Автор: Пользователь скрыл имя, 31 Октября 2011 в 16:28, реферат
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансовые отношения охватывают две сферы:
отношения, связанные с формированием и использованием централизованных денежных фондов государства, аккумулируемых в государственной бюджетной системе и правительственных внебюджетных фондах;
отношения, опосредствующие кругооборот децентрализованных денежных фондов организаций (предприятий).
Введение 3
Понятие финансового права 4
Предмет финансового права 5
Метод финансового права 8
Метод властных предписаний 10
Финансовая деятельность государства и ее правовая основа 13
Заключение 15
Список использованной литературы 16
Санкт-Петербург
2009 год
План
Введение | 3 |
|
4 |
|
5 |
|
8 |
|
10 |
|
13 |
Заключение | 15 |
Список использованной литературы | 16 |
Введение
Финансы представляют собой экономические отношения, связанные с формированием, распределением и использованием централизованных и децентрализованных фондов денежных средств в целях выполнения функций и задач государства и обеспечения условий расширенного воспроизводства.
Финансовые отношения
Финансы
- неотъемлемая часть денежных отношений.
Однако не всякие денежные отношения
выражают финансовые отношения.
1. Понятие финансового права
Финансовое право - одна из отраслей российского права, которая, как и всякая другая, имеет свой предмет, т.е. круг общественных отношений, регулируемых нормами этой отрасли права.
Из названия «финансовое право» следует, что основу предмета этой отрасли права составляют финансовые отношения. Как уже было показано, финансовые отношения, существующие в обществе, весьма многообразны, что обусловлено разветвленность финансовой системы РФ. К ним относятся отношения по мобилизации и использованию бюджетных средств, страховых фондов, отношения государственного (и муниципального) кредита и т.д. Однако не все финансовые отношения, существующие в обществе, являются предметом российского финансового права, а только их часть.
Предметом
финансового права являются общественные
отношения, связанные с образованием
и расходованием публичных фина
Чтобы разобраться в системе этих отношений надо хорошо понимать, что представляет собой финансовая деятельность государства и муниципальных образований, какова ее структура.
2. Предмет финансового права
В основе деления совокупности правовых норм на отрасли лежит материальное содержание отношений, которые регулируются этими нормами, т. е. предмет правового регулирования. Наличие предмета правового регулирования - основной признак самостоятельности отрасли права.
Предмет финансового права - общественные отношения по образованию и расходованию публичных финансов, предназначенных для осуществления публичных функций. В предмет финансового права входят, в основном, налоговые отношения и деятельность по расходованию публичных денежных средств.
В условиях государственной монополии на финансовое дело в России в советский период частями предмета финансового права считались так называемые кредитно-расчётные отношения и подобные им (страховые, валютные и т. п.). Соответственно, после разгосударствления финансового дела соответствующие области обычно продолжали рассматриваться как части финансового права.
В
то же время, классический подход к
финансовому праву
Наконец, и из публичного права в финансовое право как относительно самостоятельную подотрасль с точки зрения предмета выделяются лишь те области, которые прямо регулируют образование и расходование публичных финансов.
Так, отношения по лицензированию той же банковской или страховой деятельности, валютный контроль, регулирование аудита и т. п. тяготеют к предмету «общего» административного права, неразрывано связаны с общеадминистративной доктриной надзора, а в части экономики более тяготеют к гражданскому (частному) праву, значит, относительно самостоятельную отрасль по своей природе не образуют.
Лишь налоговый контроль и финансово-бюджетный надзор, поскольку они тесно связаны с особым экономическим, а не только управленческим наполнением публичных функций, могут рассматриваться как часть предмета финансового права, смежная с общеадминистративным правом.
