Взвешивание трех подходов, использованных при оценке бизнеса

Автор: Пользователь скрыл имя, 18 Февраля 2012 в 22:22, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является анализ целесообразности использования доходного, сравнительного и затратного подходов в процессе оценки в зависимости от специфики оцениваемого бизнеса, а также справедливости определяемой с их помощью стоимости.
Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
• Изучить теоретический аспект трех подходов, применяемых при оценке бизнеса, и их методологию с учетом особенностей использования в зависимости от объекта оценки;
• Выявить существующие возможности и ограничения использования каждого из подходов к оценке бизнеса;
• Исследовать специфику коммерческого банка как объекта оценки рыночной стоимости;
• Проанализировать особенности применения доходного, затратного и сравнительного подходов при оценке рыночной стоимости коммерческого банка, а также выявить наиболее целесообразные методы, лежащие в основе этих подходов, для данного объекта оценки;
• Провести сравнительный анализ основных методов оценки рыночной стоимости коммерческого банка в контексте возможности их применения в современных рыночных условиях.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………………………….3
1. Оценка бизнеса в современной рыночной экономике……………………......................5
1.1. Подходы к оценке бизнеса…………………………………………………………5
1.2. Специфические особенности подходов………………………………………….12
1.3. Возможности и ограничения использования подходов к оценке бизнеса…….14
2. Специфика использования трех подходов при оценке рыночной стоимости коммерческого банка ……………………………………………………………………...19
2.1. Коммерческий банк как специфический объект оценки рыночной стоимости..19
2.2. Современные подходы и методы к оценке рыночной стоимости коммерческого банка……………………………………………………………………………………….20
2.2.1. Доходный подход………………………………………………………...21
2.2.2. Затратный подход………………………………………………………...24
2.2.3. Сравнительный (рыночный) подход)…………………………………...27
2.3. Сравнительный анализ основных методов оценки рыночной стоимости коммерческого банка и возможности их применения в российских условиях……...29
Заключение………………………………………………………………………………………..31
Список используемой литературы…………………………………………………………….

Работа содержит 1 файл

Моя курсовая работа.docx

— 113.13 Кб (Скачать)
  • Модель WACC

     Модель  WACC позволяет рассчитать требуемую норму доходности для всего инвестированного капитала (собственный + заемный). Формально она представляется так:  

      где: T – ставка налога на прибыль; Wd  - доля заемного капитала в структуре капитала банка; Сd – стоимость привлечения заемного капитала; Wp доля привилегированных акций в структуре капитала банка; Cpстоимость привлечения привилегированных акций; We – доля обыкновенных акций в структуре капитала; Ceстоимость привлечения обыкновенных акций.

      Итак, при оценке стоимости бизнеса  с использованием метода DCF необходимо определить соответствующую ставку дисконтирования, это и является наиболее сложным моментом данного метода.

     Частным случаем данного подхода является метод капитализации прибыли, логика которого основана на следующем положении: если у оцениваемого объекта наблюдается постоянное соотношение чистой прибыли и денежного потока, нулевой уровень реинвестиций и, как следствие, отсутствие роста, то получаются в результате эквивалентные друг другу денежные потоки в каждом из прогнозных периодов. Метод капитализации выражается следующей формулой:

     V= Y/R,

     где V -стоимость банка; У - чистый доход банка (чистая прибыль или денежный поток); R - коэффициент капитализации.

     Данный  подход довольно идеалистичен, однако он достаточно удобен при оценке малых или средних фирм, а также при вычислении стоимости нематериальных активов.

     Если  же обратиться к анализу других подходов, используемых при оценке стоимости  бизнеса, стоит отметить, что в период интенсивных слияний и поглощений чаще других применялся сравнительный подход, ориентированный на использование множества мультипликаторов, отражающих отношение стоимости компании, собственного капитала и ее финансово-экономических показателей разного рода доходов, стоимости активов и т.д.

     Наибольшее  распространение этот подход получил в конце 1970-х гг., поскольку, помимо вышеуказанных сфер применения, мог использоваться при обосновании инвестиционных решений. Сравнение с помощью оценочных мультипликаторов условий достижения другими компаниями того или иного уровня стоимости бизнеса стало типичным механизмом обоснования подобных решений.

