Финансовое право: понятие, предмет, метод правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 13:50, контрольная работа

Описание работы

Понятие финансового права рассматривается в разных аспектах:
1) как отрасль российского права (основная роль финансового права);
2) отрасль правоведения, правовая наука;
3) учебная дисциплина.

Работа содержит 1 файл

финансовое право.doc

— 155.00 Кб (Скачать)

     Последующий финансовый контроль осуществляется после завершения отчетного периода и финансового года в целом. Проверяется целесообразность расходования государственных денежных средств при исполнении бюджетов, выполнении финансовых планов предприятий и организаций, смет бюджетных учреждений. Оценка проведенных мероприятий производится в результате анализа использования материальных, трудовых и финансовых ресурсов, законности совершенных хозяйственно-финансовых операций на основе проверки отчетных бухгалтерских и расходных документов, конечных финансовых результатов. Последующий финансовый контроль взаимосвязан с предварительным контролем, базирующимся на нем.

     По приемам и способам осуществления финансового контроля различают: проверки, обследования, анализ, ревизии.

     Проверка производится по отдельным вопросам финансово-хозяйственной

деятельности  на основе отчетных, балансовых и расходных  документов. Выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по устранению их негативных последствий.

     Обследование охватывает отдельные стороны деятельности предприятия,

организаций, учреждений, но в отличие от проверок- по более  широкому кругу

показателей, и  определяет финансовое положение хозорганов, перспективы их

развития, необходимость реорганизации лил переориентации производства.

Производятся  опросы, анкетирование.

     Анализ как метод финансового контроля должен быть системным и по

факторным. Он проводится по периодической или годовой  отчетности. Выявляется уровень выполнения плана, соблюдение норм расходования средств, финансовая дисциплина и т.д.

     Ревизия выступает одним из важнейших методов финансового контроля и

представляет  проверку финансово- хозяйственной  деятельности предприятий,

организаций за отчетный период.

В зависимости от объекта различают ревизии полные, частичные, тематические

и комплексные. При этом они могут быть плановые и внеплановые. По степени охвата данных в процессе ревизии осуществляются сплошные проверки, когда контролируются все документы и материальные ценности, и выборочные, суть которых заключается в контроле части документов.

По характеру  материала, на основе которого проводятся ревизии, они подразделяются  на документальные (проверка подлинности отчетных документов и записей в учетных регистрах) и фактические  (проверка наличия денежных средств и материальных ценностей в натуре).

Для проведения любого вида ревизий составляется программа, в которой указывается цель, объект, тема и основные вопросы ревизии.

Виды финансовых органов.

Субъектами  финансового контроля являются особые органы и организации,

наделенные  контрольными функциями.

Общегосударственный финансовый контроль осуществляют законодательные  органы власти, налоговые и кредитные учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов, финансовые службы предприятий, организаций, учреждений, ревизионные комиссии в кооперативных и общественных объединениях.

Законодательные органы страны осуществляют контроль при рассмотрении и

утверждения государственного прогноза экономического и социального развития народного хозяйства государственного бюджета по звеньям бюджетной системы, отчетов по его исполнению. Контролируется законность и эффективность использования государственных средств, целесообразность осуществления расходов. Производится финансовый контроль законодательными органами через комитеты и комиссии, в частности, через плановые и бюджетно-финансовые комиссии. При законодательных органах создаются также Контрольные палаты.

Финансовые  органы, возглавляемые министерствами финансов, контролируют процессы мобилизации и использования средств бюджетных фондов. Поэтому этот вид финансового контроля называют бюджетным. Бюджетный контроль способствует разработки оптимальной финансовой и бюджетной политики,

обеспечивающий  максимальный рост поступлений в  государственный бюджет и развитие экономики.

В состав аппарата министерств финансов функционируют  контрольно-ревизионные управления, а в территориальных финансовых органах - аппарат главного контролера- ревизора. Контрольно-ревизионные управления и аппараты контролеров-ревизоров проводят все виды ревизий производственно-финансовой деятельности предприятий, организаций и учреждений.

