Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:50, контрольная работа
Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:
1) как отрасль российского права (основная роль финансового права);
2) отрасль правоведения, правовая наука;
3) учебная дисциплина.
Основной метод
финансово-правового
По своему содержанию
эти предписания касаются
При использовании государством для формирования своих ресурсов платежей добровольного характера (государственные займы, казначейские обязательства, лотереи и т.д.) в определённой части также действует метод властных предписаний.
Например, таким методом государство устанавливает условие проведения государственных внутренних займов. Выпуска государственных казначейских обязательств, что не может быть изменено по соглашению сторон и является обязательным для соблюдения лицами, вступившими в данные отношения.
Особенности основного метода финансового права заметно проявляются в круге государственных органов, уполномоченных давать властные предписания участникам финансовых отношений.
Однако финансово-правовому регулированию свойственны и иные методы: рекомендации, согласования и т.д. В настоящее время такие методы получают всё более широкое применение. Это обусловлено повышением уровня самостоятельности субъектов Федерации, местного самоуправления, предприятий, организаций и учреждений. Так, в законодательстве России содержится перечень местных налогов и сборов, из числа которых органы местного самоуправления определяют платежи для установления на своей территории.
Система и источники финансового права.
Финансовое право
состоит из множества
Следовательно, система
финансового права –
Наиболее крупные
подразделения финансово права
– части. Оно состоит из
дух частей – Общей и Особенной
К Общей части
относятся нормы финансового
права, которые закрепляют
Нормы Общей части
финансового права
В Особенную часть
финансового права входят
Таким образом, в системе финансового права находит отражение финансовая система РФ как объективно существующая экономическая категория. Единство финансов получило правовое выражение в Общей части. Построение Особенной части отражает состав финансовой системы, выделение в ней нескольких звеньев.
Научная обоснованность системы права построением на основе объективно существующих отношений даёт возможность наиболее правильного применения финансово-правовых норм и, следовательно, содействует укреплению законности и выполнению финансовым правом своей активной роли.
Нормы финансового права
содержатся в большем числе
различных правовых
Итак, источники финансового права, как и отрасли – это правовые акты органов государственной власти и местного самоуправления, в которых содержатся нормы финансового права.
Главный источник
финансового права –
Какого-либо источника
по данной отрасли права в
целом, типа кодекса, не
Характерно, что на
современном этапе развития
Согласно разделению
компетенции по правовому
а) нормативные
акты федерального уровня;
б) нормативные
акты субъектов Федераций;
в) нормативные
акты органов местного
Конституционные принципы финансовой деятельности.
1. Принцип федерализма.
Финансовая деятельность
2. Единство финансовой политики и денежной системы. Самостоятельность субъектов РФ не должна выходить за рамки основ федеральной финансовой политики, а также установленных совместно общих принципов налогообложения и сборов.
3. Равноправие субъектов Федерации. На каждого из субъектов РФ в равной мере распространяется федеральное финансовое законодательство.
4. Самостоятельность
финансовой деятельности
5. Социальная направленность финансовой деятельности. РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.
6. Участие граждан РФ в финансовой деятельности. Каждый гражданин РФ имеет право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей.
7. Принцип гласности.
Обязательность опубликования
8. Принцип плановости.
Выражается в том, что
9. Принцип законности.
Означает необходимость
3. Государственный и муниципальный финансовый контроль
3.1. Понятие государственного и муниципального финансового контроля
Государственный и муниципальный финансовый контроль является составной частью финансового контроля в широком смысле слова. Помимо государственного и муниципального финансового контроля существует и негосударственный финансовый контроль. Он представлен финансовым контролем независимых аудиторских служб, внутренним финансовым контролем частных предприятий, некоммерческих организаций и т.д.
Объектом финансово-правового регулирования является только государственный и муниципальный финансовый контроль, который осуществляется органами государственного финансового контроля и органами местного самоуправления.
Существование государственного и муниципального финансового контроля обусловлено контрольной функцией финансов. Выполнение этой функции обеспечивает контроль за собиранием, распределением и использованием государством и муниципальными образованиями денежных средств бюджета и государственных и муниципальных внебюджетных фондов. В связи с этим финансовый контроль осуществляется на всех стадиях финансовой деятельности государства и муниципальных образований, т.е. на стадиях собирания, перераспределения и использования денежных средств.
Непосредственной целью государственного и муниципального финансового контроля является обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Ведь с помощью финансового контроля государство следит за тем, чтобы все запланированные средства своевременно поступали в государственные фонды, а также за целевым использованием выделенных государственных средств.
В широком понимании целью государственного и муниципального финансового контроля, как и всякого другого, является создание научно обоснованной финансовой политики, создание фиктивного финансового механизма.
Содержанием государственного и муниципального финансового контроля являются различные операции, осуществляемые в форме проверок и ревизий государственными органами, органами местного самоуправления, а иногда и банками и направленные на обеспечение эффективности финансовой деятельности государства и муниципальных образований.
Конкретно государственный и муниципальный финансовый контроль осуществляется в форме следующих операций:
– проверок выполнения финансовых обязательств перед государством и муниципальными образованиями со стороны физических лиц и организаций;
– проверок и ревизий целевого выделения государством и муниципальными образованиями запланированных денежных средств из бюджета и внебюджетных фондов (государственных и местных);
– проверок и ревизий целевого использования средств, выделенных из бюджетов;
– проверок правил ведения кассовых операций на предприятиях, а также правил работы с валютной выручкой;
– ревизий финансово-хозяйственной деятельности организаций и др.
Государственный и муниципальный финансовый контроль отличается от экологического, от различных видов технического контроля по объекту. Объектом государственного и муниципального финансового контроля является не состояние окружающей природной среды, не технические механизмы, а денежные процессы, имеющие место при формировании, распределении и использовании государственных и муниципальных фондов денежных средств. Непосредственным предметом государственного и муниципального финансового контроля являются бухгалтерские отчеты, балансы, сметы и другие документы.
С юридической точки зрения государственный и муниципальный финансовый контроль представляет собой финансово правовой институт. Он включает в себя нормы, регулирующие отношения по поводу осуществления финансового контроля в ходе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Институт государственного и муниципального контроля является комплексным институтом финансового права, поскольку он включает нормы, являющиеся одновременно составляющими других финансово-правовых институтов. В частности, правовые нормы, регулирующие бюджетный контроль, являются составной частью бюджетного права как подотрасли финансового права, а нормы, регулирующие финансовый контроль в сфере налогообложения, использования средств государственных внебюджетных фондов, валютного регулирования и т.д., являются, соответственно, составными частями налогового права как подотрасли права финансового, института расходов государственных внебюджетных фондов, финансово-правового института валютного регулирования и т.д.
Информация о работе Финансовое право: понятие, предмет, метод правового регулирования