Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:09, лекция

Описание работы

Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в финансовом праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.

Работа содержит 1 файл

лекции по финансовому праву.docx

— 227.54 Кб (Скачать)

9. До 1 января 2007 г. в РФ отдельными направлениями (объектами) валютного регулирования являются также порядок резервирования и правила определения и выбора мер по обеспечению исполнения обязательства.

91. Валютный контроль

Основным источником правового  регулирования отношений, в сфере  валютного контроля является ФЗ от 10 декабря 2003 г. «О валютном регулировании и валютном контроле», в нем, само понятие валютного контроля не определяется. Основные принципы валютного контроля и валютного регулирования получили правовое закрепление. В соответствии со ст. 3 Закона такими принципами являются:

– приоритет экономических мер в реализации государственной политики в области валютного регулирования;

– исключение неоправданного вмешательства государства и его органов в валютные операции резидентов и нерезидентов;

– единство внешней и внутренней валютной политики РФ;

– единство системы валютного регулирования и валютного контроля;

– обеспечение государством защиты прав и экономических интересов резидентов и нерезидентов при осуществлении валютных операций.

Валютный контроль можно  определить как контроль Правительства  РФ, органов и агентов валютного  контроля за соблюдением валютного  законодательства при осуществлении  валютных операций.

Органами валютного контроля в России являются ЦБ РФ, федеральный  орган (федеральные органы) исполнительной власти, уполномоченный (уполномоченные) Правительством РФ.

Агентами валютного контроля являются уполномоченные банки, подотчетные  ЦБ РФ, а также не являющиеся уполномоченными  банками профессиональные участники  рынка ценных бумаг, в том числе  держатели реестра (регистраторы), подотчетные  федеральному органу исполнительной власти по рынку ценных бумаг, таможенные органы и территориальные органы федеральных  органов исполнительной власти, являющиеся органами валютного контроля.

Правительство РФ как орган  валютного контроля в соответствии с полномочиями в сфере бюджетной, финансовой, кредитной и денежной политики осуществляет валютное регулирование  и валютный контроль. Федеральным  органом валютного контроля исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ, является Федеральная служба финансово-бюджетного надзора, находящаяся в ведении  Министерства финансов РФ. Указанная  служба осуществляет контроль и надзор за соблюдением резидентами и  нерезидентами валютного законодательства РФ, требований актов органов валютного  регулирования и валютного контроля, а также за соответствием проводимых валютных операций условиям лицензий и разрешений.

Таможенные органы осуществляют в пределах своей компетенции  валютный контроль операций, связанных  с перемещением товаров и транспортных средств через таможенную границу. Федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в области  налогов и сборов, являясь органом  валютного контроля, выполняет функции, связанные осуществлением валютного  контроля, в порядке, определяемом Правительством.

Проанализировав законодательство можно сделать вывод, что полномочия органов валютного контроля несколько  шире полномочий агентов валютного  контроля. Первые, т. е. органы валютного контроля, в пределах своей компетенции издают нормативные акты, обязательные к исполнению всеми резидентами и нерезидентами в РФ. Вторые таким правом не наделены.

Органы и агенты валютного контроля и их должностные  лица в пределах своей компетенции имеют право:

– проводить проверки соблюдения резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства РФ и актов органов валютного регулирования;

– проводить проверки полноты и достоверности учета и отчетности по валютным операциям резидентов и нерезидентов;

– запрашивать и получать документы и информацию, которые связаны с проведением валютных операций, открытием и ведением счетов.

Существует и исключительная компетенция органов и агентов  валютного контроля.

92. Ответственность за нарушение валютного законодательства

Резиденты и нерезиденты, нарушившие положения актов валютного  законодательства РФ и актов органов  валютного регулирования, несут  ответственность в соответствии с законодательством РФ.

Административная  ответственность предусмотрена ст. 15.25 КоАП РФ. Осуществление валютных операций без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна), либо с нарушением требований (условий, ограничений), установленных специальным разрешением (лицензией), а равно с использованием заведомо открытых с нарушением установленного порядка счетов резидентов в кредитных организациях за пределами РФ – влечет наложение административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических лиц в размере от одной десятой до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Невыполнение в установленный  срок обязанности по ввозу на территорию РФ товаров, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств, либо невозврат в установленный  срок переведенной за эти товары суммы  денежных средств – влечет наложение  административного штрафа на граждан, должностных лиц и юридических  лиц в размере от одной десятой  до одного размера суммы незаконной валютной операции.

Нарушение установленного порядка  зачисления на счета в уполномоченных банках выручки, причитающейся за экспортированные работы, услуги, результаты интеллектуальной деятельности, – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц и юридических лиц в размере стоимости работ, услуг и результатов интеллектуальной деятельности, явившихся предметами административного правонарушения.

Несоблюдение установленного порядка ведения учета, составления  и представления отчетности по валютным операциям, а равно нарушение  установленных сроков хранения учетных  и отчетных документов – влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере  от пятидесяти до ста минимальных  размеров оплаты труда; на юридических  лиц – от четырехсот до пятисот  минимальных размеров оплаты труда.

Объектом правонарушения, предусмотренного настоящей статьей, выступают финансовые и экономические  интересы юридических лиц, государства  в целом, права граждан в отношении  владения, пользования и распоряжения валютными ценностями, порядок управления, правила проведения различных видов  валютных операций.