Концепция
финансового права как
Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они:
а) складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления (см. схему 8);
б) непосредственным основанием для возникновения этих отношений служит проводимая планомерная деятельность по образованию и использованию денежных фондов в обществе;
в) объектом этих отношений всегда являются деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов
Государство осуществляет активную финансовую деятельность путем планомерного образования, распределения и использования денежных ресурсов (фондов). Оно распределяет и перераспределяет национальный доход в целях удовлетворения не только личных потребностей граждан, но и публичных интересов общества. Финансовая деятельность государства предполагает воздействие на особый объект - экономические денежные отношения, которые материализуются в виде конкретных доходов, накоплений и иных денежных ресурсов физических и юридических лиц. Именно эти отношения, известные как финансы, являются одной из центральных категорий, как экономики, так и финансового права.
Главная особенность общественных отношений, являющихся предметом финансового права, состоит в том, что они возникают в процессе финансовой деятельности государства.
Отсюда и другая их особенность - они представляют собой разновидность имущественных отношений, так как возникают по поводу финансовых ресурсов, денежных средств. Это - финансовые отношения, одной из сторон в которых, всегда выступает государство или его орган.
Своеобразие
предмета регулирования обусловливает
и особенности метода регулирования,
свойственного финансовому
3. Метод финансово-правового регулирования
Отрасли права отграничиваются друг от друга в системе права по предмету правового регулирования. Однако этот критерий не всегда является достаточным. Нередко отношения, составляющие предмет одной отрасли права, переплетаются с отношениями, составляющими предмет другой отрасли права. Это как раз наиболее наглядно проявляется на примере финансового права. Здесь в сфере отношений, охватываемых финансовой деятельностью государства и муниципальных образований, могут возникать (и в последние годы все чаще появляются) отношения, составляющие традиционно предмет гражданского права. Уже на первый взгляд очевидно, что как финансово-правовые не могут рассматриваться отношения, связанные с продажей принадлежащих государству или муниципальному образованию квартир, транспортных средств, акций приватизированных предприятий, отношения, возникающие в связи с добровольными пожертвованиями в казну, и т.д., хотя они и возникают в процессе финансовой деятельности государства и муниципальных образований. Поэтому дополнительным критерием отграничения одной отрасли права от другой и, в частности, финансового права от всех других отраслей права, выступает метод правового регулирования.
Основным
методом финансово-правового
Наконец, характерной чертой финансово-правового метода является юридическое неравенство субъектов финансового права. Юридическое неравенство имеет много моментов проявления на уровне правоспособности, содержания и структуры прав и обязанностей субъектов финансового права. Однако в целом эта черта метода финансово-правового регулирования проявляется в том, что одни субъекты обладают юридически-властными полномочиями в отношении других субъектов, а последние - нет. В частности, это имеет место в силу того, что в финансовом правоотношении стороны реализуют не однопорядковую, а разную правоспособность. Государство или уполномоченный орган реализуют в финансовом правоотношении свою компетенцию, что дает им властные способности. А другая сторона финансового правоотношения реализует правоспособность иного рода: правоспособность физического, юридического лица, что не дает ей властных способностей. Или же она реализует свою компетенцию, которая по содержанию направлена, производна, подчинена реализации компетенции властной стороны финансового правоотношения. Между тем важнейшим проявлением равенства как гражданско-правового метода регулирования общественных отношений является как раз то, что стороны имеют однотипную правоспособность.
Метод властных предписаний как метод финансово-правового регулирования используется наряду с методами рекомендаций и согласования. Метод рекомендаций используется главным образом между представительными органами власти Российской Федерации и субъектов Федерации, Правительством РФ. Примеры использования этого метода очень часто встречаются в ежегодно принимаемом федеральном законе о федеральном бюджете на финансовый год. Метод согласования встречается в финансово-правовом регулировании значительно реже. Он используется главным образом для решения «пересекающихся» вопросов, возникающих в сфере финансовой деятельности государства, между органами, осуществляющими эту деятельность, а иногда - между сторонами, заключившими финансово-правовой договор. Например, согласно п. 7 ст. 68 НК РФ «действие договора о налоговом кредите или об инвестиционном налоговом кредите может быть досрочно прекращено по соглашению сторон».