Управление финансами в условиях административной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места Минфина России в системе государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- раскрыть содержание и представить современную трактовку понятия «управление финансами» в системе государственного управления в России;

- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;

- определить современные методологические подходы к категории административно-правового статуса органов исполнительной власти в сфере управления финансами;

- исследовать механизм реализации административно-правового статуса Минфина России для чего: установить место и функции Минфина России в системе органов исполнительной власти в условиях административной реформы; определить структуру и полномочия Минфина России;

- охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.

Содержание

Введение

1 Сущность управления финансами

1.1 Понятие и сущность управления финансами

1.2 Основные задачи и методы управления финансами

1.3 Органы управления финансами

1.4 Правовые основы управления финансами

2. Совершенствование управления финансами в условиях административной реформы

2.1 Административная реформа и ее основные компоненты

2.2 Реформирование и развитие системы управления финансами на первом этапе проведения реформы (1991-2003гг)

2.3 Оценка и основные направления повышения эффективности управления финансами на втором этапе проведения административной реформы (2004-2008гг)

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа управление финансами в усл.админ.реф..doc

— 245.50 Кб (Скачать)

     Оперативное управление финансами связано с  осуществлением практических действий по выполнению финансового плана, внесению корректив в его показатели с учетом новых хозяйственных обстоятельств, изысканию иных источников формирования финансовых ресурсов и направлений их эффективного вложения. Оперативное управление представляет собой комплекс мер, разрабатываемы на основе оперативного анализа складывающейся ситуации и преследующих цель получения максимального эффекта при минимуме затрат с помощью перераспределения финансовых ресурсов. Основное содержание оперативного управления сводится к маневрированию финансовыми ресурсами с целью решения вновь возникающих задач.

     Оперативное управление финансами – главная  функция аппарата финансовой системы: Министерства финансов, финансовых управлений местных органов власти, дирекций внебюджетных фондов, страховых организаций, финансовых служб предприятий.

     Финансовый  контроль, с одной стороны –  одна из завершающих стадий управления финансами, а с другой он выступает  необходимым условием эффективности  управления ими.

     Финансовый  контроль, являясь формой реализации контрольной функции финансов, представляет собой совокупность действий и операций за соблюдением финансово-экономического законодательства и финансовой дисциплиной в процессе формирования и использования денежных фондов на макро- и микроуровне с целью обеспечения целесообразности и эффективности финансово-хозяйственных операций.

     Объектом  финансового контроля являются денежные отношения, перераспределительные  процессы при формировании и использовании  финансовых ресурсов, в том числе  в форме денежных фондов на всех уровнях и во всех звеньях хозяйства.

     Финансовый  контроль включает:

     - проверку соблюдения экономических  законов (оптимальности распределения  и перераспределения национального  дохода);

     - составления и исполнения бюджетного  плана (бюджетный контроль);

     - эффективности использования трудовых, материальных и финансовых ресурсов предприятий и организаций, бюджетных учреждений;

     - налоговый контроль.

     Финансовый  контроль преследует следующие задачи:

     - содействие сбалансированности  между потребностью в финансовых  ресурсах и размерами денежных фондов;

     - обеспечение своевременности и  полноты выполнения финансовых  обязательств перед государственным  бюджетом;

     - выявление внутрипроизводственных  резервов увеличения финансовых  ресурсов.

     Важную  роль в обеспечении качества финансового  контроля играет уровень организации учета в стране – бухгалтерского, бюджетного, налогового. Отчетная документация – главный объект финансового контроля. Успешное и эффективное проведение финансового контроля зависит от уровня организации и видов контроля, форм и методов его проведения.

     В зависимости от субъектов контроля, осуществляющих финансовый контроль, различают следующие его виды: общегосударственный контроль, проводится органами государственной власти. Главная цель – обеспечить интересы государства и общества по поступлению доходов и при расходовании государственных средств; ведомственный контроль, осуществляется контрольно-ревизионными управлениями, другими структурами министерств и ведомств, охватывает деятельность подотчетных им предприятий, учреждений и организаций; внутрихозяйственный контроль проводится экономическими и финансовыми службами предприятий и организаций. Объект контроля – хозяйственная и финансовая деятельность; общественный контроль осуществляют неправительственные организации. Объект контроля зависит от стоящих перед ними задач; независимый контроль проводится специальными органами: аудиторскими фирмами и другими службами.

     К методам финансового контроля относятся:

     - Проверка производится по отдельным  вопросам финансово-хозяйственной  деятельности на основе отчетных, балансовых и расходных документов. В процессе проверки выявляются нарушения финансовой дисциплины и намечаются мероприятия по их устранению.

     - Обследование охватывает отдельные  стороны деятельности предприятий,  организаций и учреждений.

     - Надзор проводится контролирующими  органами за экономическими субъектами, получившими лицензию на определенный  вид финансовой деятельности: страховую,  банковскую и др. Он предполагает  контроль за соблюдением нормативов  и правил.

     - Экономический анализ, как разновидность финансового контроля, имеет целью детальное изучение периодической или годовой финансовой и бухгалтерской отчетности с целью общей оценки результатов хозяйственной деятельности, финансового состояния и обоснования возможностей их эффективного использования. [27, c.318]

     - Ревизия – наиболее распространенная  форма финансового контроля, представляющая  собой взаимосвязанный комплекс  проверок финансово-хозяйственной  деятельности предприятий, учреждений  и организаций. Ревизия проводится для установления целесообразности, обоснованности, экономической эффективности совершенных хозяйственных операций, проверки финансовой дисциплины, достоверности данных бухгалтерского учета и отчетности – для выявления нарушений и недостатков в деятельности ревизуемого объекта.

