Виды банков в Республике Беларусь и их классификацию

Автор: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2011 в 01:32, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – изучить виды банков Республики Беларусь и их классификацию.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- рассмотреть понятие «банк» и «банковская система»;
- рассмотреть Центральный банк - основной элемент современной банковской системы;
- изучить виды коммерческих банков;
- дать характеристику банковской системы в Республике Беларусь;
- выявить основные проблемы развития банковской системы Республики Беларусь;
- изучить международный опыт внедрения новых банковских бизнес-моделей.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………...4
1. Банки: понятие, виды, классификация………………………………………..6
Понятие «банк» и «банковская система»…………………………………….6
Центральный банк - основной элемент современной банковской системы……………………………………………………………………….10
1.3 Коммерческие банки: виды, функции, классификация…………………...12
2. Анализ банковской системы Республики Беларусь………………………...17
2.1 Характеристика банковской системы в Республике Беларусь…………....17
2.2 Основные проблемы развития банковской системы Республики Беларусь…………………………………………………………………………..23
3. Международный опыт внедрения новых банковских бизнес-моделей…....26
Заключение……………………………………………………………………….39
Список использованных источников…………………………………………...42

Работа содержит 1 файл

ВИДЫ БАНКОВ В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ И ИХ КЛАССИФИКАЦИЯ.doc

— 266.50 Кб (Скачать)

     Банковская  деятельность, как и другая предпринимательская  деятельность, сопровождается рисками. Риски в банковской практике — это опасность (возможность) потерь банка при наступлении определенных событий. Риски могут быть как чисто банковскими, связанными с деятельностью самого банка, так и внешними. Банки должны иметь комплекс мер по их предотвращению [7,c.32-33].

     Сущность  банка полнее раскрывают его функции. Первой и основной функцией банка  является функция собирания, аккумуляции временно свободных денежных средств. При этом необходимо учитывать ряд особенностей такой аккумуляции. Дело в том, что банк собирает не столько свои, сколько чужие временно свободные средства. Собранные денежные ресурсы используются им не на свои, а на чужие потребности. Собственность на аккумулируемые и перераспределяемые ресурсы остается у первоначального кредитора (клиентов банка). Аккумуляция средств становится одним из основных видов деятельности банка. На ее проведение в современных условиях требуется специальное разрешение — лицензия.

     Вторая  функция банка — функция регулирования  денежного оборота. Банки выступают  центрами, через которые проходит платежный оборот различных хозяйственных  субъектов; Благодаря системе расчетов банки создают для своих клиентов возможность совершать обмен, оборот денежных средств и капитала. Через банки проходит оборот как отдельно взятого субъекта, так и экономики страны в целом. Через них осуществляется перелив денежных средств и капиталов от одного субъекта к другому, от одной отрасли народного хозяйства к другой.

     Третья  функция банка — посредническая функция. Под ней понимается деятельность банка как посредника в платежах. Через банки проходят платежи предприятий, организаций, населения. Находясь между клиентами, совершая по их поручению платежи, банк выполняет тем самым посредническую миссию. Однако это — не примитивная, элементарная посредническая деятельность. Банк может по крупицам аккумулировать небольшие размеры временно свободных денежных средств многих клиентов и направить огромные денежные ресурсы только одному субъекту. Банк может брать деньги у клиентов на короткий срок, а выдать их на длительное время. Он может аккумулировать ресурсы в одном секторе экономики какого-либо региона, а перераспределить их в другие отрасли и совершенно другие регионы. Находясь в центре экономической жизни, банк, таким образом, получает возможность трансформировать или изменять размер, сроки и направления капиталов в соответствии с возникающими потребностями хозяйства. Посредническая функция с учетом всего этого становится скорее функцией трансформации ресурсов.

     Разумеется, банки не имеют реальной возможности, да и не имеют права увеличивать  кредит всякому клиенту, который  в нем нуждается, поскольку они  сами работают преимущественно на чужих деньгах. К тому же повышенный риск невозврата кредита, связанный, прежде всего с недостаточно эффективной работой предприятий, обязывает банк проводить сдержанную кредитную политику [8,c.269-272]. 

