Автор: Пользователь скрыл имя, 02 Апреля 2012 в 20:10, курсовая работа
Целью курсовой работы является определение сущности управления дебиторской задолженностью.
Задачи курсовой работы:
- рассмотреть теоретические аспекты;
- дать организационно – экономическую характеристику предприятия;
- определить механизм управления дебиторской задолженности на предприятии;
- рассмотреть пути выбора форм расчетов с покупателями и системы контроля за движением дебиторской задолженности.
Введение……………………………………………………………………………..2
1. Теоретические основы управления дебиторской задолженностью…………...4
1.1. Экономическая сущность дебиторской задолженности……………………...4
1.2. Этапы управления текущей дебиторской задолженностью………………….8
2. Организационно – экономическая характеристика ЗАО «ЖБИ «Степной»...................................................................................................................19
2.1. Общая характеристика ЗАО «ЖБИ «Степной»……………………………...19
2.2. Организационная структура ЗАО завода ЖБИ «Степной»…………………23
3. Механизм управления дебиторской задолженностью в ЗАО «ЖБИ «Степной»…………………………………………………………………………...28
3.1. Анализ структуры и динамики дебиторской задолженности в ЗАО «ЖБИ «Степной»…………………………………………………………………………..28
3.2. Условия поставки продукции покупателю…………………………………..31
Заключение………………………………………………………………………….34
Список используемой литературы………………………………………………...36
ОДЗ = 360 дней / Оборачиваемость ДЗ в оборотах,
где ОДЗ— оборачиваемость дебиторской задолженности;
ДЗ — средняя за год дебиторская задолженность;
t — отчетный период в днях.
При проведении анализа целесообразно также рассчитать долю дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов(3) и долю сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности(4). Показатель (4) характеризует «качество» дебиторской задолженности. Тенденция к его росту свидетельствует о снижении ликвидности.
3.Доля дебиторской задолженности в общем объеме текущих активов:
=(Дебиторская задолженность / Текущие активы)•100% =
= (стр.240 или стр. 230/стр.290 )•100% [2]
4. Доля сомнительной задолженности в составе дебиторской задолженности:
=(Сомнительная ДЗ / Общая ДЗ)•100%
Анализ оборачиваемости дебиторской задолженности следует проводить в сравнении с предыдущим отчетным периодом
На второй стадии анализа оценивается уровень дебиторской задолженности покупателей продукции и его динамика в предшествующем периоде. Оценку этого уровня рекомендуется осуществлять на основе следующих показателей:
1. Коэффициента отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги. Он рассчитывается по следующей формуле:
где КОАдз – коэффициент отвлечения оборотных активов в текущую дебиторскую задолженность за товары, работы и услуги;
ДЗв – сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселями;
ЧРСдз – сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД — сумма резерва сомнительных долгов;
ОА — общая сумма оборотных активов предприятия.
2. Коэффициента возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он определяется по следующей формуле:
где КВИдз — коэффициент возможной инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги;
ДЗВ — сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем;
ЧРСдз — сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности;
РСД — сумма резерва сомнительных долгов.
На третьей стадии анализа определяется средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги. Он характеризует роль этого вида дебиторской задолженности в фактической продолжительности финансового и общего операционного цикла предприятия. Расчет этого показателя производится по следующей формуле:
где ПИдз — средний период инкассации текущей дебиторской задолженности за товары, работы и услуги (в днях);
— средняя сумма текущей дебиторской задолженности покупателей, оформленной векселем, в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
— средняя сумма чистой реализационной стоимости дебиторской задолженности в рассматриваемом периоде (рассчитанная как средняя хронологическая);
О0 — сумма дневного оборота по реализации продукции в рассматриваемом периоде.
На четвертой стадии анализа оценивается состав дебиторской задолженности предприятия по отдельным ее «возрастным группам», т.е. по предусмотренным срокам ее инкассации.
