Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:34, курс лекций
Содержание
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. ДеятельностьФинансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.
С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. Деятельность
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151
и стимулирование развития отдельных отраслей, предприятий, территорий, в частности путем выделения им целевых кредитов, выделение же бюджетных средств на безвозмездной основе не всегда оправдано, особенно в условиях ограниченности бюджетных средств, а порой и дефицита. Социальная сторона государственного кредита связана с особенностью воспроизводства рабочей силы за счет поддержки социальной сферы;
3) функция учета и контроля
проявляется в целевом и рацион
Как экономическая категория
Государственный кредит участвует в формировании и использовании централизованных денежных фондов государства, т. е. это делает его элементом финансов. В то же время сам процесс его формирования и использования осуществляется в специфической форме — привлечении денежных средств на временной и, как правило, возмездной основе.
2. Государственный долг, содержание и основные формы
Под государственным долгом или займом понимают долговые обязательства перед физическими и юридическими лицами, иностранными государствами, международными организациями и иными субъектами международного права.
Государственный долг полностью и без условий обеспечивается всем находящимся в федеральной собственности имуществом, составляющим государственную казну.
Согласно Бюджетному кодексу РФ в зависимости от валюты происхождения долга его делят на внутренний и внешний. Под внутренним государственным долгом понимают обязательства, выраженные в валюте РФ, а под внешним — в иностранной валюте.
Российские долговые обязательства могут существовать в следующих формах:
1) кредитного соглашения или договоров, заключенных от лица РФ в пользу указанных кредиторов;
54
договоров поручительства РФ по обеспечению исполнения
обязательств третьими лицами.
Кредитные соглашения и договоры в системе государственного кредита заключаются прежде всего с кредитными организациями различного рода, как правило, коммерческими банками. К их услугам чаще прибегают субъекты федерации и муниципальные образования.
Традиционно кредиты Правительству РФ предоставлялись ЦБ РФ, который в качестве кредитных ресурсов использовал собственные средства, резервные фонды банков, а также вклады населения в учреждениях Сбербанка РФ. В то же время согласно новому Закону о ЦБ РФ он теперь не вправе предоставлять кредиты на финансирование государственных и местных бюджетов, а также бюджетов государственных внебюджетных фондов.
Государственные ценные бумаги — это обязательства, выпущенные от имени государства или гарантированные им. В экономически развитых странах они являются основным источником формирования государственного долга.
Мировой рынок государственных ценных бумаг достаточно разнообразен и включает облигации, казначейские векселя, казначейские ноты и др. Наиболее распространены облигации.
Казначейские ноты — среднесрочные рыночные ценные бумаги.
Они выпускаются Минфином или специальными государственными финансовыми органами.
Государственные ценные бумаги — это важнейший финансовый инструмент рыночной экономики. Их роль принципиально менялась в ходе развития общества. Первоначально они использовались для покрытия бюджетного дефицита, вызванного чрезвычайными расходами.
Постепенно их выпуск стал приобретать экономическую направленность. И они начинают играть существенную роль в государственном регулировании национальной экономики и денежного обращения.
Они есть наиболее цивилизованный рыночный способ формирования государственного долга.
Посредством государственных ценных бумаг проводится кредитно-денежная политика, осуществляется воздействие на мак-55
роэкономические процессы. С помощью операций на рынке ценных бумаг ЦБ регулирует денежную массу в обращении. Чтобы увеличить объем денежной массы в коммерческих банках, ЦБ выкупает у них государственные ценные бумаги, и наоборот: при излишней денежной массе и возрастании остатков на счетах ЦБ «выбрасывает» на рынок государственные ценные бумаги, чтобы «связать» излишнюю денежную массу.
Государственные ценные бумаги во многом определяют состояние рынка, курсы ценных бумаг других эмитентов, поэтому их еще рассматривают в качестве барометров изменений в экономической жизни страны.
Государственные гарантии и поручительства выступают особой формой заимствований по обеспечению исполнения обязательств третьими лицами.
Под государственной или
Гарант в этом случае несет субсидиарную ответственность дополнительно к ответственности должника по гарантированному им обязательству, а обязательство его перед третьим лицом ограничивается лишь суммой, на которую выдана гарантия.
Общая сумма предоставленных гарантий включается в состав государственного долга соответствующего уровня как вид долгового обязательства. В зависимости от валюты, в которой предоставляются гарантии, они включаются в состав внутреннего или внешнего долга.
Государственные гарантии предоставляются, как правило, на конкурсной основе после проверки финансового состояния получателя.
Специфика этой формы финансовых отношений заключается в том, что предоставленные гарантии ведут к росту потенциального или скрытого долга.
3. Управление государственным
Управление государственным
сударственного долга, выпуском и размещением новых займов, регулированием рынка государственного кредита. Регулируют и осуществляют эту деятельность Минфин и ЦБ РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита и характер займов, необходимых для его финансирования, разрабатывают кредитную политику и ее институциональное обеспечение.
В системе действий по управлению государственным кредитом важнейшим является обслуживание и погашение государственного долга, поскольку все затраты такого рода осуществляются за счет бюджетных средств, создавая для бюджета дополнительную нагрузку, а несвоевременность выплат ведет к увеличению суммы долга за счет штрафных санкций.
