Управление финансами в условиях административной реформы

Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:31, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является определение места Минфина России в системе государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

- раскрыть содержание и представить современную трактовку понятия «управление финансами» в системе государственного управления в России;

- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;

- определить современные методологические подходы к категории административно-правового статуса органов исполнительной власти в сфере управления финансами;

- исследовать механизм реализации административно-правового статуса Минфина России для чего: установить место и функции Минфина России в системе органов исполнительной власти в условиях административной реформы; определить структуру и полномочия Минфина России;

- охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.

Содержание

Введение

1 Сущность управления финансами

1.1 Понятие и сущность управления финансами

1.2 Основные задачи и методы управления финансами

1.3 Органы управления финансами

1.4 Правовые основы управления финансами

2. Совершенствование управления финансами в условиях административной реформы

2.1 Административная реформа и ее основные компоненты

2.2 Реформирование и развитие системы управления финансами на первом этапе проведения реформы (1991-2003гг)

2.3 Оценка и основные направления повышения эффективности управления финансами на втором этапе проведения административной реформы (2004-2008гг)

Заключение

Список использованной литературы

Работа содержит 1 файл

курсовая работа управление финансами в усл.админ.реф..doc

— 245.50 Кб (Скачать)

Содержание: 

Введение

1 Сущность  управления финансами

1.1 Понятие  и сущность управления финансами

1.2 Основные  задачи и методы управления  финансами

1.3 Органы  управления финансами

1.4 Правовые  основы управления финансами

2. Совершенствование  управления финансами в условиях административной реформы

2.1 Административная  реформа и ее основные компоненты

2.2 Реформирование  и развитие системы управления  финансами на первом этапе  проведения реформы (1991-2003гг)

2.3 Оценка  и основные направления повышения  эффективности управления финансами на втором этапе проведения административной реформы (2004-2008гг)

Заключение

Список  использованной литературы

 

Введение 

     Актуальность  исследования совершенствования управления финансами в условиях административной реформы определяется  рядом  факторов.  

     Во-первых, возрастающей  необходимостью  эффективного управления  публичными финансами.  В условиях глобализации экономики  эффективное и ответственное  управление общественными финансами  имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. Как известно, Министерство финансов Российской Федерации в рамках председательствования  Российской Федерации в «Группе восьми» выступило с инициативой повысить роль предпринимаемых на международном уровне усилий по содействию эффективному и ответственному управлению общественными (государственными и муниципальными) финансами. Исходя из накопленного за последние годы коллективного опыта в области управления общественными финансами, включая результаты бюджетных реформ, к обсуждению предложена инициатива по развитию и применению общепризнанных,  форм и методов стандартов и критериев эффективного и ответственного управления общественными финансами. Роль Минфина России в  реализации этой инициативы невозможно переоценить, но для этого необходимо  трезво и четко представлять   права и обязанности  такого государственного органа как Минфин России, его реальные  возможности и ограничения, что предопределяет   актуальность изучения его правового статуса.

  Во-вторых,   многовековое существование российского государства породило огромное  многообразие и богатство  форм и методов государственного управления во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области финансов. К сожалению, изучение истории и правового статуса отдельных государственных  органов  и учреждений  России, их роли в жизни российского общества на различных этапах его развития  пока не  стали предметом активного научного изучения. Между тем в условиях  административной реформы опора на сокровищницу национального государственного строительства и управления,  несомненно, также может помочь в понимании того, какими путями сегодня   лучше решать стоящие проблемы в области управления публичными  финансами. Но для этого  отечественный опыт надо знать, а, следовательно, изучать, анализировать, делать соответствующие выводы.

     Наконец, в-третьих, актуальность исследования совершенствования управления финансами  объясняется необходимостью оценить динамику и состояние стремительно меняющегося  законодательства, регулирующего государственное управление финансами и роль в этом процессе Минфина России в условиях административной реформ в стране.

     Объектом  исследования является система общественных отношений, связанных со становлением и функционированием управления финансами,  формированием правовой основы его деятельности, местом и ролью в системе государственного управления публичными финансами на современном этапе.

