Учет движения денежных средств

Автор: Пользователь скрыл имя, 14 Ноября 2011 в 09:28, курсовая работа

Описание работы

Актуальность данной дипломной работы состоит в том, что денежные средства характеризуют начальную и конечную стадии кругооборота хозяйственных средств, скоростью движения которых во многом определяется эффективность всей предпринимательской деятельности. Объемом имеющихся у предприятия денег как важнейшего платежного средства определяется платежеспособность предприятия - одна из важнейших характеристик его финансового положения.

Содержание

Введение
1. Принципы организации денежных расчетов в Российской Федерации
1.1. Порядок осуществления безналичных расчетов в РФ
1.2. Организация валютных операций в России
1.3. Порядок проведения кассовых операций
2. Организация бухгалтерского учета денежных средств в кассе, на расчетных и валютных счетах
2.1. Организационно-экономическая характеристика ОАО «Благодарненский мукомольный завод»
2.2. Цели и задачи учета денежных средств
2.3. Учет кассовых операций
2.4. Учет денежных средств на расчетных счетах
2.5. Учет денежных средств, находящихся на специальных счетах в банках
2.6. Учет операций по валютным счетам организаций в банках
2.7. Отчетность о движении денежных средств: российский и международный аспекты
3. Аудит операций с денежными средствами
3.1. Организация аудиторской проверки операций с денежными средствами
3.2. Аудит учета денежных средств в кассах организации
3.3. Аудит операций по движению денежных средств на расчетном и специальных счетах в банках
4. Автоматизация бухгалтерского учета как направление рационализации бухгалтерского учета в ОАО «Благодарненский мукомольный завод»
Заключение
Список использованных источников информации

Работа содержит 1 файл

ДЕНЕЖНЫЕ РАСЧЁТЫ.docx

— 145.55 Кб (Скачать)

-  копии устава  предприятия и учредительного  договора, заверенные нотариально; 

- копию регистрационного  свидетельства предприятия, заверенную  нотариально; 

-  справку налогового  органа о регистрации предприятия  в качестве налогоплательщика; 

- копию документа  о регистрации в качестве налогоплательщика  в Пенсионный фонд РФ; 

-  копию документа  о регистрации в территориальном  фонде обязательного медицинского  страхования в качестве плательщика  в фонд обязательного медицинского  страхования; 

- карточку с образцами  подписей руководителя, заместителя  руководителя и главного бухгалтера  предприятия и оттиском печати  предприятия по установленной  форме, заверенную нота­риально. 

Право первой подписи  на всех банковских документах принадлежит  руководителю предприятия, а второй - главному бухгалтеру. 

При смене руководителя или главного бухгалтера предприятия  в учреждение банка представляют документы, подтверждающие эти изменения. 

Предприятия, если у  них имеются хозрасчетные подразделения (филиалы, представительства) в других регионах России, могут в банках по месту нахождения филиалов (представительств) открыть расчетные (или текущие) счета. Для этого предприятие  должно представить в банк ходатайство  об открытии субрасчетного или текущего счета с указанием характера  совершаемых операций и лиц, которым  дано право распоряжаться счетом. Ходатайство подписывают руководитель предприятия и главный бухгалтер  и скрепляют печатью. Предприятия  обязаны информировать свою налоговую  инспекцию обо всех открытых счетах. Одновременно такая же обязанность  возложена и на отделения банков, в которых предприятиями были открыты счета. 

При недостаточности  или отсутствии средств на расчетном  счете предприятия предъявленные  к оплате платежные документы  банк помещает в картотеку 2. Документы, помещенные в картотеку, банк оплачивает по мере поступления средств на расчетный  счет предприятия в календарной  очередности, кроме обязательств, которые  оплачивают в первоочередном порядке. К ним относятся все виды налоговых  платежей в бюджет, налоговые платежи  во внебюджетные фонды, платежи в  Пенсионный фонд РФ, Фонд социального  страхования РФ, Федеральный и  территориальные фонды обязательного  медицинского страхования, уплата денежных сборов по решению суда и арбитража  и ряда других. 

По договоренности сторон платежи поручениями могут  быть срочными, досрочными и отсроченными. 

Срочный платеж совершается  в следующих вариантах: 

- авансовый платеж, т.е. до отгрузки товара; 

- после отгрузки  товара, т.е. путем прямого акцепта  счета; 

- частичные платежи  при крупных сделках. 

