Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью данной работы является определение места Минфина России в системе государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть содержание и представить современную трактовку понятия «управление финансами» в системе государственного управления в России;
- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;
- определить современные методологические подходы к категории административно-правового статуса органов исполнительной власти в сфере управления финансами;
- исследовать механизм реализации административно-правового статуса Минфина России для чего: установить место и функции Минфина России в системе органов исполнительной власти в условиях административной реформы; определить структуру и полномочия Минфина России;
- охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.
Введение
1 Сущность управления финансами
1.1 Понятие и сущность управления финансами
1.2 Основные задачи и методы управления финансами
1.3 Органы управления финансами
1.4 Правовые основы управления финансами
2. Совершенствование управления финансами в условиях административной реформы
2.1 Административная реформа и ее основные компоненты
2.2 Реформирование и развитие системы управления финансами на первом этапе проведения реформы (1991-2003гг)
2.3 Оценка и основные направления повышения эффективности управления финансами на втором этапе проведения административной реформы (2004-2008гг)
Заключение
Список использованной литературы
Ни одна из реформ, проводимых в России в последние 15 лет, не была так плотно вписана в контекст зарубежной практики, как административная. Начав эту реформу с относительно малым отставанием от зарубежных стран (бум «западных» административных реформ пришелся на первую половину 90-х годов), и уже получив опыт проведения глубоких политических, экономических и социальных перестроек, приближающих общественное устройство к зарубежным образцам, Россия выбрала идеологию административного реформирования тех стран, в которых Public Administration зримо переходит в New Public Management («Новый государственый менеджмент»), и где в государственные институты активно привносятся принципы и технологии стандартного бизнес-управления.
В общем случае состав российской административной реформы включает следующие компоненты:
-
изменение места
-
изменения соотношения
-
перемены в структуре органов
исполнительной власти на
-
перераспределение полномочий
-
уточнение и унификацию
- обновление внутренних регламентов деятельности различных органов власти;
-
укрепление взаимодействия
Каждый
из перечисленных компонентов
Если в западном варианте административные преобразования, как правило, четко замкнуты в границах «государственного менеджмента» и его институтов, то в Российской Федерации отдельные компоненты административной реформы проникают в структуру других реформ, становятся институциональным условием их реализации.
Следует отметить и две важнейшие составляющие административной реформы в Российской Федерации - государственные услуги и обеспечение прозрачности и подотчетности исполнительной власти.
Государственная услуга, не совсем привычное для российской управленческой практики понятие, трактуется как реальный, поддающийся стандартизации и контролируемый по качеству «конечный продукт» органов исполнительной власти. При этом одной из задач административной реформы стало установление прямой зависимости оценки деятельности указанных органов и наделения их бюджетными ресурсами от перечня, объема и качества предоставления государственных услуг гражданину, организации или бизнесу.
Такая установка при своей реализации оказалась сопряженной с рядом специфически российских проблем, первой из которых стала юридическая неопределенность самого термина, смысл которого в официальных материалах и в различных к ним комментариях, как правило, раскрывается на фоне другого понятия (также нормативно не закрепленного) – «государственная функция». Исходя из практики использования словосочетаний «государственная функция» и «государственная услуга» в актах Правительства РФ и в рекомендательных материалах федеральных министерств государственная функция (или функции государственных органов исполнительной власти) – это конкретное правоотношение между органом исполнительной власти и гражданином (юридическим лицом, организацией), возникающее в связи с исполнением соответствующего полномочия, установленного для этого органа законом, и подлежащее исполнению вне зависимости от прямого обращения гражданина (юридического лица, организации) в этот орган. Действие органа власти в данном случае называется «исполнение государственной функции». Подразумевается при этом, что указанные функции как бы деперсонифицированы, обезличены и исполняются одновременно для всего населения, – такова, например, функция обеспечения правопорядка2.
В отличие от «функции», в контексте официальных материалов, «услугу» можно трактовать как действие органа исполнительной власти, осуществляемое в контакте с конкретным гражданином (юридическим лицом, организацией), которые чаще всего сами обращаются в соответствующий орган по поводу реализации своих законных прав и обязанностей. В связи с этим соответствующее действие органа исполнительной власти называется «предоставлением (оказанием) государственной услуги».
