Управление финансами в условиях административной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места Минфина России в системе государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- раскрыть содержание и представить современную трактовку понятия «управление финансами» в системе государственного управления в России;

- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;

- определить современные методологические подходы к категории административно-правового статуса органов исполнительной власти в сфере управления финансами;

- исследовать механизм реализации административно-правового статуса Минфина России для чего: установить место и функции Минфина России в системе органов исполнительной власти в условиях административной реформы; определить структуру и полномочия Минфина России;

- охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.

Содержание

Введение

1 Сущность управления финансами

1.1 Понятие и сущность управления финансами

1.2 Основные задачи и методы управления финансами

1.3 Органы управления финансами

1.4 Правовые основы управления финансами

2. Совершенствование управления финансами в условиях административной реформы

2.1 Административная реформа и ее основные компоненты

2.2 Реформирование и развитие системы управления финансами на первом этапе проведения реформы (1991-2003гг)

2.3 Оценка и основные направления повышения эффективности управления финансами на втором этапе проведения административной реформы (2004-2008гг)

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа управление финансами в усл.админ.реф..doc

— 245.50 Кб (Скачать)

1.2 Основные  задачи и методы управления  финансами

     В самом общем виде управление финансами  можно определить как специфическую  область управленческой деятельности, связанную с целенаправленной организацией денежных потоков предприятия, формированием капитала, денежных доходов и фондов, необходимых для достижения стратегических целей развития предприятия. Объектом управления являются финансовые отношения, финансовые ресурсы и их источники. Исходя из функций финансового управления, которые сводятся к четырем компонентам (планирование, организация, регулирование и контроль) основными задачами управления финансами предприятия можно считать:

     - обеспечение сбалансированности движения материальных и денежных потоков;

     - достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости;

     - обеспечение источниками финансирования – поиск внутренних и внешних кратко- и долгосрочных его источников, оптимального сочетания последних, минимизирующего финансовые издержки и увеличивающего рентабельность собственного капитала;

     - эффективное использование финансовых ресурсов для достижения стратегических и тактических целей предприятия.

     Доходы  от грамотно и эффективно ведущегося бизнеса, чаще всего превышают расходы, но основная проблема финансирования любого предприятия заключается на практике, в запаздывании получения доходов относительно расходов. Последние необходимо произвести сейчас, а доходы, ради извлечения которых их осуществляют, будут поступать только в будущем, часто весьма отдаленном. Кроме того, предприятию может просто не хватать собственных доходов. Это наблюдается, например, при расширяющемся бизнесе, а для финансирования происходящего роста нужно непрерывно привлекать и обслуживать заемные средства. [28, c.165]

  Итак, первая задача заключается в необходимости планирования потребности в капитале для достижения поставленных целей, определении источников его поступления и направления использования.

     Вторая  задача – это реализация финансовых решений краткосрочного характера, т.е управление ликвидностью компании через планирование и управление денежными потоками, которые обеспечивают осуществление своевременных текущих платежей кредиторам и поставщикам, что является основным условием долгосрочного успеха в бизнесе.

  Еще одна задача – это анализ прогнозируемой отчетности, который позволит рассчитать ликвидность, плечо финансового рычага, размер собственных оборотных средств, и, исходя из этого, оценить финансовое состояние в будущем с различных точек зрения.

     Решение комплекса поставленных задач приводит к необходимости финансового  планирования и формирования системы  бюджетирования. Последняя включает составление бюджетов доходов и расходов, а также движения денежных средств (кассовый бюджет) в виде детального графика денежных выплат кредиторам и инкассации поступлений во времени на основе точных дат. В условиях рыночной экономики происходит смещение акцента с чисто производственного на финансовое планирование. В стремлении максимизировать прибыль любое предприятие независимо от его размеров сталкивается с необходимостью планирования и регулирования своих доходов и расходов. Понятно, почему: для поддержания, а тем более развития любого бизнеса непрерывно требуются средства, чтобы профинансировать капитальные затраты, расходы на зарплату, материалы, товары и другие прямые и накладные расходы.

     Реализация  управления финансами осуществляется с помощью финансового механизма, который представляет собой совокупность видов, форм организации финансовых отношений, специфических методов формирования и использования финансовых ресурсов и способов их количественного определения (таблица 1). [15, c.238]

Таблица 1 - Финансовый механизм

 

     В структуре финансового механизма  выделяются следующие элементы: финансовые методы, финансовые рычаги, правовое, нормативное и информационное обеспечение.

     Количественное  воздействие финансового механизма  выражается через объемы и пропорции  мобилизации субъектами хозяйствования и органами власти финансовых ресурсов и их распределения между сферами и звеньями финансовой системы государства. Так, финансовые потоки, регулируемые государством, в странах с развитой рыночной экономикой составляют от 20 до 50% ВВП (в зависимости от доли социального фактора в экономической политике государств). Наиболее высока доля государства в использовании ВВП в странах с социально ориентированной экономикой. Например, доля государственных расходов (федеральных и местных) в период 1950—1993 гг. возросла в Японии с 20 до 35%, в Германии и Англии — с 36 до 50%, во Франции — с 31 до 54% валового национального продукта этих стран. [29]

     Остановимся поподробнее на методах управления финансами. Субъекты управления используют в каждой сфере и в каждом звене финансовых отношений специфические методы целенаправленного воздействия на финансы. Вместе с тем им присущи и единые приемы и способы управления.