     
    1. Центральный банк - основной элемент современной банковской системы
 

     Центральный банк – это привилегированная и элитарная финансовая организация, наделенная функциями административного органа и банка. Своим созданием центральные банки обязаны государству с его политическими и экономическими целями. Особая роль центрального банка заключается в том, что он, совмещая в себе рыночные и нерыночные элементы, помогает государству перераспределять денежные потоки, финансовые ресурсы таким образом, чтобы увеличивались поступления в бюджет. Известны два пути создания центральных банков:

     1) историческое закрепление функции  денежной эмиссии за крупнейшей  кредитной организацией;

     2) учреждение государством эмиссионного  банка.

     Появление первых центральных банков относят  к концу XVII в. Тогда функции центрального банка не отличались от функций обычного банка, исключение составляло кредитование правительства.

     Старейшими  центральными банками мира признаны шведский «Риксбанк» (1668 г.) и Банк Англии (1694 г.). Процесс монополизации центральными банками функции эмиссии денег протекал долго и был завершен в большинстве стран мира в конце XIX – начале XX в. Банк Англии в законодательном порядке получил монополию эмиссии банкнот в 1844 г.

     Сосредоточение  эмиссионной деятельности в центральном  банке поставило его в привилегированное положение на денежном рынке и дало возможность целенаправленно воздействовать на спрос и предложение денежных ресурсов. Вследствие этого начали развиваться новые операции и функции центрального банка, не характерные для других кредитных организаций.

     Центральный банк не является государственным ведомством в полном смысле данного термина, он учреждается в форме административно-публичного образования либо акционерного общества. В настоящее время воздействие государства осуществляется главным образом путем формирования законодательной и нормативной базы деятельности кредитных организаций и контроля за исполнением требований законодательства и нормативных актов. Различают прямое и косвенное, непосредственное и опосредованное участие государства в уставном капитале.

     Независимость центрального банка имеет весьма значимые проявления.

     • Самостоятельность решений в области денежно-кредитной политики. В мировой практике встречаются четыре модели взаимодействия центрального банка с другими органами государственной власти в области денежно-кредитной политики. Первая: центральный банк реализует денежно-кредитную политику, разрабатываемую правительством (Франция, Италия). Вторая: государственные органы наделены правом инструктировать центральный банк в данной области деятельности (Россия, Япония). Третья: согласно законам страны, центральный банк обязан поддерживать экономическую политику правительства, в то же время государственные органы не наделены правом вмешательства в денежно-кредитную политику эмиссионного банка. Четвертая: центральный банк независим от правительства и денежно-кредитную политику проводит самостоятельно.

     • Подотчетность банка. Федеральная резервная система США несет ответственность перед конгрессом. Национальный банк Франции подотчетен счетной палате парламента. Министр финансов Канады наделен правом (после консультации с правительством) давать конкретные распоряжения Банку Канады по финансовой политике. Национальный банк Республики Беларусь подотчетен Президенту страны.

     • Процедура назначения руководства банка. Руководитель банка избирается из кандидатур, предложенных правительством, как в Великобритании, США, Швейцарии, Франции, Японии, или центральным банком, как в Италии, Нидерландах. В Республике Беларусь назначение и освобождение от должности Председателя и членов Правления Национального банка производится Президентом с согласия Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

     • Бюджетная независимость банка; участие государства в капитале банка и распределении прибыли. В большинстве стран мира, включая Республику Беларусь, центральные банки являются собственностью государства. В отдельных странах (США, Швейцарии, ЮАР, Японии) их учредителями-акционерами могут быть коммерческие банки и другие юридические и физические лица. Ряд центральных банков обладает правом самостоятельно (без надзора правительства) устанавливать смету расходов.