     Вместе  с тем среди оценщиков нет  единого мнения по поводу противоречивости (непротиворечивости) элементов мультипликаторов. Так, например, авторы ряда учебников и научных трудов по оценке бизнеса А.Г. Грязнова и В.М. Рутгайзер говорят о том, что согласованность между элементами не столь важна, главное - это качество выборки аналогов, которая должна основываться на схожих рыночных позициях компании (доля рынка) и фактическом росте таких показателей, как объем продаж (производства) в натуральном выражении и т.д. В то же время профессор финансового дела в Stern School of Business при Нью-Йоркском университете Асват Дамодаран говорит о том, что если числитель, используемый для расчета мультипликатора, является стоимостью собственного капитала или фирмы в целом, то и знаменатель должен основываться на соответствующих стоимостях. Более того, поскольку западные специалисты оценки чаще прибегают к использованию фундаментальных мультипликаторов, они следуют логике, диктующей, что сопоставимыми фирмами являются компании, чьи денежные потоки, показатели роста и риска похожи на аналогичные показатели оцениваемой фирмы. К сожалению, использование данных критериев не всегда возможно в силу отсутствия информации, что обусловливает применение отечественного подхода.

     В рамках сравнительного подхода используются следующие методы:

  • компании-аналога или рынка продаж
  • рыночных сделок или продаж
  • сопоставимых сделок (отраслевых коэффициентов или отраслевых соотношений)

     Метод компании-аналога, или метод рынка  капитала основан на использовании  цен, сформированных открытым фондовым рынком. Базой для сравнения служит цена на единичную акцию акционерных  обществ открытого типа. Следовательно, в чистом виде данный метод используется для оценки миноритарного пакета акций.

     Метод рыночных сделок или метод продаж ориентирован на цены приобретения предприятия  в целом либо контрольного пакета акций. Это определяет наиболее оптимальную сферу применения данного метода оценки предприятия или контрольного пакета акций.

     Метод сопоставимых сделок (слияний и поглощений) основан на использовании соотношений  между рыночный ценой и определенными  финансовыми параметрами. Эти соотношения  представляют собой отраслевые коэффициенты, которые рассчитываются на основе статистических наблюдений, и называются мультипликаторы. Выбирается предприятие, аналогичное оцениваемому (предприятие-аналог), рыночная стоимость которого известна по факту совершения сделки купли-продажи. Затем рассчитывается соотношения между ценой продажи и определенными финансовыми показателями предприятия-аналога – мультипликаторы. Рыночная стоимость оцениваемого предприятия умножением мультипликатора на фактическое значение соответствующего показателя оцениваемого предприятия.

     В качестве рыночных мультипликаторов, широко используемых в международной  практике оценки предприятий можно  выделить следующие:

  • P/S – отношение рыночной стоимости компании к выручке от реализации и за предшествующий год;
  • P/CF – отношение рыночной стоимости компании к величине денег денежного потока от операционной деятельности за предшествующий год;
  • P/BTCF – отношение рыночной стоимости компании к величине денежного потока от операционной деятельности за предшествующий год без учета выплаты налога;
  • P/EBITDA – отношение рыночной стоимости компании к прибыли до выплаты процентов, налогов и начисления амортизации за предшествующий год без учета непериодических расходов и доходов;
  • P/EBITD – отношение рыночной стоимости компании к прибыли до выплаты процентов, налогов и начисления амортизации за предшествующий год;
  • P/EBIT – отношение рыночной стоимости компании к прибыли до выплаты процентов и налогов за предшествующий год;
  • P/EBT – отношение рыночной стоимости компании к прибыли до выплаты налогов за предшествующий год;
  • P/E – отношение рыночной стоимости компании к чистой прибыли за предшествующий год;
  • P/BV – отношение рыночной стоимости компании к балансовой стоимости ее собственного капитала на конец текущего периода.

     Важно отметить, что применение сравнительного подхода, прежде всего, предполагает наличие компаний-аналогов и соответствующих данных о них для последующего отбора и использования, что в свою очередь является наиболее сложным моментом в оценке стоимости бизнеса, и в некоторых случаях делает применение данного подхода невозможным.

     В отличие от методов доходного  подхода, которые нацелены на будущие  выгоды оцениваемого бизнеса, а также  основных приемов сравнительного подхода, ориентированных на ретроспективу  развития, затратный подход концентрируется  на текущей оценке активов и обязательств бизнеса.

