Лекции по "Финансовому праву"

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:09, лекция

Описание работы

Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в финансовом праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.

Работа содержит 1 файл

лекции по финансовому праву.docx

— 227.54 Кб (Скачать)

В составе неналоговых  доходов можно выделить следующие  их группы:

– доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности (доходы от сдачи в аренду государственного имущества; дивиденды по акциям, принадлежащим государству и др.);

– доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности (поступления от приватизации организаций; от продажи государством принадлежащих им земельных участков, производственных и непроизводственных фондов, транспортных средств, иного оборудования, квартир, акций и др.);

– административные платежи и сборы (исполнительский сбор; сборы, взимаемые Государственной инспекцией безопасности дорожного движения МВД РФ, прочие платежи, взимаемые государственными организациями за выполнение определенных функций);

– штрафные санкции, возмещение ущерба (поступления за выпуск и реализацию продукции, изготовленной с отступлением от стандартов и технических условий; санкции за нарушение порядка применения цен, за нецелевое использование бюджетных средств; административные штрафы; суммы, взыскиваемые с лиц, виновных в совершении преступлений и недостаче материальных ценностей, и др.);

– доходы от внешнеэкономической деятельности (поступления средств от централизованного экспорта и прочие поступления от внешнеэкономической деятельности; оплата процентов по государственным кредитам, предоставленным правительствам иностранных государств; таможенные пошлины и сборы и др.).

Неналоговые доходы подразделяются на три уровня: федеральные, региональные (субъектов РФ) и муниципальные (местные).

Среди неналоговых доходов  имеются платежи (сборы, пошлины, платежи  за пользование природными ресурсами  и т. п.), близкие по некоторым признакам к налогам (обязательность уплаты, зачисление в бюджетную систему, подконтрольность налоговым или в соответствующих случаях таможенным органам). Но они существенно отличаются от налогов свойственным им возмездным характером.

64. Понятие и юридическая характеристика страховых взносов в государственные внебюджетные социальные фонды

Основным источником финансовых ресурсов государственных социальных внебюджетных фондов являются установленные  специально для зачисления в эти  фонды обязательные платежи. Обязательность таких платежей обусловлена публичными целями формирования самих государственных социальных внебюджетных фондов, а также содержанием разработанных и реализуемых с их помощью общегосударственных социальных программ.

Одновременно на этом этапе  вводятся специальные обязательные страховые взносы – страховые взносы на обязательное пенсионное страхование, зачисляемые в Пенсионный фонд РФ, и страховые взносы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, зачисляемые в Фонд социального страхования РФ. Цель их введения пополнение денежных ресурсов рассматриваемых внебюджетных фондов. Указанные взносы уплачиваются на основе тарифов, установленных в законодательных актах.

Страховые взносы в названные  фонды в правовом аспекте представляют собой вид обязательных платежей, взимаемых с организаций и  физических лиц по ставкам (тарифам), в порядке и сроки, закрепленные в нормативно-правовых актах, в целях  финансового обеспечения гарантированных  государством прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую  помощь, а также обеспечения деятельности самих внебюджетных фондов.

Таким образом, в установленную  действующим финансовым законодательством  систему источников государственных  социальных внебюджетных фондов в настоящее  время могут включаться не только обязательные налоговые платежи, но также и иные обязательные платежи, имеющие статус обязательных страховых  взносов, порядок и особенности  применения которых устанавливаются  в законах, регулирующих конкретные виды обязательного страхования.

Единый социальный налог (ЕСН) в качестве источника формирования государственных социальных внебюджетных фондов стал использоваться с момента введения в действие части второй НК РФ. ЕСН является федеральным налогом, поэтому применяется на всей территории России. Он зачисляется в определенных законом долях в федеральный бюджет и два внебюджетных фонда (Государственный фонд социального страхования РФ, фонды обязательного медицинского страхования в РФ). ЕСН не изменяет способа формирования и использования средств внебюджетных фондов. Они продолжают формироваться страховым методом.

