Сущность и функции финансов

Автор: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2013 в 22:34, курс лекций

Описание работы

Содержание
ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. ДеятельностьФинансы появились одновременно с возникновением государства при расслоении об щества на классы. С разложением феодализма и развитием в его недрах капиталистического способа производства все большую значимость стали приобретать денежные доходы и расходы государства.
На ранних стадиях развития государства не было разграничения между ресурсами государства и ресурсами его главы.
С выделением государственной казны и полным отделением ее от собственности монарха (XVI—XVII вв.) возникают понятия государственных финансов, государственного бюджета, государственного кредита.
Государственные финансы послужили мощным рычагом первоначального накопления капитала.
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151

Содержание

ЛЕКЦИЯ № 1. Сущность
и функции финансов 3
1. Возникновение финансов 3
2. Сущность финансов 5
3. Функции финансов 6
4. Взаимосвязь финансов с другими категориями 7
5. Финансовый менеджмент 9
6. Финансовая политика 10
ЛЕКЦИЯ № 2. Финансовая система 12
1. Общая характеристика финансовойя системы 12
2. Финансовое обеспечение 13
3. Финансовый механизм 15
ЛЕКЦИЯ № 3. Управление финансами
и финансовый контроль 19
1. Сущность понятия «управление финансами» 19
2. Органы управления финансами 21
3. Финансовое планирование 22
4. Финансовый и аудиторский контроль 23
ЛЕКЦИЯ № 4. Социально-экономическая
сущность финансов.
Сущность, функции и виды денег 28
1. Понятие «финансы»,
их экономическая сущность 28
2. Деньги: их необходимость и происхождение 29
3. Функции денег и роль денег в процессе воспроизводства 30
4. Формы и виды денег 33
ЛЕКЦИЯ № 5. Денежный оборот.
Денежная система России 35
1. Денежный оборот, принципы его организации и структура 35
2. Общая характеристика денежной системы 37
3. Закон денежного обращения 38
4. Денежные доходы и расходы населения 39
5. Инфляция, ее сущность и виды 40
ЛЕКЦИЯ № 6. Государственный бюджет
и бюджетная система РФ 43
1. Социально-экономическая сущность государственного бюджета 43
2. Классификация доходов государственного бюджета 45
3. Расходы государственного бюджета, их виды 46
4. Бюджетный дефицит 47
ЛЕКЦИЯ № 7. Внебюджетные фонды 49
ЛЕКЦИЯ № 8. Государственный кредит 53
1. Социально-экономическая сущность
государственного кредита 53
2. Государственный долг, содержание и основные формы 54
3. Управление государственным кредитом . . . .56
ЛЕКЦИЯ № 9. Лизинг 59
1. Лизинг как особая форма арендных отношений 59
2. Лизинг — эффективная форма сбыта готовой продукции 66
ЛЕКЦИЯ № 10. Финансы предприятий 71
1. Функции и сущность финансов предприятий 71
2. Принцип организации финансов предприятия 73
ЛЕКЦИЯ № 11. Оценка эффективности
предпринимательской деятельности 75
1. Задачи оценки и результативные показатели предпринимательской деятельности 75
2. Оценка платежеспособности, финансовой устойчивости и инвестиционной привлекательности предприятий АПК 78
ЛЕКЦИЯ № 12. Движение
финансовых ресурсов 83
1. Управление движением финансовых ресурсов и капитала предприятия 83
2. Финансовые операции 84
ЛЕКЦИЯ № 13. Страхование 91
1. Экономическое
содержание страхования 91
2. Классификация страхования 94
3. Страховой рынок и его структура 98
ЛЕКЦИЯ № 14. Финансовый контроль 106
1. Финансовый контроль — формы и методы проведения 106
2. Государственный финансовый контроль в Российской Федерации 113
3. Негосударственный финансовый контроль 122
ЛЕКЦИЯ № 15. Имущественное и личное
страхование.
Страхование ответственности 127
1. Имущественное страхование 127
2. Личное страхование 130
3. Страхование ответственности 133
ЛЕКЦИЯ № 16. Деятельность
страховых организаций
в условиях перехода к рынку 137
1. Страховой рынок 137
2. Экономические основы страхового дела 143
3. Организация страхования 151

Работа содержит 1 файл

Финансы. Конспект лекций_Котельникова Е.А_2008 -160с.doc

— 778.50 Кб (Скачать)

В теории и практике финансов существует несколько определенных принципов в классификации расходов бюджета:

1) текущие расходы. Обеспечивают текущее функционирова 
ние органов государственной власти. Эти расходы включают:

а) оплату труда государственных служащих, командиро 
вочные расходы и расходы на служебные разъезды;

б) выплату процентов по займам, по государственному 
внешнему долгу, субсидий и трансфертов (населению, 
предприятиям и организациям);

в) расходы на выплату пенсий, стипендий, пособий;

2) капитальные расходы бюджета — это денежные затраты го 
сударства, связанные с финансированием инвестиционной 
и инновационной деятельности.

