Затраты на производство и реализацию продукции

Автор: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2010 в 16:38, курсовая работа

Описание работы

Процесс производства является важнейшей стадией кругооборота средств предприятия. В ходе этого процесса предприятие, расходуя материальные, трудовые и финансовые ресурсы, формирует себестоимость изготовленной продукции, что, в конечном счете, при прочих равных условиях, существенно влияет на финансовый результат работы предприятия – его валовую прибыль или убыток. Правильная организация учета затрат на производство, с одной стороны, обеспечивает действенный контроль за эффективным использованием на предприятии материальных, трудовых и финансовых ресурсов и, позволяет предприятию избежать конфликтных ситуаций во взаимоотношениях с налоговой службой при решении вопросов налогообложения прибыли, с другой. Изучение себестоимости продукции позволяет дать более правильную оценку уровню показателей прибыли и рентабельности, достигнутому на предприятии. В обобщенном виде себестоимость продукции отражает все стороны хозяйственной деятельности предприятий, их достижения и недостатки. Можно отметить, что себестоимость применяется для исчисления национального дохода в масштабах страны, является одним из основных факторов формирования прибыли, является одной из основных частей хозяйственной деятельности и соответственно одним из важнейших элементов управления. Себестоимость продукции неразрывно связана почти со всеми показателями хозяйственной деятельности предприятия, и они получают в ней свое отражение. С этой точки зрения этот показатель обобщает качество всей работы предприятия.

Содержание

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы управления затратами на производство и реализацию продукции 6
Классификация затрат на производство и реализацию продукции. Себестоимость продукции в свете действующих законодательных актов
6
1.2. Планирование себестоимости производства и реализации продукции 10
1.3. Финансово-экономические рычаги снижения себестоимости продукции 17
Глава 2. Анализ себестоимости продукции в ООО «Бирские тепловые сети» 24
2.1. Организационно-правовая характеристика предприятия 24
2.2. Анализ общих затрат на производство продукции 25
2.3. Анализ прямых материальных и трудовых затрат 29
2.4 Анализ косвенных затрат 38
Заключение
40
Список использованной литературы
43

Работа содержит 1 файл

Затраты на производство и реализацию продукции.docx

— 84.38 Кб (Скачать)

     На  практике нельзя достоверно определить точный спрос на товарно-материальные ценности.

     Особенно  это проявляется в условиях нестабильных рынков. Даже при отлаженных горизонтальных связях с поставщиками сырья и  комплектующих нет стопроцентной  гарантии в соблюдении договорных графиков поставок. Более того, возможна ситуация стойкого дефицита на материальные ресурсы, что ставит под угрозу бесперебойность  производственного процесса, а следовательно, сводит на нет все предварительные  расчеты себестоимости продукции  и отпускных цен, поскольку срывается  запланированный объём выпуска.

     Предприятие должно предусмотреть дополнительные расходы по созданию страховых запасов, определить их объём и структуру, чтобы сохранить запланированный  объём выпуска и обеспечить стабильность финансовых показателей своей деятельности.

     Определение приемлемого объёма страхового запаса заключается в нахождении равновесия между вероятной нехваткой запасов  и затратами по содержанию страхового запаса. Поэтому необходимо проанализировать все последствия от вероятной  остановки производства: увеличение себестоимости в результате роста  постоянных расходов на единицу продукции, потерю определенного объёма текущих, а возможно, и будущих продаж, если потребитель установит деловые  связи с конкурентами и т.п.

     В зависимости от степени негативности последствий от остановки производства руководство предприятия и принимает  решение о размерах страховых  запасов, сознательно идя на дополнительные расходы.

     Детальный анализ затрат по видам, структуре и  типам необходим для внутрифирменного планирования, которое должно быть направлено на достижение максимальных финансовых результатов. 
 
 

     1.3. Финансово-экономические рычаги  снижения себестоимости продукции

     Решающим  условием снижения себестоимости служит непрерывный технический прогресс. Внедрение новой техники, комплексная  механизация и автоматизация  производственных процессов, совершенствование  технологии, внедрение прогрессивных  видов материалов позволяют значительно  снизить себестоимость продукции.

     Серьезным резервом снижения себестоимости продукции  является расширение специализации  и кооперирования. На специализированных предприятиях с массово-поточным производством  себестоимость продукции значительно  ниже, чем на предприятиях, вырабатывающих эту же продукцию в небольших  количествах. Развитие специализации  требует установления и наиболее рациональных кооперированных связей между предприятиями.

     Снижение  себестоимости продукции обеспечивается, прежде всего, за счет повышения производительности труда. С ростом производительности труда сокращаются затраты труда  в расчете на единицу продукции, а следовательно, уменьшается и  удельный вес заработной платы в  структуре себестоимости [9,c.265].

