Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Ноября 2012 в 11:09, лекция
Финансовое право входит в систему российского права и является одной из активно развивающихся отраслей. Название данной отрасли тесно связано с финансами. Для того чтобы разобраться в финансовом праве необходимо иметь представление о том, что же такое финансы. В финансах проявляется одна из сторон экономических отношений общества, их существование обусловлено товарно-денежными отношениями и деятельностью государства, которое использует механизм финансов для выполнения своих задач. Государство не может реализовать свою внутреннюю и внешнюю политику, обеспечить выполнение социально-экономических программ, функций обороны и безопасности страны, если не располагает для этого необходимыми финансовыми ресурсами. Посредством использования финансового механизма государство имеет возможность активного воздействия на все эти явления.
Основными правовыми источниками, регулирующими деятельность государственных и муниципальных внебюджетных фондов, являются: Конституция РФ, БК РФ. Кроме того, действуют Федеральные законы № 131-ФЗ «Об общих принципах организаций местного самоуправления в РФ», «О финансовых основах местного самоуправления в РФ», а также положения о конкретных внебюджетных фондах.
В БК РФ закреплены принципы
формирования, расходования, управления
внебюджетными фондами, порядок
составления, утверждения их бюджетов,
а также составления и
Пенсионный фонд РФ (далее – ПФР) образован в соответствии с Законом РФ «О государственных пенсиях в РФ» в целях государственного управления финансами пенсионного обеспечения.
На ПФР возложена обязанность
по организации и ведению
Источниками формирования средств ПФР являются обязательные и добровольные платежи. С 1 января 2001 г. взносы, зачисляемые в ПФР, уплачивались в составе единого социального налога.
Фонд социального страхования
РФ в соответствии с Указом Президента
РФ он приобрел статус специализированного
финансово-кредитного учреждения при
Правительстве РФ. Источниками правового
регулирования его деятельности
в настоящее время являются: БК
РФ, федеральные законы о социальном
страховании, а также Положение
о фонде социального
Федеральный и территориальные
фонды обязательного
44. Правовой режим целевых фондов Правительства РФ
Целевые фонды Правительства
РФ и правительств (администраций) субъектов
РФ – это создаваемые во исполнение
законов о бюджете и, как правило,
за счет бюджетных средств, экономические
денежные фонды, имеющие целевым
назначением содействие выполнению
задач государства по развитию определенных
отраслей экономики, малого предпринимательства,
фундаментальных научных
Специфические черты:
– они создаются Правительством РФ или правительствами (администрациями) субъектов РФ во исполнение принимаемых законов о бюджете на соответствующий финансовый год или в силу иных нормативных актов, а также по собственному усмотрению;
– одним из основных источников финансирования данных фондов являются бюджетные ассигнования;
– они имеют строго определенную цель создания и функционирования;
– правовой режим данных фондов, как правило, определяется положениями, утверждаемыми подзаконными нормативными актами.
В настоящее время к числу важнейших фондов Правительства РФ относятся:
1) Государственный фонд конверсии, созданный на основе постановления Правительства РФ для финансирования затрат, связанных с переориентацией производственных мощностей, а также научно-технического потенциала и трудовых ресурсов предприятий и организаций оборонной промышленности с военных на гражданские нужды. Основными задачами Фонда являются: содействие государственной политике в области конверсии оборонной промышленности и научного, технологического и производственного потенциалов для разработки и производства продукции гражданского назначения, а также обеспечение конкурсного отбора конверсионных программ, подлежащих финансированию при поддержке Фонда и контроле за их реализацией. Средства фонда конверсии предоставляются на финансирование программ предприятий и организаций на срок до 3-х лет с уплатой процентов в размере, определенном законодательством РФ на соответствующий финансовый год. Для предоставления средств конверсионные программы проходят экспертизу и конкурсный отбор;
2) Федеральный фонд поддержки малого предпринимательства, созданный во исполнение ФЗ «О государственной поддержке малого предпринимательства в РФ» на основании постановления Правительства РФ «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства». Основной целью деятельности Фонда является финансовое обеспечение Федеральной программы государственной поддержки малого предпринимательства, участие в финансировании региональных (межрегиональных) программ, а также проектов и мероприятий, направленных на поддержку и развитие малого предпринимательства. Основными направлениями его деятельности являются:
– содействие в формировании рыночных отношений на основе государственной поддержки малого предпринимательства и развития конкуренции, реализации целевых программ, проектов и мероприятий в области малого предпринимательства;
– участие в конкурсном отборе и реализации федеральных, региональных (межрегиональных), отраслевых (межотраслевых) и муниципальных программ развития и поддержки малого предпринимательства;
– осуществление финансовой поддержки инновационной деятельности предпринимательских структур и т. п.
В настоящее время общий перечень целевых фондов Правительства РФ насчитывает более 10 фондов, в том числе Российский гуманитарный научный фонд, Российский фонд фундаментальных исследований, Федеральный фонд производственных инноваций, Фонд по поддержке соотечественников за рубежом «Россияне» и др. На региональном уровне могут создаваться аналогичные целевые фонды правительств (администраций) субъектов РФ.
