Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:09, лекция

Описание работы

Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в финансовом праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.

Работа содержит 1 файл

лекции по финансовому праву.docx

— 227.54 Кб (Скачать)

Обязательное  социальное страхование – это часть государственной системы социальной защиты населения, спецификой которой является страхование работающих граждан от возможного изменения материального и (или) социального положения, в том числе по не зависящим от них обстоятельствам, и осуществляемое в соответствии с Федеральным законом. Управление системой обязательного социального страхования возложено на Правительство РФ.

Вторая форма страхования  – собственно страхование, связанное с непредвиденными чрезвычайными событиями, традиционно относится к предмету финансового права.

В Закон РФ от 27 ноября 1992 г. № 4015-I «Об организации страхового дела в Российской Федерации» впервые были закреплены правовые понятия страхования и страховой деятельности. Страхование – это отношения по защите интересов физических и юридических лиц, РФ, субъектов РФ и муниципальных образований при наступлении определенных страховых случаев за счет денежных фондов, формируемых страховщиками из уплачиваемых ими страховых премий (страховых взносов), а также за счет иных средств страховщиков. Страховая деятельность (страховое дело) определяется законодателем как сфера деятельности страховщиков по страхованию, перестрахованию, взаимному страхованию, а также страховых брокеров, страховых актуариев по оказанию услуг, связанных со страхованием и перестрахованием.

Характерными  чертами страхования являются:

– не постоянный, а вероятностный характер отношений;

– возвратность средств страхователям;

– строго очерченный (замкнутый) характер перераспределительных отношений;

– целевое использование создаваемого фонда.

Расходование страховых  ресурсов осуществляется исключительно  в строго определенных случаях, обусловленных  условиями договора страхования. Порядок  заключения и условия договора страхования  регулируются нормами гражданского права.

Функции страхования:

– распределительная;

– предупредительная;

– восстановительная, сберегательная функции.

В качестве самостоятельного звена финансовой системы РФ страхование  представляет собой совокупность экономических  отношений, посредством которых  через взимаемые со страхователей (юридических и физических лиц) на добровольной и обязательной основе платежи образуются специальные  страховые фонды денежных средств.

72. Виды страхования

Страхование (в  собственном смысле) в зависимости от объекта страхования подразделяется на две основные отрасли – имущественное и личное. В законодательстве выделяются следующие основные виды страхования: страхование имущества, личное страхование, страхование юридической ответственности и предпринимательского риска. Кроме того, особо выделяются специальные виды страхования: пенсионное, медицинское, морское, вкладов и иностранных инвестиций от некоммерческих рисков.

Объектами имущественного страхования могут выступать имущественные интересы, связанные, в частности, с:

– владением, пользованием и распоряжением имуществом (страхование имущества);

– обязанностью возместить причиненный другим лицам вред (страхование гражданской ответственности);

– осуществлением предпринимательской деятельности, т. е. страхование предпринимательских рисков.

Объектом личного страхования  выступают личные блага гражданина, связанные с его жизнью, здоровьем, трудоспособностью.

Закон РФ «Об организации  страхового дела в Российской Федерации», как и ГК РФ, предусматривает две  формы страхования: добровольную и  обязательную. Добровольная осуществляется на основе договора между страхователем  и страховщиком и правил страхования, определяющих общие условия и  порядок его осуществления.

Обязательным является страхование, осуществляемое в силу закона. По каждому  конкретному виду обязательного  страхования должен быть принят федеральный  закон, содержащий установленные законом  элементы, в том числе: субъекты; объекты, подлежащие страхованию; минимальный  размер страховой суммы или порядок  ее определения и др.

Обязательное страхование  подразделяется на обязательное государственное  и обязательное (негосударственное) страхование. В первом случае страховые  взносы уплачиваются за счет средств  соответствующего бюджета (либо внебюджетных фондов), во втором – за счет средств  страхователя либо иных лиц.

Обязательное (негосударственное) страхование, в свою очередь, может  быть имущественным и личным, а  также платным и бесплатным.