     Успех борьбы за снижение себестоимости решает рост производительности труда рабочих, обеспечивающий в определенных условиях экономию на заработной плате. Рассмотрим, в каких условиях при росте  производительности труда на предприятиях снижаются затраты на заработную плату рабочих. Увеличение выработки  продукции на одного рабочего может  быть достигнуто за счет осуществления  организационно-технических мероприятий, благодаря чему изменяются, как правило, нормы выработки и соответственно им расценки за выполняемые работы. Увеличение выработки может произойти  и за счет перевыполнения установленных  норм выработки без проведения организационно-технических  мероприятий. Нормы выработки и расценки в этих условиях, как правило, не изменяются.

     В первом случае, когда изменяются нормы  выработки и расценки, предприятие  получает экономию на заработной плате  рабочих. Объясняется это тем, что  в связи со снижением расценок доля заработной платы в себестоимости  единицы продукции уменьшается. Однако это не приводит к снижению средней заработной платы рабочих, так как приводимые организационно-технические  мероприятия дают возможность рабочим  с теми же затратами труда выработать больше продукции. Таким образом, проведение организационно-технических мероприятий  с соответствующим пересмотром  норм выработки позволяет снижать  себестоимость продукции за счет уменьшения доли заработной платы в  единице продукции одновременно с ростом средней заработной платы  рабочих.

     Во  втором случае, когда установленные  нормы выработки и расценки не изменяются, величина затрат на заработную плату рабочих в себестоимости  единицы продукции не уменьшается. Но с ростом производительности труда  увеличивается объем производства, что приводит к экономии по другим статьям расходов, в частности  сокращаются расходы по обслуживанию производства и управлению. Происходит это потому, что в цеховых расходах значительная часть затрат (а в  общезаводских почти полностью) - условно-постоянные расходы (амортизация  оборудования, содержание зданий, содержание цехового и общезаводского аппарата и другие расходы), не зависящие от степени выполнения плана производства. Это значит, что их общая сумма  не изменяется или почти не изменяется в зависимости от выполнения плана  производства. Отсюда следует, что, чем  больше выпуск продукции, тем меньше доля цеховых и общезаводских  расходов в ее себестоимости [2, c.260].

     С ростом объема выпуска продукции  прибыль предприятия увеличивается  не только за счет снижения себестоимости, но и вследствие увеличения количества выпускаемой продукции. Таким образом, чем больше объем производства, тем при прочих равных условиях больше сумма получаемой предприятием прибыли.

     Важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости  продукции имеет соблюдение строжайшего  режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной  деятельности предприятия. Последовательное осуществление на предприятиях режима экономии проявляется прежде всего  в уменьшении затрат материальных ресурсов на единицу продукции, сокращении расходов по обслуживанию производства и управлению, в ликвидации потерь от брака и  других непроизводительных расходов.

     Материальные  затраты, как известно, в большинстве  отраслей промышленности занимают большой  удельный вес в структуре себестоимости  продукции, поэтому даже незначительное сбережение сырья, материалов, топлива  и энергии при производстве каждой единицы продукции в целом  по предприятию дает крупный эффект.

     Предприятие имеет возможность влиять на величину затрат материальных ресурсов, начиная  с их заготовки. Сырье и материалы  входят в себестоимость по цене их приобретения с учетом расходов на перевозку, поэтому правильный выбор  поставщиков материалов влияет на себестоимость  продукции. Важно обеспечить поступление  материалов от таких поставщиков, которые  находятся на небольшом расстоянии от предприятия, а также перевозить грузы наиболее дешевым видом  транспорта. При заключении договоров  на поставку материальных ресурсов необходимо заказывать такие материалы, которые  по своим размерам и качеству точно  соответствуют плановой спецификации на материалы, стремиться использовать более дешевые материалы, не снижая в то же время качества продукции [6, c.320].

     Основным  условием снижения затрат сырья и  материалов на производство единицы  продукции является улучшение конструкций  изделий и совершенствование  технологии производства, использование  прогрессивных видов материалов, внедрение технически обоснованных норм расходов материальных ценностей.

     Сокращение  затрат на обслуживание производства и управление также снижает себестоимость  продукции. Размер этих затрат на единицу  продукции зависит не только от объема выпуска продукции, но и от их абсолютной суммы. Чем меньше сумма цеховых  и общезаводских расходов в целом  по предприятию, тем при прочих равных условиях ниже себестоимость каждого  изделия.

     Резервы сокращения цеховых и общезаводских  расходов заключаются прежде всего  в упрощении и удешевлении  аппарата управления, в экономии на управленческих расходах. В состав цеховых и общезаводских расходов в значительной степени включается также заработная плата вспомогательных  и подсобных рабочих. Проведение мероприятий по механизации вспомогательных  и подсобных работ приводит к  сокращению численности рабочих, занятых  на этих работах, а следовательно, и  к экономии цеховых и общезаводских  расходов. Важнейшее значение при  этом имеют автоматизация и механизация  производственных процессов, сокращение удельного веса затрат ручного труда  в производстве. Автоматизация и  механизация производственных процессов  дают возможность сократить и  численность вспомогательных и  подсобных рабочих в промышленном производстве.