     Предмет исследования - совокупность законов, иных нормативных актов дореволюционного, советского и современного периодов, определяющих статус Минфина России, его место в системе государственного управления финансами, его полномочия и задачи на современном этапе.

     Целью данной работы является определение  места Минфина России в системе  государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.

  Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

     - раскрыть содержание и представить современную трактовку понятия «управление финансами» в системе государственного управления в России;

     - рассмотреть основные задачи  и методы управления финансами;

     - определить современные методологические  подходы к категории административно-правового статуса органов исполнительной власти в сфере управления финансами;

     - исследовать механизм реализации  административно-правового статуса  Минфина России для чего: установить  место и функции Минфина России  в системе органов исполнительной  власти в условиях административной реформы; определить структуру и полномочия Минфина России;

     - охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.

     В основу исследования положены принципы научности и объективности. Использовались такие методы исследования, как сравнительный, ретроспективный и другие современные методы.

     Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка нормативно-правовых актов и использованной литературы.

 

1. Сущность управления финансами 

1.1 Понятие  и сущность управления финансами

     В условиях глобализации экономики эффективное  и ответственное управление общественными  финансами имеет фундаментальное  значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста.

     Рассмотрим  по порядку составляющие понятия  «управление финансами», для того чтобы полностью уловить его  суть.

     Так, под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно основано на знании объективных закономерностей развития общества; вместе с тем, на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторой схемы управления. [15, c.127]

     И этого следует, что управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.

     Однако, существует множество определений  понятия «управление финансами», но суть их не значительна велика. Ряд авторов дают следующее определение. Управление финансами - составная часть общей системы управления социально-экономическими процессами. Оно направлено на совершенствование системы отношений, призванных нормализовать финансовые ресурсы, необходимых для социально-экономического развития общества. Цель управления финансами – достижение финансовой устойчивости и финансовой независимости, проявляющиеся в макроэкономической сбалансированности, профиците бюджета, снижении государственного долга, твердости национальной валюты, в сочетании экономических интересов государства и всех членов общества. [26, c.238]

     Ефимов  В.С. характеризует управление финансами  сознательным воздействием органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. [15, c.154]

     В целом можно отметить, что управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.

     В процессе управления финансами используются основные принципы управления экономикой:

    - воспроизводство системы жизнеобеспечения экономики страны путем сохранения экосистемы;

    - правовая регламентация управления на всех уровнях иерархии;

    - социальная ориентация развития экономики страны;

    - научная обоснованность систем управления;

    - ориентация экономики на инновационный путь развития;

    - ранжирование объектов управления по их важности;

    - единство теории и практики управления;

    - сохранение и развитие конкурентных преимуществ объекта управления;

    - обеспечение организованности управленческих процессов;

    - рациональное сочетание форм управления;

    - обеспечение сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе.

     В целях поддержания стабильности финансового положения государства, финансовой устойчивости субъектов  хозяйствования используются различные  инструменты регулирования, распределения  и перераспределения средств, в  том числе между уровнями бюджетной системы. Управление финансовыми потоками осуществляется как на макроуровне, так и в рамках отдельной организации.

     Поскольку в финансовой сфере объектами  управления являются разнообразные  виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов. В рыночной экономике финансовые методы действуют по линии управления движением финансовых ресурсов, связанных с соизмерением затрат и результатов.

     Реализация  указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственную деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям.

     Система управления финансами имеет определяющее значение для функционирования и  развития современной экономики. Сложившаяся  к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и т.д. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики. [16, c.89]

     Между тем цивилизованная рыночная экономика  не может успешно и стабильно  функционировать и развиваться  без хорошо отлаженной, управляемой  финансовой системы и регулируемого финансового рынка. Финансовый рынок и финансовая система функционируют на базе реальной экономики, производящей материальные и духовные блага. Они в то же время обслуживают и определяют условия деятельности самой реальной экономики. Поэтому в рыночной экономике управление финансами приобретает исключительно важное значение, финансовые пропорции определяют материально-вещественные пропорции, распределение реальных, т.е. материальных и нематериальных, ресурсов, воздействуют на структурную перестройку, ставят благосостояние населения в зависимости от результатов экономического роста. 

Информация о работе Управление финансами в условиях административной реформы