     Затратный подход получил широкое распространение в 50-60-х гг. прошлого века. Это обусловлено тем, что в послевоенный период экономика восстанавливалась, создавались новые предприятия, что в свою очередь способствовало использованию этого подхода. Однако данный подход до сих пор вызывает жаркие споры среди специалистов оценки. Отечественные оценщики в большинстве своем придерживаются позиции, что затратный подход наиболее полезен и точен, поскольку он постатейно отражает стоимость активов и обязательств с учетом переоценки. Соответственно, в своих отчетах об оценке они зачастую опираются именно на данный подход. Однако западные специалисты, такие как Дамодаран, Коупленд и Феррис, вообще не рассматривают затратный подход, поскольку видят в его использовании скрытые противоречия. Их обоснования сводятся к тому, что в основном при оценке бизнеса рассчитывается стоимость действующего предприятия, а не компании, которую планируется создать с нуля. Тем не менее, несмотря на полемику по поводу валидности затратного подхода, отечественные стандарты оценочной деятельности требуют использовать все три подхода к оценке.

     Базовой формулой в затратном подходе  является:

Собственный капитал = Активы - Обязательства4

     Наиболее часто при оценке с помощью затратного подхода используются метод откорректированных чистых активов, в рамках которого реализована процедура переоценки большинства активов и обязательств, а также метод ликвидационной стоимости, который отличается от предыдущего не только наличием затрат на ликвидацию, но и спецификой ставки дисконтирования, которая, как правило, выше, чем затраты на капитал у действующего предприятия. Это обусловлено тем, что при ликвидации у компании возникают дополнительные риски (например, риски, связанные с трудностями продажи активов).

     В отличие от доходного и сравнительного, затратный подход является одним из наиболее трудоемких при использовании оценщиками. Сложность в его применении заключается в том, что формально вся необходимая информация и соответствующие данные отображены в финансовой отчетности, однако в большинстве случаев все составные элементы данного документа отражены не в рыночных ценах. Соответственно, требуется определенная процедура переоценки активов и пассивов, что в свою очередь повлечет за собой дополнительные затраты как во времени, так и в денежном эквиваленте. 

     Каждый  из приведенных подходов обладает определенными достоинствами, недостатками и имеет сферу целесообразного применения. Вместе с тем при проведении оценки стоимости бизнеса с целью повышения достоверности расчетов эксперт-оценщик обычно использует несколько подходов и методов, которые дополняют друг друга. 

1.2. Специфические особенности каждого подхода

      Для достижения поставленных в начале исследований целей и задач необходимо проанализировать особенности, свойственные каждому из трех подходов, используемых в оценке бизнеса, без учета которых невозможно итоговое выведение адекватной и неискаженной величины стоимости объекта оценки (табл. 1)

Таблица 1. Особенности применения трех подходов к оценке бизнеса

  с учетом условий  их оптимального  использования

Подход  к оценке, метод  оценки Условия, при которых рекомендуется  выбрать данный метод:
Затратный подход  
Стоимость чистых активов
  • Компания владеет значительными материальными активами чистых активов, а нематериальные активы – несущественны.
  • Труд приносит небольшую добавленную стоимость продуктам или услугам компании
  • Бухгалтерский баланс отражает все материальные активы компании; отсутствуют не фигурирующие в балансе принадлежащие ей активы, которые по-прежнему приносят ей (компании) доход.
  • Предполагается, что компания будет оставаться действующим предприятием.
  • Оцениваемая доля собственности является контрольной для компании.
  • В прошлом компания не имела устойчивых доходов или для нее было характерно неустойчивое соотношение  «прибыль/поток денежных средств».
  • Значительная часть активов компании состоит из ликвидных активов или иных ликвидных объектов инвестиций (обращающиеся на организованном рынке ценные бумаги, объекты недвижимости, права на разработку месторождений и др.)
  • Бизнес существенно зависит от конкурентных контрактных предложений, он (бизнес) не располагает устойчивым, предсказуемым рынком сбыта.
  • В той отрасли, к которой относится бизнес, относительно легко начать новое дело.
  • Компания только что образована.
Ликвидационная  стоимость
  • Ликвидационная стоимость является приемлемым определением стоимости оцениваемой компании.
  • Оцениваемая доля собственности является контрольной для компании.
  • Компания находится в стадии банкротства, или имеются обоснованные сомнения в том, что она сможет функционировать как действующее предприятие.
  • По сравнению со стоимостью чистых активов текущие и прогнозируемые потоки денежных средств компании от продолжающихся операций слишком малы.
  • Компания может оказаться более ценной будучи «мертвой», чем «живой».
Сравнительный подход  
Методы, использующие оценочные мультипликаторы, основанные на данных о компаниях-аналогах
  • Имеется достаточное количество отобранных компаний и (или) сделок для того, чтобы определить значение соответствующего оценочного мультипликатора.
  • Если в качестве аналогов используется ОАО, то оценщик получает адекватные сравнительные данные.
  • Если используются данные о слияниях и поглощениях, тогда оценщик получает адекватные данные (например, цена сделки в отношениях к стоимости активов).
Цена  компании/ показатель дохода
  • Помимо указанных условий, оценщик обязан учесть следующие факторы: данные о доходах компании характеризуют их достаточную устойчивость; может быть установлено вполне определенное соотношение между показателями доходов оцениваемой компании и компаний-аналогов; структуры издержек компаний в отрасли характеризуются тенденцией к выравниванию.
Доходный  подход  
Капитализация доходов
  • Прибыльность компании существенно влияет на представления о ее стоимости.
  • Имеется достаточная информация (серьезно обоснованные предположения) для суждения об ожидаемой динамике прибыли.
  • Уровень текущих доходов может дать приближенное представление о будущих доходах.
  • Показатели прибыли компании устойчиво положительны.
  • Оценка стоимости компании учитывает премию за контроль.
  • Доходы владельца (владельцев) компании могут быть установлены с достаточной определенностью (нередко эти доходы включают компенсации разного вида; кроме того, часть доходов владельца компании иногда представляют ф форме ее расходов).
  • Стоимость нематериальных активов значительно, и они генерируют существенную часть доходов компании.
  • Труд обеспечивает заметную часть добавленной стоимости.
  • Прибыль признается относительно более удобным индикатором стоимости бизнеса, чем поток денежных средств.
Дисконтированный  чистый поток денежных средств (Net Cash Flow – NCF)
  • Отношение прибыли к потоку денежных средств существенно сказывается на величине стоимости компании.
  • Текущие (отчетные) потоки денежных средств, как считается, существенно отличаются от возможного в будущем потока денежных средств (по данным, например, бизнес-плана компании).
  • Будущий NCF может быть определен достаточно достоверно (по данным, например, серьезно обоснованного бизнес-плана) или прогнозов клиентской базы NCF в последний год прогнозного периода, как ожидается, будет положительным.
  • NCF в течение прогнозируемого периода не будет, согласно предположениям, отрицательным.
  • Оценка стоимости компании учитывает премию за контроль.
  • Доходы владельца (владельцев) компании могут быть установлены с достаточной определенностью.
  • Компания является потенциальным объектом приобретения другими компаниями.
 