Уголовная ответственность предусмотрена ст. 193 УК РФ. Невозвращение в крупном размере из-за границы руководителем организации средств в иностранной валюте, подлежащих в соответствии с законодательством РФ обязательному перечислению на счета в уполномоченный банк РФ, – наказывается лишением свободы на срок до трех лет. Деяние, предусмотренное настоящей статьей, признается совершенным в крупном размере, если сумма невозвращенных средств в иностранной валюте превышает пять миллионов рублей. Известно, что одним из приоритетных направлений экономической политики любого государства является формирование его валютных резервов. Россия не составляет исключения. Более того, в силу сложившейся в стране непростой экономической ситуации проблема пополнения валютных резервов становится жизненно важной. Это вопрос экономической и политической стабильности государства. При том одними мерами валютного и таможенного контроля проблему не решить. Либерализация внешнеэкономической деятельности и выход на внешний рынок большого числа субъектов предпринимательской деятельности при отсутствии надлежащего правового обеспечения и контроля повлекли бесконтрольный вывоз валютных средств за границу.

 

Оглавление

·  1. Понятие финансов и их функции

·  2. Понятие финансовой деятельности Российской Федерации, методы ее осуществления

·  3. Конституционные основы (принципы) финансовой деятельности

·  4. Распределение компетенции между органами государственной власти в области финансовой деятельности

·  5. Система финансовых органов, осуществляющих деятельность по управлению финансами и контроль в этой сфере

·  6. Финансовая система Российской Федерации как совокупность входящих в нее элементов, ее состав

·  7. Понятие финансового права, источники финансового права, его место в системе российского права

·  8. Предмет и метод финансового права

·  9. Система финансового права Российской Федерации

·  10. Финансово-правовые нормы. Их общая характеристика, виды

·  11. Финансовые правоотношения. Их содержание и особенности

·  12. Субъекты финансовых правоотношений

·  13. Понятие и значение финансового контроля

·  14. Виды и органы финансового контроля

·  15. Методы финансового контроля

·  16. Основные виды правонарушений в области финансовой деятельности

·  17. Понятие бюджетного права, его источники

·  18. Бюджетные правоотношения и их особенности

·  19. Понятие, роль и правовая форма бюджетов, виды бюджетов

·  20. Понятие консолидированного бюджета, его виды и особенности

·  21. Субъекты бюджетных правоотношений

·  22. Полномочия Министерства финансов Российской Федерации в бюджетном процессе

·  23. Бюджетная система, ее состав, принципы построения

·  24. Доходы бюджетов, их классификация

·  25. Доходы собственные и регулирующие, их распределение между бюджетами

·  26. Расходы бюджетов, их классификация

·  27. Виды расходов и распределение расходов между бюджетами

·  28. Фонды финансовой поддержки, порядок их образования и расходования

·  29. Дефицит бюджета

·  30. Финансовая помощь из федерального бюджета бюджетам субъекта Федерации и местным бюджетам

·  31. Бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований

·  32. Понятие бюджетного процесса. Его стадии

·  33. Принципы бюджетного процесса

·  34. Порядок составления проекта федерального бюджета

·  35. Порядок рассмотрения и утверждения федерального бюджета

·  36. Порядок исполнения федерального бюджета

·  37. Особенности казначейского исполнения бюджета

·  38. Кассовое исполнение бюджетов

·  39. Виды распорядителей средств федерального бюджета

·  40. Отчет об исполнении федерального бюджета

·  41. Понятие, классификация и основы правового регулирования целевых государственных и местных фондов

·  42. Правовой режим целевых бюджетных фондов

·  43. Правовой режим государственных и местных внебюджетных фондов

·  44. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ

·  45. Понятие доходов государства, их виды

·  46. Понятие налогов и сборов, роль налогов в Российской Федерации

·  47. Функции налогов

·  48. Налоговая система Российской Федерации

·  49. Порядок установления налогов и сборов

·  50. Понятие налогового права, его источники

·  51. Налоговые правоотношения, субъекты налоговых правоотношений

·  52. Налоги с юридических лиц. Общая характеристика

·  54. Налог на прибыль организаций

·  55. Налоги с физических лиц. Общие положения

·  56. Налог на доходы физических лиц

·  57. Налог на имущество физических лиц

·  58. Налоги целевые и общие для юридических и физических лиц. Общие положения

·  59. Земельный налог

·  60. Транспортный налог

·  61. Иные общие для юридических и физических лиц налоги

·  62. Местные налоги и сборы. Особенности местных налогов и сборов

·  63. Понятие и система неналоговых доходов государства

·  64. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

·  65. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

·  66. Понятие налогового агента, их права и обязанности

·  67. Механизм обеспечения исполнения налоговых обязанностей

·  68. Порядок изменения сроков уплаты налогов

·  69. Понятие и значение государственного кредита в Российской Федерации. Государственный внутренний долг

·  70. Формы государственного внутреннего долга

·  71. Понятие и организация страхования

·  72. Виды страхования

·  73. Понятие и система государственных расходов

·  74. Понятие и принципы финансирования

·  75. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

·  76. Правовое регулирование внебюджетных средств бюджетных учреждений

·  77. Понятие, принципы и виды банковского кредита

·  78. Понятие и структура банковской системы

·  79. Правовое положение Центрального банка Российской Федерации (Банка России)

·  80. Небанковские кредитные организации в банковской системе

·  81. Иностранные банки, их филиалы и представительства

·  82. Банковское регулирование и банковский надзор

·  83. Понятие денежной системы

·  84. Правовые основы денежной системы Российской Федерации

·  85. Правовые основы обращения наличных денег

·  86. Правовые основы безналичного денежного обращения

·  87. Понятие валюты и валютных ценностей

·  88. Характеристика валютных операций

·  89. Субъекты и объекты валютных отношений

·  90. Понятие и содержание валютного регулирования

·  91. Валютный контроль

·  92. Ответственность за нарушение валютного законодательства


Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"