Автор: Пользователь скрыл имя, 12 Января 2012 в 11:31, курсовая работа
Целью данной работы является определение места Минфина России в системе государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
- раскрыть содержание и представить современную трактовку понятия «управление финансами» в системе государственного управления в России;
- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;
- определить современные методологические подходы к категории административно-правового статуса органов исполнительной власти в сфере управления финансами;
- исследовать механизм реализации административно-правового статуса Минфина России для чего: установить место и функции Минфина России в системе органов исполнительной власти в условиях административной реформы; определить структуру и полномочия Минфина России;
- охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.
Введение
1 Сущность управления финансами
1.1 Понятие и сущность управления финансами
1.2 Основные задачи и методы управления финансами
1.3 Органы управления финансами
1.4 Правовые основы управления финансами
2. Совершенствование управления финансами в условиях административной реформы
2.1 Административная реформа и ее основные компоненты
2.2 Реформирование и развитие системы управления финансами на первом этапе проведения реформы (1991-2003гг)
2.3 Оценка и основные направления повышения эффективности управления финансами на втором этапе проведения административной реформы (2004-2008гг)
Заключение
Список использованной литературы
Содержание:
Введение
1 Сущность управления финансами
1.1 Понятие
и сущность управления
1.2 Основные задачи и методы управления финансами
1.3 Органы управления финансами
1.4 Правовые основы управления финансами
2. Совершенствование управления финансами в условиях административной реформы
2.1 Административная
реформа и ее основные
2.2 Реформирование
и развитие системы управления
финансами на первом этапе
проведения реформы (1991-
2.3 Оценка
и основные направления
Заключение
Список использованной литературы
Введение
Актуальность исследования совершенствования управления финансами в условиях административной реформы определяется рядом факторов.
Во-первых, возрастающей необходимостью эффективного управления публичными финансами. В условиях глобализации экономики эффективное и ответственное управление общественными финансами имеет фундаментальное значение для всех стран с точки зрения обеспечения устойчивости национальных бюджетных систем, а также общей финансовой безопасности и устойчивого экономического роста. Как известно, Министерство финансов Российской Федерации в рамках председательствования Российской Федерации в «Группе восьми» выступило с инициативой повысить роль предпринимаемых на международном уровне усилий по содействию эффективному и ответственному управлению общественными (государственными и муниципальными) финансами. Исходя из накопленного за последние годы коллективного опыта в области управления общественными финансами, включая результаты бюджетных реформ, к обсуждению предложена инициатива по развитию и применению общепризнанных, форм и методов стандартов и критериев эффективного и ответственного управления общественными финансами. Роль Минфина России в реализации этой инициативы невозможно переоценить, но для этого необходимо трезво и четко представлять права и обязанности такого государственного органа как Минфин России, его реальные возможности и ограничения, что предопределяет актуальность изучения его правового статуса.
Во-вторых, многовековое существование российского государства породило огромное многообразие и богатство форм и методов государственного управления во всех сферах общественной жизни, в том числе и в области финансов. К сожалению, изучение истории и правового статуса отдельных государственных органов и учреждений России, их роли в жизни российского общества на различных этапах его развития пока не стали предметом активного научного изучения. Между тем в условиях административной реформы опора на сокровищницу национального государственного строительства и управления, несомненно, также может помочь в понимании того, какими путями сегодня лучше решать стоящие проблемы в области управления публичными финансами. Но для этого отечественный опыт надо знать, а, следовательно, изучать, анализировать, делать соответствующие выводы.
Наконец, в-третьих, актуальность исследования совершенствования управления финансами объясняется необходимостью оценить динамику и состояние стремительно меняющегося законодательства, регулирующего государственное управление финансами и роль в этом процессе Минфина России в условиях административной реформ в стране.
Объектом исследования является система общественных отношений, связанных со становлением и функционированием управления финансами, формированием правовой основы его деятельности, местом и ролью в системе государственного управления публичными финансами на современном этапе.
Предмет исследования - совокупность законов, иных нормативных актов дореволюционного, советского и современного периодов, определяющих статус Минфина России, его место в системе государственного управления финансами, его полномочия и задачи на современном этапе.
Целью данной работы является определение места Минфина России в системе государственного управления публичными финансами в условиях административной реформы.
Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:
-
раскрыть содержание и
- рассмотреть основные задачи и методы управления финансами;
-
определить современные
-
исследовать механизм
- охарактеризовать основные направления и особенности нормативного регулирования Минфином России в управлении финансами в условиях административной реформы.