На пятой стадии анализа определяют сумму эффекта, полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность. В этих целях сумму дополнительной прибыли, полученной от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита, сопоставляют с суммой дополнительных затрат по оформлению кредита и инкассации долга, а также прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями (сумма резерва сомнительных доходов, подлежащая списанию в связи с неплатежеспособностью покупателей и истечением сроков исковой давности). Расчет этого эффекта осуществляется по следующей формуле:
Эдз=Пдз-ТЗдз-ФПдз,
где Эдз – сумма эффекта полученного от инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Пдз – дополнительная прибыль предприятия, полученная от увеличения объема реализации продукции за счет предоставления кредита;
ТЗдз – текущие затраты предприятия, связанные с организацией кредитования покупателей и инкассацией долга;
ФПдз – сумма прямых финансовых потерь от невозврата долга покупателями.
Наряду с абсолютной суммой эффекта в процессе этого этапа анализа может быть определен и относительный показатель — коэффициент эффективности инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность. Он рассчитывается по следующей формуле:
где КЭдз — коэффициент эффективности инвестирования средств в дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями;
Эдз – сумма эффекта, полученного от инвестирования средств в текущую дебиторскую задолженность по расчетам с покупателями в определенном периоде;
- средний остаток текущей дебиторской задолженности по расчетам с покупателями в рассматриваемом периоде.
Результаты анализа используются в процессе последующей разработки отдельных параметров кредитной политики предприятия.
2. Выбор типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции.
Тип кредитной политики характеризует принципиальные подходы к ее осуществлению с позиции соотношения уровней доходности и риска кредитной деятельности предприятия. Различают три принципиальных типа кредитной политики предприятия по отношению к покупателям продукции — консервативный, умеренный и агрессивный.
Консервативный (или жесткий) тип кредитной политики предприятия направлен на минимизацию кредитного риска. Осуществляя этот тип кредитной политики предприятие не стремится к получению высокой дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции. Механизмом реализации политики такого типа является существенное сокращение круга покупателей продукции в кредит за счет групп повышенного риска; минимизация сроков предоставления кредита и его размера; ужесточение условий предоставления кредита и повышение его стоимости; использование жестких процедур инкассации дебиторской задолженности.
Умеренный тип кредитной политики предприятия характеризует типичные условия ее осуществления в соответствии с принятой коммерческой и финансовой практикой и ориентируется на средний уровень кредитного риска при продаже продукции с отсрочкой платежа.
Агрессивный (или мягкий) тип кредитной политики предприятия приоритетной целью кредитной деятельности ставит максимизацию дополнительной прибыли за счет расширения объема реализации продукции в кредит, не считаясь с высоким уровнем кредитного риска, который сопровождает эти операции. Механизмом реализации политики такого типа является распространение кредита на более рискованные группы покупателей продукции; увеличение периода предоставления кредита и его размера; снижение стоимости кредита до минимально допустимых размеров; предоставление покупателям возможности пролонгирования кредита.
Определяя тип кредитной политики, следует иметь в виду, что жесткий (консервативный) ее вариант отрицательно влияет на рост объема операционной деятельности предприятия и формирование устойчивых коммерческих связей, в то время как мягкий (агрессивный) ее вариант может вызвать чрезмерное отвлечение финансовых ресурсов, снизить уровень платежеспособности предприятия, вызвать впоследствии значительные расходы по взысканию долгов, а в конечном итоге снизить рентабельность оборотных активов и используемого капитала.
Вырабатывая политику кредитования покупателей своей продукции, предприятие должно определиться по следующим ключевые вопросам.
1. Срок предоставления кредита. Чаще всего применяются стандартизованные по условиям оплаты, в том числе и продолжительности кредитования, договоры, тем не менее возможны и отклонения от данной политики. Определяя договором максимально допустимый срок оплаты поставленной продукции, следует принимать во внимание как правовые аспекты заключения договоров поставки, так и экономические последствия того или иного варианта (в частности, учет влияния инфляции).
2. Стандарты кредитоспособности. Заключая договор на поставку продукции и определяя в нем условия оплаты, предприятие может придерживаться установленных им критериев финансовой устойчивости в отношении покупателей; в зависимости от того, насколько кредитоспособен и надежен покупатель, условия договора, в том числе в отношении предоставляемой скидки, размера партии продукции, форм оплаты и другие, могут меняться.
