Управление финансами в условиях административной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места Минфина России в системе государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- раскрыть содержание и представить современную трактовку понятия «управление финансами» в системе государственного управления в России;

- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;

- определить современные методологические подходы к категории административно-правового статуса органов исполнительной власти в сфере управления финансами;

- исследовать механизм реализации административно-правового статуса Минфина России для чего: установить место и функции Минфина России в системе органов исполнительной власти в условиях административной реформы; определить структуру и полномочия Минфина России;

- охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.

Содержание

Введение

1 Сущность управления финансами

1.1 Понятие и сущность управления финансами

1.2 Основные задачи и методы управления финансами

1.3 Органы управления финансами

1.4 Правовые основы управления финансами

2. Совершенствование управления финансами в условиях административной реформы

2.1 Административная реформа и ее основные компоненты

2.2 Реформирование и развитие системы управления финансами на первом этапе проведения реформы (1991-2003гг)

2.3 Оценка и основные направления повышения эффективности управления финансами на втором этапе проведения административной реформы (2004-2008гг)

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа управление финансами в усл.админ.реф..doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Дальнейшие  административные преобразования, проведенные  в период 1994-1996 гг. (вплоть до выборов Президента Российской Федерации в июле 1996 года), были обоснованы, прежде всего, принятием Конституции Российской Федерации 12 декабря 1993 года. Это не могло не повлиять на исполнительную власть и на ее отношения с другими ветвями власти. Так, Конституция 1993 года провозгласила принцип разделения властей, в связи с этим появилось несколько актов, регулирующих вопросы взаимодействия ветвей власти.

     Необходимо  учитывать, что в этот период происходила  подстройка исполнительной власти под  экономические преобразования. В этой сфере были приняты важные решения, хотя они не носили системного характера.

     Так, Указ Президента Российской Федерации  от 10 июня 1994 года № 1200 «О некоторых  мерах по обеспечению государственного управления экономикой» фактически был направлен на разведение собственно государственного управления и осуществления экономической деятельности от лица государства. Это означало отказ от прямого государственного управления экономическими объектами, даже находящимися в государственной собственности.

     В рассматриваемый период предпринимались  и шаги, направленные на упорядочение структурно-функционального статуса  институтов исполнительной власти –  Правительства и специализированных федеральных органов исполнительной власти. Суть их сводилась к стремлению сохранить и законодательно закрепить status quo. Речь идет, прежде всего, об Указе Президента Российской Федерации от 14 августа 1996 года № 1177 «О структуре федеральных органов исполнительной власти». Указ появился после того, как впервые в новейшей истории России Правительство в соответствии с Конституцией официально сложило полномочия перед вновь избранным Президентом Российской Федерации. После утверждения Думой Председателем Правительства B.C. Черномырдина, началось формирование нового Кабинета. Для этого и потребовался Указ о структуре исполнительных органов власти, который в основном воспроизвел и законсервировал существовавшую правительственную структуру, а именно виды и перечень федеральных органов власти.

     Таким образом, в период с 1991 по 1999 гг. в стране было проведено радикальное преобразование структуры и системы исполнительной власти, занимающейся управлением финансам. Были произведены департизация государственного аппарата, организация смешанных (частно-государственных) компаний на основе прежних государственных органов. Были созданы новые государственные органы исполнительной власти для организации и управления приватизационными процессами, а также реализовано упорядочение существовавшей системы государственной власти (Указ Президента РФ от 30.09.1992 г. №1148 «О структуре центральных органов исполнительной власти»).

     В результате теоретических изысканий в области административной реформы в Российской Федерации в период 2001 – 2003 гг. ее разработчиками была избрана идеология своего рода «разгосударствления власти», утверждающая, что следует, во-первых, предоставить независимым (хотя и «государственным») агентствам свободу действий по распоряжению государственными ресурсами при косвенно регулирующей роли государства и, во-вторых, передать в частные руки все те функции государственных органов, принять которые бизнес сочтет для себя выгодным (аутсорсинг).  