     Конкретными методами и формами управления финансами  служат:

     - финансовое планирование;

     - прогнозирование;

     - программирование;

     - финансовое регулирование;

     - оперативное управление;

     - финансовый контроль;

     Финансовое  планирование занимает важное место  в системе управления финансами. Именно в ходе планирования любой  субъект хозяйствования всесторонне  оценивает состояние своих финансов, выявляет возможности увеличения финансовых ресурсов, направления их наиболее эффективного использования. Управленческие решения в процессе планирования принимаются на основе анализа финансовой информации, которая в связи с этим должна быть достаточно полной и достоверной. Достоверность и своевременность получения информации обеспечивают принятие обоснованных решений. Финансовая информация базируется на бухгалтерской, статистической и оперативной отчетности. [28, c.346]

     Применительно к государственному управлению финансами  финансовое планирование – это деятельность по сбалансированности и пропорциональности финансовых ресурсов. Сбалансированность означает оптимальное соотношение между финансовыми ресурсами, находящимися в распоряжении государства, и доходами, остающимися в руках хозяйствующих субъектов. Пропорциональность– рациональное соотношение между величиной дохода до уплаты налога и после уплаты по предприятиям, отраслям хозяйства, регионам, субъектам федерации. Государство через увеличение или уменьшение этого соотношения может стимулировать либо ограничивать их развитие.

     Финансовое  планирование представляет собой составную  часть народнохозяйственного планирования, базируется на показателях плана  социально-экономического развития, направлено на координацию деятельности всех органов  финансовой системы.

     Главным объектом финансового планирования являются звенья финансов, получающие в плане свое количественное выражение. Движение средств конкретного денежного  фонда выражается и закрепляется в соответствующих финансовых планах, которые объединены в единую систему.

     Финансовые  планы имеют все звенья финансовой системы, причем форма финансового  плана, состав его показателей отражают специфику соответствующего звена  финансовой системы. Так, предприятия  и организации, функционирующие  на коммерческих началах, составляют балансы доходов и расходов; учреждения, осуществляющие некоммерческую деятельность, – сметы; общественные объединения, страховые компании – финансовые планы; органы государственной власти – бюджеты различных уровней.

     Конкретные  задачи финансового планирования определяются финансовой политикой. Это определение объема денежных средств и их источников, необходимых для выполнения плановых заданий; выявление резервов роста доходов, экономии в расходах; установление оптимальных пропорций в распределении средств между централизованными и децентрализованными фондами. [26, c.195]

     Финансовое  прогнозирование – предвидение  возможного финансового положения, обоснование показателей финансовых планов. Финансовое прогнозирование  предшествует стадии составления финансовых планов, вырабатывает концепцию финансовой политики на определенный период развития. Целью финансового прогнозирования является определение реально возможного объема финансовых ресурсов, источников формирования и их использования в прогнозируемом периоде. Прогнозы позволяют наметить разные варианты развития и совершенствования системы финансов, формы и методы реализации финансовой политики.

     Финансовое  прогнозирование предполагает применение различных методов:

     - построение эконометрических моделей, описывающих динамику показателей финансовых планов в зависимости от факторов, определяющих или влияющих на экономические процессы;

     - корреляционно-регрессионный анализ;

     - метод экспертной оценки.

     Финансовое  программирование – метод финансового  планирования, использующий программно-целевой подход, в основе которого заложены четко сформулированные цели и средства их достижения, предполагает:

     - установление приоритетов расходов  по направлениям;

     - повышение эффективности расходования  средств;

     - прекращение финансирования в соответствии с выбором альтернативного варианта.

     Выбор варианта программы зависит, прежде всего, от экономических факторов (ресурсных). При этом учитываются не только масштабы, значение и сложность достижения цели, но и размеры имеющихся заделов, ожидаемый суммарный эффект, потенциальные потери от не достижения цели.

     Финансовое  регулирование социально-экономических  процессов представляет собой организуемую государством деятельность по использованию  всех аспектов финансовых отношений  в целях корректировки параметров воспроизводства. Субъектами финансового регулирования выступают государственные структуры, а объектами – доходы и расходы участников общественной системы.

     Основная  задача, решаемая в ходе финансового  регулирования, связана с установлением пропорций распределения накопления, обеспечивающих максимально возможное удовлетворение потребностей общества, как на макро-, так и на микроуровне.

     Финансовыми регуляторами рыночного хозяйства  являются:

     - налоги и неналоговые платежи  в бюджет;

     - финансовые льготы и санкции;

     - общие и целевые субсидии;

     - доходы и расходы внебюджетных  фондов;

     - доходы и расходы государственных  предприятий и организаций.

     Финансовому воздействию присущи прямые, косвенные  и смешанные формы регулирования.

     Прямое  влияние на ход рыночных процессов оказывается: с помощью взимания прямых общегосударственных налогов; посредством применения повышенных или пониженных ставок налогов и платежей в бюджет и в централизованные внебюджетные фонды; при изменении нормативов государственных расходов; в результате взимания штрафов, пени, неустоек за нарушение финансовой дисциплины. Все это прямо изменяет и уровень доходов субъектов воспроизводства и рыночную конъюнктуру.

     К косвенным формам регулирования  относится: косвенное государственное налогообложение и осуществление текущих государственных расходов.

     Среди смешанных форм финансового воздействия  выделяются: местные налоги, система  неналоговых платежей в бюджет, льготное налогообложение и льготное финансирование отдельных сфер деятельности и мероприятий, нормативы образования и использования децентрализованных внебюджетных фондов и фондов государственных предприятий и организаций.

Информация о работе Управление финансами в условиях административной реформы