Понятие правового регулирования

Автор: Пользователь скрыл имя, 10 Мая 2012 в 09:30, курсовая работа

Описание работы

Целью курсовой работы является теоретический анализ понятия, раскрытие структуры правового регулирования, а также выявление по мере возможности проблем присущих правовому регулированию, а это в первую очередь совершенствование законодательства, узнать, каким было правовое регулирование в советский период и каким оно стало в постсоветский период, а также проблемы совершенствования правоприменения и повышения уровня правовой культуры субъектов права.

Работа содержит 1 файл

пр.регулирование.docx

— 40.43 Кб (Скачать)

                                              ВВЕДЕНИЕ 
    Актуальность темы исследования обусловлена наличием комплекса дискуссионных вопросов, связанных с определением понятия темы и практики правового регулирования.

В Российской Федерации остро  стоит проблема совершенствования  законодательства, повышения эффективности  действия уже существующих норм права. Право создается и действует  не только для того, чтобы на основе законности обеспечить правопорядок, сформировать те или иные варианты правомерного поведения. С помощью  права изменяются, развиваются, укрепляются  или вытесняются те или иные общественные отношения с целью их дальнейшего  прогрессивного развития.

Можно с уверенностью сказать, что понятие правового регулирования  – это одно из наиболее важных, основополагающих понятий, без которых немыслима  сама государственность.

Отечественными учеными  и практиками, в том числе советскими и российскими юристами, был внесен значительный вклад в разработку теоретических основ правового  регулирования. Вместе с тем, несмотря на научный и практический потенциал, проблема правового регулирования  не лишена дискуссионных моментов.

Анализ теоретического материала  позволяет прийти к выводу о необходимости  совершенствования теоретических  подходов к вопросу о понятии  правового регулирования.

 Объектом курсовой работы является общественные отношения.

Предметом исследования является правовое регулирование, к рассмотрению которого и посвящена данная курсовая работа.

Целью курсовой работы является теоретический анализ понятия, раскрытие структуры правового регулирования, а также выявление по мере возможности проблем присущих правовому регулированию, а это в первую очередь совершенствование законодательства, узнать, каким было правовое регулирование в советский период и каким оно стало в постсоветский период, а также проблемы совершенствования правоприменения и повышения уровня правовой культуры субъектов права. 
Для достижения указанной цели была поставлена следующая задача: на основе анализа проследить процесс становления понятия правовое регулирование, рассмотреть наиболее дискуссионные вопросы, касающиеся его структуры и проблем практики.

В работе используются эмпирические и теоретические методы исследования.

Эмпирические методы включают в себя изучение литературы по данной теме.

Теоретические методы включают: сравнение, обобщение, систематизацию, анализ.

Степень разработанности  темы. В исследовании правового регулирования сложилась ситуация, суть которой в том, что, несмотря на большую теоретическую и практическую важность для юридической науки данной научно – правовой конструкции, ее общетеоретические разработки сегодня осуществляются неудовлетворительно.

В юридической литературе тема правового регулирования не является новой. В 60х годах проявился повышенный интерес к этой проблеме, который объясняется необходимостью повышения организующей, творческой роли права в жизни общества, важностью выяснения пути его воздействия на общественные отношения, на сознание и поведение людей, рассмотрения соотношения воздействия и регулирования, анализа особенностей, специфичности элементов механизма правового регулирования. Много внимания этому вопросу в своих работах уделили такие видные отечественные правоведы, как В.М. Горшенев, Г. Т. Чернобель, В. Н. Кудрявцев, В. В. Ярков, Т. И. Кузнецов и другие, однако особое место в изучении проблемы правового регулирования принадлежит знаменитому российскому теоретику права С. С. Алексееву. Во многом его труды явились основой для данной курсовой работы. 

В исследовании используется учебная и монографическая литература. 
   Структура работы определена с учетом цели и задач исследования. Представленная работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 1. ОБЩАЯ  ХАРАКТЕРИСТИКА ПРАВОВОГО                РЕГУЛИРОВАНИЯ

          1.1. Понятие правового регулирования и его предмет

 
     Понятие правового регулирования — исходный пункт и объединяющее начало характеристики права в действии, других явлений правовой действительности (правовой системы), рассматриваемых с регулятивно-действенной стороны.