К основным видам обязательного  и обязательного государственного страхования относится следующее.

Страхование гражданской  ответственности владельцев транспортных средств. Осуществляется за счет средств  владельцев транспортных средств. Государство  регулирует страховые тарифы по данному  виду страхования.

Разновидностью обязательного  страхования имущества является противопожарное страхование имущества, находящегося в ведении, пользовании  либо распоряжении предприятий.

Основным видом обязательного  личного страхования является обязательное личное страхование пассажиров. За счет взносов страхователей осуществляется страхование от несчастных случаев  пассажиров воздушного, железнодорожного, морского, внутреннего водного и  автомобильного транспорта, а также  туристов и экскурсантов на время  поездки или полета.

Законодательством предусмотрено  обязательное как личное, так и  имущественное государственное  страхование. Перечень случаев обязательного  личного страхования более широк  по сравнению с обязательным имущественным  страхованием. Обязательное государственное страхование, помимо общей классификации на личное и имущественное, можно подразделить на:

– установленное для лиц, находящихся на госслужбе;

– установленное для лиц, пострадавших от радиационных аварий на объектах гражданского и военного назначения, от экологических и иных чрезвычайных катастроф;

– установленное для лиц, занятых медицинскими и иными научными исследованиями в области вирусологии, оказанием медицинской, психиатрической и других видов помощи, а также лиц, занятых проведением разнообразных спасательных работ.

73. Понятие и система государственных расходов

Выражение «государственные расходы» можно понимать в разных аспектах. Государственные расходы имеют публичный характер. Данная категория имеет организационный и юридический аспекты, выступая в качестве составной части финансовой деятельности государства, а именно деятельности по использованию находящихся в их собственности и распоряжении денежных средств. Ей присущи все общие особенности финансовой деятельности государства при наличии специфических черт, свойственных данному ее этапу. Особенно следует отметить, что такое направление финансовой деятельности находится во взаимозависимости с другими ее направлениями: образованием денежных фондов, их распределением; неотъемлемым ее элементом также должен быть финансовый контроль.

Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих упомянутые финансовые отношения, представляет собой раздел Особенной части финансового права, состоящий из ряда финансово-правовых институтов, которые отражают специфику различных правовых режимов государственных расходов.

Государственные расходы получают свое выражение в соответствующих финансово-правовых институтах и правоотношениях.

Это определяет исключительно  важное практическое значение финансово-правовых институтов государственных расходов, четкости составляющих их правовых норм как механизма, способствующего  экономному и эффективному использованию  государственных денежных средств  строго по целевому назначению в соответствии с утвержденными программами, планами  и приоритетами.

Государственные расходы  представляют в своей совокупности определенную систему и классифицируются по разным основаниям. Прежде всего, в  зависимости от форм собственности  субъектов, осуществляющих публичные  расходы, их следует подразделить на государственные и муниципальные. Такую классификацию развивает  подразделение расходов на три группы соответственно уровням организации  власти в РФ: федеральные расходы; расходы субъектов Федерации, которые  вместе с федеральными составляют государственные  расходы; и расходы местного уровня.

Следовательно, в зависимости  от источников получения денежных средств, а также порядка их планирования и использования расходы можно подразделить:

– на централизованные, осуществляемые за счет бюджета и государственных внебюджетных фондов;

– децентрализованные, осуществляемые государственными организациями за счет тех средств, которые получены ими самими в результате своей деятельности и остаются в их распоряжении.

В зависимости от характера  участия в общественном производстве и деятельности выделяются расходы  на финансирование:

– оборотных средств (текущих расходов);

– основных фондов (капитальных вложений);

– создания резервов.