В основу исследования положены принципы научности и объективности. Использовались такие методы исследования, как сравнительный, ретроспективный и другие современные методы.
Курсовая работа состоит из введения, двух глав, включающих 6 параграфов, заключения, списка нормативно-правовых актов и использованной литературы.
1. Сущность
управления финансами
1.1 Понятие
и сущность управления
В
условиях глобализации экономики эффективное
и ответственное управление общественными
финансами имеет
Рассмотрим по порядку составляющие понятия «управление финансами», для того чтобы полностью уловить его суть.
Так, под управлением понимается совокупность приемов и методов целенаправленного воздействия на объект для достижения определенного результата. Управление присуще всем сферам человеческой деятельности, в том числе и финансовой. Оно основано на знании объективных закономерностей развития общества; вместе с тем, на управление большое влияние оказывает государство в лице соответствующих управленческих структур. Процесс перераспределения финансовых ресурсов между различными субъектами финансовой системы и внутри них всегда направлен на достижение определенных целей, поэтому он не может осуществляться стихийно и, соответственно, предполагает организацию некоторой схемы управления. [15, c.127]
И этого следует, что управление финансами – это деятельность по обеспечению развития финансовой системы государства или конкретного субъекта хозяйствования в соответствии с заданными количественными и качественными параметрами.
Однако,
существует множество определений
понятия «управление финансами»
Ефимов В.С. характеризует управление финансами сознательным воздействием органов управления на финансы страны, регионов, хозяйствующих субъектов и на финансовые процессы, финансовую деятельность, осуществляемое с целью достижения и поддержания сбалансированности, финансовой устойчивости экономики, получения доходов, прибыли, финансового обеспечения решаемых экономических и социальных задач. [15, c.154]
В целом можно отметить, что управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов на финансовые отношения и соответствующие им виды финансовых ресурсов для реализации функций субъектов власти и субъектов хозяйствования, целей и задач их деятельности.
В процессе управления финансами используются основные принципы управления экономикой:
- воспроизводство системы жизнеобеспечения экономики страны путем сохранения экосистемы;
- правовая регламентация управления на всех уровнях иерархии;
- социальная ориентация развития экономики страны;
- научная обоснованность систем управления;
- ориентация экономики на инновационный путь развития;
- ранжирование объектов управления по их важности;
- единство теории и практики управления;
- сохранение и развитие конкурентных преимуществ объекта управления;
- обеспечение организованности управленческих процессов;
- рациональное сочетание форм управления;
- обеспечение сопоставимости вариантов управленческих решений при их выборе.
В
целях поддержания стабильности
финансового положения
Поскольку в финансовой сфере объектами управления являются разнообразные виды финансовых отношений, то управление финансами представляет собой процесс целенаправленного воздействия с помощью специальных приемов и методов. В рыночной экономике финансовые методы действуют по линии управления движением финансовых ресурсов, связанных с соизмерением затрат и результатов.
Реализация указанной цели требует соизмерения размеров вложенного (авансированного) в производственную деятельность капитала с финансовыми результатами этой деятельности. К финансовым рычагам относятся прибыль, доходы, амортизационные отчисления, экономические фонды целевого назначения, финансовые санкции, арендная плата, процентные ставки по кредитам, депозитам, облигациям.
Система управления финансами имеет определяющее значение для функционирования и развития современной экономики. Сложившаяся к настоящему времени российская система управления финансами получила развитие в процессе экономических реформ перехода от планово-централизованной к рыночной экономике. В планово-централизованной экономике управление финансами осуществлялось директивно-административными методами. Проблемы финансового рынка не возникало, поскольку как такового его вообще не было. Хотя некоторые элементы этого рынка все же существовали - выпускались государственные займы, функционировали сберегательные кассы для населения и т.д. Но они не оказывали существенного воздействия на деятельность финансовой сферы и самой экономики. [16, c.89]
Между
тем цивилизованная рыночная экономика
не может успешно и стабильно
функционировать и развиваться
без хорошо отлаженной, управляемой
финансовой системы и регулируемого
финансового рынка. Финансовый рынок и
финансовая система функционируют на
базе реальной экономики, производящей
материальные и духовные блага. Они в то
же время обслуживают и определяют условия
деятельности самой реальной экономики.
Поэтому в рыночной экономике управление
финансами приобретает исключительно
важное значение, финансовые пропорции
определяют материально-вещественные
пропорции, распределение реальных, т.е.
материальных и нематериальных, ресурсов,
воздействуют на структурную перестройку,
ставят благосостояние населения в зависимости
от результатов экономического роста.
Информация о работе Управление финансами в условиях административной реформы