     Контроль  осуществляют законодательные органы власти, исполнительные органы управления, финансовые, налоговые и кредитные  учреждения, страховые организации, госкомитеты, министерства и ведомства; финансовые службы предприятий, организаций и учреждений. 
 

1.3 Органы управления финансами

     Под субъектами управления финансами понимается совокупность организационных структур, непосредственно осуществляющих управление. В соответствии со структурой финансовой системы РФ по видам объектов управления разделяют управление государственными финансами страны и финансами субъектов Федерации, муниципальных образований и управление финансами хозяйствующих субъектов — юридических лиц, индивидуальных предпринимателей без образования юридического лица.

     Субъектами управления выступают законодательные органы, принимающие законы о финансах, финансовой деятельности, и исполнительные органы, направляющие, регулирующие и контролирующие финансовые процессы на общегосударственном, региональном, местном уровнях, а также финансовый аппарат в коммерческих и некоммерческих организациях, предприятиях и учреждениях. На общегосударственном уровне в управлении финансами участвуют Президент РФ [1], депутаты обеих палат Федерального Собрания РФ, в том числе профильных комитетов по бюджету, налогам, банкам и финансам, Счетная палата РФ, Центральный банк РФ, Правительство РФ, исполнительные органы государственных внебюджетных фондов (таблица 2). [15, c.289]

Таблица 2 - Органы управления финансами

Органы  управления Функции
Президент РФ Бюджетное послание [1]
Парламент (Федеральное собрание РФ, Совет  Федерации, Государственная Дума) Устанавливает налоги, утверждает федеральный бюджет [4,5,6]
Правительство РФ Разрабатывает федеральный бюджет, бюджеты государственных  внебюджетных фондов [7]
Министерство  Финансов Реализация  финансовой политики [8]
Банк  России Формирует денежно-кредитную  политику,  осуществляет кассовое исполнение бюджета наряду с Федеральным  казначейством [9]
Счетная палата РФ Контроль выполнения финансового законодательства, расходования федеральных средств [10]
 

     Органы  законодательной и исполнительной власти (Президент РФ, Федеральное  Собрание РФ, Правительство РФ) осуществляют стратегическое управление финансами  при составлении, рассмотрении и  утверждении прогнозов развития экономики государства, федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

     Президент РФ – регламентирует деятельность финансовой системы, подписывает бюджетный  план, имеет право «вето» на финансовое законодательство, принятое Федеральным Собранием.

     Федеральное Собрание РФ (состоит из двух палат: Совет Федерации и Государственная  Дума) – устанавливает налоги, сборы, неналоговые платежи, утверждает федеральный  бюджет, принимает финансовое законодательство (Бюджетный и Налоговые кодексы и др.)

     Правительство РФ – рассматривает федеральный  бюджет, выступает как единый центр  управления финансами. Центральным  органом, осуществляющим реализацию финансовой политики, является Министерство финансов РФ. Оно обеспечивает единство финансовой, кредитно-денежной и валютной политики в РФ, координирует деятельность других федеральных органов исполнительной власти.

     На  Министерство финансов возложены следующие  функции:

     -   участие в разработке прогнозов  социально-экономического развития  РФ на долгосрочный период, среднесрочную и краткосрочную перспективы;

     - подготавливает предложения и  реализует мероприятия по совершенствованию  бюджетной системы и механизма  межбюджетных отношений

     - участвует в подготовке предложений  по основным направлениям кредитно-денежной политики;

     - проведение мероприятий по контролю  за целевым исполнением федерального  бюджета и за исполнением целевых  средств бюджета;

     Федеральная комиссия по ценным бумагам контролирует деятельность участников фондового  рынка, способствуя тем самым увеличению поступлений в бюджетный фонд.

     Система Центрального банка Российской Федерации (ЦБ РФ) является важным органом реализации денежно-кредитной политики.                                ЦБ РФ осуществляет наряду с Федеральным  казначейством кассовое исполнение бюджета, контролирует деятельность других кредитных институтов.

     Счетная палата Российской Федерации – это  специальный контрольный орган, который осуществляет контроль за состоянием федеральной собственности и  контроль за расходованием федеральных денежных средств. Счетная палата независима от Правительства и подотчетна Федеральному собранию.

     Оперативное управление финансами осуществляется министерствами, федеральными службами и агентствами. В соответствии со структурой федеральных органов  исполнительной власти выделены:

     - федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства, руководство деятельностью которых осуществляет Президент (МВД, МИД, Министерство обороны, Министерство юстиции, Министерство РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий);

     - министерства, руководство которыми осуществляет Правительство РФ (финансов, экономического развития, промышленности и торговли, здравоохранения и социального развития, культуры, образования и науки, природных ресурсов и экологии, промышленности и торговли, регионального развития, связи и массовых коммуникаций, сельского хозяйства, спорта, туризма и молодежной политики, транспорта).

     Так, контроль и надзор за выполнением  юридическими и физическими лицами требований законодательства РФ о противодействии  легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, осуществляет Федеральная  служба по финансовому мониторингу. Она представляет Российскую Федерацию в международных организациях по вопросам противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем.

     Полномочиями  этой службы являются:

     - выявление признаков, свидетельствующих о том, что операция с денежными средствами или иным имуществом связана с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем;

     - проверка полученной информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством РФ о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

     - сбор, обработка и анализ информации об операциях с денежными средствами или иным имуществом в соответствии с законодательством о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем;

     - учет организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы. 

Информация о работе Управление финансами в условиях административной реформы