Страховые взносы а обязательное пенсионное страхование  являются самостоятельным источником доходов ПФР. Эти взносы представляют собой индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджет ПФР и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на его индивидуальном лицевом счете. В данном случае указанные платежи не будут являться страховыми платежами в чистом виде, т. к. они одновременно обладают признаками и налогов, и сборов.

Страховые взносы на обязательное страхование от несчастных случаев  на производстве и профессиональных заболеваний представляют собой  обязательный платеж по обязательному  социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, рассчитанный исходя из страхового тарифа, скидки (надбавки) к страховому тарифу, который страхователь обязан внести страховщику.

65. Права и обязанности налогоплательщиков (плательщиков сборов)

В перечне обязанностей налогоплательщиков НК РФ (ст. 21) выделил две группы: общие для организаций и физических лиц обязанности и дополнительные к ним обязанности налогоплательщиков – организаций и индивидуальных предпринимателей.

В первую группу входят следующие обязанности налогоплательщиков:

– уплачивать законно установленные налоги;

– встать на учет в налоговых органах, если такая обязанность предусмотрена НК РФ;

– вести в установленном порядке. На налогоплательщиков – организации и индивидуальных предпринимателей, помимо перечисленных, возложены обязанности сообщать в налоговый орган по месту учета: об открытии или закрытии счетов – в десятидневный срок; о всех случаях участия в российских и иностранных организациях – в срок не позднее одного месяца со дня начала такого участия; о всех обособленных подразделениях, созданных на территории РФ, – в срок не позднее одного месяца со дня их создания, реорганизации или ликвидации; об объявлении несостоятельности, о ликвидации или реорганизации – в срок не позднее трех дней со дня принятия такого решения; об изменении своего места нахождения или места жительства – в срок не позднее десяти дней с момента такого изменения.

Учитывая различия между  налогами и сборами, НК РФ не отождествляет  обязанности налогоплательщиков с  обязанностями плательщиков сборов, о которых говорится особо: они  обязаны уплачивать законно установленные  сборы, а также нести иные обязанности, установленные законодательством  о налогах и сборах.

В первую очередь называется обязанность уплатить законно установленные  налоги и сборы. Такая обязанность  имеет конституционный характер (ст. 57 КРФ).

Вместе с тем налогообложение  некоторых субъектов может быть заменено другой формой выполнения данной обязанности. Это касается субъектов  предпринимательской деятельности (инвесторов) в области пользования  недрами. При заключении между ними, с одной стороны, и государством в лице компетентных органов, с другой, соглашения о разделе полученной продукции взимание ряда налогов  и других обязательных платежей заменяется передачей государству части  продукции на условиях соглашения.

Обязанность налогоплательщика  по уплате налога возникает, изменяется и прекращается при наличии оснований, установленных законодательным  актом о налогах и сборах. Так, основанием возникновения обязанности  уплатить какой-либо налог является прежде всего наличие у него соответствующего объекта налогообложения.

Налогоплательщики (плательщики  сборов) имеют права, которые направлены на то, чтобы обеспечить им возможность  защиты своих прав и интересов. НК РФ, расширив и уточнив их, закрепил следующие права налогоплательщиков (и плательщиков сборов):

– получать от налоговых органов по месту учета бесплатную информацию о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах;

– получать от налоговых органов и других уполномоченных государственных органов письменные разъяснения по вопросам применения законодательства о налогах и сборах; – использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит;

– право на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налога и др.

66. Понятие налогового агента, их права и обязанности

Налоговыми агентами (ст. 24 НК РФ) признаются лица, на которых в соответствии с настоящим НК РФ возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов.

Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики, за исключением случаев предусмотренных  НК РФ:

– получать по месту своего учета от налоговых органов бесплатную информацию (в том числе в письменной форме) о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также получать формы налоговой отчетности и разъяснения о порядке их заполнения;

– получать от Министерства финансов РФ письменные разъяснения по вопросам применения законодательства РФ о налогах и сборах, от финансовых органов в субъектах РФ и органов местного самоуправления – по вопросам применения соответствующего законодательства;

– использовать налоговые льготы при наличии оснований и в порядке, установленном законодательством о налогах и сборах;

– получать отсрочку, рассрочку, налоговый кредит или инвестиционный налоговый кредит в порядке и на условиях, установленных НК РФ;

– на своевременный зачет или возврат сумм излишне уплаченных либо излишне взысканных налогов, пени, штрафов;

– представлять свои интересы в налоговых правоотношениях лично либо через своего представителя;

– представлять налоговым органам и их должностным лицам пояснения по исчислению и уплате налогов, а также по актам проведенных налоговых проверок;

– присутствовать при проведении выездной налоговой проверки;

– получать копии акта налоговой проверки и решений налоговых органов, а также налоговые уведомления и требования об уплате налогов;

– требовать от должностных лиц налоговых органов соблюдения законодательства о налогах и сборах при совершении ими действий в отношении налогоплательщиков;

– не выполнять неправомерные акты и требования налоговых органов, иных уполномоченных органов и их должностных лиц, не соответствующие законодательству;

– обжаловать в установленном порядке акты налоговых органов, иных уполномоченных органов и действия (бездействие) их должностных лиц;

– требовать соблюдения налоговой тайны;

– требовать возмещения в полном объеме убытков, причиненных незаконными решениями налоговых органов или незаконными действиями (бездействием) их должностных лиц.

Налоговые агенты обязаны:

– правильно и своевременно исчислять, удерживать из средств, выплачиваемых налогоплательщикам, и перечислять в бюджеты (внебюджетные фонды) соответствующие налоги;

– в течение одного месяца письменно сообщать в налоговый орган по месту своего учета о невозможности удержать налог у налогоплательщика и о сумме задолженности налогоплательщика;

– вести учет выплаченных налогоплательщикам доходов, удержанных и перечисленных в бюджеты (внебюджетные фонды) налогов, в том числе персонально по каждому налогоплательщику;

– представлять в налоговый орган по месту своего учета документы, необходимые для осуществления контроля за правильностью исчисления, удержания и перечисления налогов.

Налоговые агенты перечисляют  удержанные налоги в порядке, предусмотренном  НК РФ для уплаты налога налогоплательщиком.

За неисполнение или ненадлежащее исполнение возложенных на него обязанностей налоговый агент несет ответственность  в соответствии с законодательством  РФ.

67. Механизм обеспечения исполнения налоговых обязанностей

Исполнение обязанности  по уплате налогов и сборов (гл. 11 НК РФ) может обеспечиваться следующими способами:

1. Залог имущества оформляется договором между налоговым органом и залогодателем. Залогодателем может быть как сам налогоплательщик, так и третье лицо.

При неисполнении налогоплательщиком или плательщиком сбора обязанности  по уплате причитающихся сумм налога или сбора и соответствующих  пеней налоговый орган осуществляет исполнение этой обязанности за счет стоимости заложенного имущества  в порядке, установленном гражданским  законодательством РФ.

2. В силу поручительства поручитель обязывается перед налоговыми органами исполнить в полном объеме обязанность налогоплательщика по уплате налогов, если последний не уплатит в установленный срок причитающиеся суммы налога и соответствующих пеней.

Поручительство оформляется в соответствии с гражданским законодательством РФ договором между налоговым органом и поручителем.

При неисполнении налогоплательщиком налоговой обязанности по уплате налога, обеспеченных поручительством, поручитель и налогоплательщик несут  солидарную ответственность. Принудительное взыскание налога и причитающихся  пеней с поручителя производится налоговым органом в судебном порядке.

Информация о работе Лекции по "Финансовому праву"