Правовое регулирование  — это осуществляемое при помощи системы правовых средств (юридических  норм, правоотношений, индивидуальных предписаний и др.) результативное, нормативно-организационное воздействие на общественные отношения с целью их упорядочения, охраны, развития в соответствии с общественными потребностями.

Такое определение этого понятия дает С. С. Алексеев. 
   Определяя правовое регулирование через понятие правового воздействия, нужно учитывать, что последнее — широкое понятие, которое характеризует право в действии, все направления и формы влияния права на общественную жизнь, в том числе и функционирование права в качестве духовного фактора. И хотя функционирование права в этом качестве и правовое регулирование взаимопроникают, влияние права как духовного (идеологического) фактора не является для него специфическим по своей основе. В принципе юридическое воздействие, с рассматриваемой стороны, основанное на особенностях права как формы общественного сознания, не отличается от влияния на общественную жизнь других духовных, идеологических форм и средств (средств агитации, пропаганды, массовой политической информации, нравственного воспитания, просвещения и т. д.). 
Правовое же регулирование — специфическое воздействие, осуществляемое правом как особым нормативным институционным регулятором. Своеобразие правового регулирования заключается в том, что оно:

- во-первых, по своей природе является такой разновидностью социального регулирования, которая строится так, чтобы иметь целенаправленный, организованный, результативный характер;

- во-вторых, осуществляется при помощи целостной системы средств, реально выражающих саму материю писаного права как нормативного институционного образования — регулятора.

Иными словами, правовое регулирование  в отличие от общего духовного  идеологического воздействия права  всегда осуществляется посредством  особого, свойственного только праву  механизма, призванного юридически гарантировать достижение целей, которые  ставил законодатель, издавая или  санкционируя юридические нормы. В  этом, собственно, и состоит социальный смысл существования права как  нормативного институционного образования. Конечно, общее духовное, идеологическое воздействие права, сочетаясь со специфически правовым регулированием, несет на себе печать последнего и  в соответствии с этим обладает рядом  достоинств (имеет черты всеобщности, определенности, увязанности с реальными  жизненными отношениями, с конфликтными ситуациями и др.).          Но все же по своей основе, по главным особенностям своего содержания оно является не специфически правовым, а именно общим, подчиняющимся единым закономерностям функционирования духовной сферы, идеологии, их влияния на общественную жизнь в данной социальной системе. В соответствии с этим оно осуществляется по двум основным каналам — информационному и ценностно-ориентационному .

Вместе с тем выделенный в литературе третий канал (принудительное воздействие права) относится к  иной плоскости функционирования права  — к специфически правовому регулированию  и, более того, к той его стороне, которая выражает деятельность государства  и состоит в государственно-властном нормировании общественных отношений.

То же самое относится  и к четвертому каналу — стимулированию, выделенному В.Н. Кудрявцевым в другой работе. Не говоря уже о том, что стимулирование присутствует также при информационном и ценностно-ориентационном воздействии, оно, как и принуждение, характеризует в основном иную плоскость — собственно юридическое воздействие, т. е. правовое регулирование. И именно в рамках анализа правового регулирования, если связывать стимулирование и принуждение с разнообразным юридическим инструментарием, рассмотрение этих средств воздействия на волю и сознание человека представляет собой значительную научную ценность. Информационное и ценностно-ориентационное воздействие, с одной стороны, и принуждение и стимулирование — с другой, нельзя исследовать в одном ряду: частично перекрещиваясь, они относятся к различным срезам правового воздействия.