Важное значение для характеристики целевых направлений государственных  расходов имеет классификация их по функциональному признаку. Законодательная  основа такой классификации заложена ФЗ от 15 августа 1996 г. № 115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». Хотя Закон установил ее только в отношении бюджетов, в определенной части она применима к государственным расходам в целом. В составе последних можно выделить направления расходов на:

– отрасли экономики – промышленность, строительство сельское хозяйство и т. д.;

– социально-культурную сферу и науку;

– охрану окружающей природной среды;

– оборону;

– правоохранительную деятельность, обеспечение безопасности, функционирование судебной системы;

– международную деятельность;

– государственное управление и местное самоуправление, включая функционирование представительных и исполнительных органов власти;

– создание запасов и резервов;

– прочие расходы.

74. Понятие и принципы финансирования

Государственные и муниципальные  расходы осуществляются путем финансирования. Финансирование государственных или муниципальных расходов – это урегулированное правовыми нормами выделение (отпуск) государственных или муниципальных денежных средств, как правило, на безвозмездной и безвозвратной основе (за исключением установленных законодательством условий возвратности и возмездности), для деятельности и развития предприятий, организаций и учреждений соответственно их задачам и функциям.

В порядке финансирования государственных (муниципальных) расходов в связи с преобразованиями экономики  появились новые черты: расширился круг источников финансирования государственных  и муниципальных расходов, появились  новые организационно-правовые формы  финансирования.

В настоящее время источниками финансирования государственных и муниципальных расходов выступают средства:

– государственных и муниципальных бюджетов, причем на основании специально принятых решений они могут быть выделены на срочной, возвратной, платной основе;

– государственных (муниципальных) внебюджетных фондов;

в) отраслей экономики – централизованные фонды министерств, ведомств, собственные финансовые ресурсы предприятий, учреждений.

В формировании средств, необходимых  для финансирования государственных  и муниципальных расходов, в последнее  время, усилилось значение заемных  и привлеченных средств. Придается большое значение привлечению иностранных инвестиций.

К новым организационно-правовым формам финансирования государственных  и муниципальных расходов следует  отнести: финансирование объектов (программ) на конкурсной основе; выделение грантов  обычно образовательным учреждениям, научным и творческим коллективам  и т. п., как правило, также в порядке конкурса или другой системы отбора.

Многоканальная  система финансирования государственных программ с использованием средств бюджетов разных уровней и внебюджетных источников, стала широко применяемой. При этом финансирование планируется на разные сроки: помимо годового, оно может быть среднесрочным и долгосрочным.

Вместо непосредственного  финансирования отдельных объектов (программ) в качестве меры их государственной  поддержки применяется предоставление гарантий и поручительств коммерческим банкам за счет средств федерального бюджета как условие выдачи кредита.

Финансирование осуществляется на основании определенных принципов. Можно назвать следующие общие принципы финансирования государственных и муниципальных расходов:

– плановость;

– соответствие планируемых расходов объему государственных или муниципальных доходов;

– целевое направление средств;

– соответствие финансируемых расходов охраняемым законом правам и интересам граждан, организаций, государства, муниципальных образований;

– соответствие финансируемых расходов требованиям экологических, санитарно-гигиенических и других установленных законом и в соответствии с ним норм;

– безвозвратность и безвозмездность выделения средств;

– контроль за использованием государственных и муниципальных средств и ответственность за правонарушения в этой области.

Выделяются два основных правовых режима финансирования в зависимости от особенностей использования средств субъектами:

– финансирование государственных или муниципальных коммерческих организаций, за которыми имущество закрепляется на праве хозяйственного ведения;

– финансирование государственных или муниципальных учреждений, состоящих на бюджете и относящихся к некоммерческим организациям, действующим на праве оперативного управления имуществом, т. е. сметно-бюджетное финансирование.

75. Понятие сметно-бюджетного финансирования и его объекты

Сметно-бюджетное  финансирование – это порядок выделения средств бюджетным учреждениям на основе смет из бюджетной системы для осуществления расходов, связанных с их основной деятельностью и развитием. На сметно-бюджетное финансирование распространяются общие принципы финансирования: безвозвратности и безвозмездности отпуска денежных средств, их, целевого и эффективного использования, соблюдения финансовой дисциплины, осуществления финансирования по мере выполнения работ, услуг и с учетом использования ранее отпущенных ассигнований.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"