Кредитные учреждения осуществляют финансовый контроль при  выдаче, проверке, обеспеченности и взыскании ссуд. Госкомиссии, госкомитеты, министерства и ведомства, отделы местных Советов народных депутатов проводят финансовый контроль специальным ревизорским аппаратом. Внутрихозяйственный финансовый контроль осуществляется структурными подразделениями предприятий, организаций. Как правило, на предприятиях, в организациях финансовый контроль выполняется главными (старшими) бухгалтерами, работниками финансовых отделов.

Налоговые инспекции - это органы оперативного финансового  контроля.

Возглавляет систему  налоговых органов Государственная  налоговая служба.

Налоговые инспекции  на местах подчиняются только своему вышестоящему органу.

Задачи налоговых  служб являются: контроль за соблюдением  законодательства о налогах, обеспечение полноты и своевременности внесения в бюджет налоговых платежей. Одновременно налоговые инспекции осуществляют проверку финансового состояния предприятия и организаций независимо от ведомственной подчиненности и их организационно-правовой формы; проводят контроль за правильностью

определения налогооблагаемой прибыли (дохода) с целью недопущения  ее

занижения; ведут  регистрацию всех субъектов, а также  реальных, потенциальных объектов налогообложения.

Налоговые инспекции  имеют право: заключать в организациях различных форм

собственности необходимые документы и сведения, за исключением тех, которые составляют коммерческую тайну, определяемою законодательством; контролировать соблюдение законодательства о предпринимательстве граждан; обследовать все помещения, используемые для извлечения доходов; приостанавливать операции предприятий и граждан в случае непредставления документов; изымать документы, свидетельствующие о сокрытии доходов; применять санкции и штрафы; предъявлять в суд и арбитраж иски о ликвидации предприятий, признании сделок недействительными.

Вместе с  тем налоговые инспекции обязаны  не разглашать сведения о размере

вкладов предприятий  и граждан. Граждане и предприятия  могут подать в суд или арбитраж жалобы на действия государственных налоговых инспекций.

Развитие товарно-денежных отношений порождают разнообразие форм

собственности, способствует появлению финансового  рынка, что определяет

направления дальнейшего  развития и возникновения новых  форм и средств

финансового контроля. Аудиторство - новое в нашей стране организационная

форма финансового  контроля за финансово-хозяйственной  и коммерческой

деятельностью предприятий и организаций. Контрольные  и консультационные

услуги аудиторские  фирмы оказывают всем предприятиям и организациям на

платной основе. Аудиторские фирмы - это независимые организации, призванные способствовать повышению качества контроля, его объективности.

При проведении финансового контроля в современных  условиях все в большей мере используется с вычислительной также и информационно-компьютерная техника; широкое применение находят экономические нормы и нормативы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1. Конституция РФ. 12 декабря  1993 г.

2. Сенчагогов В.К. Финансы, денежное  обращение и кредит. Проспект. М. 2004.

3. Химичев Н.И. Финансовое право. ЮРИСТЪ. М. 2000.

4. Соколова О.В. Финансы, деньги, кредит. ЮРИСТЬ. М. 2000.

5. Дробозина Л.А. Финансы, денежное  обращение, кредит. ЮНИТИ. М. 1997.

6. Белоглазова Г.Н. Деньги, кредит, банки. ЮРАЙТ. М. 2004.

7. Самсонова Н.Ф. Финансы, денежное обращение и кредит. ИНФРА. М. 2001.

8. Финансовое право. ЮНИТА. 2002.

9. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания РФ  «О социально-экономической и  финансовой ситуации в стране»  от 2 сентября 1998 г. //СЗ РФ. 1998. № 37. Ст. 4571.

10. Финансовое право : учебник / отв. ред. Н.И. Химичева. – М. : Юристъ, 2000. – С. 31–38.

11. Собрание законодательства Российской Федерации. – 1996. – № 31. – Ст. 3696.

12. Козиков Р. Ведомственный финансовый контроль на современном этапе // Бюджет. – № 6. – 2007. – С. 12–15.

13. О Федеральном казначействе: Постановление Правительства РФ от 1 декабря 2004 г. № 703 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 2004. – № 49. – Ст. 4908.

14. О Федеральной налоговой службе: Постановление Правительства РФ от 30 сентября 2004 г. № 506 // Собрание законодательства Российской Федерации. – 4 октября 2004. – № 40. – Ст. 3961.

 


Информация о работе Финансовое право: понятие, предмет, метод правового регулирования