Важно подчеркнуть, что в рамках административной реформы стандартизация и регламентация предоставления той или иной государственной услуги ориентированы исключительно на процесс оказания услуги, и менее всего стандартизируют саму эту услугу. Формирование стандартов содержания и предоставления государственных услуг – исключительно сложный, длительный и дорогостоящий процесс.
Эффективное предоставление государственных услуг предусматривает знание граждан (организаций, деловых кругов) о деятельности органов исполнительной власти. При этом знания каждого гражданина об этой деятельности должны быть предельно конкретными, то есть корреспондировать не с абстрактной «общественной целесообразностью», но, прежде всего, с его личными интересами и проблемами. Речь в данном случае может идти о подотчетности и прозрачности как универсальных характеристиках государственного управления (по методологии ООН3). Считается, что при одновременном их внедрении в рамках административных преобразований плодотворность взаимодействия государства и общества должна существенно повышаться. Подотчетность предполагает решение проблемы ответственности – государства перед гражданином. Прозрачность выступает как решение информационной проблемы – гражданин и общество в целом должны иметь информацию о ходе дел у органов исполнительной власти4.
Решение
проблемы прозрачности начинается с
введения института раскрытия
Признанным спообом реализации открытости государства перед обществом и налаживания эффективных каналов взаимодействия общества и государства является претворение в жизнь в рамках административной реформы концепии электронного государства – осуществления государственной деятельности с массовым и повсеместным использованием информационно-коммуникационных технологий в процессах государственного управления.
Использование
современных информационно-
Административные реформы основываются на принципах целесообразности, прагматизма и экономичности. Все мероприятия в рамках административных реформ призваны способствовать укреплению законности, развитию открытости и доступности информации о деятельности государственных органов. Их цель - сделать государство более эффективным, «приблизить» его к гражданину и обеспечить всеобъемлющую конкурентоспособность страны. Опыт проведения административных преобразований в ряде ведущих зарубежных стран свидетельствует о невозможности их проведения в сжатые сроки и радикальными методами. Поскольку речь, в том числе, идет о корректировке культуры государственного управления, административное реформирование может рассматриваться в качестве постоянной функции государства. При этом проведение реформы может рассматриваться как некоторая последовательность сменяющих друг друга этапов.
Основными
критериями периодизации административных
преобразований в новейшей истории
России выступают, с одной стороны,
политические установки высшего руководства
страны, а, с другой, - целевая функция и
глубина концептуальной проработки замысла
проводимых реформационных мероприятий.
2.2 Реформирование и развитие системы управления финансами на первом этапе проведения административной реформы (1991-2003гг.)
Изменение
принципов и характера
Так,
во-первых, ряд «промышленно-
Во-вторых, в связи с новыми задачами, стоящими перед либерализуемой экономикой, были созданы новые государственные органы, а именно: Государственный комитет по управлению государственным имуществом (главная задача - приватизация государственной собственности); Государственный комитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; Федеральная налоговая служба и Федеральная служба налоговой полиции; Федеральное казначейство.
В-третьих, к этому периоду относятся первые попытки упорядочивания системы федеральных органов исполнительной власти. 12 мая 1992 года был подписан Указ Президента РФ № 511 «Об упорядочении системы государственного управления», согласно которому в эту систему входили: 1) министерства; 2) государственные комитеты; 3)федеральные службы; 4) агентства; 5) комитеты (при Президенте РФ, Правительстве РФ и министерствах)6. Необходимо отметить отсутствие четких критериев при отнесении указанных органов к тому или иному виду. Об этом, в частности, свидетельствует Указ Президента Российской Федерации от 30 сентября 1992 года № 1148 «О структуре центральных органов федеральной исполнительной власти», посвященный укрупнению одних ведомств путем их слияния и повышению статуса других.
В-четвертых,
на этом этапе были предприняты первые
попытки ввести новые принципы управления,
соответствующие характеру
В-пятых, необходимо отметить, что до введения принципа разделения властей Конституцией Российской Федерации 1993 года можно говорить о структурной неупорядоченности системы управления государственными функциями, рассредоточенной между законодательной и исполнительной ветвями власти. Это приводило к воспроизводству перманентной борьбы между ветвями власти за контроль над этими структурами. При этом в отношении одних управленческих структур принимались законы, а в отношении других - указы Президента.
Тем не менее, именно в этот период были проведены наиболее массовые и глубокие преобразования системы и структуры исполнительной власти, задавшие основные направления совершенствования всей системы государственного управления финансами Российской Федерации.
Информация о работе Управление финансами в условиях административной реформы