Досрочный и отсроченный  платежи могут иметь место  в рамках договорных отношений без  ущерба для финансового положения  сторон. 

Для осуществления  товарных операций применяются следующие  формы безналичных расчетов:  

1) аккредитивная; 

2)  расчеты по  инкассо; 

3) с использованием  платежных поручений и платежных  требований-поручений; 

4)с использованием  чеков;  

5) путем плановых  платежей; 

6) с помощью почтовых  переводов; 

7) с использованием  векселей. 

Аккредитив представляет собой условное денежное обязательство  банка, выдаваемое им по поручению клиента  в пользу его контрагента по договору, по которому банк, открывший аккредитив (банк-эмитент), может произвести поставщику платеж или предоставить полномочия другому банку производить такие  платежи при условии представления  им документов, предусмотренных в  аккредитиве, и при выполнении других условий аккредитива. 

Порядок расчетов по аккредитивам показан на рис. 1. Для  открытия аккредитива предприятие  представляет в обслуживающий банк аккредитив на типовом бланке. Могут  открываться следующие виды аккредитивов: 

-  покрытые (депонированные) или непокрытые (гарантированные); 

- отзывные или  безотзывные.  

Покрытыми (депонированными) считают аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент перечисляет  собственные средства плательщика  или предоставленный ему кредит в распоряжение банка поставщика  
 

                                                   

Рис. 1. Товарно-денежные потоки при аккредитивной форме  расчетов: 

1 – заявление  на аккредитив; 2 – депонированные  средства; 3 – извещение об аккредитиве; 4 – отгрузка ТМЦ (выполнение  работ, оказание услуг); 5 – документы  об отгрузке; 6 – зачисление средств. 

(исполняющий банк) на отдельный балансовый счет  «Аккредитивы» на весь срок  действия обязательств банка-эмитента. 

При установлении между  банками корреспондентских отношений  непокрытый (гарантированный) аккредитив может открываться в исполняющем  банке путем предоставления ему  права списывать свою сумму аккредитива  с ведущегося у него счета банка-эмитента. 

Каждый аккредитив должен ясно указывать, является ли он отзывным или безотзывным. При отсутствии такого указания аккредитив является отзывным. Отзывной аккредитив может  быть изменен или аннулирован  банком-эмитентом без предварительного согласования с поставщиком (например, в случае несоблюдения условий, предусмотренных  договором, досрочного отказа банка-эмитента гарантировать платежи по аккредитиву). Все распоряжения об изменении условий  отзывного аккредитива плательщик может давать поставщику только через  банк-эмитент, который извещает банк поставщика (исполняющий банк), а  последний — поставщика. Однако исполняющий банк обязан оплатить документы, соответствующие условиям аккредитива, выставленные поставщиком и принятые банком поставщика до получения последним уведомления об изменении или аннулировании аккредитива. 

Безотзывный аккредитив не может быть изменен или аннулирован  без согласия поставщика, в пользу которого он открыт. 

Поставщик может  досрочно отказаться от использования  аккредитива, если это предусмотрено  условиями аккредитива. 

Аккредитив может  быть предназначен для расчетов только с одним поставщиком. 

Срок действия и  порядок расчетов по аккредитиву  устанавливается в договоре между  плательщиком и поставщиком, в котором  следует указать:  

-  наименование  банка-эмитента; 

-  вид аккредитива  и способ его исполнения; 

- способ извещения  поставщика об открытии аккредитива; 

- полный перечень  и точную характеристику документов, представляемых поставщиком для  получения средств по аккредитиву; 

- сроки представления  документов после отгрузки товаров,  требования к их оформлению. Другие  необходимые документы и условия. 

Открытие банком-эмитентом  гарантированных аккредитивов осуществляется по договоренности с покупателем  и в соответствии с условиями  корреспондентских отношений с  другим банком. Исполнение таких аккредитивов банком поставщика осуществляется в  установленном порядке. 

Аккредитивная форма  расчетов достаточно широко используется в настоящее время, а раньше чаще всего применялась инкассовая форма  расчетов. 