3. Система создания резервов по сомнительным долгам. При заключении договоров предприятие, естественно, рассчитывает на своевременное поступление платежей. Однако не исключены варианты появления просроченной дебиторской задолженности и полной неспособности покупателя рассчитаться по своим обязательствам. Поэтому существует практика создания резервов по сомнительным долгам, позволяющая, во-первых, формировать источники для покрытия убытков и, во-вторых, иметь более реальную характеристику собственного финансового состояния. Данные о резервах по сомнительным долгам и фактических потерях, связанных с непогашением дебиторской задолженности, должны подвергаться тщательному регулярному анализу.
4. Система сбора платежей. Этот раздел работы с дебиторами предполагает разработку: а) процедуры взаимодействия с ними в случае нарушения условий оплаты, б) критериальных значений показателей, свидетельствующих о существенности нарушений, в) системы наказания недобросовестных контрагентов.
5. Система предоставляемых скидок. Предоставление скидки выгодно как покупателю, так и продавцу. Первый имеет прямую выгоду от снижения затрат на покупку товаров, второй получает косвенную выгоду в связи с ускорением оборачиваемости средств, вложенных в дебиторскую задолженность, которая, как и производственные запасы, представляет собой иммобилизацию денежных средств.
6. Система штрафных санкций за просрочку исполнения обязательств покупателями, формируемая в процессе разработки кредитных условий, должна предусматривать соответствующие пени, штрафы и неустойки. Размеры этих штрафных санкций должны полностью возмещать все финансовые потери предприятия-кредитора (потерю дохода, инфляционные потери, возмещение риска снижения уровня платежеспособности и другие).
3. Определение возможной суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность по товарному (коммерческому) и потребительскому кредиту. При расчете этой суммы необходимо учитывать планируемые объемы реализации продукции в кредит; средний период предоставления отсрочки платежа по отдельным формам кредита; средний период просрочки платежей исходя из сложившейся хозяйственной практики (он определяется по результатам анализа текущей дебиторской задолженности в предшествующем периоде); коэффициент соотношения себестоимости и цены реализуемой в кредит продукции.
Расчет необходимой суммы оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность, осуществляется по следующей формуле:
где ОКдз — необходимая сумма оборотного капитала, направляемого в дебиторскую задолженность;
ОРк – планируемый объем реализации продукции в кредит;
Кс/ц – коэффициент соотношения себестоимости и цены продукции, выраженный десятичной дробью;
- средний период предоставления кредита покупателям, в днях;
средний период просрочки платежей по предоставленному кредиту, в днях.
Если финансовые возможности предприятия не позволяют инвестировать расчетную сумму средств в полном объеме, то при неизменности условий кредитования должен быть соответственно скорректирован планируемый объем реализации продукции в кредит.
4. Формирование стандартов оценки покупателей и дифференциация условий предоставления кредита. В основе установления таких стандартов оценки покупателей лежит их кредитоспособность. Кредитоспособность покупателя характеризует систему условий, определяющих его способность привлекать кредит в разных формах и в полном объеме в предусмотренные сроки выполнять все связанные с ним финансовые обязательства.
Формирование системы стандартов оценки покупателей включает следующие основные элементы:
• определение системы характеристик, оценивающих кредитоспособность отдельных групп покупателей;
• формирование и экспертизу информационной базы проведения оценки кредитоспособности покупателей;
• выбор методов оценки отдельных характеристик кредитоспособности покупателей;
• группировку покупателей продукции по уровню кредитоспособности;
• дифференциацию кредитных условий в соответствии с уровнем кредитоспособности покупателей.
5.Формирование процедуры инкассации текущей дебиторской задолженности. В составе этой процедуры должны быть предусмотрены: сроки и формы предварительного и последующего напоминаний покупателям о дате платежей; возможности и условия пролонгирования долга по предоставленному кредиту; условия возбуждения дела о банкротстве несостоятельных дебиторов.
Информация о работе Управление дебиторской задолженностью ( по материалам ЗАО «Завод ЖБИ «Степной»)