Автор: Пользователь скрыл имя, 11 Декабря 2011 в 18:43, курсовая работа
Для полного и всестороннего рассмотрения темы курсовой работы нами были определены цели и задачи курсовой работы, при выполнении которых возможно полноценное и всестороннее выполнения данной работы.
Эти цели и задачи нами были поставлены как:
1.Понятие уголовного права, его предмет и метод.
2.Система уголовного права.
3.Задачи уголовного права.
1.Введение………………………………………………………………….…..3
2.Понятие уголовного права, его предмет и метод………………………….5
3.Система уголовного права………………………………………………….20
4.Задачи уголовного права……………………………………………………26
5. Заключение………………………………………………………………….35
6.Список литературы…………………………………………………………37
1.Введение……………………………………………………
2.Понятие уголовного права, его предмет и метод………………………….5
3.Система уголовного права………………………………………………….20
4.Задачи
уголовного права……………………………………
5. Заключение……………………………………………………
6.Список
литературы……………………………………………………
Уголовное право одна из
Эти цели и задачи нами были поставлены как:
1.Понятие уголовного права, его предмет и метод.
2.Система уголовного права.
3.Задачи
уголовного права.
1.Понятие, предмет, метод уголовного права.
Термин «уголовное право» сложился исторически от употреблявшегося в древности понятия «отвечать головой», т.е. жизнью, за совершение наиболее опасных деяний. Такой термин является специфически русским, так как большинство стран мира определяет данную отрасль права как право о преступлениях или как право о наказаниях. Уголовное право является одной из ведущих и самостоятельных отраслей российского права. Оно существенно отличается от других, в том числе и смежных, отраслей права, имея свои специфические задачи, свой предмет и свой метод регулирования. Вместе с тем уголовное право входит в общую систему российского права, так как ему присущи основные черты и принципы, свойственные праву Российской Федерации на современном этапе в целом.
Уголовное право - это отрасль права, объединяющая правовые нормы, которые устанавливают, какие деяния являются преступлениями и какие наказания, а также иные меры уголовно-правового воздействия применяются к лицам,их совершившим, определяют основания уголовной ответственности освобождения от уголовной ответственности и наказания.
Уголовное
право имеет четыре различных смысловых
значения:
1. Как отрасль права представляет собой
совокупность правовых норм, которые определяют
преступность и наказуемость деяний, основания
уголовной ответственности, систему наказания,
порядок и условия их назначения, а также
освобождение от уголовной ответственности
и наказания;
2. Как уголовно-правовая наука – это составная
часть юридической науки. Она представляет
собой систему уголовно правовых взглядов
, идей, представлений об уголовном законе,
его социальной обусловленности и
эффективности, закономерностях и тенденциях
его развития и совершенствования , о принципах
уголовного права, об истории уголовного
права и перспективах его развития, о зарубежном
уголовном праве.
3. Как учебная дисциплина - система знаний, умений и навыков, отобранных из науки уголовного права и судебной практики.
4.Уголовное право рассматривается иногда в виде уголовного законодательства, которое состоит согласно ст. 1 Уголовного кодекса РФ (УК РФ)
Из настоящего
Кодекса и исходит из того, что
все иные, “новые законы, предусматривающие
уголовную ответственность, подлежат
включению в настоящий Кодекс.
Уголовное право - это совокупность юридических норм, установленных высшим органом законодательной власти РФ (Федеральным собранием РФ), определяющих задачи, принципы, основание и условия уголовной ответственности, а также преступность и наказуемость общественно опасных деяний, признаваемых преступлениями. 1
Предметом уголовного права как отрасли права являются общественные отношения, опосредуемые с помощью норм уголовного права.
В результате такого опосредования они приобретают характер уголовно-правовых отношений, которые подразделяются на охранительные, и регулятивные и общепредупредительные правовые отношения.
Охранительные правоотношения.