Расчеты по инкассо  осуществляются на основании платежных  требований, оплата которых может  производиться по распоряжению плательщика {с акцептом) или без его распоряжения (в без­акцептном порядке), и инкассовых поручений, оплата которых производится без распоряжения плательщика (в  бесспорном порядке). Отгрузив продукцию  или выполнив определенную работу, поставщик выписывает на имя покупателя счет — платежное требование в  двух экземплярах. Счета при реестре  сдаются банку на инкассо. При  этом в реестр могут включаться, по усмотрению получателя средств, платежные  требования и (или) инкассовые поручения. К инкассовым поручениям должны быть приложены исполнительные документы. 

Первые экземпляры реестров остаются в банке-эмитенте, подшиваются в отдельную папку, используются в качестве журнала  регистрации принятых на инкассо  расчетных документов и хра­нятся  в банке-эмитенте в соответствии с установленными сроками хранения документов, а вторые экземпляры —  возвращаются предприятию с пометкой банка о принятии. 

Банк, принявший на инкассо расчетные документы, берет  на себя обязательство доставить  их по назначению. Данное обязательство, а также порядок и сроки  возмещения затрат по доставке расчетных  документов отражаются в договоре банковского  счета с клиентом. 

Учреждения и подразделения  расчетной сети Банка России осуществляют экспедирование расчетных документов самих кредитных организаций  и других его клиентов в порядке, предус­мотренном нормативными актами Банка России. Кредитные организации (филиалы) организуют доставку расчетных  документов своих клиентов самостоятельно. 

При отсутствии или  недостаточности денежных средств  на счете плательщика и при  отсутствии в договоре банковского  счета условия об оплате расчетных  документов сверх имеющихся на счете  денежных средств платежные требования, акцептованные плательщиком, платежные  требования на безакцептное списание денежных средств и инкассовые поручения (с приложенными в установленных  законодательством случаях исполнительными  документами) помещаются в картотеку  по внебалансовому счету «Расчетные документы, не оплаченные в срок». 

Оплата расчетных  документов производится по мере поступления  денежных средств на счет плательщика  в очередности, установленной законодательством. 

Расчеты платежными требованиями-поручениями. 

Платежное требование является расчетным документом, содержащим требование кредитора по основному  договору к должнику об уплате определенной денежной суммы через банк. Как  правило, платежные требования применяются  при расчетах за поставленные товары, выполненные работы, ока­занные услуги, а также в иных случаях, предусмотренных  основным договором. Расчеты посредством  платежных требований могут осуществляться с предварительным акцептом и  без акцепта плательщика. 

Порядок расчетов платежными требованиями-поручениями показан  на рис. 2. 
 
 
 

Рис. 2. Товарно-денежные потоки при расчетах платежными требованиями-поручениями: 

1 – отгрузка ТМЦ; 2 – выставление счета платежного  требования-поручения; 3 – заполненное  на акцептованную сумму платежное  требование-поручение; 4 – поручение  на перечисление денег; 5 – выписка  с расчетного счета о списании  суммы; 6 – выписка с расчетного  счета о зачислении суммы. 

При предварительном  акцепте плательщику дается трехдневный  срок со дня поступления расчетного документа в его банк для согласия или отказа от оплаты полностью или  частично. 

При отказе посылается телеграмма банку получателя, поставщику и его банку. Если в течение  трех дней предприятие не заявит об отказе от акцепта, расчетный документ считается акцеп­тованным и сумма  списывается с расчетного счета. 

Предварительный акцепт применяется в основном при иногородних  расчетах. 

В расчетах между  предприятиями может использоваться и так называемый последующий  акцепт. При нем расчетные документы  поставщиков оплачиваются немедленно при получении их банком плательщика. Предприятие имеет право в  течение трех рабочих дней отказаться от оплаты счета, и банк восстанавливает  ранее списанные суммы на расчетном  счете плательщика. Без акцепта  покупателя списываются средства с  его расчетного счета на оплату расчетных  документов за газ, воду, канализацию, услуги связи. 

Плательщик (покупатель) может полностью или частично отказаться от акцепта. Полный отказ  от оплаты возможен из-за отсутствия заказа, нарушений договора поставки, частичный  акцепт - при применении поставщиком  неправильных цен, допущении арифметических ошибок. Списание излишних, ошибочно зачисленных  сумм производится в безакцептном порядке. 

Информация о работе Учет движения денежных средств