1.3. Возможности и  ограничения использования  подходов к оценке  бизнеса

     Именно  на основе изложенных мною особенностей можно выделить как сами возможности  применения этих подходов, так и  ограничения при использовании  относящихся к ним методов  и моделей оценки. Я постараюсь представить эти аспекты использования  оценочных подходов, с одной стороны, исходя из общепринятых интерпретаций  этих возможностей и ограничений, а  с другой стороны, с учетом сложившихся  в России обстоятельств оценки стоимости  бизнеса.

     •  Иногда затратный подход называют оценкой стоимости на основе активов компании (asset valuations)5. Для установления стоимости компании в рамках этого подхода необходимо, как отмечает А. Грегори, иметь информацию, связанную «с продажей или стоимостью замещения…активов компании», причем при условии, что последние могли бы быть проданы или каждый отдельно, или как самостоятельные «сегменты бизнеса». Иначе говоря, речь идет о «ликвидной стоимости активов», оценка замещения ориентируется на стоимость этих активов, т.е. это - оценка рыночной стоимости за минусом амортизации (исходя из предположения о заинтересованности в сохранении оцениваемого бизнеса как действующего предприятия). К сожалению, в том, что касается основного капитала, то довольно трудно получить информацию из публикуемых бухгалтерских отчетов. Тогда как в большинстве акционерных компаний собственность показывается по текущей или недавней оценке, другие постоянные активы показываются по первоначальной цене за минусом амортизации. Разумеется, такие данные не могут быть полезным руководством для получения оценки возможной стоимости реализации и восстановительной стоимости.

     Хотелось  бы обратить особое внимание на необходимость  достаточно регулярной оценки основных фондов российских компаний на рыночной основе, ведь их руководители весьма неохотно прибегают к такой оценке. Впрочем, это отнюдь не сугубо российская проблема. В США рассматривается возможность введения требования к фирмам оценивать их собственность по текущим рыночным ценам, однако бизнес этому весьма противится». Ни для кого не секрет, что мало кому из бизнесменов и других стран это нравится.

     Вместе  с тем опыт других стран свидетельствует  о том, что для преодоления  такого сопротивления иногда лучше  всего подходит, как теперь любят  говорить в России «административный  ресурс». Так, например, относительно проведения переоценки активов на рыночной основе, в т.ч. основных фондов, Т. Коупленд и его соавторы приводят следующие группы стран:

Информация о работе Взвешивание трех подходов, использованных при оценке бизнеса