Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью данной работы является определение места Минфина России в системе государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть содержание и представить современную трактовку понятия «управление финансами» в системе государственного управления в России;
- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;
- определить современные методологические подходы к категории административно-правового статуса органов исполнительной власти в сфере управления финансами;
- исследовать механизм реализации административно-правового статуса Минфина России для чего: установить место и функции Минфина России в системе органов исполнительной власти в условиях административной реформы; определить структуру и полномочия Минфина России;
- охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.
Введение
1 Сущность управления финансами
1.1 Понятие и сущность управления финансами
1.2 Основные задачи и методы управления финансами
1.3 Органы управления финансами
1.4 Правовые основы управления финансами
2. Совершенствование управления финансами в условиях административной реформы
2.1 Административная реформа и ее основные компоненты
2.2 Реформирование и развитие системы управления финансами на первом этапе проведения реформы (1991-2003гг)
2.3 Оценка и основные направления повышения эффективности управления финансами на втором этапе проведения административной реформы (2004-2008гг)
Заключение
Список использованной литературы
Оперативное управление финансами связано с осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.
Оперативное управление финансами – главная функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.
Финансовый контроль, с одной стороны – одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает необходимым условием эффективности управления ими.
Финансовый контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.
Объектом финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные процессы при формировании и использовании финансовых ресурсов, в том числе в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.
Финансовый контроль включает:
-
проверку соблюдения
-
составления и исполнения
- эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;
- налоговый контроль.
Финансовый контроль преследует следующие задачи:
-
содействие сбалансированности
между потребностью в
-
обеспечение своевременности и
полноты выполнения финансовых
обязательств перед
-
выявление
Важную роль в обеспечении качества финансового контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.
В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств; ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций; внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность; общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач; независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.
К методам финансового контроля относятся:
-
Проверка производится по
-
Обследование охватывает
-
Надзор проводится
- Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. [27, c.318]
-
Ревизия – наиболее
Контроль
осуществляют законодательные органы
власти, исполнительные органы управления,
финансовые, налоговые и кредитные
учреждения, страховые организации,
госкомитеты, министерства и ведомства;
финансовые службы предприятий, организаций
и учреждений.
1.3 Органы управления финансами
Под субъектами управления финансами понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления разделяют управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, муниципальных образований и управление финансами хозяйствующих субъектов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.
Субъектами управления выступают законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях. На общегосударственном уровне в управлении финансами участвуют Президент РФ [1], депутаты обеих палат Федерального Собрания РФ, в том числе профильных комитетов по бюджету, налогам, банкам и финансам, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Правительство РФ, исполнительные органы государственных внебюджетных фондов (таблица 2). [15, c.289]
Таблица 2 - Органы управления финансами
Органы управления | Функции |
Президент РФ | Бюджетное послание [1] |
Парламент (Федеральное собрание РФ, Совет Федерации, Государственная Дума) | Устанавливает налоги, утверждает федеральный бюджет [4,5,6] |
Правительство РФ | Разрабатывает федеральный бюджет, бюджеты государственных внебюджетных фондов [7] |
Министерство Финансов | Реализация финансовой политики [8] |
Банк России | Формирует денежно-кредитную политику, осуществляет кассовое исполнение бюджета наряду с Федеральным казначейством [9] |
Счетная палата РФ | Контроль выполнения финансового законодательства, расходования федеральных средств [10] |
Органы
законодательной и
Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.
Федеральное
Собрание РФ (состоит из двух палат:
Совет Федерации и
Правительство РФ – рассматривает федеральный бюджет, выступает как единый центр управления финансами. Центральным органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.
На Министерство финансов возложены следующие функции:
-
участие в разработке
-
подготавливает предложения и
реализует мероприятия по
-
участвует в подготовке
-
проведение мероприятий по
Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.
Система
Центрального банка Российской Федерации
(ЦБ РФ) является важным органом реализации
денежно-кредитной политики.
Счетная палата Российской Федерации – это специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.
Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами. В соответствии со структурой федеральных органов исполнительной власти выделены:
- федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент (МВД, МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);
- министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ (финансов, экономического развития, промышленности и торговли, здравоохранения и социального развития, культуры, образования и науки, природных ресурсов и экологии, промышленности и торговли, регионального развития, связи и массовых коммуникаций, сельского хозяйства, спорта, туризма и молодежной политики, транспорта).
Так, контроль и надзор за выполнением юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, осуществляет Федеральная служба по финансовому мониторингу. Она представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.
Полномочиями этой службы являются:
- выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;
- проверка полученной информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
- сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;
-
учет организаций, осуществляющих операции
с денежными средствами или иным имуществом,
в сфере деятельности которых отсутствуют
надзорные органы.
Информация о работе Управление финансами в условиях административной реформы