     Сокращению  цеховых и общезаводских расходов способствует также экономное расходование вспомогательных материалов, используемых при эксплуатации оборудования и  на другие хозяйственные нужды.

     Значительные  резервы снижения себестоимости  заключены в сокращении потерь от брака и других непроизводительных расходов. Изучение причин брака, выявление  его виновника дают возможность  осуществить мероприятия по ликвидации потерь от брака, сокращению и наиболее рациональному использованию отходов  производства.

     Масштабы  выявления и использования резервов снижения себестоимости продукции  во многом зависят от того, как поставлена работа по изучению и внедрению опыта, имеющегося на других предприятиях.

     Себестоимость продукции характеризуется показателями, выражающими:

     а) общий объем затрат на всю произведенную  продукцию и выполненные работы предприятия за плановый (отчетный) период - себестоимость товарной продукции, сравнимой товарной продукции, реализованной  продукции;

     б) затраты на единицу объема выполненных  работ - себестоимость единицы отдельных  видов товарной продукции, полуфабрикатов и производственных услуг (продукции  вспомогательных цехов), затраты  на 1 руб. товарной продукции, затраты  на 1 руб. нормативной чистой продукции.

     Себестоимость продукции является качественным показателем, характеризующим производственно-хозяйственную  деятельность производственного объединения, предприятия. Себестоимость продукции - это затраты предприятия в  денежном выражении на ее производство и сбыт. В себестоимости как  в обобщающем экономическом показателе находят свое отражение все стороны  деятельности предприятия: степень  технологического оснащения производства и освоения технологических процессов; уровень организации производства и труда, степень использования  производственных мощностей; экономичность  использования материальных и трудовых ресурсов и другие условия и факторы, характеризующие производственно-хозяйственную  деятельность.

     Себестоимость представляет собой суммарные затраты  на производство и реализацию продукции. Их можно считать как по фактическим  расходам, так и по нормативным. В  западных фирмах также имеются нормативы  на расходы, но они рассчитываются в  рамках каждой отдельной фирмы и  представляют коммерческую тайну. В  России на госпредприятиях нормативы  носят отраслевой характер и никакой  коммерческой тайны не представляют. К сожалению, во многих случаях нормативы не играют роль стимула в снижении расходов предприятий на производство продукции. Практика позволяет утверждать, что они зачастую являются среднеотраслевыми. Предприятия всегда имеют возможность доказать, что они работают в особых условиях и отраслевые нормативы для них неприемлемы.

     Главный мотив деятельности любой фирмы  в рыночных условиях - максимизация прибыли. Реальные возможности реализации этой стратегической цели во всех случаях  ограничены издержками производства и  спросом на выпускаемую продукцию. Поскольку издержки это основной ограничитель прибыли и одновременно главный фактор, влияющий на объем  предложения, то принятие решений руководством фирмы невозможно без анализа  уже имеющихся издержек производства и их величины на перспективу.

     С позиций трудовой теории стоимости  К.Маркс в “Капитале” рассматривал издержки как затраты на заработную плату, материалы, топливо, амортизацию  средств труда, т.е. на производство товара. К ним он добавлял затраты  на заработную плату работникам торговли (оптовой и розничной), содержание торговых помещений, транспорт и  т.п. Первые издержки Маркс называл  издержками производства, вторые - издержками обращения. При этом он не учитывал рыночной ситуации и ряда других обстоятельств. Маркс исходил из того, что стоимость  товара образуют издержки производства и те издержки обращения, которые  представляют собой продолжение  процесса производства в сфере обращения, например упаковка, фасовка и т.п.

     Современная экономическая теория совершенно по иному подходит к трактовке издержек. Она исходит из редкости используемых ресурсов и возможности их альтернативного  использования. Под альтернативным использованием понимается, например, возможность производства из дерева строительных материалов, мебели, бумаги, ряда химических продуктов. Поэтому когда фирма решает производить какой-то определенный товар, например мебель из дерева, то она тем самым отказывается от производства из дерева блоков для дачных домиков. Отсюда делается вывод, что экономические, или вмененные, издержки определенного ресурса, используемого в данном производстве равны его стоимости (ценности) при наиболее оптимальном способе его использования для производства товаров. Таким образом, экономические издержки - это плата поставщику, осуществляемая фирмой, или доходы поставщика ресурсов, обеспечиваемые фирмой, а также внутренние издержки на то, чтобы ресурсы были применены именно данной фирмой и для определенного варианта производства. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Информация о работе Затраты на производство и реализацию продукции