     К 2003 году идеология и концептуальные положения административной реформы  были в целом сформулированы. В  Послании Президента РФ Федеральному Собранию РФ на 2003 год недостаточная эффективность государственного аппарата и несоответствие количества его полномочий качеству власти были названы «основным препятствием на пути экономических реформ». В связи с этим приоритетными задачами развития государственного управления были объявлены значительное сокращение функций органов исполнительной власти, изменение их системы и структуры, совершенствование управленческих процедур и судебных механизмов разрешения споров между властью и обществом (создание административной юстиции). Главной целью первого этапа административной реформы стало, прежде всего, преодоление вышеуказанных недостатков.

     Начало  практических действий первого этапа  реформы обозначил Указ Президента РФ от 23 июля 2003 г. № 824 «О мерах по проведению административной реформы в 2003-2004 годах». В этом Указе были сформулированы следующие пять главных задач административной реформы:

     1. Ограничение вмешательства государства  в экономическую деятельность  субъектов предпринимательства,  в том числе прекращение избыточного государственного регулирования.

     2. Исключение дублирования функций  и полномочий федеральных органов  исполнительной власти.

     3. Развитие системы саморегулируемых  организаций в области экономики.

     4. Организационное разделение функций регулирования экономической деятельности, надзора и контроля, управления государственным имуществом и предоставления государственными организациями услуг гражданам и юридическим лицам. 

     5. Завершение процесса разграничения  полномочий между федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ, оптимизация деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти.

     Решение указанных задач было возложено  на Правительственную комиссию по проведению административной реформы, образованную постановлением Правительства РФ от 31 июля 2003 г. № 451.

     Исходным  «предреформационным» действием стала  произведенная Правительственной комиссией ревизия и корректировка функционального пространства исполнительной власти.

     Задачи, которые решались в процессе анализа, оценки и упорядочения функций федеральных  органов исполнительной власти в управлении финансами, состояли в том, чтобы на более веских основаниях: избавить аппарат от старых функций, взятых из прошлого; четко разграничить функции между федеральными органами исполнительной власти, исключив их дублирование, параллелизм и «провисание»; упразднить ненужные структурные подразделения и/или органы в целом. Тем самым предполагалось, что удастся наконец «пресечь» бесконечную реорганизацию государственного аппарата, рационально реализовать принцип «трех определений» в организации исполнительного аппарата: «функции, структура, штаты» – и приступить к осуществлению эффективного государственного управления.

     В период с января по август 2003г. оценкой своих функций занимались сами федеральные органы исполнительной власти в порядке обновления собственных положений. В рамках данной работы по текстам положений Правительство РФ упразднило 22 функции и по-новому определило содержание 16 функций государственного регулирования.

     Всего в рамках работы Правительственной  комиссии по проведению административной реформы было проанализировано 5634 функции, из них признано избыточными - 1468, дублирующими - 263, требующими изменения - 868. Таким образом, число функций федеральной исполнительной власти было сокращено на 25%, а в оставшейся части примерно такую же долю функций следовало пересмотреть или уточнить18. 

2.3 Оценка  и основные направления повышения  эффективности управления финансами  на втором этапе проведения 

административной  реформы (2004-2008гг.) 

     Логическим  следствием упорядочения функций государственного управления финансами стало кардинальное обновление структуры федеральной исполнительной власти. В соответствии с Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. № 314 «О системе и структуре органов исполнительной власти» функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию были сосредоточены в федеральных министерствах, функции контроля и надзора – в федеральных службах, функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом – в федеральных агентствах. Указом Президента РФ от 20 мая 2004 г. № 649 установлено, что функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Президент Российской Федерации, определяются указом Президента Российской Федерации, функции федерального органа исполнительной власти, руководство деятельностью которого осуществляет Правительство Российской Федерации, – постановлением Правительства Российской Федерации.

     Так, 2004г. стал годом реструктуризации федеральной системы исполнительной власти и связанная с этим работа по подготовке нормативных материалов.

     В соответствии с Указом Президента РФ «О системе и структуре федеральных  органов исполнительной власти»  от 9 марта 2004 г. № 314 в рамках административной реформы разграничены нормотворческие  и надзорные функции между  министерствами и федеральными службами и агентствами. В связи с этим бывшие подразделения Министерства финансов РФ преобразованы в федеральные службы, подведомственные Министерству финансов РФ. К нему перешли функции разработки налоговой политики, налогового законодательства от Министерства Российской Федерации по налогам и сборам, преобразованного в Федеральную налоговую службу, подведомственную Министерству финансов РФ.

