Автор: Пользователь скрыл имя, 20 Ноября 2011 в 20:48, реферат
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.
Финансовое право - это совокупность юридических норм, регулирующих общественные отношения, возникающие в процессе финансовой деятельности государства для обеспечения бесперебойного осуществления его задач и функций в каждый конкретный период его развития. Формой существования финансового права выступает финансовое законодательство.
Финансовое право использует два метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Система финансового права состоит из Общей и Особенной частей. Общая часть финансового права представлена следующими институтами: финансовое устройство, правовые основы денежной системы, управление в области финансов, финансовое планирование, финансовый контроль, финансово-правовая ответственность. Особенная часть финансового права изучает строение финансовой системы государства. Финансово-правовые нормы характеризуются следующими признаками: выражают государственно-властное веление; приняты уполномоченным органом государства, например, принятие акта, устанавливающего налог, может быть осуществлено только Парламентом; содержат общеобязательные правила поведения, рассчитаны на неоднократное применение и адресованы неопределенному количеству субъектов; финансово-правовые нормы устанавливаются актом определенной юридической формы, например, налог может быть введен только таким юридическим актом, который имеет форму закона; исполнение финансово-правовых норм обеспечивается принудительной силой государства, включая принудительное исполнение финансового обязательства перед государством и привлечение лиц, нарушивших финансовое законодательство, к установленной финансово-правовой, административной и уголовной ответственности.
Обязательным субъектом
финансового правоотношения выступает
государство (в целом или в
лице уполномоченного органа). Материальные
финансовые правоотношения опосредуют
непосредственное движение денежных средств
(объект, деньги или денежные обязательства).
Организационные финансовые правоотношения
опосредуют формирование денежной системы
государства, его финансовые структуры,
системы органов управления в
области финансов, организации и
планирования процессов формирования
и распределения
Под денежной
системой понимаются сложившиеся исторически
и закрепленные национальным законодательством
организационные формы
Финансовое
устройство государства включает в
себя: финансовую систему государства
как совокупность государственных
денежных фондов, систему финансовых
органов государства и
Финансовое
планирование — это процесс составления,
рассмотрения, утверждения и организации
исполнения финансовых планов. Объектом
финансового планирования всегда выступает
денежный фонд. Любой финансовый план
представляет собой смету доходов
и расходов соответствующего денежного
фонда. Процесс финансового
Юридическими
формами осуществления
Юридической особенностью планово-финансовых актов является то обстоятельство, что они обладают признаками как нормативных, так и индивидуальных юридических актов.
Финансовый
контроль представляет собой довольно
сложную организационную
6.1. Понятие, содержание, субъекты
Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных денежных фондов и доходов. Как и любое другое правовое отношение, финансовое правовое отношение возникает между определенными субъектами по поводу конкретного объекта и имеет содержание, раскрывающееся через соответствующие права и обязанности его участников. Отражая общий характер, присущий любому правовому отношению, финансовое правовое отношение имеет и специфические признаки, обусловленные особенностью сферы их возникновения.
Финансовые правоотношения отличаются тем, что они: а) возникают в процессе финансовой деятельности государства; б) одним из субъектов в этих правоотношениях всегда является управомоченный орган государства (финансовый орган, кредитное учреждение) или высший, или местный орган государственной власти; в) всегда возникают по поводу денег —денежного платежа в доход государства, государственного расхода и т.д.
Эти три отличительные черты, рассматриваемые в их совокупности, отграничивают финансовые правоотношения от других видов правоотношений.
В финансовых правоотношениях, как правило, отчетливо выступают два правовых элемента: 1) государственно-властный и 2) имущественный.
Эта деятельность основывается на государственных актах. В то же время мобилизация и расходование государством денежных средств представляет собой деятельность материального, имущественного характера. Поэтому финансовые правоотношения являются властно-имущественными отношениями.
Субъекты
финансового правоотношения. Сл
Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, то есть потенциально способное быть участником финансовых правоотношений.
Субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений.
Юридические права
и обязанности в сфере
Субъектами
финансовых правоотношений могут быть
физические лица (граждане), юридические
лица (и организации, не наделенные
правами юридического лица), государственные
образования (Российская Федерация, субъекты
РФ) и муниципальные (местные) образования. Особенностью фина
Финансовое правоотношение
не может возникнуть между физическими
лицами (гражданами); между физическими
лицами (гражданами) и юридическими
лицами, имеющими организационно-правовую
форму, базирующуюся на частной собственности,
а также между данными
6.2. Классификация финансовых правоотношений
Финансовые правоотношения можно классифицировать по ряду оснований.
А). По материальному содержанию они делятся, в зависимости от подотрасли, раздела,
института финансового права, на следующие виды:
Б). По субъектам финансового правоотношения делятся на:
Согласно «Бюджетного кодекса» РК от 24.04.04г.
бюджет – это
централизованный денежный фонд государства,утверждаемый
законом Парламента или решениями местных
представительных органов (маслихата),
предназначенный для обеспечения государством
своих функций и создаваемый за счет налогов,
других обязательных платежей, неналоговых
поступлений и доходов от операции с капиталом,
предусмотренныхзаконодательным
Законодательство бюджетов: РК выделяет 3
Утвержденный бюджет – это бюджет на соответствующий финансовый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующими местными представительными органами.
Уточненный бюджет – это бюджет на текущий финансовый год, утвержденный Парламентом РК или соответствующими местными представительными органами, с учетом изменений, внесенных в ходе его исполнения.
Чрезвычайный государственный бюджет – это бюджет вводимый при введении чрезвычайного положения в РК, который включает в себя, в случае необходимости, все фин. ресурсы государства. На время действия этого бюджета прекращается действие закона о республиканском и решений о бюджетах всех уровней. О принятии чрезвычайного бюджета незамедлительно информируется Парламент РК.
Вопрос 3. Понятие бюджетного права
Бюджетное право – это раздел особенной части финансового права, регулирующий отношения, возникающие в
процессе организации бюджетного устройства, а также в связи с формированием, распределением и организацией использования
центрального и местных бюджетов. Предметом бюджетного права выступают общ. отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства, т.е. организационные и материальные бюджетные отношения.
Бюджетное право использует 2 метода правового регулирования: императивный и диспозитивный.
Вопрос 4. Бюджетные правоотношения и их признаки
Бюджетные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе бюджетной деятельности государства и урегулированные нормами бюджетного права.Для бюджетных правоотношений характерны следующие признаки:
1. возникают в процессе бюджетной деятельности государства;
2.являются продуктом правового регулирования государством общественных бюджетных отношений;
3. материальным объектом бюджетных правоотношений выступают деньги или денежные обязательства, являющиеся средством либо формирования, либо его расходования в форме распределения;
Информация о работе Финансовое право: понятие, содержание, методы