     • Особый юридический статус имущества центрального банка. К примеру, имущество Национального банка является собственностью Республики Беларусь и закреплено за банком на праве оперативного управления. Национальный банк уполномочен владеть, пользоваться и распоряжаться закрепленным за ним имуществом в соответствии с целями своей деятельности, своим Уставов и законодательством страны.

     Задачи  и функции центрального банка в большинстве стран мира определены в нескольких законах: Конституции, законах о центральном банке страны, о банковской деятельности.

     К числу основных задач центрального банка относятся:

  • разработка и проведение денежно-кредитной политики;
  • надзор за кредитной системой;
  • организация функционирования платежной системы и надзор за нею.

     Функции центрального банка:

  • функция эмиссионного банка;
  • функция фирменного банка государства, который кредитует государство (не во всех странах), поддерживает ресурсами его экономические программы, выступает финансовым агентом и экономическим советником;
  • функция банка банков, то есть расчетного центра для других банков и кредитора последней инстанции;
  • функция органа надзора за кредитными учреждениями, валютными и кредитными рынками, в целом за кредитной системой, обеспечивающего должный уровень ее надежности и устойчивости;
  • функция органа валютного регулирования, хранения и учета национальных золотовалютных резервов.

     Важное  значение имеет нормотворческая деятельность центральных банков.

     Коммерческие  операции центральных банков законодательно ограничены и подчиняются целям и задачам государственной денежно-кредитной политики. Они не должны подрывать конкуренцию в сфере кредитных отношений. Также центральный банк не имеет права заниматься промышленной и торговой деятельностью, операциями с недвижимостью, приобретать акции хозяйствующих субъектов [18,c.86-89]. 

     1.3 Коммерческие банки: виды, функции, классификация 

     Коммерческий  банк – это универсальное кредитное учреждение, создаваемое для привлечения и размещения денежных средств на условиях возвратности и платности, а также для осуществления ряда других банковских операций. К числу банков такого вида можно отнести:

     • предоставление кредитов от своего имени  за счет собственных средств;

     • кассовое обслуживание;

     • открытие и ведение счетов физических и юридических лиц;

     • ломбардная деятельность;

     • факторинг и форфейтинг;

     • поручительство (предоставление гарантий);

     • банковское хранение;

     • деятельность по обмену валюты;

     • инвестиционное посредничество;

     • финансовое посредничество и др.

     Деятельность  коммерческого банка носит двойственный характер. Они представляют собой не только кредитные учреждения, но и важные социальные институты. Как социальные институты они посредством привлечения депозитов и предоставления кредитов могут создавать деньги, т.е. расширять денежное предложение, что отличает их от других коммерческих организаций и финансовых учреждений. Как коммерческие предприятия, банки заинтересованы в получении максимально возможной прибыли.

     Государство не только определяет порядок создания коммерческого банка, но и, используя  систему регулирующих нормативов, контролирует их деятельность. Коммерческий банк может начать операции только после получения соответствующей лицензии, т.е. разрешения от центрального банка страны.

     В экономике государств развиваются  различные типы банков, однако они  могут быть объединены в группы, подвержены классификации с целью более глубокого анализа их деятельности, перспектив развития и роли в экономике.

     Критерии классификации коммерческих банков:

     1. По территории деятельности: международные,  национальные, региональные, межрегиональные.

     2. По признаку собственности: государственные,  банки с участием государственного капитала, частные, акционерные, банки с участием иностранного капитала, иностранные, муниципальные.

     3. По отраслевому признаку: сельскохозяйственные, промышленные, торговые, строительные, коммунальные, внешнеторговые, кооперативные.

     4. По набору банковских услуг: универсальные, специализированные.

     5. По функциональным признакам:  ипотечные, инновационные, депозитные, биржевые, трастовые, ссудно-сберегательные, учетные, клиринговые.

     6. По срокам выдаваемых ссуд: банки  долгосрочных вложений (инвестиционные), банки краткосрочных вложений.

Информация о работе Виды банков в Республике Беларусь и их классификацию