45. Понятие доходов государства, их виды
Государственные доходы – это часть национального дохода страны, обращаемая в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность и распоряжение государства с целью создания финансовой базы, необходимой для выполнения его задач по осуществлению социально-экономической политики, обеспечению обороны и безопасности страны, а также для функционирования государственных органов.
Государственные доходы зачисляются в различные государственные денежные фонды: федеральный и региональные бюджеты, внебюджетные целевые государственные фонды, часть остается в распоряжении государственных предприятий.
Законодательством и иными правовыми актами, основанными на конституционных нормах, определяются виды государственных доходов, их система, правовой режим.
Разнообразные виды государственных доходов объединяются в определенную систему. Система государственных доходов – это совокупность различных видов денежных платежей (поступлений), направляемых в собственность и распоряжение государства, основанная на единых основных правовых принципах ее формирования и функционирования и имеющая свою объективно обусловленную структуру.
Действующей в РФ системе
государственных доходов
Источники и виды государственных
доходов, а также значение каждого
из них зависят от экономической
системы страны. Основополагающими
для формирования состава государственных
доходов выступают нормы
Составляя единую систему, государственные и местные доходы классифицируются по группам. Так, классификация доходов государства по социально-экономическому признаку дает наиболее полное представление об их источниках, о связи доходов с различными формами собственности, об эффективности последних в формировании доходов государства. В соответствии с этим признаком в системе доходов государства образований можно выделить поступления:
– от государственного хозяйства, образующиеся главным образом в результате производственной деятельности государственных предприятий, а также от использования имущества и природных ресурсов государства образований (при этом получаемые доходы (прибыль) частично зачисляются в бюджетную систему и вместе с тем остаются в распоряжении предприятий);
– от совместных предприятий, от иностранных предприятий и организаций, действующих на территории РФ;
– от личных доходов граждан.
По территориальному уровню доходы подразделяются на:
– федеральные;
– региональные;
– местные.
В зависимости от юридических особенностей и юридической формы государства выделяются налоговые и неналоговые доходы.
Учитывая порядок образования
и использования
46. Понятие налогов и сборов, роль налогов в Российской Федерации
Налоги в финансово-правовом аспекте – это обязательные и по юридической форме индивидуально безвозмездные платежи организаций и физических лиц, установленные в пределах своей компетенции представительными органами государственной власти или местного самоуправления для зачисления в бюджетную систему (или в указанных законодательством случаях – внебюджетные государственные и муниципальные целевые фонды) с определением их размеров и сроков уплаты.
Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.
В налогах заложены большие
возможности и по регулированию
социально-экономических
Признаки налогов:
– императивно-обязательный характер;
– индивидуальная безвозмездность;
– денежная форма;
– публичный и нецелевой характер налогов.
Рассмотрим указанные признаки подробнее.
Императивно-обязательный характер. Уплата налога является конституционно-правовой обязанностью, а не благотворительным взносом. Налогоплательщик не вправе отказаться от исполнения налоговой обязанности. Этим налоговые платежи отличаются от такого вида бюджетных доходов, как безвозмездные перечисления, предусмотренные ст.41 БК РФ.
Индивидуально безвозмездный характер. Уплата налога не порождает встречной обязанности государства совершить в пользу данного, персонально определенного налогоплательщика конкретные действия.
Данный признак отличает налоги от сборов, носящих частично возмездный характер. Уплата сбора предполагает встречные действия государства в интересах налогоплательщика. Это может быть выдача лицензии, предоставление права торговли или парковки автотранспорта, обеспечение правосудием, совершение регистрационных или иных юридически значимых действий. Частное лицо связывает с уплатой сбора достижение определенных благ. Уплатив сбор, налогоплательщик вправе требовать от государства совершения соответствующих действий, в том числе и через суд.
Денежный характер. Исторически потребности государств и других участников правоотношений в докапиталистическую эпоху удовлетворялись в форме натурального обмена.
НК РФ определяет налог
как исключительно денежный платеж,
взимаемый с организаций и
физических лиц. Уплата налогов производится
в наличной или безналичной форме.
Средство платежа – валюта РФ. В
качестве исключения согласно п.3 ст.45
НК РФ иностранными организациями, физическими
лицами, не являющимися налоговыми
резидентами РФ, а также в иных
случаях, предусмотренных федеральными
законами, обязанность по уплате налога
может исполняться в
Публично-нецелевой характер. Налоговые платежи – безусловный атрибут государства, без которого оно не может существовать. Именно налоги и сборы составляют подавляющую часть доходных источников государства и муниципальных образований (иногда до 90 %). Как указал КС РФ, уплата налоговых платежей имеет целью обеспечивать расходы публичной власти.
В зарубежной литературе к функциям налогов относят:
– финансирование расходов государства;
– перераспределение доходов государства в пользу беднейших граждан;
– внеэкономическое регулирование производства в целях повышения его эффективности.
47. Функции налогов
Функции налогов – это способы достижения определенных целей в результате функционирования системы налогообложения.