Возникают
между государством в лице органов охраны правопорядка с одной стороны, и лицом,
совершившим преступное деяние, с другой стороны. Государство
в данном правоотношении вправе и обязано
привлечь виновного к ответстве
Регулятивные правоотношения.
Связаны с наделением граждан правом на причинение вреда или создание угрозы причинения вреда охраняемым уголовным правом общественным отношениям, благам и интересам при определённых условиях (например, при обороне от посягательства, под воздействием принуждения или других обстоятельствах, исключающих преступность деяния).
Субъектами являются общество в
целом и лицо, совершившее преступное деяние Некоторые ученые (в
частности, А. В. Наумов)
предлагают расширить определение регулятивных
уголовно-правовых отношений, включив
в него также общепревентивные (общепредупредительные)
отношения, которые возникают при принятии уголовного закона и налагают на граждан
обязанность воздержаться от совершения
преступных деяний под угрозойнаказания.
Данная позиция подвергается критике
на том основании, что предлагаемая конструкция
не укладывается в традиционную схему абсолютных правоотношений (в которых право одного
конкретного лица защищается от посягательств
со стороны неопределённого круга лиц),
не имеют собственного метода регулирования
(поскольку угроза наказания может реализоваться
лишь через охранительные правоотношения)
и относятся к методам правового воздействия, а не правового регулирования.
Методика
в уголовном праве представляет
собой систему приемов и
Юридический
метод включает юридико-техническую
методику и методы толкования закона.
Юридико-технический метод
Уголовно-статистический
метод - это познание качественного
своеобразия уголовно-правовых явлений
и понятий посредством
Социологический
метод включает опросы (анкетирование,
интервьюирование, экспертные оценки)
различных категорий лиц - работников
правоохранительных органов, населения,
осужденных и др. - по различным аспектам
уголовного права. Например, давно и
широко изучается мнение населения
о мотивах воздержания от совершения
преступления, когда такая возможность
у реципиентов (опрашиваемых) имелась,
об уровнях латентности (скрытости
от регистрации) тех или иных преступлений,
об эффективности уголовных
Историко-сравнительный метод значим для восприятия прошлого опыта законодательства и правоприменения.
С начала перестройки в России (вторая половина 80-х гг.) и особенно в 90-х гг. начался мощный процесс переоценки советской истории, в том числе истории советского уголовного права. Инсинуаций и необъективных оценок на ее долю пришлось немало. Учебники по уголовному праву при этом не составляли исключения. К примеру, И.Я.Козаченко прямо на первой странице учебника по Общей части уголовного права провозглашает: "За 70 лет большевистской диктатуры отечественная школа уголовного права - одна из сильнейших в мире - едва не утратила статуса науки, превращаясь из идеолога и генератора прогрессивных законов в сервильного комментатора правовой вакханалии, цинично именуемой "социалистической законностью" и далее в том же духе.
По нашему мнению, такое заявление ложно по существу и ничем не аргументировано. Оно клевещет на целые поколения советских правоведов. Именно благодаря их теоретическим познаниям новый УК 1996 г. оказался на сегодня одним из лучших в мире. Он вобрал в себя общечеловеческие идеи, принципы законности, гуманизма, справедливости, передовые традиции классической и неоклассической школ уголовного права. Советским ученым мир обязан первооткрывательскими работами по международному уголовному праву и их применению на Нюрнбергском и Токийском судебных процессах против главных военных преступников. Они создали науку и учебную дисциплину "Криминология", которая не существовала в дореволюционном правоведении. Никому из них не приходили в голову парадоксы И.Я.Козаченко типа: "Закон же адресован исключительно правоприменителю. Только он обязан досконально знать, чтить и блюсти Уголовный кодекс, ни на шаг не от ступая от его предписаний. Для остальных это желательно, но не более. Доказательств столь уникальному выводу профессор И.Я.Козаченко приводить не счел нужным. Близкие позиции высказываются и в другом учебнике по Общей части. Вот почему авторский коллектив настоящего учебника счел необходимым более подробно изложить историю российского уголовного права от начала до конца текущего столетия.