     В это время было создано 14 министерств (в том числе 5 подведомственных Президенту РФ), которым были подведомственны 27 служб (в том числе 7 – министерствам в ведении Президента РФ) и 26 агентств (в том числе одно – подведомственное министерству в ведении Президента РФ). Непосредственно (то есть без вхождения в одну управленческую структуру с каким-либо министерством) в ведении Президента РФ находились 5 служб и 2 агентства, в ведении Правительства РФ – две службы. Таким образом, общее число федеральных служб составляло 34, федеральных агентств – 28, а всего федеральных органов исполнительной власти – 76.

     Сформированный  первичный состав федеральных органов  исполнительной власти оказался недостаточно сбалансированным и уже в ближайшие  месяцы Президентом РФ в эту систему  органов были внесены оперативные уточнения. Так, Указом от 20 мая 2004 г. № 649 одно из министерств было разделено на два, были образованы две новых службы и два новых агентства, две из ранее созданных служб были объединены в одну, а три службы и агентства преобразованы (в том числе одна из служб – в агентство). Указом от 13 сентября 2004 г. № 1168 «О Министерстве регионального развития Российской Федерации» было создано новое федеральное министерство в ведении Правительства РФ. Указом от 11 октября 2004 г. № 1304 «О Федеральном медико-биологическом агентстве» было создано новое федеральное агентство, подведомственное министерству в ведении Правительства РФ. Указом от 18 ноября 2004 г. № 1453 «О Федеральном агентстве по туризму и Федеральном агентстве по физической культуре и спорту» было создано новое федеральное агентство, подведомственное Правительству РФ, а Федеральное агентство по физической культуре, спорту и туризму преобразовано в Федеральное агентство по физической культуре и спорту и передано из ведения Министерства здравоохранения и социального развития непосредственно в ведение Правительства РФ. Указом от 1 декабря 2004 г. № 1487 «О Федеральном агентстве по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству» данное агентство было передано из ведения Министерства промышленности и энергетики в ведение Министерства регионального развития.

           Новый этап административной реформы было решено проводить на четко обозначенной концептуальной основе, определяющей содержание и ожидаемые результаты преобразований во всей системе исполнительной власти России – федеральной, региональной и муниципальной. Для этого еще в 2004 году был разработан проект Федеральной целевой программы (ФЦП) «Административная реформа». В этом проекте предлагалось создать специальный орган по управлению реформой – Дирекцию с широкими полномочиями. Однако Министерство финансов не одобрило дополнительных расходов для реализации этой федеральной целевой программы. Вместо ФЦП «Центром стратегических разработок» при участии Министерства экономического развития и торговли (МЭРТ) была разработана концепция административной реформы, реализация которой возлагалась на сами органы исполнительной власти при координирующей роли Правительственной комиссии по административной реформе. Необходимость разработки такой концепции была обоснована необходимостью повысить эффективность государственного управления путем кардинального улучшения деятельности органов исполнительной власти.

        В качестве обоснования необходимости  интенсивного проведения административных  преобразований в Концепции приводятся  рейтинги Российской Федерации  по ряду интегральных показателей и оценкам отечественных и международных экспертов. Отмечается, что по эффективности государственного управления и качеству публичных услуг Российская Федерация находится на одном уровне со странами, намного уступающими ей в экономическом развитии. А по ряду интегральных показателей, используемых в международной практике, Россия значительно уступает не только развитым странам, но и большинству стран Восточной Европы.

     Перечень  недостатков функционирования системы  государственного управления финансами фактически задает и цели административной реформы. Временными рамками достижения поставленных целей определен трехлетний период с 2006 по 2008 гг. При этом в 2006 году предполагается разработать нормативно-правовую и методическую базы для проведения административной реформы, в частности, создать стандарты госуслуг и административных регламентов, разработать механизм досудебного обжалования решений органов исполнительной власти и должностных лиц. Будет модернизирована система информационного обеспечения органов исполнительной власти; разработаны и внедрены на федеральном и региональном уровнях стандарты массовых общественно значимых государственных услуг.

Информация о работе Управление финансами в условиях административной реформы