации (союза) несут субсидиарную ответственность по обязательствам в размере и порядке, предусмотренном ее учредительными документами, безвозмездно пользуются ее услугами.
Имущество формируется на основе вступительных и членских взносов, добровольных взносов и пожертвований, поступлений от проводимых мероприятий, доходов от предпринимательской деятельности, пожертвований на подготовку и проведение выборов.
Не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.
Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ.
2. Источники формирования финансовых ресурсов некоммерческой организации.
Имущество некоммерческой организации может формироваться за счет денежных поступлений и за счет имущественных взносов. В соответствии с действующим законодательством источниками формирования имущества некоммерческой организации в денежной и иных формах являются:
3. Формирование
бюджета некоммерческой
Составление бюджета базируется на принципах программно-целевого планирования:
В настоящее время применяются три подхода к составлению бюджетов некоммерческих организаций.
Первый подход предполагает планирование на основе данных предыдущего периода деятельности некоммерческой организации. Он подходит для стабильно действующих организаций, не собирающихся вносить кардинальные изменения в свою деятельность.
Второй подход наиболее предпочтителен для организаций, начинающих или осваивающих новые проекты или программы, т. е. не имеющих данных за предыдущий период по этим направлениям деятельности. Он основан на расчете и оценке потребностей организации в материально-техническом обеспечении с применением экспертных оценок предполагаемых расходов.
Третий подход соединяет в себе первые два. В его основе — соединение данных, полученных от предыдущего периода работы организации, и расчетные элементы для начала новой деятельности.
Исходя из алгоритма разработки программ и проектов некоммерческие организации определяют потребности в материальных и трудовых ресурсах, финансовые затраты и объем финансовых ресурсов.
На рис.3.1. представлена последовательность процедуры определения финансовых ресурсов в зависимости от поставленных целей где , , … — цели; — комплекс мероприятий, направленных на достижение ; — ресурсы, необходимые для выполнения .
На первом этапе задаются стратегические цели, на втором — определяются пути реализации выработанных целей, на третьем — оценивается и определяется ресурсная финансовая база.
На рис.3.2 представлена схема определения финансовых ресурсов на основе анализа имеющихся или предполагаемых ресурсов, необходимых для достижения целей, где - наличие финансовых ресурсов; , … - комплекс мероприятий, направленных на освоение ; , … - цель или цели, достижение которых возможно при наличии и выполнении .
На рис. 3.2 показана процедура принятия решения, где на первом этапе анализируются имеющиеся финансовые ресурсы. На втором этапе идут постановка комплекса задач и поиск путей их реализации, исходя из имеющихся ресурсов. На третьем этапе выбираются цели, достижение которых возможно при имеющихся финансовых ресурсах.
После притока денежных
4. Смета некоммерческой организации.
Некоммерческая организация должна иметь самостоятельный баланс или смету. Смету как форму финансового плана используют, как правило, при отсутствии у юридического лица собственных средств дохода, а его финансирование носит целевой характер, направленный на покрытие расходов, не относящихся к производственной деятельности.
Смета представляет собой документ, определяющий стоимость выполненных некоммерческой организацией программ и проектов, а также величину расходов на содержание аппарата управления некоммерческой организации.
Смета составляется руководством некоммерческой организации, утверждается соответствующим органом управления (попечительским советом, собранием участников и т. п.) и служит для планирования и учета объемов принятых к реализации программ и проектов, для организации своевременных расчетов с исполнителями.
По каждой программе или проекту составляется собственная смета на весь комплекс работ, выполняемых как собственными силами некоммерческой организации, так и привлеченными исполнителями. Сводная смета составляется путем объединения отдельных или локальных смет. Если порядок выполнения программы или проекта предусматривает несколько этапов, то на каждый этап составляется своя смета.
Сметное финансирование обеспечивает:
Особенность сметы — жесткое лимитирование статей расходов некоммерческой организации и согласование их с финансовыми возможностями участников некоммерческой организации и жертвователей. Особенностью сметного финансирования является расходование денежных средств в точном соответствии с целевым назначением расходов и их лимитами, установленными на этапе распределения имеющихся ресурсов. Таким образом, смета — основной плановый документ для финансирования расходов некоммерческой организации ее собственником, участниками или жертвователями ввиду особенности ее места и роли в общественно-экономической жизни государства, поскольку ее деятельность направлена на безвозмездное предоставление общественных благ социального характера. В отличие от других финансовых планов, составляемых в форме баланса доходов и расходов, смета отражает односторонний характер финансовых отношений с внешними источниками финансирования, выражающийся в расходовании получаемых денежных средств.