Эти расходы еще называют бюджетом на развитие. Они включают:

а) капитальное вложение в основные фонды;

б) капитальное строительство;

в) капитальный ремонт;

г) приобретение земли;

46

 

3) функциональные расходы отражают расходы государства на выполнение им основных функций. Включают:

а) расходы на исполнительную, законодательную власть, 
налоговые органы;

б) расходы на судебную систему;

в) расходы на национальную оборону;

г) расходы на правоохранительные органы;

д) расходы на промышленность;

е) расходы на сельское хозяйство;

ж) расходы на транспорт;

з) расходы на финансирование, образование, науку; 
и) расходы на обслуживание и погашение государственно 
го долга (как внешнего, так и внутреннего).

Выделяют также денежные средства резервного фонда, которые должны пойти на непредвиденные нужды. Он устанавливается в размере 1% утвержденных расходов федерального бюджета.

4. Бюджетный дефицит

Представляет собой превышение расходов бюджета над его доходами.

Несмотря на высокие налоговые ставки, федеральный бюджет РФ в течение многих лет принимается с дефицитом. Тем не менее в большинстве экономически развитых стран государственные бюджеты дефицитны, но в относительно устойчивых экономических системах это не является катастрофичным (бюджетный дефицит не должен превышать 2—3% ВВП).

Источники финансирования дефицита государственного бюджета делятся на две группы: внутренние и внешние.

К внутренним источникам относятся  следующие средства: кредиты, государственные  займы (облигационные), осуществляемые путем выпуска долговых ценных бумаг, бюджетные ссуды, полученные от бюджетов других уровней.

Внешние источники включают в себя государственные займы, осуществляемые в иностранной валюте, кредиты иностранных государств, банков и компаний и кредиты, полученные от международных финансовых организаций (МВФ).

Часто для снижения бюджетного дефицита используется секвестрование, которое представляет собой пропорциональное снижение всех государственных расходов на одну и ту же величи-47

 

ну в процентах ежемесячно по всем статьям до конца планируемого года.

Кроме дефицита существует понятие профицита — это обратная сторона дефицита, т. е. превышение доходов бюджета над его расходами.

Законодательно закреплено, что  федеральный бюджет и бюджет субъектов РФ должны быть составлены и утверждены без профицита.

Если в процессе составления  или рассмотрения обнаруживается, что имеет место превышение доходов над расходами бюджета, то до его утверждения необходимо провести сокращение профицита в следующей последовательности:

  1. сократить привлечение доходов от продажи государственной и муниципальной собственности;
  2. предусмотреть направление денежных бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;
  3. увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов нижестоящим бюджетам. Если осуществление перечисленных мер не целесообразно, то

следует сократить налоговые поступления  за счет изменения налогового законодательства.

 

ЛЕКЦИЯ  № 7. Внебюджетные фонды

В ходе развития современной цивилизации  общество пришло к выводу о необходимости социальной защиты людей.

Для этих целей за счет бюджетных  источников, средств предприятий, населения во всех странах создаются внебюджетные фонды.

Они используются для финансирования учреждений образования и здравоохранения, содержания нетрудоспособных и престарелых граждан, оказания материальной помощи отдельным гражданам.

Объем средств, выделенных на социальную защиту граждан, зависит от уровня экономического развития страны. Источником формирования средств внебюджетных фондов служит национальный доход, созданный трудоспособными гражданами и прошедший затем перераспределение через бюджеты и внебюджетные фонды.

Внебюджетные  фонды — это форма перераспределения и использования финансовых ресурсов, привлеченных государством для финансирования некоторых общественных потребностей.

В зависимости от целевого назначения внебюджетные фонды делятся на экономические  и социальные.

А в соответствии с уровнем управления на:

  1. государственные;
  1. региональные. С помощью внебюджетных фондов можно:

 

  1. влиять на процесс производства путем субсидирования, кредитования отечественных предприятий;
  2. обеспечивать природоохранные мероприятия, финансируя их за счет специальных источников и штрафов за загрязнение окружающей среды;
  3. оказывать социальные услуги населению путем выплат пособий, пенсий, стипендий и др.;
  4. предоставлять займы, в том числе зарубежным партнерам.

49

 

Создание первых внебюджетных фондов РФ относится к 1990-м годам.

Через систему внебюджетных фондов РФ реализуется политика государства по осуществлению обязательного социального страхования.

В зависимости от источника финансирования и масштабов использования внебюджетные фонды подразделяются на:

  1. централизованные;
  2. децентрализованные. Централизованные государственные внебюджетные фонды

имеют общегосударственное значение и используются для решения общегосударственных задач. К ним относятся: Пенсионный фонд, ФСС, ФОМС.

Децентрализованные — формируются для решения территориальных, отраслевых и межотраслевых задач. К ним относятся внебюджетные фонды, создаваемые для решения региональных, местных и отраслевых задач.