Существенное значение для  понимания правового регулирования  имеет его предмет, а под более  широким углом зрения — среда, в которой (и под влиянием особенностей которой) право воздействует на общественные отношения. 
 Предметом правового регулирования являются разнообразные общественные отношения, которые объективно, по своей природе могут поддаваться нормативно-организационному воздействию и в существующих социально-политических условиях требуют такого воздействия, осуществляемого при помощи юридических норм и всех иных юридических средств, образующих механизм правового регулирования . 
   От содержания и характера предмета во многом зависят особенности содержания правового регулирования, а следовательно, особенности структуры права. Те или иные виды общественных отношений (например, организационные, имущественные, властно-карательные) способны «принимать» правовое регулирование не вообще, а строго определенных видов или в известном диапазоне таких видов, что в принципе и предопределяет деление права на отрасли. На специфику правового регулирования влияют также элементы общественных отношений — положение его субъектов, особенности объектов и др. 
   Существенная особенность регулируемых правом общественных отношений заключается в том, что они могут быть предметом правового воздействия лишь постольку, поскольку выступают в качестве волевых отношений. Волевых не в том смысле, что общественные отношения во всех случаях принадлежат области духовной жизни, а в том, что независимо от своего места в структуре социальных связей они выражаются в волевом поведении людей. При этом обнаруживается важная закономерность: воздействие права на общественную жизнь тем значительнее, чем сильнее правовые формы оказывают стимулирующее или «обязывающее» влияние именно на волю и сознание людей.

Таким образом, в качестве непосредственного предмета правового  регулирования выступает волевое  поведение участников общественных отношений, поведение, через которое  только и можно осуществлять стимулирование или принуждение. Право при этом способно воздействовать на различные  уровни поведения людей и их коллективов. Можно выделить следующие три  уровня поведения: действия, операции, деятельность (причем с каждым из этих уровней поведения в принципе, как правило, сопряжен соответствующий  уровень структуры права). 

В соответствии с этим, С. С. Алексеев выделяет такое понятие  как среда правового регулирования. Она включает и регулируемые правом волевые общественные отношения, и  иные общественные связи, входящие в  его орбиту, сопровождающие и «окутывающие»  его, и само правовое регулирование, а главное, особенности этих отношений, связей, существенно влияющих на своеобразие  средств юридического воздействия, на их комплексы и построение.

Здесь, по Алексееву, может  быть выявлен ряд плоскостей, срезов социальной действительности.

Наиболее важное значение имеют три основные характеристики:

1) качество «энергетического поля» регулирования ;

2) степень активности  социального поведения на том  или ином участке жизни общества;

3) уровень напряженности,  интенсивности правового регулирования. 
   Под качеством «энергетического поля» регулирования следует понимать то общее состояние социальной среды, которое может быть охарактеризовано либо как «поле активности», либо как «поле сдерживания», либо как сочетание того и другого. Имеется в виду состояние социальной среды, которое в силу требований социальных закономерностей, существующих потребностей и интересов направляет, ориентирует поведение людей на активность, на совершение тех или иных поступков, на деятельность определенного вида либо на то, чтобы проявлять пассивность, не совершать определенные действия.

Степень активности социального  поведения на том или ином участке  жизни общества — это частота, повторяемость поведения, его массовидность. В свое время в юридической  науке был высказан взгляд, в соответствии с которым характеристика юридической  нормы наряду с юридическими признаками должна быть увязана с пониманием ее как типичного, массовидного процесса фактической жизнедеятельности. Мне уже приходилось писать в свое время, что этот взгляд не получил должной оценки в литературе. Быть может, дезориентирующую роль сыграли здесь господствовавшая в нашей науке тенденция рассматривать правовые вопросы главным образом сквозь призму позитивных обязанностей, опасения, связанные с возможностью утраты в научных исследованиях специфически правовых черт. Приведенное положение действительно не имеет общего значения: оно едва ли распространимо на позитивные обязывания. Но применительно к главному пласту правовой материи — к дозволениям и в особенности к запретам оно содержит немалый конструктивный теоретический потенциал, позволяет под новым углом зрения охарактеризовать эти важнейшие правовые явления. Так, изучение нормативных положений, закрепляющих запреты, и в еще большей степени обстоятельств, послуживших для их установления, свидетельствует о том, что введение юридических запретов оказывается необходимым в случаях, когда в социальной действительности существуют (реально или в виде возможности) факты нарушений пределов дозволенного, в связи с чем возникает опасность для общества и требуется обеспечить при помощи юридического запрета типичные, массовидные процессы жизнедеятельности. 
Отсюда следует вывод, что юридический запрет — это не чисто правовое явление. По самой своей субстанции он имеет черты социально-правового феномена, несущего на себе отпечаток конфликтных, аномальных и в то же время массовидно-социальных ситуаций, отношений и, следовательно, степени активности социального поведения.

Информация о работе Понятие правового регулирования