Обслуживание государственного долга предполагает осуществление мероприятий по размещению долговых обязательств, выплату доходов по ним, погашение долга полностью или частично. Погашение долга предполагает полный возврат основной суммы долга и процентов по нему, а также штрафов и иных платежей, связанных с несвоевременным возвратом долга.
В условиях значительного роста государственной задолженности и бюджетного дефицита правительство вынуждено прибегать к разным способам регулирования долга.
Рефинансирование — это
Конверсия — изменение доходности займов.
Консолидация — изменение срока действия уже выпущенных займов в сторону увеличения или сокращения. Она предполагает облегчение условий выплаты долга в виде отсрочки платежей и погашения.
Унификация займов — объединение нескольких займов в один, когда облигации уже выпущенных займов обмениваются на облигации нового займа.
Цель — уменьшение количества видов обращающихся одновременно ценных бумаг, что упрощает работу и сокращает расходы государства по обслуживанию долга. Унификация государственных займов обычно проводится вместе с консолидацией, но может быть проведена и без нее.
Отсрочка погашения займа отличается от консолидации тем, что в этом случае не только отодвигаются сроки погашения, но и, как правило, прекращается выплата доходов.
57
Конверсия, консолидация, унификация государственных займов и обмен облигаций государства обычно осуществляются только в отношении внутренних займов. Что касается отсрочки погашения обязательств, то эта мера возможна и по отношению к внешней задолженности. Она проводится по соглашению с кредиторами.
Под аннулированием государственного долга понимается полный отказ государства от обязательств по выпущенным займам.
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг
1. Лизинг
как особая форма арендных отношений
Особенно популярной в настоящее время формой реализации арендных механизмов является лизинг.
Название специфической формы аренды — лизинга — происходит от английского lease — «аренда», «сдача внаем». Отсюда и съемщик, арендатор в английском языке — lessee, а арендодатель, сдающий в аренду — lessor.
Согласно ст. 2 Федерального закона «О лизинге», лизинг — это вид инвестиционной деятельности, связанной с приобретением имущества и передачей его на основании договора лизинга физическим или юридическим лицам на определенных условиях на определенный срок и за определенную плату с возможностью перехода права собственности на предмет лизинга к лизингополучателю.
Лизинг тесным образом связан с арендным механизмом, но в деловом обороте он имеет более широкую трактовку и содержит в себе одновременно существенные свойства кредитной сделки, инвестиционной и арендной деятельности, которые тесно сочетаются и взаимопроникают друг в друга.
В частности, с арендой лизинг связывают необязательный переход права собственности на объект к его пользователю, срочный характер сделки, возмездный (платный) характер лизинговых отношений, который схож с прокатом (арендой) техники, поскольку предполагает в себе сумму амортизационных отчислений на полное восстановление, затраты по ремонту, обслуживанию и поддержанию переданного имущества в работоспособном состоянии, а также определенную долю прибыли в пользу собственника.
Однако при взятии в аренду каких-либо материальных ценностей арендатор не становится собственником этих средств и не приобретает правовых обязанностей по отношению к этой соб-
59
ственности. Лизингополучатель же принимает на себя обязанности, вытекающие из права собственности, т. е. несет прямую ответственность за риск случайной гибели и техническое обслуживание объекта лизинга.
Лизингодатель, как и арендодатель, остается владельцем объекта лизинга. Гибель или невозможность использования объекта лизинга не освобождает лизингополучателя от обязанностей погашать долг.
Считается, что главное отличие лизинга от аренды состоит лишь в правовых аспектах и зависит от условий соглашения. Но это не так.
С точки зрения экономической науки, лизингополучатель, в отличие от арендатора выплачивает лизингодателю не ежемесячную плату за право пользования объектом лизинга (арендую плату), а полную сумму амортизационных отчислений.
Из этого следует принципиально новое распределение рисков. Лизингодатель приобретает какие-либо материальные ценности в интересах и по просьбе лизингополучателя, тогда как при аренде стороны заключают договор в соответствии со встречными совпавшими интересами. Выплата полной суммы амортизационных отчислений гарантирует хорошее обслуживание объекта лизинга.
При расчете за аренду размер выплат в значительной мере зависит от рыночной конъюнктуры (спроса и предложения). В отличие от аренды при лизинге существует практика получения объекта по окончании срока действия договора в собственность лизингополучателя по заранее согласованной покупной цене.
Первые лизинговые общества возникли в США в 1950-х гг. XX в. Однако сначала их развитие осуществлялось с трудом. Быстрому росту лизинговых операций препятствовала неопределенность их статуса с точки зрения гражданского, хозяйственного и налогового законодательства.
После того как в начале 1970-х гг. в налоговом законодательстве некоторых стран нашло отражение правовое закрепление статуса лизинговых договоров, значение этого фактора в области планирования инвестиций и финансирования в европейской экономике резко возросло.
Насколько быстро этот сектор рынка развивался, можно судить хотя бы по тому, что (по существующим в настоящее время
60
оценкам) в странах с развитой экономикой до 30% всех инвестиций проходят через различного рода лизинговые операции.
Первые лизинговые компании в постперестроечной России возникли в конце 1980-х — начале 1990-х гг., по некоторым оценкам история становления лизинга в России еще короче — не более четырех лет.
Одними из первых были зарегистрированы
«Росагроснаб», специализирующийся на
лизинге отечественной