Пенсионный фонд РФ (ПФ РФ) был создан 22 декабря 1990 г. для государственного управления (финансового), пенсионного обеспечения граждан.

Средства фонда формируются  за счет:

  1. страховых взносов работодателей;
  2. страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной трудовой деятельностью;
  3. ассигнований из федерального бюджета на выплату государственной пенсии и пособий военнослужащим;
  4. добровольных взносов физических и юридических лиц. Размер страховых взносов, уплачиваемых работодателями,

гражданами в пенсионный фонд, определяется Государственной думой.

Предприятия и организации всех форм собственности обязаны вносить в пенсионный фонд взносы в размере 20% от фонда оплаты труда на предприятии.

Средства пенсионного фонда  направляются на:

  1. выплату в соответствии с действующим на территории РФ законом государственных пенсий;
  2. выплату пособий по уходу за ребенком старше 1,5 года;
  3. оказание органами социальной защиты материальной помощи пострадавшим и нетрудоспособным гражданам.

50

 

Фонд социального  страхования

Обязательное социальное страхование  — это создаваемая государством система правовых и экономических мер, направленных на компенсацию и минимизацию последствий изменяемого материального положения граждан.

Тарифы страховых взносов по каждому виду социального страхования  устанавливаются Федеральным законом  от 22 декабря 2005 г. № 179-ФЗ «О страховых тарифах на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний на 2006 год».

ФСС был создан 25 декабря 1990 г.

Основными задачами фонда являются:

  1. обеспечение граждан государственными пособиями по временной нетрудоспособности, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1,5 года, на погребение и т. д.;
  2. участие в разработке государственных программ охраны здоровья работников. Средства фонда образуются за счет:

 

  1. страховых взносов работодателей;
  2. взносов граждан, занимающихся трудовой деятельностью;
  3. доходов от инвестирования временно свободных средств в ликвидные государственные ценные бумаги;
  4. добровольных взносов граждан и юридических лиц;
  5. ассигнований из федерального бюджета.

Фонд обязательного  медицинского страхования (ФОМС)

Был создан 28 июня 1991 г. Его  цель — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансирования профилактических мероприятий.

Медицинское страхование  осуществляется в двух видах: обязательном и добровольном.

Обязательное медицинское страхование  является всеобщим для населения  РФ и реализуется в соответствии с программами медицинского страхования, которое гарантирует объем и условия оказания медицинской лекарственной помощи гражданам РФ.

Фонд медицинского страхования  формируется за счет средств, полученных от страховых взносов. Эти фонды созданы как на федеральном, так и на региональном уровне.

Страховыми медицинскими организациями  выступают юридические лица, являющиеся самостоятельными хозяйствующими

51

 

субъектами с любыми формами  собственности, обладающими необходимым  для осуществления медицинского страхования установленным фондом.

Финансовые средства фондов обязательного  медицинского страхования находятся  в государственной собственности и не входят в состав федерального и регионального бюджетов.

Фонды обязательного медицинского страхования формируются за счет:

  1. страховых взносов предприятий, организаций и учреждений независимо от форм собственности;
  2. ассигнований из федеральных и региональных бюджетов;
  3. добровольных взносов юридических и физических лиц;
  4. доходов от использования временно свободных финансовых ресурсов фонда.

Плательщики страховых взносов — федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования — производят страховые взносы в установленных РФ размерах по отношению к фонду оплаты труда на предприятии. Взносы уплачиваются один раз в месяц.

 

ЛЕКЦИЯ  № 8. Государственный кредит

1. Социально-экономическая сущность государственного кредита

Государственный кредит представляет собой одну из форм существования публичных финансов наряду с бюджетами и внебюджетными фондами и входит в число основных способов привлечения государством дополнительных денежных средств и увеличения его финансовых возможностей.

Государственный кредит — это во многом особая и обособленная часть финансов бюджета. Он имеет свои источники доходов.

У них особое назначение и порядок использования. Таким  образом, государственный кредит представляет собой одну из форм движения ссудного капитала, когда владелец денежных средств передает на время заемщику не сам капитал, а лишь право пользования им.

Субъектами кредитных отношений  являются государство, с одной стороны (чаще всего выступает в роли заемщика), и юридические и физические лица, иностранные государства, международные финансовые организации, с другой стороны.

Существование государственного кредита  вполне закономерно, поскольку финансирование расходов государства обусловлено объективным противоречием между возрастанием общественных потребностей и ограниченными бюджетными средствами. В условиях рынка неизбежно растут расходы, и посредством кредита государство может привлечь дополнительные финансовые ресурсы для их осуществления.

Государственный кредит выполняет следующие функции:

  1. распределительная — проявляется в перераспределении финансовых ресурсов на особых принципах срочности, возвратности и целевого назначения;
  2. регулирующая — имеет две стороны: экономическую и социальную. Экономическая осуществляется через поддержку

53

Информация о работе Сущность и функции финансов